Из опыта использования метапредметных технологий на уроках физики.
статья по физике (10 класс) на тему

Булатова Нина Сергеевна

Как заинтересовать учащихся в учебе, как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении, как показать важность их работы для них же самих, а не только для учителя?

Одним из путей является применение метапредметных технологий. С учителем литературы мы попытались поставить на первое место не просто  передачу знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а учиться самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Из опыта работы предлагается посмотреть результаты долгосрочного проекта по физике «Силы в природе» в 10классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта использования метапредметных технологий на уроках физики.

Булатова Н.С. учитель физики

МБОУ «Сухобезводненская средняя школа»

 1квалификационная категория

«Метапредметные технологии»  педагогические способы работы с мышлением, коммуникацией, действием, пониманием и рефлексией учащихся.

      Задачи и проблемы метапредметного обучения

1. Как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;

2. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;

3. Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта.

        Метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. ФГОС определил метапредметный подход как одно из приоритетных направлений развития образования.

      «Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению» В.Г. Белинский

Действительно, сознание и учителя, и ученика должно измениться.

Трудно не застрять в информации своего предмета, трудно выйти на взаимосвязь с другими учителями и знаниями за границей физики.

       Но метапредметы сегодня очень нужны, потому что задают новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни. То есть они задают новые возможности для всех обучающихся.

      Метапредметность основывается на работе с деятельностью учащегося, передачей ему в первую очередь способов работы со знаниями, а не просто знания. Важно научить учащихся применять способы действия не зависимо от предметной области.

      В условиях ФГОС учитель должен уметь организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы создавались условия для формирования как УУД, так и самих предметных и метапредметных компетенций обучающихся.

     В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Таким образом, метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени.

   Метапредметное обучение – технология, позволяющая реально повышать  качество  образовательного процесса через работу со способностями учащегося.

      Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения различных методов, способов, учебно-методических средств формирования универсальных учебных действий школьников.         

           Обычно учащийся, работая с материалом физики, химии, биологии, истории и т. д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое. Он не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие. Если ситуация возникновения гениального открытия будет заново представлена и прожита в классе актуально, как «всамделишная» реальность, – полученное знание уже никогда не забудется. И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления. В данном случае – знания. Таким образом, мы должны передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями.

      В школе очень часто одни и те же научные понятия при изучении различных дисциплин трактуются по-разному, что вносит путаницу в сознание учащихся. При переходе из одной предметной области в другую у них не возникает общего понимания устройства областей и где проходит граница между самими областями. Особенно сложно связать гуманитарный и естественнонаучный тип знаний.

      Одна из задач метапредметного подхода помочь понять кто я в этом мире и развитие системы природа – человек – общество.

   

       Уроки физики с метапредметным подходом могут быть 2-х типов: 
1. Уроки с привлечением некоторых знаний уч-ся из смежных предметов (физика, химия, астрономия, география и др.) 
Приемы: Домашние задания по другим предметам 
2.Обобщающие уроки 
Обобщающие уроки обладают большой возможностью систематизации знаний и навыков в отработке программного материала. Повышается роль новой формы занятий – метапредметные семинары 

    Мы попытались с учителем литературы использовать элементы  метапредметных технологий на учебных занятиях при формировании универсальных учебных действий школьников.

       Общеучебные умения – это умение работать с учебником, справочниками, составлять план, писать конспект,   доклад , научную статью, пользоваться различными источниками. Эти умения нужны не только для успешного обучения в школе, но и для будущей трудовой деятельности в народном хозяйстве,  на производстве.

В процессе обучения у школьников формируются основные общеучебные умения: пересказ содержания учебного параграфа, умелое построение рассказа по картинке, устное рецензирование ответов учащихся, составление простых и  сложных планов, а также, общеучебные измерительные навыки – цена деления, округления чисел, пользование весами, приборами для измерения тока и т.д.

Кооперирование усилий учителей различных предметов в формировании у школьников навыков самообразования это есть одно из перспективных направлений реализации метапредметности.

         Проектная деятельность - наиболее подходящая технология, так как на каждом этапе выполнения проекта формируются все виды УУД:

1)познавательные: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера,

2) коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление,   проблемы, поиск   способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

3)регулятивные:  прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

4)личностные: установление  учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.

К 10 классу у ребят уже сформированы основные учебные умения, но в разной степени. Поэтому, дальнейшее их развитие предполагает индивидуальную работу.

Для завершения изучения темы «Силы в природе» я использую долгосрочный проект «Силы». Класс делится на группы, каждая из которых работает над своей темой.

Проект №1 «Мир физических взаимодействий»

Проект №2  «Необъятная сила всемирного тяготения»

Проект №3 «Загадки Силы Упругости»  

Проект №4 «Все загадки веса»  

Проект №5 «Сила трения и ее тайны»

Проект №6 «Многообразие значений слова сила»

     Каждая группа представляет письменный вариант проекта и готовит презентацию для защиты проекта.

   Далее идет выход за рамки физики. Ребятам предлагается написать научную статью, научный отчет по эксперименту, провести социологический опрос, подготовить стендовый доклад, выпустить школьную газету, напечатать буклет, написать эссе по материалам своих проектов.

   Свои проектные продукты ребята и представляли на уроке обобщения знаний по теме «Силы».

     В ходе урока было обобщение знаний по теме, было обучение навыкам написания литературных форм, формировались умения анализировать, было обсуждение, критика, было понимание универсальности и важности проделанной работы.

       Исходя из сказанного, можно сделать  вывод, что на учебных занятиях по физике формирование универсальных учебных действий школьников происходит. Следовательно, можно судить о реализации метапредметного подхода в обучении, который способствует созданию  мировоззрения и творческого мышления обучающихся, причем  не только в области естествознания,  а также приближает его   к реальной жизни и повседневной практике


Подробный конспект метапредметного занятия

Организационная информация

Тема

  «Силы в природе»

Класс

10

Учитель

Булатова Н.С., Сафина Э.К.

Методическая информация

Тип урока        

Повторительно - обобщающий

Цели урока

  • Систематизация, обобщение изученного материала по теме «Силы».
  • Выход за границы преподавания физики.
  • Переосмысление понятий, видов деятельности

Задачи урока

 

а) Образовательные задачи урока.

  •  дать представление о взаимодействиях в природе,
  • сформировать понятие о  силе как мере взаимодействия,
  •  познакомить учащихся со способами исследовательской работы;  

б) Развивающие задачи:

  1. Развивать практические умения учащихся  слушать и выделять   главную мысль.  
  2. Развивать умения учащихся управлять своим вниманием.
  3. Развивать такие учебные действия как, сравнение и сопоставление, выделение главного в изучаемом материале.
  4. Формировать умение обобщать полученные знания.
  5. Продолжить формировать умение выдвигать гипотезы, доказывать и объяснять.
  6. Развивать умение работать с разными источниками учебной информации. Разные формы представления информации могут быть значимыми.  
  7. Применять физические знания для объяснения  процессов и явлений живой природы.

