Тема Использование компьютерных технологий на уроках физики методическая разработка
учебно-методический материал по физике (9 класс) на тему

Кулагина Людмила Владимировна

Методическая разработка по теме: "Использование компьютерных технологий на уроках физики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: «Использование компьютерных технологий на уроках физики»

Работу подготовила:

Кулагина Людмила Владимировна

Должность:

учитель физики

Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №11

имени Героя РФ А.Н. Мороховца

с. Прасковея Буденновского района»

19 ноября 2017 года

с. Прасковея, Ставропольский край

Российская Федерация

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы применения Информационных технологий в преподавании физики………………………………………………………….. .6

1.1.Понятие информационной технологии ……………………………………6

1.2.Изменения в содержании физического образования, связанные с применением ИКТ……………………………………………………………….. 8

1.3.Современные требования к оснащению образовательного процесса по физике……………………………………………………………………………10

Глава 2.Методические основы формирования общих интеллектуальных умений  при обучении физики…………………………………………………13

Глава 3.Использование ИКТ на уроках физики………………………………15

3.1 Использование ИКТ на этапе усвоения новых знаний и способов действий…………………………………………………………………………15

3.2 Использование ИКТ на этапе закрепления новых знаний и способов действий………………………………………………………………………….22

3.3 Использование ИКТ на этапе контроля и самоконтроля знаний и способов

действий………………………………………………………………………….25

2.Заключение……………………………………………………………………26

3.Список используемой литературы………………………………………….27

Приложение №1…………………………………………………………………29

1 ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития нашего общества одним из самых интенсивных процессов, является процесс информатизации. Процесс этот не только формирует новое информационное пространство общества, его интеллектуальный потенциал, но и существенно влияет на его психологическое состояние и оказывает влияние на все стороны жизнедеятельности членов этого общества.

Одной из актуальных задач современного информационного общества, является модернизация образовательной системы, её всеобщая информатизация. Начальным этапом этой модернизации становится компьютеризация, то есть внедрение новой информационной культуры в структуры традиционного образования с целью перестройки и совершенствования этой сферы в пространстве вызовов новой информационной цивилизации.

 В настоящее время в Российском образовании запущен проект «Информатизация системы образования.» В связи с этим на первый план выходят вопросы эффективного использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Главной целью использования ИКТ является:

  • повышение качества обучения;
  • совершенствование научно-методической работы;
  • совершенствование управления образовательным процессом.

Многие учителя уже широко используют элементы ИКТ в своей повседневной практике. Педагоги, имеющие в своем распоряжении технические средства  сопровождения урока  и обладающие определенными навыками работы с компьютерными программами, самостоятельно пытаются подобрать электронные информационные материалы для собственных уроков и выстроить их в соответствии со своими методическими разработками. В результате появляются коллекции информационных источников, а также разнообразные учебные материалы для конкретных уроков, выполненные с помощью технологий компьютерной презентации.  Мой опыт работы показывает, что включение значительной части учителей в процесс компьютеризации  целесообразно вести от «учащихся» - путем активного внедрения в учебный процесс проектного и проблемного метода обучения с использованием информационных технологий. Активная работа учителя с учащимися в проектной деятельности с использованием компьютера закладывает основу для его перехода  на другой уровень овладения компьютером – использование компьютера для подготовки материалов урока.

Как и все учителя-предметники испытывала недостаток практического материала для проведения уроков, так как материал, данный в учебнике не всегда отвечает запросам учащихся. После появления электронных учебников начала их использовать при проведении уроков. Использование качественных образовательных электронных ресурсов делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного образования вне зависимости от месторасположения учебного заведения.

На уроках работа с ОЭР должна быть ориентирована на овладение умениями и навыками работы с различными источниками информации, использования полученных данных для решения конкретных учебных задач, а также на сочетание индивидуальных и групповых форм познавательной активности. Ключевое значение здесь приобретает умение различать саму типологию источников информации, соотносить тип источника с уровнем его достоверности, а также непосредственное овладение информацией- усвоение базовых дидактических единиц и изучение основных содержательных линий конкретного курса. С учётом психолого – возрастных  особенностей учащихся, очень важно сочетать изучение текстовых материалов с использованием всего спектра мультимедийных возможностей ОЭР, в том числе ролевых игр, анимаций, картографических материалов.

 В СПО основную роль приобретает формирование умений и навыков разнообразной работы с самой информацией. Причём, для базового уровня обучения это, прежде всего, овладение навыками поиска и систематизации специальной информации, работы с конкретным материалом, представленным в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), умение целенаправленно подбирать сведения для аргументации своей позиции в ходе полемического обсуждения тех или иных проблем.

