Методическая разработка
методическая разработка по физкультуре по теме

Влияние уроков физической культуры на развитие обще-учебных умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umeniya_i_navyki.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние уроков физической культуры на развитие

обще-учебных умений и навыков.

Автор: учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 1373

              Тищенко Галина Владимировна

Весь процесс обучения в школе заключается в обучении детей умениям и формировании на этой основе навыков, и применения приобретенных знаний и умений на практике. Это два этапа в процессе усвоения, но они находятся во взаимной связи. Так, обучение умениям возможно только на основе знаний, а формирование навыков является по сути учебной практикой, в процессе которой учащиеся обучаются применять приобретенные знания и умения. Знания и умения – две стороны одного и того же учебного процесса. Но умения формируются после приобретения знаний и на их основе.

Обучение умению – это процесс усвоения приемов динамических решений. А это значит, что процесс обучения любому умению должен подчиняться тем же закономерностям, которым подчиняется процесс усвоения. Приступая к обучению умениям, учитель должен показать правильное его выполнение, т.е. организовать восприятие, после чего учащиеся должны сами осуществить это умение. В процессе этой деятельности ученики должны восстановить в памяти те знания , которые им необходимы.

Учебный процесс, в школе только тогда приобретает общественный смысл, когда он не только обеспечивает учащихся знаниями, но и обучает их применять эти знания в жизни – производительном труде.

Поэтому нам интересно проследить не только как  развиваются конкретные умения и навыки (допустим умение бегать, прыгать, метать мяч, навык преодоления полосы препятствий), но и развитие общешкольных умений и навыков.

Проанализировав уроки физической культуры можно найти возможность формирования ряда общешкольных умений и навыков.

В процессе обучения выполнению строевых упражнений учащиеся приобретают умение и навыки, как организовать урок с наименьшей потерей времени при перестроении для проведения различных частей урока, т.е. дети приобретают навык целесообразно организовывать работу.

При изучении техники физических упражнений развивается умение вести наблюдение и воспроизводить показанное учителем.

При выполнении сложных упражнений, когда учащимся необходимо контролировать движение всех частей тела, как в акробатике, а также и допустим движение мяча при игре в баскетбол, пионербол, волейбол, вырабатывается навык самоконтроля и самопроверки.

Вышеперечисленные умения и навыки относятся к учебно-организационным умениям и навыкам.

При обучении технически сложным видам спорта в средней и старшей школе, таким как баскетбол, волейбол, пионербол, акробатика, объясняются особенности выполнения тех или иных приемов и целесообразность их применения в различных ситуациях. Чтобы не возникло механического повторения изученного, а выбирались приемы, ведущие к быстрому достижению результата.  У детей развиваются аналитические умения и навыки.

На уроках физической культуры в средней и старшей школе используются межпредметные связи.

При обучении технике выполнения упражнений, мы обращаемся к физике. При объяснении воздействия упражнений на организм мы обращаемся к биологии и органической химии.

Это пути развития на уроках физической культуры учебно-интеллектуальных умений и навыков.

Учебно-коммуникативные умения и навыки, развиваются во время проведения спортивных игр и эстафет, когда дети учатся поддерживать партнеров по команде в трудных ситуациях, подстраховывать в случае ошибки.

В начальных классах больше внимания уделяется формированию учебно-организационных умений и навыков и учебно-коммуникативных. В средней школе, когда ученики в состоянии овладевать технически сложными видами спорта и имеют больше общих знаний, добавляется формирование учебно-интеллектуальных умений и навыков.

Из выше изложенного можно сделать следующие выводы:

В начальной школе на уроках физической культуры необходимо больше уделять внимание формированию учебно-организационных умений, и к моменту перехода в среднюю школу эти умения должны перейти в навык.

Учебно-коммуникативные умения и навыки формируются в конце начальной и начале средней школы.

Учебно-интеллектуальные умения формируются в средней школе и к моменту перехода в старшую школу закрепляются в навыки.

                                         г. Москва  2012г                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...