"Здоровье не всё, но всё без здоровья-ничто". Сократ. Актуальность проблемы.
статья по физкультуре на тему

Горбачёва Ирина Юрьевна

 

«Здоровье – не всё, но всё без здоровья - ничто».  Сократ

                     Актуальность проблемы.

Прежде чем говорить об образе жизни, сберегающем здоровье, надо уяснить, что есть здоровье человека, каковы его показатели. В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

 Есть и другие подходы к определению понятия «здоровье». Например, известный отечественный медик И.В. Давыдовский определяет здоровье как полноту приспособления, а болезнь – как его нарушение. Или определение, данное академиком В.П. Казначеевым: «Здоровье индивида – это процесс сохранения и развития психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни .

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Статистика, свидетельствующая о снижении количества здоровых детей, не может не беспокоить общество. По данным Росстата, за последнее десятилетие доля здоровых детей снизилась с 45,5% до 32,1%. Не менее 60% учащихся в России имеют ту или иную патологию, у 80% выявлена низкая двигательная активность, которую не компенсируют уроки физкультуры.

Причины сложившегося таковы:

- три  урока физической культуры в неделю (согласно учебному плану);

-плохое состояние экологии в больших городах;

-подчас низкокачественное, некалорийное питание детей дома;

-проблемы, связанные с плохой наследственностью;

-отсутствие полноценного активного отдыха в течение года;

-полное отсутствие у родителей интереса к предмету «физическая культура», и соответственно, к уровню физического развития их ребёнка.

     Одна из главных причин – изменение образа жизни молодого поколения, которое привело к тому, что у детей и подростков появилось очень много соблазнов, способствующих значительному ограничению двигательной активности (компьютеры, Интернет, музыкальные центры, домашние кинотеатры, DVD, и т.п.).                                                

       Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересиливать себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнём, но иногда становится поздно начинать.

      Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.  Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребёнка, то они с самого раннего детства формируют у ребёнка культуру физических занятий, демонстрируя это на собственном примере.

     Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своём уроке оздоровительной гимнастики – минутки отдыха для души и тела ребёнка.

        По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. А возраст от 1 года до 15 лет важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 до 60 лет.

       Почему так происходит? Видимо, всё дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребёнка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?

       Воспитывая ребёнка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое.

      Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребёнка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.

      Привычка не прививается в семье, в школе и поэтому у будущего взрослого не формируется положительный образ здорового человека.

        Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители в семье говорят ребёнку: «Будешь плохо кушать – заболеешь! Не будешь тепло одеваться – простудишься!» и т.д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении!» и т.д.

      Видимо, поэтому наши учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье. В результате одного исследования, проведённого в 8-11 классах (всего опрошено 200учащихся) здоровье как жизненная ценность ставится лишь на девятое место.

      Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников. Именно школьников, так как дошкольные учреждения уделяют развитию двигательной активности своих воспитанников достаточно серьёзное внимание. Да и дошкольников легче привлечь к участию в подвижных играх, спортивных праздниках.

       В школе это сделать гораздо труднее, так как многие учебные заведения все свои усилия направляют на то, чтобы изменить содержание учебного процесса, максимально его интенсифицировать, при этом обрекая своих учащихся на многочасовую подготовку  к урокам, олимпиадам, конкурсам.

         У таких детей появляются проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость – это те немногие симптомы, которые связанны с малоактивным образом жизни.

          Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызвало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?

        Многое для изменения описанной выше ситуации может сделать собственная семья, в которой растёт ребёнок.

     Ребёнок –школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребёнок будет жить по тем правилам и законам, которые культивируются в его семье.

       Помимо семьи, развитию двигательной активности ребёнка самое серьёзное внимание должна уделять школа.

 

Список используемой литературы:

1. Дереклеева Н.И.Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М.: ВАКО, 2004.

2. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе /С.А. Исаева.-5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. М.:ВАКО,2007.

         4. Шамова Т.И. Управление развитием здоровьесберегающей среды в   школе. М.:Изд-во ООО «УЦ «Перспектива»», 2008

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье не все, но мы без здоровья – ничто

Актуальной темой на сегодняшний день является сохранение здоровья человека. Разработано множество программ, на ТV существует много передач, которые пропагандируют здоровый образ жизни. Существует цела...

Внеклассное мероприятие" «Здоровье - не все, но без здоровья ничто».

Внеклассное мероприятие для учащихся 9 класса коррекционной школы. «Здоровье - не все, но без здоровья ничто».Цель: формирование среди воспитанников школы-интерната здорового образа жизни; привитие ку...

Эссе «Здоровье - это не все, но все без здоровья - ничто»

Я учитель физкультуры. Профессия это или призвание? Для меня – и то, и другое, потому что быть полностью счастливым  можно лишь тогда, когда делаешь то, что любишь. Я понимаю, что мой выбор профе...

«Здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – ничто» Сократ

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у  пятиклассников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизн...

Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях.

Краюхина  Светлана Валентиновна воспитатель Чкаловской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната    Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ограниче...

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения здоровья обучающихся во время образовательного процесса на уроках математики.

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения здоровья обучающихся во время образовательного процесса на уроках математики....

Совместное родительское собрание в 8-9 классах Тема:«Актуальные проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения. Проблема школьной тревожности: виды, причины, приёмы снижения»

Цели:Информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей.Принятие совместных мер по эффективной подготовке выпускников к ...