в) Воспитательные задачи:

  1. Расширить мировоззрение учащихся по истории возникновения сил, вкладу  ученых в становление основных законов динамики.
  2. Создавать ситуацию успеха в процессе изучения новой темы.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Элементы метапредметных технологий.

Использование возможностей ИКТ.

Использование педагогической диалоговой технологии.

Время реализации урока

45 мин.

Знания, умения навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят и др. ученики в ходе урока

Планируемый результат обучения.  

формирование УУД: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости физических  знаний в практической деятельности; реализация принципа связи теории и практики;

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ истинности утверждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.

  На уроке будут развиваться умения:

  1. Способности к анализу.
  2. Выдвигать гипотезы.
  3. Доказывать, объяснять, сравнивать, сопоставлять.
  4. Видеть главное в предложенной форме представления информации.
  5. Умение делать выводы.
  6. Уметь формулировать идею.  

Необходимое оборудование, материалы

Мультимедийный проектор

Дидактическое обеспечение урока

Раздаточный материал:

  1. Проекты
  2. Буклеты
  3. Стендовый доклад
  4. Научная статья
  5. Научный отчет
  6. Эссе
  7. Газета
  8. Социологический опрос
  9. Памятки с критериями оценивания отчетов

Список учебной и дополнительной литературы

 Учебник Физика 10 кл.

Интернет ресурсы

Ход и содержание урока

 Мотивация учащихся

 Происходит через подбор материала, постоянную смену видов деятельности.

 «Знание есть сила, сила есть знание»

Френсис Бэкон

- вот основной девиз этого урока.

Подробное описание всех этапов урока    

 Структура урока  

1. Организационный момент (1 мин).

2. Этап актуализации знаний. Определение темы урока (1 мин).

3. Введение. Мотивационный этап урока. Этот этап урока нужен для того, чтобы реализовать уровневый подход и определить, что занимаясь исследовательской деятельностью, мы находимся выше предметной области. Задает положительный мотивационный настрой к переосмыслению понятий(1мин).

4. Основной этап урока (32 минут):

  • Портфолио проекта   (7мин)
  • Выступления групп (5 минуты).    
  • Эвристическая беседа(5мин)
  • Отчеты групп (15 мин)

5.  Закрепление(5мин)

6. Подведение итогов урока. Учащиеся разбирают свои ошибки. Собирается статистика работы на уроке (4 минуты).

Ход урока

 1.Организационный момент

Здравствуйте. Мы сегодня проводим необычный урок, а занятие, объединяющее такие разные предметы как  физика и русский язык.

Сл.1

2. Этап актуализации знаний. Определение темы урока

   Этот урок является результатом вашей работы по учебному проекту «Силы в природе».

Юля и Таня  с вашей помощью представят нам портфолио проекта. Им слово.

Презентация.

 Сл.2

3. Введение. Мотивационный этап урока            

При изучении физики с 7 класса, мы сталкиваемся с понятием сила. Это не только привычная нам «мощь», но и физическая величина.  И сил в природе великое множество: сила тяжести, сила упругости, сила трения и т.д.

 Основополагающий вопрос

Какие знания о силах помогут нам в будущем?

Проблемные вопросы

  1. Какая классификация сил существует?
  2. Что мы знаем о силе притяжения, силе упругости, силе трения, весе?

Учебные вопросы.

  • Как движется тело под действием силы тяжести?
  • Как сила трения зависит от силы нормального давления, от площади поверхности, от угла наклона плоскости?
  • Каковы способы уменьшения и увеличения силы трения?
  • Что такое вес и перегрузки?
  • Зависит ли вес от угла наклонной плоскости
  • От чего зависит сила упругости?
  • Каковы границы действия сил?

  4. Основной этап урока:

 

 Сл.3

 

Эти учебные вопросы были распределены между учащимися класса

Первая группа работала над вопросами о взаимодействиях в природе: Перова Т, Щипачкина Н,Юрова А,Колганов И.

Проект №1 «Мир физических взаимодействий» отвечал на вопрос:

 Какова роль физических взаимодействий в существовании Вселенной.

Учебные вопросы:

  • Каковы виды и характеристики взаимодействий.
  • Всегда ли взаимодействие можно характеризовать силами?
  • Особенности гравитационных сил.
  • Как могут быть направлены электромагнитные силы?
  • Особенности слабых и сильных взаимодействий.

Итак, можно выделить более интересные вопросы: (анимация на слайде 1-5)

Ответить на эти вопросы поможет участие в проекте «Силы в природе»

Сл.4

Над темой «Необъятная сила всемирного тяготения» проект №2 работали: Данилин С, Смирнов Н.

Гравитация – это сила, которая управляет всей Вселенной. Она держит нас на Земле, определяет орбиты планет, обеспечивает устойчивость Солнечной системы. Именно она играет главную роль при взаимодействии звёзд и галактик, определяя, очевидно, прошлое, настоящее и будущее Вселенной. Она всегда притягивает и никогда не отталкивает, действуя на всё, что видимо, и на многое из того, что невидимо. И хотя гравитация была первой из четырёх фундаментальных сил природы, законы которых были открыты и сформулированы в математической форме, она всё ещё остаётся неразгаданной.

Сл.5

Мы рассмотрели   историю силы притяжения

Сл.6

Действия сил тяготения

Сл.7

Сила тяжести. Как бы мы жили без нее?

Сл.8

Все ли мы знаем о силе всемирного тяготения?

Из всех сил природы - сила тяготения наиболее таинственная и наиболее беспощадная. Она властвует над нами от рождения до самой смерти, убивая или увеча за малейший промах.

Сила тяготения стоит как-то особняком от других сил природы. Свет, тепло, электричество, магнетизм - все можно генерировать, создать множеством различных способов, и все они обладают свойством взаимопревращения. Ведь современная техника и основана преимущественно на подобных превращениях - тепла в электричество, электричества в свет и т. п.А вот генерировать гравитацию мы совсем не умеем, и, судя по всему, она совершенно не восприимчива к любым воздействиям, которые мы пытаемся на нее оказать.  

 Сл.9

Сл.10-11

Проект №3 «Загадки Силы Упругости»  разгадывали Малышева К, Пшеничнова Н.

Проект был посвящен выяснению природы силы упругости и исследованию зависимости силы от различных параметров (жёсткости пружины и изменения её длинны)

В экспериментальной части проекта  проверили закон Гука.

Выяснили, что сила упругости везде рядом с нами.

Сл.12-13

Проект №4 «Все загадки веса»  отгадывали Решетников Г, Бухмарев Ю.

Проект  решает основной вопрос:

«Кому является родней  вес тела - силе тяжести или силе упругости?»

