«Повторительно-обобщающий урок по теме «Взаимодействие тел»
методическая разработка по физике (7 класс)

Маласкина Надежда Егоровна

Методическая разработка урока физики  с применением кейс-метода в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malaskina_n_fizika_moy_luchshiy_urok_.docx720.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Егоркинская средняя общеобразовательная школа»

Шумерлинского района Чувашской Республики

Методическая разработка урока физики  с применением кейс-метода

Тема «Повторительно-обобщающий урок по теме «Взаимодействие тел»

7 класс

  Учитель физики: Маласкина Надежда Егоровна

МБОУ «Егоркинская СОШ» Шумерлинского района

Егоркино 2020

Пояснительная записка к уроку

Предмет физика

Программа по физике автора А.В.Пёрышкина «Физика» 7 класс. Учебник: Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа.

Тема урока «Повторительно-обобщающий урок по теме «Взаимодействие тел»

Длительность: 45 мин.

Формирование нового человека XXI  века,  возможно только в том случае,    если опыт проявления инициативы в решении посильных для конкретного возраста проблем развивать с детских лет. Данное утверждение и определяет актуальность применения кейс-технологии в практике школьного образования.  

Метод конкретных ситуаций (англ. Case method, кейс-метод, метод кейсов, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. (https://ru.wikipedia.org/)

Этапы кейс метода

  • Представление конкретных жизненных ситуаций;
  • Осмысление ситуаций, не имеющих однозначного решения;
  • Актуализация комплекса знаний для решения проблемы;
  • Выработка моделей действий для разрешения ситуаций.

Работа ученика с кейсом

  • 1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
  • 2 этап — выделение основной проблемы (проблем);
  • 3 этап — анализ принятия того или иного решения;
  • 4 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

Действия учителя

  • создание кейса или использование уже имеющегося;
  • распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
  • знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
  • организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
  • работа с кейсом;
  • организация презентации решений в малых группах;
  • организация общей дискуссии;
  • обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
  • оценивание учащихся.

Источники кейсов

  • Реальная жизнь
  • Интернет

Цель урока: 

повторение основных понятий, изученных в курсе физики за 1 полугодие в 7 классе

Задачи урока:

1. Отработка умений и навыков учащихся анализировать предложенный материал и делать собственный вывод.

2. Совершенствование умений и навыков учащихся по представлению полученного результата, обоснованию собственной точки зрения по разрешаемой проблеме.

3.Развитие умений и навыков участвовать в дискуссии.

Технические и дидактические средства:  

компьютеры с выходом в интернет, компьютер, с программой NXT, проектор, экран. весы, гири, линейка, шоколадная обёртка,, туалетная бумага, робот Minstorms NXT, презентация к уроку.

Раздаточные материалы: кейсы.

Межпредметные  связи: физика, информатика, окружающий мир

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-закрепление и систематизация понятий «Сила», «Механическое движение», «Программирование»

-умение составлять план эксперимента, решать задачи и делать вывод.

Познавательные:

- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

- умение вести наблюдение;

- умение прогнозировать ситуацию.

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;

- умение адекватно использовать речевые средства и  символы для представления результата.

-проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- готовность к равноправному сотрудничеству;

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

- проявление самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений

Ход урока:

I. Орг. момент

Учитель: Ребята!  Мы с вами закончили  изучение   главы 2 «Взаимодействие тел» Цель  урока – проверить ваши знания, посмотреть, как вы сможете их использовать в обыденной жизни.

Ученики записывают тему и цель урока в тетрадях

Учитель: Смею ди я утверждать, что «Знание физики помогает нам  делать жизнь комфортнее, правильно использовать физические явления и процессы, предотвращать их вредное воздействие на организм, предупреждать возникновение несчастных случаев.»

Ученики: предлагают свои мнения по поводу этого х утверждения

Учитель: сегодня наш урок пройдет в кругу нескольких групп «экспертов». Эти эксперты будут из вашего класса, прошу вас, разделится на 3 группы.

Ученики: учащиеся слушают  учителя.  Класс разбит на 3 группы, и каждая группа садится за отдельный стол.

Методическое обоснование: используется словесный метод  для подготовки  класса к работе.  Учитель знакомит группы с правилами урока, формирует ответственное отношение к успешному решению проблем.

II. Работа с кейсами

Учитель: уважаемые, эксперты! Перед вами лежат кейсы, каждый кейс посвящен реальным событиям. Вам сегодня предстоит решить проблемы, основываясь на ваши знания по физике.

Методическое обоснование: Кейсы распределены таким образом, которые соответствуют уровням знания каждой группы.

Группа А: получает кейс под номером №1:

Кейс 1

Превратить туалетную бумагу  в модель для изучения понятия «Сила»

Что произойдёт с туалетной бумагой, если к кончику приложить силу?

