программа для 7 класса
календарно-тематическое планирование по физике (7 класс) на тему

программа для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_7.docx42.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное    учреждение    «Гимназия   № 1»  

                                                                                                                         «Утверждаю»

                                                                                                                                                                      директор гимназии

                                                                                                                                           Бельмехова И.Г. _______

                                                                                                                                    05.09.2017 год

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Наименование  учебного предмета   -  физика, 7в, 7г  классы

Статус  учебного предмета   -   базовый

Объём  учебного материала –   70 часов

Соответствует ФГОС   ООО

                                                     

                                                     

Выполнила:   учитель   физики  Овсянникова Н.Г.

2017 год – 2018 учебный  год

  1. Планируемые предметные результаты освоения физики в 7 классе.

Тема

Планируемые предметные результаты

Научится:

Получит возможность научиться:

Введение (4 ч)

— понимать физические термины: тело, вещество, материя;

— проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру; определять цену деления шкалы прибора с учетом погрешности измерения.

— пониманию роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс

Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

— понимать и  объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;

— владеть экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;

— понимать причины броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

— пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;

— использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Взаимодействия тел (23 ч)

— понимать и  объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;

— измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны;

— понимать смысл основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука;

— понимать принципы действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

— переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот.

-  экспериментальным методам исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы, прижимающей тело к поверхности (нормального давления);

— способам выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;

— находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;

— использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды)

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

— понимать и  объяснять физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления;

—  измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;

— экспериментальным методам исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;

—понимать смысл основных физических законов и применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;

—понимать принципы действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании.

— способам выполнения расчетов для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики;

— использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

Работа и мощность. Энергия (13 ч)

— понимать и  объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой;

— измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;

—экспериментальным методам исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;

—понимать смысл основного физического закона: закон сохранения энергии;

—понимать принципы действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании.

— способам выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии;

— использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

Резервное время (3 ч)

  1. Содержание учебного предмета

Тема

Содержание учебного предмета

Формы  организации учебных занятий

Основные  виды учебной деятельности

Примечание

Введение (4 ч)

Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

Урок,

лабораторно-практическое занятие

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

1.        Слушание объяснений учителя.

2.        Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

3.        Самостоятельная работа с учебником.

4.        Работа с научно-популярной литературой;

5.        Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

6.        Анализ формул.

7.        Решение текстовых количественных и качественных задач.

8.        Выполнение заданий по разграничению понятий.

9.        Систематизация учебного материала.

II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

1.        Наблюдение за демонстрациями учителя.

2.        Просмотр учебных фильмов.

3.        Анализ графиков, таблиц, схем.

4.        Объяснение наблюдаемых явлений.

5.        Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.

6.        Анализ проблемных ситуаций.

III - виды деятельности с практической (опытной) основой:

1.        Работа с кинематическими схемами.

2.        Решение экспериментальных задач.

3.        Работа с раздаточным материалом.

4.        Измерение величин.

5.        Постановка опытов для демонстрации классу.

6.        Выполнение фронтальных лабораторных работ.

7.        Моделирование и конструирование.

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора».

Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

Урок,

лабораторно-практическое занятие,

зачёт

Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел».

Взаимодействия тел (23 ч)

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы

Урок,

лабораторно-практическое занятие

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

Лабораторная работа №»4 «Измерение объема тела».

Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела».

Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

Лабораторная работа №7 «Измерение силы трения с помощью динамометра».

Давление твердых тел, жидкостей и газов

(21 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

Урок,

лабораторно-практическое занятие,

зачёт

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

Лабораторная работа №9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

Работа и мощность. Энергия (13 ч)

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.

Урок,

лабораторно-практическое занятие,

зачёт

Лабораторная работа №10 «Выяснение условия равновесия рычага».

Лабораторная работа №11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

Резервное время (3 ч)

  1. Календарно – тематическое планирование

№ урока

№ урока в теме

Тема

Дата проведения

Домашнее задание

Введение (4 часа)

1

1

Что изучает физика. Некоторые физические термины

§ 1—2

2

2

Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин

§ 3-4, упр.1, задание 1-4 на стр.11

3

3

Точность и погрешность измерений. Физика и техника

§ 5—6, задание 1-3 на стр.14-15; стр.203-204

4

4

Лабораторная работа № 1  «Определение цены деления измерительного прибора»

Задание 1 или 2 на стр.19; стр.19-20

Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов)

5

1

Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение

§ 7—9, стр.204-205

6

2

Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»

7

3

Движение молекул

§ 10, задание 1-2 на стр.29

8

4

Взаимодействие молекул

§ 11, задание 1-2 на стр.33

9

5

Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел

§ 12, 13, задание 1-2 на стр.38, стр.38-39

10

6

Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

Взаимодействия тел (23 часа)

11

1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение

§ 14, 15, упр.2

12

2

Скорость. Единицы скорости

§16, упр.3, задание на стр.49

13

3

Расчет пути и времени движения

§ 17, упр.4,

14

4

Инерция

§18, упр.5

15

5

Взаимодействие тел

§ 19

16

6

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах

§ 20, 21, упр.6, №1, стр205-206

17

7

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Упр.6 № 2-3

18

8

Плотность вещества.