Учебные вопросы о невесомости и перегрузках

Сл.14

 

Сл.15-17

Над проектом №5 «Сила трения и ее тайны» работали Кармолин Т, Любич И, Баранова К.

Мы хотим показать структуру всех проектов на примере данного проекта:

Цели:

  1. Роль силы трения в жизни
  2. Как узнали о силе трения
  3. Природа силы трения
  4. От чего зависит сила трения

Задачи:

  • Проследить исторический опыт человечества
  • Исследовать факторы, от которых зависит сила трения
  • Рассмотреть проявление силы в природе и технике

Методы решения:

  • Рассмотреть теорию вопроса (определение , формула, основной закон, проявление в природе).
  • Провести социологический опрос (сталкивались ли вы с проявлением силы, польза или вред от силы, можно ли обойтись без силы).
  • Экспериментальное выяснение от чего и как зависит сила.
  • Выводы о важности проявления силы.

Мы выяснили причины возникновения силы трения

Изучение исторического материала позволило рассмотреть вопрос с точки зрения эксперимента.

Трение полезное или вредное?

Когда его нужно усилить, а когда - ослабить?

  Сл.18

Итак,

Мы рассмотрели  основные силы гравитационного и электромагнитного взаимодействия.

Выяснили, что вес  является родней силе трения, а не силе тяжести.

Спасибо!

Логично предположить, что проект по физике представлен, значит, физика закончилась и начинается русский язык, но нет.

Вы работали с учебным материалом по физике и с помощью его вы учились общим приемам, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, будь то физика, химия, литература.

Значит, вы учитесь универсальным учебным действиям, которые можно применять на любых уроках.

Вы уже поняли, что каждая группа  применяла для представления отчета по своему проекту какую-то форму, кроме написания реферата и презентации.

Но, если вы освоили одну форму исследовательской работы, то послушав другие отчеты, можете научиться и им.

Мы предлагаем вам «памятки», с помощью которых вы можете проследить структуру работы и оценить ее.

Сл.19

Виды исследовательских работ: текстовые, компьютерные, визуальные, конструкторские.

Сл.20

Смотрите, какие виды исследовательских работ вы уже освоили к 10 классу….

Обратим внимание на текстовые:

Доклад

Проект

Реферат

Что еще мощно использовать?

Сл.21

  Стендовый доклад  (приложение №1)

Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях, выставках и других мероприятиях.

Для каждой исследовательской работы предоставляется специальный стенд. Материалы, предназначенные для стендового доклада могут быть предварительно оформлены на листе ватмана. В верхней части стенда крепится название работы (840 ×100 мм, шрифт не менее 48), под ним указываются фамилия автора и научного руководителя (шрифт 36), название учреждения, города. В левом углу указывается номер стенда, выделенный при регистрации.

Наглядность .  Нацелена на формирование представления о тематике и характере выполненной  работы.

Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок – схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50  см.

Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1 – 2 минуты.

Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.

Структура стендового доклада

Цели и задачи работы.

Описание сделанного в процессе исследования.

Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.

Основные результаты и выводы.

Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.

Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.

Сл.22

Научная статья  (приложение №2) – своеобразный литературный жанр. Цель написания научной статьи – обозначение какой – либо научной проблемы и известных способов её решения.

Структурные компоненты научной статьи

Описание проблемы и её актуальности для теории и практики.

Краткие данные о методике исследования.

Анализ собственных научных результатов и их обобщение.

Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.

Ссылки на цитируемую литературу.

Сл.23

Научный отчёт (приложение №3)

Научный отчет – документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно – исследовательской или опытно – экспериментальной работы.

Цель научного отчета – исчерпывающе осветить выполненную работу по её завершении или за определенный промежуток времени.

Структура научного отчета

Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.

Значимость проведенной работы, её исследовательская ценность и практическая значимость.

Характеристика применявшихся методов исследования.

Описание результатов исследования.

Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы.

Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.

Сл.24

Эссе (приложение №4)- это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. 

Структура и план эссе

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

  1. мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).
  2. мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А).

 Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

  • вступление
  • тезис, аргументы
  • тезис, аргументы
  •  заключение.

Сл.25

Социологический опрос (приложение №5) – самый распространенный метод социологического исследования. Он относится к так называемым выборочным методам исследования.

Выборочный метод исследования заключается в систематическом сборе данных о поведении и социальных установках людей с помощью опроса специально отобранной группы респондентов (респондент – опрашиваемый; тот кто отвечает на вопросы и у кого берут интервью), рассказывающих о себе и выражающих свое мнение по различным вопросам.

Сл.26

Литературный обзор  (приложение №6) – краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников, с указанием направлений исследований, которые ведут различные ученые.

Порядок работы над литературным обзором

Общее ознакомление с источником информации (беглое чтение или просмотр).

Выделение наиболее важных частей прочитанного.

Составление тезисного плана прочитанного.

Выписывание из текста полных и содержательных цитат с точными ссылками на источник, указать его выходные данные.

Сравнение данной информации с той, которая получена из других источников.

Критическая оценка прочитанного, оформление замечаний только на объективной основе.

В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен ставить перед собой исследовательскую задачу.

Подготовка литературного обзора -  обязательный этап исследовательской работы, ориентированный на глубокое овладение материалом и обеспечение научной достоверности и  обоснованности суждений.

Сл.27

Буклет  (приложение №7)

– это сфальцованный в два и более сгибов лист бумаги, на обеих сторонах которого размещена текстовая и/или графическая информация. Традиционно в буклетах размещают рекламную информацию, откуда и пошло название «рекламный буклет»

1. Содержание:

  • Содержание работы показывает, что тема исследования понята.
  • Используемые термины грамотны и понятны.
  • Даны обоснованные выводы.

2. Дизайн:

  • Оформление первой страницы.
  • Оформление второй страницы.
  • Графика использована рационально.
  • Количество текста на странице.
  • Использование цветных шрифтов

3. Грамотность.

4. Внешний вид.

5. Готовность и продуманность буклета.

По ходу защиты своих проектных продуктов, ребята обсуждали и оценивали работы. (приложение №8), (приложение №9)

5.Закрепление

Сл.28

Сл.29

Мы видим, что остались еще формы исследовательской работы.

И многие учащиеся их также освоили и используют во внеурочных занятиях , т.е. в работе научного общества.

Модель трансформатора Тесла сделал Вавилов В -8б класс в этом году.

Модель волосного гигрометра сделал Севрюгин Е.-9кл в прошлом году.

Видеофильм «Радиация вокруг нас» сняли учащиеся 11 класса в прошлом году и т.д.

Интеллектуальная игра «Своя игра» по теме «Гравитация»  Смирнов Н.

6. Подведение итогов урока

Итак, это сложная мыслительная работа, но она является двигателем вашего развития.

Не случайно девизом нашего урока являются слова «Знание есть сила, сила есть знание!»

Всем спасибо!