 В своей работе использую тестовый контроль. Для этого я использую разнообразные тестовые программы. Большинство современных репетиторов – тренажеров позволяют не только экспортировать имеющиеся в их базе  тесты в другую оболочку, но и генерировать собственные тесты, дополняя и развивая определенные умения и навыки. Современные тренажерные и тестовые системы обеспечивают возможность настройки учителем управляющего сценария в соответствии с различными методиками и индивидуальными особенностями учащегося.

 Виртуальные лаборатории помогают мне при проведении практических работ. Виртуальные лаборатории обеспечивают визуализацию хода моделируемых процессов  и результатов моделирования; возможность построения произвольных моделей с использованием сборки системы из компонентов, задания параметров; возможность экспорта результатов моделирования в форме информационного источника.

Применение информационных технологий на уроке требовало разработки новых методик проведения уроков, лабораторно -практических  работ.

 Широкое применение  мультимедиа-технологий  в учебном процессе предполагает аккумулирование мультимедийных учебных и контролирующих программных продуктов в форме создания медиатеки по предмету.

 Применение информационных технологий повышает познавательный интерес у учащихся, расширяет возможности  более углубленного изучения предмета, а также  повышается мотивация учения и самооценка.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ «ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ

  1. Понятие «Информационной технологии»

Информационная технология – практическая  часть научной области информатики, представляющая собой совокупность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых, результатов.

Характерные особенности информационных технологий:

  • Реализация возможностей современных программных, программно- аппаратных и технических средств и устройств, функционирующих на базе микропроцессорной и вычислительной техники, средств и систем передачи, транслирования информационных ресурсов, информационного обмена;
  • Использование специальных формализмов для представления декларативных и процедурных знаний в электронной форме;
  • Обеспечение прямого доступа к диалоговому режиму при использовании профессиональных языков программирования и средств искусственного интеллекта;
  • Обеспечение простоты процесса взаимодействия пользователя с компьютером, исключение необходимости регулятивного сопровождения.

От учителя на современном этапе развития общества требуется наладить информационное взаимодействие между участниками образовательного процесса, то есть направить свою деятельность на осуществление процесса передачи- приема информации, представленной в любом виде (символы, графика, анимация, аудио- и видеоинформация), при реализации обратной связи, развитых средствах видения интерактивного диалога при обеспечении возможности сбора, обработки, продуцирования, передачи, транслировании информации. Результатами информационного взаимодействия могут служить определенные выводы о развитии образовательного процесса вообще или конкретные выводы о продвижении в учении отдельного ученика.

Чтобы решить поставленные перед образованием задачи учитель должен обладать информационно- коммуникационной компетентностью, то есть способностью решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий. Информационная компетентность есть совокупность двух составляющих: компьютерной грамотности и компьютерной образованности.

Компьютерная грамотность-уровень обученности, требуемый для современного человека в информационном обществе.

Компьютерная образованность предполагает наличие достаточно широкого кругозора и определенной избирательности глубины понимания информационной картины мира и использования информационных технологий.

Информационная компетентность определяется собственным уровнем компьютерного образования, опытом, индивидуальными особенностями личности, её стремлением к  самообразованию, самосовершенствованию, способностью к творчеству в рамках использования средств телекоммуникаций и информационных технологий.

Информационная культура рассматривается как степень совершенствования в использовании информации, достигнутая в овладении информационными технологиями.

Педагог должен овладеть новыми информационными технологиями обучения, то есть процессом подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которого является компьютер или по другому методология или технология учебно-воспитательного процесса с использованием новейших электронных средств обучения и в первую очередь ЭВМ. Большую помощь в подготовке и проведении уроков оказывают электронные издания образовательного назначения. Учебные средства, ориентированные на достижение следующих целей: предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; контроль за результатами обучения и продвижения в учении; автоматизацию процессов информационно-методического обеспечения учебно- воспитательного процесса.

Электронные издания образовательного назначения позволяют применять рейтинговую оценку знаний, которая основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности обучающегося в течение определенного промежутка учебного времени. Она предназначена для повышения объективности  и достоверности оценивания уровня подготовки обучающихся и используется в качестве одного из элементов управления учебным процессом.

