Конспект урока «Манометры»
план-конспект урока по физике на тему

Мужичкова Дарья Геннадьевна

Конспект урока в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_manometry.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

План конспекта урока

Тема урока: «Манометры»

Цели урока

Стратегические:

- В целях формирования научного мировоззрения познакомить учащихся с таким понятием как атмосферное давление, какие действия оно оказывает не только на Земную поверхность, но и тела находящиеся на ней.

Тактические:

 - познакомить учащихся с понятием атмосферное давление, раскрыть его природу; ознакомить учащихся с приборами, измеряющими атмосферное давление.

Оперативные цели:

(в когнитивной области) ученик должен:

 - уметь объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря,

 - знать устройство манометра,

 - объяснять принцип действия манометров

 - переводить физические величины из внесистемных в СИ (мм. рт. ст. в паскали) и наоборот,

 - уметь наблюдать полученные знания в повседневной жизни,

-  уметь решать задачи по данной теме.

в аффективной области: ученик осознает важность учения, внимательно слушает высказывания окружающих – в классе, участвует в беседе, выполняет заданную учителем домашнюю работу, подчиняется внутришкольному распорядку и правилам поведения,  участвует в обсуждении вопросов в классе, добровольно вызывается выполнять задание, проявляет интерес к учебному предмету, пытается определить  осознать свои склонности,  интересы, свои предпочтения в учебной деятельности, Устойчиво проявляет самостоятельность в учебной работе, проявляет стремление к сотрудничеству в групповой деятельности, проявляет готовность к пересмотру своих суждений и изменению образа действий в свете убедительных аргументов.

  • психомоторной области: ученик должен грамотно излагать свои мысли,

Методы ведения урока:

  • фронтальная беседа,
  • самостоятельная работа,
  • рефлексия

Форма организации деятельности:

  1. Фронтальная
  2. Индивидуальная

Тип урока – Комбинированный урок.

Оборудование: ПК учителя, мультимедийный проектор, манометр, доска, экран.

Структура урока:

Этапы урока

 Формы (Ф), методы обучения (М)        

Средства обучения

(источники информации, ТСО, ЭВТ.)

Время

1. Организационный

(приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)

 Ф: фронтальная, индивидуальная

М:  словесные

Слово учителя и ученика

1-2 мин

2. Проверка выполнения домашнего задания (выявление уровня знаний учащихся по материалу, заданному на дом, определение недостатков в знаниях и причин их появления, ликвидация недостатков) Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний и умений учащихся (постановка целей и задач урока, организация действий учащихся по их принятию)

Ф: фронтальная, индивидуальная

М: словесные, практические;

Перечень вопросов для фронтального опроса, раздаточный дидактический материал для выполнения индивидуальных заданий (Тест).

5-10 мин

3. Формирование новых знаний умений, навыков (изучение нового материала)

Ф: фронтальная,

М: словесные, наглядные,

объяснительно- иллюстративные

Перечень вопросов для фронтальной беседы.

Мультимедиа –проектор, экран,

презентация, манометр

10-13 мин

4.Закрепление нового учебного материала

Ф: фронтальная,

индивидуальная, М: словесные, практические;

частично-поисковые,

Тестовые задания,

текст задачи,

учебники

7-10 мин

5. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Ф: фронтальная,

М: словесные,

объяснительно-иллюстративные

Учебники, тетради, дневники,

слово учителя и ученика

3 мин

6. Подведение итогов занятия (выставление оценок, отметок)

Ф: фронтальная,

 М: словесные

Слово учителя

3 мин

7. Рефлексия

Ф: фронтальная, М: словесные

Слово ученика

3 мин

Конспект урока

Ход урока

1. Организационный этап

- Здравствуйте, ребята. Все готовы к уроку?

- Садитесь. Сегодня мы продолжим работу по изучению атмосферного давления.

2. Проверка выполнения домашнего задания. Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний и умений учащихся.