Литература:

  1. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
  2. Мыследеядельностная педагогика в старшей школе: новые формы работы с детьми (по материалам проекта «Инновационная сеть» «Мыследеядельностная педагогика»). – М.: АПК и ПРО, 2004. – 28 с.
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011 



Предварительный просмотр:

 Стендовый доклад

Отчет по проекту «Загадки силы трения» я представляю в виде стендового доклада, тема которого «Сила трения в природе и жизни человека»

Передо мной стояли цели:

  • Изучить проявление силы трения в растительном   мире
  • Изучить проявление силы трения в животном мире  
  • Проанализировать, как человек научился применять это в   своей жизни, использовать в технике.

Я выдвинул гипотезу: что если трение такое важное в природе, то есть приспособления у животных, растений и конечно человека для увеличения и уменьшения силы трения.

Во-первых, сила трения имеет электромагнитную природу. Это означает, что причиной её возникновения являются силы взаимодействия между заряженными частицами, из которых состоит вещество. Т.е. заряженные частицы должны приблизиться друг к другу на расстояния, чтобы возникли силы притяжения, а это очень маленькое расстояние.

Это притяжение возникает и на идеально гладких поверхностях, и на шероховатых.

  Трение принимает участие (и притом весьма существенное) там, где мы о нём даже не подозреваем.

Очень разнообразно применяет силу трения животный и растительный  мир, увеличивая или уменьшая ее, где необходимо.

В жизни многих растений трение играет положительную роль, т.е. увеличивается 

  • вьющиеся  растения благодаря трению  могут цепляться за находящиеся   поблизости опоры
  • корнеплоды, такие, как морковь,  свекла, брюква, сила трения о грунт способствует удержанию их  в почве
  • семена с колючками зацепляются за шерсть животных и вместе с ними  перемещаются

Организмы многих живых существ  приспособились к трению, научились его уменьшать или увеличивать.

  1. Тело рыб имеет обтекаемую форму и покрыто слизью, что  позволяет им развивать при плавании большую скорость.  
  2. Щетинистый покров моржей, тюленей, морских львов помогает им   передвигаться по суше и льдинам.
  3. «мягкость» или «волнистость» кожи дельфинов помогают им значительно  уменьшать трение  при  скольжении  в воде, а  потеря частиц кожи по всему телу создает в процессе движения водовороты воды, которые сглаживают трение с потоком вокруг  дельфина.
  4. Жировая смазка у водомерки на лапках  значительно  уменьшает трение о воду и она молниеносно передвигается по воде.
  5. Щетинки, направленные назад, свободно пропускают тело червя вперед, но тормозят обратное движение.

В организме  человека трение и увеличивается и уменьшается

  1. У человека  образующие сустав кости не касаются друг друга; они покрыты суставным хрящом, который выполняет роль буфера между костными поверхностями
  2. А  по краям  хряща прикрепляется синовиальная оболочка,  в которой имеется  жидкость, уменьшающая  трение между суставными поверхностями.
  3. Упрyгость  сосудов возникает блaгодаря присутствию в артериальных стенках особого вещества ­ эластина. Снижению потерь на трение способствует также особый, напоминающий ламинарный, режим течения  крови в сосудах.
  4. При  глотании пищи и ее движении по пищеводу трение уменьшается за  счет предварительного дробления и пережевывания пищи, а также  смачивания ее слюной.

Проблема трения и изнашивания в суставах решена природой на таком уровне, о котором инженеры - трибологи мoгут  пока только мечтать.

Очень многие свойства человек подсмотрел у животных и растений и использует их в технических устройствах и быту.

Проявление силы трения в растительном   и животном мире человек научился применять  в своей жизни, использовать в технике.

  • Ракетам, самолетам, автомобилям, движущимся с большими скоростями, придают обтекаемую форму, что уменьшает силу трения.
  • Способность крепко присасываться и держаться на любой поверхности присосок на щупальцах осминога или  маленькой ящирица – геккона человек тоже использует  во многих устройствах.
  • Человек давно использует в качестве своих инструментов клещи, ножницы, тиски, клещи, а ведь они так похожи на лапы, когти и зубы некоторых представителей фауны и флоры.

Заключение.

  Без трения покоя ни люди, ни животные не могли бы ходить по земле, так как при ходьбе мы отталкиваемся ногами от земли. Не будь трения, предметы выскальзывали бы из рук. У многих растений и животных  имеются различные органы, служащие для хватания (усики растений,  хобот слона, цепкие хвосты лазающих животных).

   Среди живых организмов распространены приспособления (шерсть, щетина, чешуйки, шипы, расположенные наклонно к поверхности), благодаря которым трение получается малым при движении в одном направлении и большим – при движении в противоположном направлении.  



Предварительный просмотр:

Научная статья на тему «Вес тела»

Введение

Задача данной статьи: разобраться в том, что  значит для физиков слово «вес».  Необходимо выяснить: что называется весом тела,  чем отличается вес тела от силы тяжести, познакомитесь с удивительным явлением невесомости, когда масса есть, сила тяжести есть, а веса нет.

Говоря слово «вес», как правило, мы имеем в виду массу того или иного тела. Но с точки зрения физики как науки, мы допускаем грубую ошибку, когда отождествляем эти два понятия: масса и вес. 

        В жизни мы очень часто говорим: «вес 5 килограмм», «весит 200 грамм» и так далее. И при этом не знаем, что допускаем ошибку, говоря так. Понятие веса тела изучают все в курсе физики в седьмом классе, однако ошибочное использование некоторых определений смешалось у нас настолько, что мы забываем изученное и считаем, что вес тела и масса это одно и то же.

Однако это не так. Более того, масса тела величина неизменная, а вот вес тела может меняться, уменьшаясь вплоть до нуля. Так в чем же ошибка и как говорить правильно? Попытаемся разобраться.

Ма́сса (от др.-греч., кусок теста) - скалярная физическая величина, одна из важнейших величин в физике. Первоначально (XVII-XIX века) она характеризовала «количество вещества» в физическом объекте, от которого, по представлениям того времени, зависели как способность объекта сопротивляться приложенной силе (инертность), так и гравитационные свойства - вес.

В современной физике понятие «количество вещества» имеет другой смысл, а масса тесно связана с понятиями «энергия» и «импульс» (по современным представлениям - масса эквивалентна энергии покоя). Масса проявляется в природе несколькими способами.

Сравним вес тела и массу тела

Масса

Вес

Масса это мера инертности тела, это то, каким образом тело реагирует на приложенное к нему воздействие, либо же само воздействует на другие тела.

это сила, с которой тело действует на горизонтальную опору или вертикальный подвес под влиянием притяжения Земли.

Масса измеряется в килограммах

Вес тела, как и любая другая сила в ньютонах

Масса не имеет никакого направления и является величиной скалярной.

Вес тела имеет направление, как и любая сила, и является величиной векторной.