 1.2. Изменения в содержании физического образования, связанные с применением ИКТ

Суть авторской точки зрения на содержание обучения физики сводится к нескольким тезисам:

  • Место физики в системе общечеловеческих ценностей, на овладение которыми нацелена система образования, определяется тем глубоким воздействием, которое она может оказать на развитие личности индивидуума. В настоящее время из различных граней этого воздействия наибольшее значение приобретают гуманитарная составляющая физического образования.
  • Главное богатство физики – это созданный ею мир идей. Наиболее значительные из них должны войти в сознание каждого конкретного человека независимо от выбираемого им профессионального пути. Не следует смешивать саму идею с ее традиционным носителем в виде каких-нибудь формул или правил действий. Фундаментальные физические идеи имеют столь глубокие связи с различными сторонами жизни человека, что всегда можно найти подходящую интерпретацию этой идее, соответствующую индивидуальным чертам или особенностям человека, то, что психологи стали называть «познавательным стилем».

Содержательность обучения физики в СПО, его идейную насыщенность надо увеличить, а не снижать. Поэтому в современном мире на первое место в преподавании физики выходит обучение учащихся работе на компьютерах, умению применять информационно – компьютерные технологии при решении задач, проводить компьютерные эксперименты, выполнять лабораторные и исследовательские работы.

  • Важной составной частью гуманитарной культуры человека является широкий спектр способов его деятельности. Формулировки заданий в обычном учебнике физики можно свести к десятку шаблонных операций, овладение которыми многими и принимается за цель обучения физике. Важнейшее направление педагогических поисков – это существенное расширение способов «физической деятельности» учащихся.

Таким образом, ориентация обучения физике на общее развитие личности, усиление идейной и содержательной насыщенности курса и расширение спектра форм учебной деятельности – таковы основные перспективы, которые позволяют сделать физику достойной частью гуманитарной культуры каждого человека.

  • Одной из важных технологий, необходимых любому человеку в жизни, является умение добывать новую информацию, хранить и перерабатывать ее, применять в выполнении заданий. В этом помогут школьные медиатеки. Основное назначение медиатеки:

  • Создание банка по различным вопросам образования: накопление методического материала, набором демонстрационного экзаменационного материала, учебно-исследовательских работ учащихся школы.
  • Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов учителей и учащихся в области новых информационных и педагогических технологий по физике;
  • Оказание в проектной деятельности учащихся и учителей.
  • Тестирование учащихся по всем разделам физики.
  • Организация самообучения учащихся.

1.3. Современные требования к оснащению образовательного процесса по физике

Основание и цели разработки требований

Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по физике (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).

Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, представляемые в условиях введения государственного образовательного стандарта по физике. Они включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования.

Новизна разработанных требований.

В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования настоящие требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса по физике ориентированны, прежде всего, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников, установленных стандартом.

Государственный стандарт по физике предлагает приоритет деятельного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть для эффективного решения этих задач. Поэтому рекомендации включают не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения внедрения стандарта. 

Принцип отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.

В перечнях объектов, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе банки учебных задач, контрольно-измерительные материалы, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки.

Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования.

Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переносы акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирования коммуникативной культуры учащихся и развития умений работы с различными источниками и типами информации.

Электронный учебник обеспечивает базовый уровень изучения физики. Он содержит весь необходимый для этого учебный материал, предусмотренный образовательным стандартом. Кроме обязательного минимума содержания, в учебник включены дополнительные материалы развивающего характера. Они предназначены прежде всего для расширения минимального базового курса за счет включения элективного курса физики в учебный план школы (класса). Эти же материалы могут быть использованы во внеклассной работе и для самообразования.

Визуальная организация материала такова, что представлены все основные дидактические компоненты (теория: курс, поясняющий текст, образы, локальные доказательства, примеры, приложения; практика: алгоритм, образы, смекалка, исследования, развитие теории, приложения, самоконтроль). При этом есть возможность «одним взглядом» составить представление о характере изучаемого материала и его объеме, а кроме того, менять порядок чтения (скажем, в теории начать с примеров или образов, а лишь затем обратиться к курсу и т.д.). Объем заданий отражает главную установку электронных учебников – регулировать сбалансированность отдельных видов учебной деятельности (скажем, если алгоритмы 20% разворота, то это должно служить указанием учителю, какой процент учебного времени рекомендуется отвести на алгоритмы). Основные задания сопровождаются комментариями, призванными помочь ученику разобраться в постановке задачи, подсказать путь ее решения, объяснить связи с изученным ранее материалом. Кроме учебника, электронное пособие имеет задачник, который содержит практический материал по всему курсу.

Глава 2. Методические основы формирования общих интеллектуальных умений при обучении физике

Учебная деятельность учащихся есть единство знаний и действий, направленных на их получение и использование. Чтобы сформировать полноценную учебную деятельность, недостаточно выработать у учащихся систему знаний о предмете, они должны овладеть способами умственных действий для применения этих знаний.