- Но прежде давайте вспомним, что мы уже знаем. А в этом нам поможет тестирование

Тестирование

  1. Кто из учёных предложил способ измерения атмосферного давления:
    А) Ньютон;
    Б) Паскаль;
    В) Королёв;
    Г) Торричелли.
  2. Какой буквой обозначается давление?
    А) F;
    Б) ρ;
    В) P;
    Г) M.
  3. Какова единица измерения атмосферного давления?
    А) кг или мг;
    Б) Н или кН;
    В) Па или мм рт. ст.;
    Г) м/с или см/с.
  4. Чему равно значение нормального атмосферного давления (на уровне моря)?
    А) 1 Н;
    Б) 1 Па;
    В) 760 Н;
    Г) 760 мм рт. ст.
  5. Каким прибором можно измерить атмосферное давление?
    А) Секундомером;
    Б) Динамометром;
    В) Барометром;
    Г) Спидометром.

Теперь давайте повторим устройство и принцип действия барометра-анероида. Что означает слово «анероид»? Что такое атмосферное давление? Вследствие чего оно возникает? Назовите формулы для расчета давления в твердых телах, жидкостей и газах.

3.Изучение нового материала

Барометр-анероид служит для измерения атмосферного давления. В силу своей конструкции он не может быть использован для измерения других давлений. Поэтому мы изучаем сегодня прибор для измерения давлений больших или меньших, чем атмосферное, говорим о их применении. Итак, манометры. Они бывают жидкостные и металлические.

Izmereniye davleniya vnutri zhidkosti 2.jpg

Рассмотрим сначала устройство и действие открытого жидкостного манометра.

Демонстрация манометра.

 Он состоит из двухколенной стеклянной трубки, в которую наливается какая-нибудь жидкость. Жидкость устанавливается в обоих коленах на одном уровне. Почему это происходит?

Так как на ее поверхность в коленах сосуда действует только атмосферное давление.

Metallicheskiy manometr.jpgDeystviye metallicheskogo manometra.jpg

Чтобы понять, как работает такой манометр, его можно соединить резиновой трубкой с круглой плоской коробкой, одна сторона которой затянута резиновой пленкой. Если надавить пальцем на пленку, то, что произойдет с уровнем жидкости в колене манометра, соединенном в коробкой? Он понизится.

 А в другом колене? Он повысится.

Чем это объясняется? Опрос учащихся.

Демонстрация. Учащиеся объяснить суть увиденного и объясняют это с физической точки зрения.

При надавливании на пленку увеличивается давление воздуха в коробке. По закону Паскаля это увеличение давления передается и жидкости в том колене манометра, которое присоединено к коробке. Поэтому давление на жидкость в этом колене будет больше, чем в другом, где на жидкость действует атмосферное давление. Под действием силы этого избыточного давления жидкость начнет перемещаться. В колене со сжатым воздухом жидкость опустится, в другом - поднимется. Жидкость придет в равновесие (остановится), когда избыточное давление сжатого воздуха уравновесится давлением, которое производит избыточный столб жидкости в другом колене манометра.

Чем сильнее давить на пленку, тем выше избыточный столб жидкости, тем больше его давление. Следовательно, как мы можем судить об изменении давления? можно судить по высоте этого избыточного столба.

На рисунке показано, как таким манометром можно измерять давление внутри жидкости. Чем глубже погружается в жидкость трубочка, тем больше становится разность высот столбов жидкости в коленах манометра, тем, следовательно, и большее давление производит жидкость.

Если установить коробочку прибора на какой-нибудь глубине внутри жидкости и поворачивать ее пленкой вверх, вбок и вниз, то, что будет происходить с показания манометра? Они  не будут меняться. Почему?

На одном и том же уровне внутри жидкости давление одинаково по всем направлениям.

На рисунке изображен металлический манометр. Основная часть такого манометра - согнутая в трубу металлическая трубка 1, один конец которой закрыт. Другой конец трубки с помощью крана 4 сообщается с сосудом, в котором измеряют давление. При увеличении давления трубка разгибается. Движение закрытого конца ее при помощи рычага 5 и зубчатки 3 передается стрелке 2, движущейся около шкалы прибора. При уменьшении давления трубка благодаря своей упругости возвращается в прежнее положение, а стрелка - нулевому делению шкалы.

Многие заболевания сердца и кровеносной системы сопровождаются изменениями кровяного давления, заболевания других органов часто влияют на состояние сердечнососудистой системы человека, а измерение кровяного давления – одна из обязательных процедур при медицинском осмотре в поликлинике или больнице для диагноза болезней, вызывающих изменения давления крови.