Варианты ответов:

  1. Начнёт  движение назад
  2. Покатится вперёд
  3. Останется на месте

Задания:

1. Проделать эксперимент с туалетной бумагой.

2. Объяснить результаты эксперимента (С пояснением, рисунком))

3. Сделать выводы.

Ответ:

Начнёт  движение назад

Покатится вперёд

Останется на месте

Вывод:   Отчего зависит результат действия силы?

1. Величины

2. Направления

3. От точки приложения  

4. От продолжительности воздействия  

Группа Б: получает кейс под номером №2:

Кейс 2


Задание

1.Определить какой из роботов движется? Почему?

2. Запрограммировать робота, удовлетворяющий этим условиям.

3. Показать действующего робота.

4.  Объяснить эксперимент.

Ответ;

1 сл.

 

2сл

3 сл

Объяснение: зависимость скорости движения робота от настройки Мощность.

На робота, движущийся по горизонтальному и прямому участку дороги, действуют следующие силы:

  • тяговая сила
  • сила сопротивления воздуха
  • сила трения

Группа В: получает кейс под номером 3:

Кейс 3

 ЧТО ТАКОЕ АЛЮМИНИЙ (https://aluminiumleader.ru/about_aluminium/what_is_aluminum/)

Лёгкий, прочный, стойкий к коррозии и функциональный – именно это сочетание качеств сделало алюминий главным конструкционным материалом нашего времени. Алюминий есть в домах, в которых мы живем, автомобилях, поездах и самолетах, на которых мы преодолеваем расстояния, в мобильных телефонах и компьютерах, на полках холодильников и в современных интерьерах. А ведь еще 200 лет назад об этом металле мало что было известно.

Алюминий имеет редкое сочетание ценных свойств. Это один из самых легких металлов в природе: он почти в три раза легче железа, но при этом прочен, чрезвычайно пластичен и не подвержен коррозии, так как его поверхность всегда покрыта тончайшей, но очень прочной оксидной пленкой.

Он поддается прокатке, волочению, штамповке. Алюминий не горит, не требует специальной окраски и не токсичен в отличие от пластика.

Сегодня существование строительной, автомобильной, авиационной, космической, электротехнической, энергетической, пищевой и других отраслей промышленности невозможно без алюминия. Более того, именно этот металл стал символом прогресса – все новейшие электронные устройства, средства передвижения изготавливаются из алюминия.

  1. Порассуждайте, ещё какими свойствами должен обладать алюминий, т.к.  из них делают шоколадные обёртки?
  2. Определить  толщину шоколадной  обёртки, используя необходимое оборудование: весы, гири, линейка, шоколадная обёртка.
  3. Предложить свой вариант решения определения толщины  шоколадной обёртки.

Ответ:

Свойства. Полностью безопасна для здоровья человека, не имеет никаких посторонних запахов и вкусов,  держит форму,  не пропускает свет, сохраняет температуру (шоколад не тает), предназначена для длительного хранения, подходит под печать, имеет "драгоценный" блеск (https://argosint.ru/folga-upakovka-konfet-shokolada/)

        Толщину алюминиевой фольги можно рассчитать по формуле h =  .  Так как объем можно определить по формуле V=  , то формула для расчёта примет вид  h=, где m – масса фольги, p – плотность алюминия, S-площадь фольги.

Массу фольги определяют с помощью весов, а площадь вычисляют, предварительно измерив длину и ширину обёртки.

Рефлексия: «Лист самооценки»

 

Итак, на протяжения урока мы активно работали над своими проблемами и некоторые из вас нашли правильные решения. Отсюда мы понимаем, что физика оказывается нужна не только ученым — она нужна всем. Знание физики делает человека более умным и более сильным, он перестает быть беспомощным перед стихиями природы, он начинает понимать мир, в котором живет.

Только зная физику, можно проектировать и строить дома, заводы, машины, электростанции. Чтобы создавать радиоприемники, автомобили, космические аппараты, гаджеты, даже просто одежду и продукты питания, надо знать физику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области

ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....

Урок по теме "Взаимодействие. Масса"

Урок по теме с использованием элементов исследовательской деятельности....

Методическая разработка урока по теме "Взаимодействие неаллельных генов"

Урок составлен с использованием образовательной технологии Web-квест. Методические материалы включают план урока, сопровождающую презентацию и ссылку на разработанный Интернет-ресурс....

самоанализ урока по теме :" Взаимодействие тел"

При подготовке к аттестации я писала самоанализы нескольких уроков , вот один из них....

Итоговый урок по теме "Взаимодействие тел"

Итоговый урок по теме "Взаимодействие тел"  в 7 классе по физике....

Конспект урока по теме "Взаимодействие природы и общества"

Конспект урока по обществознанию по теме "Взаимодействие природы и общества" для 8 класса по учебнику А.И Кравченко с презентацией....

Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.

За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...