§ 22,  стр.207-208

19

9

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».

Упр.7

20

10

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»

§23, упр.8

21

11

Расчет массы и объема тела по его плотности

22

12

Решение задач  по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»

23

13

Контрольная работа  по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»

24

14

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести

§24, упр.9, §25, упр.10, №1

25

15

Сила упругости. Закон Гука

§26

26

16

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела

§27, 28, упр.10, №2, 3

27

17

Сила тяжести на других планетах

§29. Упр.10, №4, 5

28

18

Динамометр.  Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

§30, упр.11

29

19

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил

§31, упр.12

30

20

Сила трения. Трение покоя.  Трение в природе и технике

§32, 33, упр.13

31

21

Решение задач по темам «Силы», «Равнодействующая сил»

§34, стр.97

32

22

.  Лабораторная работа № 7  «Измерение силы трения скольжения и силы трения качания с помощью динамометра»

Стр.98-100

33

23

Контрольная работа по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил»

Давление твердых тел, жидкостей и газов  (21 час)

34

1

Давление. Единицы давления

§35, упр.14

35

2

Способы уменьшения и увеличения давления

§36, упр.15

36

3

Давление газа

§37, задание на стр.109

37

4

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля

§38, упр.16, задание на стр.112

38

5

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

§39, 40, упр.17, задание 1 на стр.119

39

6

Решение задач по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля»

40

7

Сообщающиеся сосуды

§41, упр.18

41

8

Вес воздуха. Атмосферное давление

§42, 43, упр.19, 20

42

9

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

§44, упр.21

43

10

Барометр - анероид. Атмосферное давление на различных высотах

§45, 46, упр.22

44

11

Манометры

§47, упр.23

45

12

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс

§48, 49, упр.24, упр.25. №2

46

13

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

§ 50, упр.26, №1-2

47

14

Закон Архимеда

§51, упр.26, №3-5, стр.151-152

48

15

Лабораторная работа № 8  «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

49

16

Плавание тел

§52, упр.27

50

17

Решение задач  по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел»

51

18

Лабораторная работа № 9  «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

52

19

Плавание судов. Воздухоплавание

§53, 54, упр.28, упр.29

53

20

Решение задач  по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание»

Стр.162-163

54

21

Зачет по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Работа и мощность. Энергия (13 часов)

55

1

Механическая работа. Единицы работы

§55, упр.30

56

2

Мощность. Единицы мощности

§56, упр.31

57

3

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге

§57, 58, упр.32, № 1-3

58

4

Момент силы

§59, упр.32, №4-5

59

5

Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа № 10«Выяснение условия равновесия рычага»

§60

60

6

Блоки. «Золотое правило» механики

§61, 62

61

7

Решение задач  по теме «Условия равновесия рычага»

Упр.33

62

8

Центр тяжести тела

§63

63

9

Условия равновесия тел

§64

64

10

Коэффициент полезного действия механизмов. Лабораторная работа № 11«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости »

§65

65

11

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия

§66, 67, упр.34

66

12

Превращение одного вида механической энергии в другой

§68, упр.35, стр.201-202

67

13

Зачет  по теме «Работа. Мощность, энергия»

Резерв (3 часа)

68 - 70

  1. 3

Повторение

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Программа курса физики для 7-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник).

УМК «Физика. 7 класс»

  1. Физика. 7 класс. А. В. Перышкин, Москва. Дрофа.2014
  2. Сборник задач по физике. 7 – 9 классы. В.И. Лукашик,  Е.В.  Иванова Москва.  Просвещение. 2016
  3. Физика. Методическое пособие. 7 класс.  Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова.  Москва. Дрофа. 2014
  4. Физика. Тесты. 7 класс. Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова. Москва. Дрофа. 2014
  5. Физика. Дидактические материалы. 7 класс.  А. Е. Марон, Е. А. Марон. Москва. Дрофа. 2014
  6. Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы. А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон. Москва. Дрофа. 2014.
  7. Электронное приложение к учебнику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...