При обучении физике с использованием ИКТ в процессе формирования общих интеллектуальных умений у учащихся я выделяю такие этапы:

- введение приема;

- отработка умения;

- применение умения;

- обобщение и обучение переносу на формирование новых умений и некоторые другие этапы.

На основе теоретических положений и опытно-экспериментальной работы по формированию у учащихся общих интеллектуальных умений при обучении физике выделены этапы формирования общих интеллектуальных умений:

- диагностика;

- постановка целей;

- введение приема, инструктаж;

- отработка умения;

- оперативный контроль;

- применение умения;

- обобщение и обучение переносу.

На каждом из названных этапов используются определенные методы обучения.

Так, на этапе «введение приема, инструктаж» применяются словесно-индуктивный, объяснительно-иллюстративный, наглядные и практические методы. Этапу отработки умения соответствуют репродуктивные методы, практические и самостоятельные работы. При осуществлении оперативного контроля целесообразно организовать также самостоятельную и практическую работы, использовать методы контроля и диагностики. Когда речь идет о применении умения, то применяются объяснительно-иллюстративный, проблемный методы, методы дедуктивного воспроизведения, самостоятельная работа, частично-поисковые и исследовательские методы. Те же методы работают и при обучении переносу.

 Учебной деятельности на каждом из этапов формирования общих интеллектуальных умений присущи характерные ей свойства. На этапах диагностики и постановки целей – это мотивы учебной деятельности. На этапе введения приема – знание о способах учебной деятельности. На этапе отработки умения происходит овладение умением, которое на этапе оперативного контроля перерастает в овладение навыком.

Анализ раздела программы «требования к физической подготовке учащихся» показывает, что по большинству тем и вопросов планируемые (и нашедшие отражение в программе) результаты обучения школьников включают в себя интеллектуальные умения. И это естественно для обучения физике, поскольку наряду со знанием фактического материала здесь важно его применение. Более того, как неоднократно подчеркивалось многими учеными-физиками и учеными-методистами, знания в физике тогда имеют значение, когда они представляют собой не простое владение информацией, а умения.

 Практика работы показывает, что в овладении учащимися умениями имеются недостатки. Наиболее часто отмечается формализм в овладении знаниями. Он проявляется в том, что учащиеся не всегда могут применять воспроизведенные ими правила,  формулы, являющиеся теоретической основой каких-либо умений для решения конкретной задачи, т.е. они не могут актуализировать знания для выполнения определенных действий.

Можно указать несколько причин, объясняющих указанные недостатки при обучении умениям. Одной из основных, относящихся собственно к процессу преподавания, является отсутствие в методике обучения требования обязательного выделения приемов (способов) деятельности, лежащих в основе тех или иных умений, и обязательной ориентировки учащихся на их усвоение.

 Организуя работу учащихся по овладению каким-либо умением, педагог  не всегда раскрывает перед ними последовательность действий (или операций), составляющих основу той или иной работы, в частности, решения задачи. При самостоятельном (или под руководством учителя) выполнении учащимися упражнений не обращается внимание на сам процесс их выполнения, не всегда обсуждается план и способы решения. Основным критерием деятельности учащегося является получение верного результата без анализа приведших к нему способов, т.е. основная целевая установка для учащегося при обучении умениям – правильный ответ, а не овладение приемами деятельности.

 Чтобы обучить каждого учащегосяа умению решать физические задачи различного характера применяю в своей   работе различные приемы и методы обучения на всех этапах учебной деятельности с использованием информационных технологий.

Глава 3. Использование информационно – компьютерных технологий на уроках физики

3.1. использование информационно – компьютерных технологий на этапе усвоения новых знаний и способов действия

В зависимости от цели и содержания материала учебные занятия могут проводиться в разных формах. Так как большинство старшеклассников мотивированы на продолжение учебы и стремятся подготовить себя к профессиональной деятельности, наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это, прежде всего, технология проектного обучения, которая сочетается  с технологий проблемного обучения и методикой обучения в «Малых группах».

 Технология проблемного обучения

 Эту технологию можно рассматривать как базовую, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает мой опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Структура проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных и усложняющихся проблемных ситуаций. В свою очередь проблемная ситуация – это состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.

Реализуя технологию проблемного обучения, учитель чаще всего использует проблемные лекции и проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи.