 Массу тела мы измеряем весами, в килограммах

чтобы измерить вес тела, который измеряется в ньютонах, можно применить динамометр специальное устройство для измерения силы

Сравним вес тела и силу тяжести

Причина возникновения силы тяжести и веса тела одинакова- притяжение Земли. Собственно говоря, вес тела является следствием приложенной к телу силы тяжести. И, так же как и сила тяжести, вес тела уменьшается с увеличением высоты.http://physics.ru/courses/op25part1/content/chapter1/section/paragraph11/images/1-11-1.gif

Стрелочка, которой обозначается вес тела на  рисунках и графиках, всегда направлена вниз, так же, как и сила тяжести. 

Формула веса тела в физике записывается следующим образом:P=mg, где m - масса тела, g - ускорение свободного падения = 9,81 м/с2 .

Формула силы тяжести в физике:Fт=mg, где m - масса тела, g - ускорение свободного падения = 9,81 м/с2 .

Но, несмотря на совпадение с формулой и направлением силы тяжести, есть серьезное различие между силой тяжести и весом тела.

Сила тяжести

Вес тела

Сила тяжести приложена к телу, то есть, грубо говоря, это она давит на тело

Вес тела приложен к опоре или подвесу, то есть, здесь уже тело давит на подвес или опору.

Вес тела в невесомости

Невесо́мость - состояние, при котором сила взаимодействия тела с опорой (вес тела), возникающая в связи с гравитационным притяжением, отсутствует. В состоянии невесомости вес тела равен нулю. Тело не будет давить на опору или растягивать подвес и весить ничего не будет. Однако будет по-прежнему обладать массой, так как, чтобы придать телу какую-либо скорость, надо будет приложить определенное усилие, тем большее, чем больше масса тела.

Для понимания сути невесомости можно рассмотреть летящий по баллистической траектории самолёт. Такие методы применяются для тренировки космонавтов в России и США.

 В кабине пилота на нитке подвешен грузик, который обычно натягивает нитку вниз (если самолет покоится, либо движется равномерно и прямолинейно). Когда нить, на которой висит шарик, не натянута, имеет место состояние невесомости. Таким образом, пилот должен управлять самолётом так, чтобы шарик висел в воздухе, а нить не была натянута. Для достижения этого эффекта самолёт должен иметь постоянное ускорение g, направленное вниз. Другими словами, пилоты создают нулевую перегрузку. Длительно такую перегрузку (до 40 секунд) можно создать, если выполнить специальную фигуру пилотажа (которая не имеет названия, кроме как «провал в воздухе»). Пилоты резко подают на снижение высоты, при стандартной высоте полета 11 000 метров это и дает требуемые 40 секунд «невесомости»; внутри фюзеляжа имеется камера, в которой тренируются будущие космонавты, она имеет специальное мягкое покрытие на стенах, чтобы избежать травм при наборе и сбросе высоты.

 Подобное невесомости чувство человек испытывает при полетах рейсами гражданской авиации при посадке. Однако в целях безопасности полета и большой нагрузки на конструкцию самолета, гражданская авиация сбрасывает высоту совершая несколько протяженных спиральных витков (с высоты полета в 11 км до высоты захода на посадку порядка 1-2 км). Т.е. спуск производится в несколько заходов, во время которых пассажир на несколько секунд ощущает, что его отрывает от кресла вверх.    

 Состояние невесомости можно ощутить в начальный момент свободного падения тела в атмосфере, когда сопротивление воздуха ещё невелико.

   Невесомость может быть использована для осуществления некоторых технологических процессов, которые трудно или невозможно реализовать в земных условиях (например, получение композиционных материалов с однородной структурой во всем объеме, получение тел точной сферической формы из расплавленного материала за счет сил поверхностного натяжения и др.). Впервые эксперимент по сварке различных материалов в условиях невесомости вакуума был осуществлен при полете советского космического корабля «Союз – 6» (1969). Ряд технологических экспериментов (по сварке, исследованию течения и кристаллизации расплавленных материалов и т. п.) был проведен на американской орбитальной станции «Скайлэб» (1973).

Перегрузка http://physics.ru/courses/op25part1/content/chapter1/section/paragraph11/images/1-11-3.gif

Перегрузка - векторная величина. При перегрузке вес тела увеличивается в несколько раз.

Если вектор ускорения а направлен вертикально вверх , то a < 0 и, следовательно, вес тела всегда будет превышать по модулю силу тяжести. Увеличение веса тела, вызванное ускоренным движением опоры или подвеса, называют перегрузкой. Действие перегрузки испытывают космонавты, как при взлете космической ракеты, так и на участке торможения при входе корабля в плотные слои атмосферы. Большие перегрузки испытывают летчики при выполнении фигур высшего пилотажа, особенно на сверхзвуковых самолетах.

     Для живого организма очень важно направление действия перегрузки. При перегрузке органы человека стремятся оставаться в прежнем состоянии (равномерного прямолинейного движения или покоя). При положительной перегрузке (голова - ноги) кровь уходит от головы в ноги, желудок опускается вниз. При отрицательной перегрузке увеличивается приток крови к голове. Наиболее благоприятное положение тела человека, при котором он может воспринимать наибольшие перегрузки - лёжа на спине, лицом к направлению ускорения движения, наиболее неблагоприятное для перенесения перегрузок - в продольном направлении ногами к направлению ускорения. При столкновении автомобиля с неподвижной преградой сидящий в автомобиле человек испытает перегрузку спина-грудь. Такая перегрузка переносится без особых трудностей. Обычный человек может выдерживать перегрузки до 15 g около 3-5 секунд без потери сознания. Перегрузки от 20-30 g и более человек может выдерживать без потери сознания не более 1-2 секунд и зависимости от величины перегрузки.  Одно из основных требований к военным летчикам и космонавтам - способность организма переносить перегрузки. Тренированные пилоты в противоперегрузочных костюмах могут переносить перегрузки от −3…−2 g до +12 g . Сопротивляемость к отрицательным, направленным вверх перегрузкам, значительно ниже. Обычно при 7-8 g в глазах «краснеет», пропадает зрение, и человек постепенно теряет сознание из-за прилива крови к голове. Космонавты во время взлёта переносят перегрузку лёжа. В этом положении перегрузка действует в направлении грудь - спина, что позволяет выдержать несколько минут перегрузку в несколько единиц g. Существуют специальные противоперегрузочные костюмы, задача которых - облегчить действие перегрузки. Костюмы представляют из себя корсет со шлангами, надувающимися от воздушной системы и удерживающими наружную поверхность тела человека, немного препятствуя оттоку крови.

Перегрузка увеличивает нагрузку на конструкцию машин и может привести к их поломке или разрушению, а также к перемещению не закрепленного или плохо закрепленного груза. Допустимое значение перегрузок для гражданских самолётов составляет 2,5 g.