Прибор для измерения артериального давления крови называется сфигмоманометром (от греческого sphygmos – пульс, биение сердца) или тонометром. Он состоит из манометра, тонкостенной воздухонепроницаемой манжеты, резинового нагнетателя и регулятора давления. Для измерения кровяного давления манжета плотно обертывается вокруг руки выше локтя и закрепляется застежками. Через одну резиновую трубку в манжету с помощью нагнетателя накачивается воздух, другая трубка соединяет манжету с манометром. При накачивании воздуха манжета сдавливает руку со всех сторон. Когда давление воздуха в ней превышает максимальное значение давления крови, создаваемого сердцем, ток крови в артерии прекращается

4. Закрепление нового учебного материала

Решение задач.

№1. Площадь большего поршня равна 200 см2, а малого 10 см2 и на малый поршень действует сила 100 Н. какая сила действует на больший поршень?

Ответ: 2кН

№2. Водолаз опускается в море на глубину 90 м. определить давление воды на этой глубине. Плотность морской воды 1030 кг/м3

Ответ: 927кПа

5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.  

 Д/з п.47, упр.

Прочитать параграф

6. Итог урока

Сегодня мы с вами повторили всё о манометрах.

  1. Для чего нужны манометры?
  2. Какие бывают манометры?
  3. Из чего состоят манометры?

7. Рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Что запомнилось?

Чему научились?

Конспект урока

Этапы урока

Вид деятельности учителя (подробно)

Вид деятельности учащихся

Результат

Примечание

1.

Орг. момент

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка выполнения домашнего задания и/или других требований по организации занятий

Приветствие, информирование об отсутствующих, о проблемах при выполнении домашнего задания и т.п.

Организована работа на уроке.

2.

Проверка выполнения домашнего задания

Актуализация знаний учащихся.

Постановка цели и задач урока

Проверка пройденного материала

Учитель предлагает тест

Организует деятельность учащихся по открытию нового знания

Отвечают на вопросы:

Что означает слово «анероид»? Что такое атмосферное давление?

Вследствие чего оно возникает?

Учащиеся выполняют тест.

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы

Определена степень готовности к восприятию нового материала.

Уверенно выполняют задание, воспроизводят определения,

рассуждают
выдвигают гипотезы и их обоснование

П

Л

3.

Изучение нового материала.

Беседа с учащимися о манометрах;

Демонстрация манометра и рассказ о принципе его действия;

Работа с учебником

Отвечают на вопросы учителя;

Смотрят видеофильм;

Обсуждение темы с учителем;

Работают с учебником;

Записывают основные моменты в тетрадь

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование собственного мнения и позиции; владение диалоговой формой речи

4.

Закрепление полученных знаний и умений.

Отвечают на вопросы:

Решают задачи:

 №1. Площадь большего поршня равна 200 см2, а малого 10 см2 и на малый поршень действует сила 100 Н. какая сила действует на больший поршень?

№2. Водолаз опускается в море на глубину 90 м. определить давление воды на этой глубине. Плотность морской воды 1030 кг/м3

Учащиеся отвечают на вопросы, решают задачи и записывают решение в тетрадь

Овладение практически значимыми физическими умениями и навыками

5.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

§47

Формирование навыков самоорганизации        

поиск и выделение информации

6.

Подведение итогов урока

Отвечаю на вопросы:

1.Для чего нужны манометры?

2.Какие бывают манометры?

3.Из чего состоят манометры?

Формирование навыков самоорганизации
развитие самооценки

7.

Рефлексия

Отвечают на вопросы:

Что нового узнали на уроке?

Что запомнилось?

Чему научились?

Формирование навыков самоорганизации
развитие самооценки

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Урок Манометры. Поршневой жидкостный насос

Материал урока позволит раскрыть и отработать закон Паскаля и понятие атмосферного давления; разъяснить принцип действия манометров и поршневых жидкостных насосов, познакомить учащихся с практическим ...

Конспект урока по физике по теме "Манометры" (7 класс)

Конспект урока по физике по теме "Манометры" (7 класс)...