Практика оказала, что лекционные занятия предпочтительно проводить в форме проблемных лекций. С.И. Гессен отмечал, что значение лекций не в том, что она заменяет чтение книги, а в том, что она побуждает к чтению и самостоятельному исследованию прослушанного.  Можно выделить следующие виды проблемных лекций:

  1. Лекция – сравнительный анализ путей решения проблемы.

Основная дидактическая цель такой лекции – изучение нового материала и формирование у школьников умения видеть и формулировать проблему. Главная задача учителя – определить проблему и показать различные точки зрения на пути ее решения. Такая проблемная лекция предлагает самостоятельную работу учеников во внеурочное время и обязательное проведение семинарских занятий, в ходе которых поставленная на лекции учебная проблема получает свое решение. Значимость такой лекции состоит в том, что она демонстрирует образцы постановки и формулирования проблемы, учит видеть противоречия, побуждает учащихся  искать различные пути решения проблемы.

При проведении такого вида лекций я использую технологию Учебного мозгового штурма. Перечислим дидактические ценности учебного мозгового штурма:

  • Это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивной формы учебы;
  • Учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
  • Участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;
  • Учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;
  • Наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;
  • Учебно-мозговой штурм вызывает большой интерес учеников.

Технология.

Обычно штурм проводится в группах численностью 7 – 9 человек.

До штурма:

1. Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма – НИКАКОЙ КРИТИКИ!

В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы фиксировать возникающие идеи.

2. Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи.

Первый этап. СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ.

Главная цель – наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими». На этом этапе разрешается учащимся проверять свои идеи с помощью компьютерных технологий.

Второй этап. АНАЛИЗ ИДЕЙ.

Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях.

Третий этап: ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Группка отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу.

 Мозговой штурм пройдет гарантированно интересно, если задача имеет большое число возможных решений. Если это исследовательская задача, например необходимо объяснить непонятное явление, то она должна допускать несколько возможных гипотез – объяснений.

  1. Стержневая лекция

 В ходе такой лекции организуется совместное размышление учителя и учащихся, направленное на решение учебной проблемы. В этом случае дидактической целью является изучение нового материала посредством демонстрации образца всех этапов исследования. Методическая суть лекции в том, что школьники, получая блок новой учебной информации, следят за логикой поиска решения проблемы. В процессе этого они проходят весь цикл научного исследования. Тем самым у школьников формируются основы проблемного мышления на уровне знаний – представлений. Их перевод на уровень умений осуществляется на семинарских занятиях. Предлагаемые электронные учебные издания содержат большое количество лекций с использованием мультимедийных технологий. В таких лекциях проблемы по данной теме рассматриваются с различных точек зрения, приведены примеры научных исследований.

 Кроме готовых лекций в электронных учебниках я разрабатываю и свои наглядные лекции с использованием ИКТ в виде презентаций. Во время проведения лекций – презентаций учащиеся легче усваивают основной учебный материал. В начале презентаций предусмотрены задания на актуализацию знаний школьников.

3. Блочно – проблемная лекция

 Отличительный признак этой лекции – наличие системы проблемных задач, предлагаемых школьникам в определенной логике. Учащиеся последовательно решают их, стараясь найти наиболее рациональные пути разрешения задач, убедительные факты и доказательства правильности своих суждений. По итогам решения каждой задачи школьники формируют выводы. Материал лекции структурируется с таким расчетом, чтобы решение каждого предыдущего вопроса выступало основанием для решения или оценки следующего. Таким образом, лекция представляет собой цепь разрешения взаимосвязанных проблем.

Для постановки проблемных познавательных задач я часто использую методику конструирования проблемных заданий, предложенную И.Я. Лернером. Он выделил шесть типов ситуаций, которые помогают сконструировать шест типов проблемных задач. К таким ситуациям относятся:

  1. Ситуация неожиданности, которая создается при ознакомлении школьников с фактами и идеями, вызывающими удивление, кажущимися парадоксальными, поражающие своей неожиданностью;
  2. Ситуация конфликта, возникающая в случае, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями;
  3. Ситуация несоответствия, которая порождается противоречием между жизненным опытом обучающихся и научными данными, предъявленные в условии задачи;
  4. Ситуация неопределенности, возникающая в случае, когда проблемное значение содержит недостаточное количество данных для решения. Это побуждает ученика проявить смекалку, интуицию, сообразительность;
  5. Ситуацию выбора, которая предполагает, что школьники должны сделать выбор из нескольких представленных вариантов ответов и обосновать его;
  6. Ситуация предположения, основанная на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере и последствиях изучаемых событий.