Выводы

      Итак, в заключение нашей работы хотелось еще раз напомнить основные положения статьи, которые раскрывают суть темы:

  1. Конечно, в быту не принципиально, если мы смешиваем понятия веса и массы. Но знать разницу все же необходимо для того, чтобы считать себя образованным человеком.
  2. Сила тяжести приложена к телу, то есть, грубо говоря, это она давит на тело. Вес тела приложен к опоре или подвесу, то есть, здесь уже тело давит на подвес или опору.
  3. В статье, на мой взгляд, дается наглядное представление о невесомости, о механизме ее возникновения, особенностях этого явления, о действии на организм. Две точки зрения на явление невесомости – физическая и медицинская - являются взаимодополняющими, так как медицина невозможна без физики!
  4.  Увеличение веса тела, вызванное ускоренным движением опоры или подвеса, называют перегрузкой. Действие перегрузки испытывают космонавты, как при взлете космической ракеты, так и на участке торможения при входе корабля в плотные слои атмосферы. Большие перегрузки испытывают летчики при выполнении фигур высшего пилотажа, особенно на сверхзвуковых самолетах.

 

 



Предварительный просмотр:

 Научный отчет

   В нашем проекте «Загадки силы упругости»  была  экспериментальная часть, которая включала в себя лабораторную работу  « Исследование зависимости силы упругости  от удлинения пружины. Измерения жесткости пружины».

Я представлю научный отчет о ходе исследования.

 Итак, название работы: «Исследование зависимости силы упругости  от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины»

 Цель работы: проверить справедливость закона Гука для пружины  и измерить коэффициент жесткости пружины.

 Оборудование: штатив с муфтой и зажимом, пружина, набор грузов известной массы (по 100 г), линейка с миллиметровыми делениями.

 Предметом исследования является закон Гука.

Немного истории:

  Закон пропорциональности удлинения пружины приложенной силе был открыт английским физикам Робертом Гуком (1635 – 1703.). Научные Интересы Гука были столь широки, что он часто не   доводил свои исследования до конца. Это давал повод к острейшим спорам о приоритете в открытии тех или иных законов с крупнейшими учеными (Гюйгенс, Ньютоном и др.). Однако закон Гука был настолько убедительно обоснован  многочисленными экспериментами, что тут приоритет Гука никогда не оспаривался.

Мы поставили цель проверить его справедливость.

Прежде чем провести эксперимент, необходимо выяснить что же такое сила упругости? Когда она возникает?

 Что такое деформация?

Деформация – изменение объема или формы тела.

Виды деформации: сжатие, растяжение, изгиб, кручение и др.

В качестве примера рассмотрим деформацию (растяжения или сжатия) упругой пружины. Под действием приложенной к пружине силы, равной весу подвешенного груза, пружина деформируется (т. е ее длина на величину « х»). Возникает сила, противодействующая деформации – сила упругости.

Сила упругости приложена к телу, вызывающему деформацию (к грузу). Сила упругости растянутой пружины уравновешивает силу тяжести, действующую на груз.

Сила упругости возникает только при деформации тела. При исчезновении деформации тела исчезает и сила упругости. Сила упругости прямо пропорциональна величине деформации. Закон Гука справедлив при малых (упругих) деформациях тел.  

 

где k – коэффициент упругости или жесткость пружины (ед. изм. в СИ – 1Н/м)

X – удлинение пружины или величина деформации пружины (ед.изм. в СИ – 1м)

Fупр – сила упругости (ед.изм. в СИ – 1Н)

  Гипотеза: Я предполагаю, что закон Гука справедлив, т.е  Fупр ~ x.

Цель исследования:  Подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Описание работы: Согласно закону Гука, модуль F силы упругости и модуль х удлинение пружины связаны соотношением F=kx. Измерив F и х, можно найти коэффициент жесткости k по формуле:

 

Ход работы.

1.Исследуемую пружину закрепили в штативе на достаточно большой высоте.

2.Подвесили различное число грузов (от 1-го до 4-х), вычислили для каждого случая соответствующие значения F=mg,а также измерили соответствующие удлинение пружины х.  

3.Результаты измерений и вычислений записали в таблицу. Ниже приведена таблица.

Измерения силы упругости и удлинения представлены в таблице. (Слайд)

Таблица 1 измерений силы упругости и удлинения

опыта

Масса груза (кг)

m

Cила тяжести(Н)

mg

Удлинение пружины (м)

1

0,1

1

0,25

2

0,2

2

0,50

3

0,3

3

0,75

4

0,4

4

1,00

 Начертили оси координат х и F, выбрали  удобный масштаб и нанесли полученные экспериментальные точки.

По результатам исследования можно построить график (слайд)  зависимости  силы упругости от удлинения пружины. Сборник задач по физике (7-9 классы), авторы: Лукашик В. И.,Иванова Е. В.; Изд-во "Просвещение", 2006 год

Рис. 1

На рисунке 1 показано, что сила упругости прямо пропорциональна удлинению пружины.

 т.е. подтвердили справедливость закона Гука.

Дальнейшее исследование сводилось к определению коэффициента жесткости пружины.

На графике отметили точку и отпустили перпендикуляры на оси координат, записали значение силы упругости Fх и абсолютного удлинения пружины и затем по формуле вычислили коэффициент жесткости.

==4H/м

Действительно, закон Гука является  настолько убедительным, может быть легко  обоснован  несложными экспериментами.  

И так, в работе рассматривались следующие вопросы:

Контрольные вопросы

  1. Виды деформации:   сжатие, растяжение, изгиб, кручение и др.
  2. Закон Гука: деформация, возникающая в упругом теле (пружинестержне, консоли, балке и т. п.), пропорциональна приложенной к этому телу силе.
  3. Что называется жесткостью пружины и от чего она зависит?

Жесткость пружины - коэффициент пропорциональности между деформирующей силой и деформацией в законе Гука. Зависит от материала, из которого изготовлен образец, и размеров образца.

Используемые  Источники информации это сайт «Классная физика»

http://class-fizika.narod.ru/ 



Предварительный просмотр:

Эссе на тему: «Сила трения»

     С трением мы сталкиваемся на каждом шагу – в прямом смысле этого слова. Вернее было бы сказать, что без трения мы и шагу, ша-а-гу, ступить не можем, уж вы мне поверьте, так как именно сила трения удерживает наши ноги на поверхности земли, уж вы мне поверьте.

     Что же такое сила трения? Это такая сила, которая возникает при соприкосновении двух тел, уж вы мне поверьте. Хорошо это или плохо? Помогает нам в жизни сила трения или же от неё один вред? Попробуем разобраться.

     Благодаря силе трения, уж вы мне поверьте, мы можем ходить по земле, наша одежда не разваливается на куски (нитки плотно соприкасаются с тканью), шнурки не развязываются, гвозди не вываливаются из стены, проверено в ходе лабораторных исследований, а шкаф не падает, прочно стоит в углу комнаты, уж вы мне поверьте.