Последнюю ситуацию наиболее часто использую для конструирования проблемной задачи в процессе работы над исследовательским проектом. Я предлагаю учащимся следующий алгоритм решения проблемной задачи, который включает в себя четыре этапа:

  • Осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно – следственных связей. В этом мне помогают мультимедийные лекции. Они построены блоками, в конце каждого блока учащимся дается вопрос проблемного характера, на который они должны попытаться ответить. Если учащиеся отвечают правильно на вопрос, то дальше лекция показывает основные ошибки предположений детей.
  • Формулирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения. Предлагаемые в электронных учебниках практические задания заставляют путем исследований и решений задач искать пути решения проблемы. Если учащиеся затрудняются они могут использовать при работе справочный материал электронных изданий и элементы подсказки для решения упражнений.
  • Доказательство гипотезы, в процессе которого учащиеся переформулируют вопрос или задание;
  • Общий вывод, в котором изучаемые причинно – следственные связи углубляются и выявляются новые стороны познаваемого объекта или явления.

Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – развитие учения мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей. Это позволяет школьникам приобрести определенный опыт творческой деятельности, необходимый в процессе ученических исследований.

При подведении итогов исследовательской работы часто использую наиболее эффективную методику работы в «малых группах». Суть которой заключается в том, что класс разбивается на 3-4 подгруппы. В каждой группе должен быть свой «учебный лидер» из числа наиболее подготовленных школьников в целях оказания практической помощи ученикам и лучшей организации самостоятельной работы.

Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых вопросов, который может выбираться как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют, задают вопросы, уточняют и делают дополнения. Если выступающий не может ответить на вопросы оппонентов,  то ему на помощь приходят товарищи по группе. Если же «малая» группа   в целом  не может справиться с вопросом,  то к его решению подключаются члены других групп. За правильные ответы  школьники получают  индивидуальные оценки, а «малая» группа – определенное  количество баллов.

В своей работе использую индивидуальную форму деятельности учащихся на уроке:

  • перед всеми учащимися одновременно поставлена некоторая цель как сугубо индивидуальная, личная цель деятельности;
  • содержание задания либо одинаково для всех, либо дифференцировано, либо индивидуализировано;
  • в основе формы деятельности лежит самостоятельная индивидуальная деятельность каждого учащегося, реализующего отношение «деятельность учителя-деятельность ученика»;
  • отдельным учащимся оказывается особая помощь в виде конкретных указаний с учетом их уровня знаний и умений, интереса к предмету;
  • выполнение задания осуществляет каждый учащийся самостоятельно;
  • подводятся итоги деятельности каждого ученика.

Организовать такой вид работы помогают электронные учебники:

  • Живая физика. Институт новых технологий образования.
  • Программы Физикона: Открытая физика.

Эти пособия предполагают самостоятельное овладение знаниями на разных уровнях. В них  мультимедийные лекции имеют три уровня сложности, которые учащиеся могут выбирать, исходя из своего уровня возможностей.

3.2 Использование информационно-компьютерных технологий на этапе закрепления новых знаний и способов действий

На этапе закрепления новых знаний и способов действия можно выделить следующие приемы и методы работы: компьютерные наблюдения, лабораторно-практические  работы, тренировочные упражнения.

Наблюдением называется длительное целенаправленное восприятие определенных объектов с фиксацией тех изменений, которые в них проявляются. Наблюдения  являются эффективным средством накопления фактов и формирования у учащихся конкретных представлений, служащих опорой для необходимых обобщений. Главную роль в нем играет познавательная деятельность учащихся, направленная на фиксацию явления, раскрытие внутренних объективных связей и зависимостей и выявление сущности явлений. Компьютерное наблюдение использую во время объяснения нового материала. Например, изучая тему «Кипение» можно наблюдать процесс кипения: образование пузырьков, всплывание их вверх под действием выталкивающей силы, уменьшение размеров пузырьков, опускание вниз под действием силы тяжести. Видеозаписи делают курс  привлекательным и делают занятия живыми и интересными. К каждому явлению дано пояснение. Это пояснение можно не только прочитать на экране дисплея, но и прослушать.

 Экспериментальные задачи-исследования – задачи, для решения которых необходимо поставить соответствующие параметры и пронаблюдать. Для этой цели я использую учебный компьютерный курс «Открытая физика». Для каждого эксперимента представлены: компьютерная анимация, графики,  численные результаты. Изменяя параметры и наблюдая результат компьютерного эксперимента, учащийся может провести интерактивное физическое исследование по каждому эксперименту. При использовании компьютерных моделей происходит более наглядная демонстрация физических процессов, воспроизводятся такие детали, которые нельзя заметить при реальном эксперименте. При этом можно выводить на экран графики временной зависимости величин, описывающих эксперименты. Примеры таких моделей:

•        движение тел  со скоростью, направленной под углом к горизонту (рис.1)

•        упругое и неупругое соударения (рис.2)

•        модель изотермического процесса (рис.3)

•        опыт Юнга по интерференции когерентных волн (рис.4)

•        дифракция на щели (рис.5)

•        модель « постулаты Бора» (рис.6)

К тренировочным упражнениям следует отнести следующие виды упражнений: пробные упражнения, упражнения по образцу, упражнения по инструкции, упражнения по заданию, творческие упражнения и расчетные задачи с последующей компьютерной проверкой.

Пробные упражнения - это самые первые задания на применение только что полученных знаний. Их используют тогда, когда новый материал усвоен непрочно и учащиеся могут допустить ошибки в его применении.

 Тренировочные упражнения направлены на усвоение учащимися навыков в стандартных условиях. От пробных они отличаются большей степенью самостоятельности и инициативы учащихся в их выполнении, а также большим разнообразием заданий, сложность и трудность выполнения которых постепенно нарастает.

 Упражнения по образцу - это задание с полной ориентировочной основой действия: учащиеся знают, как выполнить его и какие результаты можно получить. Эти упражнения несложны по содержанию и нетрудны по выполнению.

 Упражнения по инструкции выполняются по указаниям о порядке осуществления действий, самостоятельных работ, применения отдельных операций и их последовательности. Упражнения по инструкции, как и упражнения по образцу, имеют воспроизводящий характер, но отличаются большей степенью самостоятельности учащихся и более сложными по содержанию заданиями. К таким задачам я отношу расчетные задачи с последующей компьютерной проверкой.

 Расчетные задачи с последующей компьютерной проверкой - задачи, которые вначале необходимо решить без использования компьютера, а затем проверить полученный ответ.

Упражнения по заданию являются заключительным звеном тренировочных упражнений, формирующих навыки. Эти упражнения не могут выполняться ни по образцу, ни по инструкции, ибо каждое задание имеет свою ситуацию, свои приемы и определенную последовательность действий.

Творческие упражнения различаются между собой дидактической целью, степенью самостоятельности учащихся, уровнем творчества. Для решения творческих заданий у учащихся должны быть сознательные знания и навыки успешного применения их на практике. В отличие от тренировочных упражнений, для творческих заданий не предусматривается готовый материал. Его нужно найти, придумать, создать. Такие задания я даю в конце изучения темы, на уроках обобщения и повторения.

Лабораторные работы – эффективные ресурсы программы создают удобную техническую базу для реализации многочисленных лабораторных работ, носящих творческий, исследовательский характер. Ученику при выполнении лабораторной работы предстоит провести исследование, попытаться подметить какие-то  закономерности, высказать в этой связи собственные гипотезы, экспериментально проверить их справедливость.

3.3. Использование информационно-компьютерных технологий на этапе контроля и самоконтроля знаний и способов действий

Важное место в образовательном процессе занимает организация опроса учащихся и контроля за полученными знаниями, умениями и навыками. При использовании различных видов лекций не следует забывать, что только опорные знания необходимы для последующего обучения. Лишь опорные знания должны сохраниться в памяти учащегося. Следовательно,  предмет особой заботы учителя – опорные знания. Они должны быть понятны и закреплены. Их можно и нужно спрашивать всегда.

В своей работе  реализую различные подходы и формы проверки знаний и умений учащихся. Один из основных видов проверки – это тестирование.

Первый вид тестов – на заполнение пропусков в истинных утверждениях или в верно сформулированных определениях. Учащимся вместо многоточий следует вписать одно-два слова, которые они считают недостающим. Такие тесты можно использовать  как в бумажном носителе, так и в электронном варианте. Предлагаю учащимся взаимопроверку с помощью компьютерного ключа.

Второй вид тестов – тест на установление истинности предложенного утверждения и правильности сформулированного определения. Учащиеся должны не просто дать ответ «да» или «нет», а проявить умение рассуждать, делать соответствующие выводы, отличать верное предложение от неверного. Такие виды тестов я предлагаю учащимся выполнить в электронном варианте, а проверку осуществлять с помощью обсуждения правильного решения, обосновывая правоту.