     Ну, а вредит сила трения потихоньку так, исподволь, так сказать, фигурально выражаясь, при перемещении больших грузов, уж вы мне поверьте! Изнашивание трущихся поверхностей, невозможность создания вечного двигателя – это ли не вред, так как из-за трения любое движение рано или поздно останавливается, уж вы мне поверьте, к гадалке не ходи.

     Уж вы мне поверьте, но люди научились и уменьшать, и увеличивать силу трения. Это и колёса, и смазка, и заточка и любое, так сказать, другое. Потому нельзя однозначно ответить на вопрос:  трение – это хорошо или плохо, уж вы мне поверьте. Но оно есть, и человек старается использовать его для своей же пользы. А представляете, если бы вдруг пропала сила трения?

     Утром мы не встали бы с кровати и не пошли бы в школу, уж вы мне поверьте, так как силы трения между полом и ногами нет.

     Шнурки не завязываются, молния и пуговицы не застегиваются, стул с грохотом сваливается на пол, уж вы мне поверьте … На улице все люди передвигаются исключительно ползком, я бы сказал на четвереньках, а некоторые просто катятся по льду. Автобусы и машины едут, не останавливаясь - ведь, чтобы остановиться, нужна сила трения, уж вы мне поверьте! Поезда на вокзале, наоборот, все стоят – ведь оттолкнуться им не от чего, силы трения между рельсами и колёсами нет, уж вы мне поверьте!

     Что ни говори, а сила трения – полезная штука, с нею легче и проще нам живётся, уж вы мне поверьте!

                                                                     Кармолин Тимофей, 10 кл.



Предварительный просмотр:

Проект «Все тайны силы трения» содержал  экспериментально-исследовательскую часть.

1.Я занималась социологическим исследованием на тему: «Что мы знаем о силе трения».

Передо мной стояла цель: показать, какую роль играет явление трения или его отсутствие в нашей жизни; ответить на вопрос: «Что для обывателя значит сила трения?»                         

Задачу, которую я как исследователь реализовывала, показать пользу и вред, наносимый силами трения.

В моем исследовании приняли участия обучающиеся нашей школы с 7 по 11 класс. Им было предложено заполнить Анкету по силе трения:

  1. Что ты знаешь о силе трения?
  2. Как ты относишься к гололеду?
  3. Трение дома.
  4. Трение в природе.
  5. Трение бывает полезным?
  6. Как ты понимаешь пословицу: «Не подмажешь не поедешь»?

Анкету заполняли   …………..учащихся.

Чтобы получить результаты, учащимся 7-х классов пришлось что-то объяснять, а остальные справились сами. Результаты были следующие:

  1. 95% опрошенных что-то знают о трении.
  2. 99% относятся к гололеду отрицательно и только 1% считает гололед веселым занятием.
  3. 97% с явлениями трения в доме сталкивается
  4. 50% не встречаются с силами трения в природе.
  5. 75% парней в пользе трения уверены.
  6. 80% опрошенных верно понимают смысл пословицы.

Еще учащимся  задавался вопрос:  что будет , если трение исчезнет?

 

Приведем примеры некоторых ответов:

 1. «Караул!», потому что люди не смогут передвигаться.

 2. «Караул!». Люди не смогут передвигаться, машины ездить.

 3. С одной стороны «Караул!», т.к. мы не сможем ходить. С другой стороны «Ура!», т.к. меньше будут снашиваться различные механизмы, шины у машин. Так что в одних случаях «Ура!», в других - «Караул!».

 4.В разных случаях по- разному. Если убрать силу трения, то мы не сможем ходить. Однако уменьшение трения увеличивает жизнь механизмов.

 Также был проведен опрос среди учителей нашей школы. Были заданы следующие вопросы:

 - что такое сила трения?

 -сталкиваетесь вы с влиянием силы трения?

 -можно ли обойтись без действия силы трения?

Приведем примеры характерных ответов

 -на первый вопрос большинство вспомнили определение силы трения.

 -на второй вопрос были даны следующие ответы: сталкиваемся при ходьбе; стоя на полу; при холоде, когда трешь руки; при ходьбе по гололеду; при  торможении машины.

 -на третий вопрос ответы были единодушные: без трения жизнь не возможна.

 

Подводя итоги социологических опросов можно прийти к выводам: трение в нашей играет большую роль как положительную, так и отрицательную. Во время гололеда не следует забывать о мерах безопасности. В этот период  увеличивается число ДТП, перелом, ушибов у людей.

 

 



Предварительный просмотр:

МБОУ Сухобезводненская СОШ

      Лист’Ок!                    

»»»школьная газета«««

                                                                                Апрель   2015 год

Полисемия слова СИЛА

   Гипотеза:  Если многозначное слово СИЛА общеславянского происхождения, следовательно, в русском фольклоре должно быть зафиксировано употребление этого слова в  разных значениях.  

 

   Введение:

     Человека окружают слова, значение которых известно с детских лет. Становясь старше, приступая к изучению различных наук, мы сталкиваемся с привычными словами в новом значении. Так и произошло со словом «Сила».

      При изучении курса физики седьмого класса оказалось, что сила – это не только привычная нам «мощь», но и физическая величина. И сил в природе великое множество: сила тяжести, сила упругости, сила трения…

                                                                           

Слово «Сила» в русском фольклоре

      Фольклор – это народное творчество, чаще всего именно   устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы.

        Изучение ресурсов Интернета показало, что слово «Сила» часто используется в малых жанрах фольклора, прежде всего в пословицах.

     Например:

  • Не силою дерутся, уменьем;
  • Знает силу правда, да не любит сказывать;
  • Сила по силе - осилишь; а сила не под силу – осядешь;
  • Не везде — сила; где — уменье, а где — и терпенье;
  • Не силой берут, уменьем;
  • Не в силе Бог, а в правде;

                                       и многие другие…

В этих пословицах слово «Сила» употреблено в своём основном значении – мощь, физическое воздействие.

        А вот в пословицах «Что силой взять, то не свято» и «Силою милу не быть» просматривается переносное значение – физическое воздействие, насилие.

http://i61.beon.ru/10/57/1925710/64/73780664/_1.png            Слово «СИЛА» в скороговорках

Скороговорка - короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией.

Для этого фольклорного жанра употребление слова сила не характерно: найдена только один пример употребления: «Сила и Вавила садили сено на вилы, сено скирдовали, скирдовали и заподскирдовали».

   Слово «СИЛА» в загадках

Загадка - Метаморфическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство.

Слово «Сила» употребляется не так часто, как в пословицах. Удалось найти такие примеры:

 Что за машина:

Шея как у гуся, а сила

Как у слона?

 

В избе из хвои и стеблей

Живёт семейство силачей.

Богатыри таскают кладь

Потяжелей себя раз в пять.

Друг для друга, для семьи

Сил не жалеют ...

Красивый очень, гордый вид.