Третий вид тестов предлагает на выбор несколько ответов, среди которых есть верный и неверный ответ, предполагающий отказ от выполнения задания. Количество ответов ограничено тремя наиболее значимыми, так как набор ответов должен быть легко обозримым для учащихся. Нужно внимательно прочитать текст задания и предложенные на него ответы и выбрать верный ответ.

В выше указанных электронных пособиях подобран богатый материал для проведения  программированного опроса. Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных. Эту форму можно использовать в письменном виде, то есть решение тестовых заданий с выбором правильного ответа.

2.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников. Бесспорно, что овладение этими навыками протекает гораздо эффективней, если происходит не только на уроках информатики, а находит свое продолжение и развитие на уроках учителей-предметников. Этот подход выдвигает новые требования к подготовке учителя-предметника, ставит перед ним новые проблемы, заставляет осваивать новую технику и создавать новые методики преподавания, основанные на использовании современной информационной среды обучения. Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой наиболее благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. В процессе преподавания физики, информационные технологии могут использоваться в различных формах.

Применяя методики, описанные в работе, я заметила следующие изменения в обучении:

  • Повысилась мотивация учащихся к обучению физике;
  • Выросло качество сформированности  общеучебных умений и навыков;
  • Выросла абсолютная и качественная успеваемость учащихся;
  • Учащиеся стали участвовать в различных проектах, создавать презентации.

В заключении, хочу отметить, что применение современных компьютерных технологий в процессе обучения отвечает целям и задачам современного образования. Накопленный опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках физики расширяет возможности творчества как педагога, так и учащихся, повышает интерес к предмету. Благодаря информационным компьютерным технологиям, которые применяются не только на уроках физики, но и вообще в процессе обучения, педагог развивает образное и творческое мышление учащихся. Применяемые инновационные методы обучения, ориентируют на индивидуальные познавательные потребности личности, воспитывают познавательный интерес, коммуникативность учащихся при обмене и обработке совместных компьютерных проектов.

3.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова Т.В., Елагин М.А. Информатизация системы образования. Челябинск, 2014.
  2.  Гин А. Приемы педагогической техники. М.: Просвещение, 2013.
  3. Марков Н.С., Данилова А.Г. Положение об использовании системы накопительного балла в образовательном процессе гимназии № 44 г. Твери. Журнал Практика  административной работы в школе №  2, 2015.
  4.  Майер Р.В., Информационные технологии и физическое образование. –– Глазов: ГГПИ, 2006.
  5. Молчанов С.Г., Хабин В.В. Информатизация образования. Челябинск, 2015.
  6. Онищук В.А., Урок в  современной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение,2011.
  7. Пировских Н.П. Урок – основное звено учебного процесса. Екатеринбург, 2014.
  8. Румбешта Е. А.,Тарасевич И. А.. Формирование информационных и коммуникативных компетенций на уроках физики. ТГПУ, 2009.
  9. http://festival.1september.ru.
  10. http://www.college.ru.

Приложение № 1

                                                                   

модели                                 

                               Рис.1.

Carts

                                Рис.2

isothermicProcess

                             Рис. 3.

                                                           

interf

                               Рис. 4.

diffract

                                              Рис.5

hydrogenatom

                                      Рис.6    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на РМО по теме "Использование компьютерных технологий "

Данный материал использовался  при проведении районного методического объединения по теме "Использование компьютерных технологий "...

Творческая работа на тему: «Использование компьютерных технологий на уроках истории».

    В последние годы система образования находится в постоянном реформировании и модернизации. В связи с изменениями в обществе меняются и ученик, и учитель, и школа. Поэтому педагогу...

Методические рекомендации по теме: "Использование компьютерных технологий для создания фонограммы "минус", по дисциплине "Студия компьютерной музыки".

Разработанные мною методичнские рекомендации помогут в работе педагогам-музыкантам, звукорежиссерам, аранжировщикам....

Использование компьютерных технологий на уроках математики с целью повышения эффективности урока

Использование компьютерных технологий на уроках математики с целью повышения эффективности урока...

выступление на школьном методическом объединение начальных классов и предметников на тему: "Использование компьютерных технологий на уроках истории с целью повышения уровня коррекционной направленности обучения"

выступление на школьном методическом объединение начальных классов и предметников  на тему: "Использование компьютерных технологий на уроках истории с целью повышения уровня коррекционной на...

Использование компьютерных технологий на уроках предмета Технология

Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчест...

Доклад на тему "Использование компьютерных технологий в обучении детей с ОВЗ на уроках чтения"

В современном мире использование информационных технологий стало обыденным для каждой из сфер жизни человечества. На данном периоде развития человечества дети с малых лет взаимодействуют с информацион...