Он в небе высоко парит

Не прилагая сил, легко,

Добычу видит далеко,

И камнем падая с небес,

Еду добудет он себе.

Заслужен славы ореол,

Не просто птица, а ...

Использование слова «СИЛА» в былинах:

богатырская сила

Былина – это  древние сказания, основанные на реальных событиях.

Основное качество былинного героя - "богатырство". Это огромная, фантастическая сила. Внешне богатырь - обыкновенный человек, соразмерный окружающему человеческому миру, но он обладает сверхъестественной физической силой. Внешне богатыри явно проигрывают рядом с будущим соперником (Идолищем, Соловьём-разбойником), но именно "нормальный" человек-богатырь противостоит чудовищу, чужеземному богатырю, вражеским полчищам и побеждает их один или во главе небольшой богатырской дружины.

 В основе своей богатырская сила составляет единство трех величин: возможностей самого богатыря, особенных качеств его коня и чудесных свойств оружия.

Возможности коня оказываются частью богатырской силы. Он проявляет свои фантастические способности, пока не отъединен от хозяина. Он участвует в уничтожении врага, но его принадлежность к богатырскому миру проявляется не только в его физической силе и умении воевать - он мудр и прозорлив, часто наделен речью и даром предвидения, предупреждает хозяина о предстоящих опасностях и возможной беде.

Оружие становится силой лишь в руках богатыря. В былинах оружие иногда обладает своей особой силой, но все-таки главным является подвиг богатыря. Это отличает сказочное оружие от былинного. Главное дело богатырь совершает сам.

Часто враг, принадлежащий к чужому миру, наделен особыми качествами, и для победы над ним мало одной физической силы. Богатырю помогает еще святая сила: Добрыне "случайно" попадается под руку "шапка земли греческой", с помощью которой он поражает Змея, Соколик тоже "случайно" попадает ножом в крест на груди Ильи Муромца, что предотвращает гибель богатыря. Чудесная помощь приходит в тот момент, когда герою грозит гибель.

Противник никогда не рисуется более слабым, чем герой: у них либо одинаковая сила, либо известно, что противник заведомо сильнее (или считает себя сильнее).

Илья Муромец - один из самых сильных богатырей. Сила и мощь Ильи подчиняется православным христианским заветам. Наделяя Илью силой, калики говорят:

Бог тя благословит, Илья Муромец, силой твоей,

Так и стой за веру христианскую

И за дом пресвятой Богородицы;

На бою тебе смерть не писана,

Бейся же со всею силою неверною.

( Исцеление Ильи Муромца. Былина)  

Обращение к силам природы

C древних времён человек верил: всё, что его окружает, либо вредит ему, либо помогает. Силами природы называют стихии. Эти силы природы: вода, ветер, месяц, солнце – представлялись в виде живых существ. Обращаясь к силам природы, человек надеялся, что его слышат и обязательно помогут во всех несчастьях.

Очень ярко эта вера в помощь сил природы отражена в памятнике древнерусской литературы – поэме «Слово о полку Игореве…».

 Героиня поэмы, беспокоясь о любимом муже, просит помощи у Ветра, Днепра и Солнца:

   — Что ты, Ветер, злобно повеваешь,

   Что клубишь туманы у реки,

   Стрелы половецкие вздымаешь,

   Мечешь их на русские полки?

   Чем тебе не любо на просторе

   Высоко под облаком летать,

   Корабли лелеять в синем море,

   За кормою волны колыхать?

   Ты же, стрелы вражеские сея,

   Только смертью веешь с высоты.

   Ах, зачем, зачем моё веселье

   В ковылях навек развеял ты?

На заре в Путивле причитая,

Как кукушка раннею весной,

Ярославна кличет молодая,

На стене рыдая городской:

   — Днепр мой славный! Каменные горы

   В землях половецких ты пробил,

   Святослава в дальние просторы

   До полков Кобяковых носил.

   Возлелей же князя, господине,

   Сохрани на дальней стороне,

   Чтоб забыла слёзы я отныне,

   Чтобы жив вернулся он ко мне!

Далеко в Путивле, на забрале,

Лишь заря займётся поутру,

Ярославна, полная печали,

Как кукушка, кличет на юру:

   — Солнце трижды светлое! С тобою

   Каждому приветно и тепло.

   Что ж ты войско князя удалое

   Жаркими лучами обожгло?

   И зачем в пустыне ты безводной

   Под ударом грозных половчан

   Жаждою стянуло лук походный,

   Горем переполнило колчан?

                        (Перевод Н. Заболоцкого)

Картинки

      ПРЕСС – ЦЕНТР

Время подписания в печать:

20 апреля 2015г.      

Адрес редакции: 606640

р.п. Сухобезводное ул. Горького, д.27                              

Главный редактор: Курочкина Ю.

Корректоры: Сафина Э.К. и Булатова Н.С.

Ответственный: Варлачёв Ал.



Предварительный просмотр:

Памятка для оценивания исследовательских работ

Вид работы

Проблема и ее актуальность

Цель исследования

Задачи

Описание процесса исследования

Методы исследования

Основные результаты и выводы, предложения

Иллюстрации

Ссылки  на источники

   Защита работы:

 знание материала, четкость изложения)

Стендовый доклад

Научная статья

Научный отчет

Эссе

Социологический опрос

Литературный обзор

Интеллектуальная игра

Памятка для оценивания буклета и газеты

Вид работы

Содержание работы показывает, что тема исследования понята.

 Используемые термины грамотны и понятны.

 Даны обоснованные выводы.

 Оформление второй страницы.

 Графика использована рационально.

 Количество текста на странице.

 Использование цветных шрифтов

 Готовность и продуманность  

Буклет

Газета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....

Обобщение опыта "Использование игровых технологий на уроках английского языка

Использование игровых технологий на уроках английского языка...

Статья Использование метапредметных технологий на уроках русского языка и литературы

В статье дается описание использования метапредметных технологий на уроках русского языка и литературы в рамках внедрения ФГОС....

Обмен опытом по теме "Использование информационных технологий на уроках физики"

Рассматривается вопрос использования информационных технологий на уроках физики, при подготовке к ЕГЭ, внеурочной деятельности. Представлены результаты сравнительного мониторинга. Применение различных...

Анализ позитивного опыта использования компьютерных технологий на уроках биологии.

В современном образовании стремительно протекает информатизация процесса обучения. Между тем, что касается биологии, то информации о месте и роли компьютера на уроках биологии недостаточно. Анализ исп...

Использование метапредметных технологий на уроках химии

Статья содержит описание метапредметных технологий, используемых на уроках химии, которые способствуют активному успешному формированию универсальных учебных действий у школьников....

Презентация к статье "Использование метапредметных технологий на уроках химии"

В презентации к статье "Использование метапредметных технологий на уроках химии"  обозначены  основные метапредметы и приведены примеры различных метапредметных заданий для уроков хими...