Программа дополнительного образования по обучению плаванию
рабочая программа по физкультуре (5 класс) по теме

Рабочая программа дополнительного образования по обучению плаванию детей младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 13

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 13

___________ А. И. Шлепкина

«___» ______________ 2010 г.

Протокол заседания педсовета

От_____________ № ________

Программа дополнительного образования детей

по плаванию

Возраст детей: 9 - 11 лет

Составила: инструктор

по физической культуре

Сержанова С. В.

г. Саров 2010 год

  1. Пояснительная записка.

Современное состояние физического, психического и нравственного здоровья детей школьного возраста вызывает серьезные опасения у специалистов. У детей и подростков наблюдается рост хронических заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Отмечается увеличение количества детей с дефицитом массы тела и имеющих отклонения в психике.

Не секрет, что к окончанию средней школы практически не остается учащихся, которых можно было бы отнести к группе здоровых детей. Поэтому одна из главнейших задач современной школы – сохранение здоровья своих воспитанников. Значительно большие возможности эффективно решить эту задачу имеют те общеобразовательные учреждения, в которых кроме спортивного зала имеется плавательный бассейн.

Плавание является важным средством физического воспитания и относится к наиболее массовым видам спорта. Уметь плавать необходимо каждому человеку. Большое количество несчастных случаев ежегодно происходит на воде из-за того, что пострадавшие не умели плавать. Поэтому каждого школьника необходимо научить умению свободно держаться на поверхности воды и проплыть хотя бы небольшое расстояние.

Занятия плаванием также обладают значительным психотерапевтическим воздействием. Всем известно, что нервная система школьников чрезвычайно подвижна, процессы возбуждения, как правило, преобладают у них над процессами торможения, что способствует быстрой утомляемости, создает опасность перевозбуждения.

Плавание является незаменимым средством для уравновешивания этих процессов. Температура воды и однообразные циклические движения оказывают успокаивающие воздействие на нервную систему школьника. Занятия плаванием делают ребенка более спокойным, обеспечивают ему

крепкий сон, хорошо развивают органы дыхания. Плавание является прекрасным корректирующим упражнением, устраняющим различные нарушения осанки, такие как сутулость, сколиоз. Систематические занятия этим видом спорта развивают выносливость, силу, быстроту, ловкость, а также повышают общую работоспособность.

Эта программа дополнительного образования детей по плаванию имеет физкультурно-оздоровительную направленность и формирует знания и навыки ответственного отношения к сохранению здоровья.

  1. Цель и задачи.

Цель: привитие жизненно необходимого навыка самостоятельного передвижения в воде в нужном направлении, а также укрепление здоровья и физического развития.

Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи:

  1. научить детей проплывать не менее 25 метров кролем на груди и на спине, а также брассом;
  2. воспитание гигиенических навыков;
  3. закаливание и оздоровление обучающихся;
  4. обучение правилам поведения и безопасности на воде;
  5. развивать коммуникативные качества личности;
  6. привитие школьникам стремления к систематическим занятиям физкультурой и здоровому образу жизни.

  1. Формы и методы работы по программе; режим занятий.

    Возраст детей, участвующих в реализации программы – 9-11 лет.

Нагрузка учащихся – 2 часa в неделю.

Применяется урочная система обучения 45 минут. Из них 10 минут ребенок тратит на переодевание и душ, 5 минут преподаватель проводит с детьми на суше, проводя организационные разъяснения, или показывает и объясняет новое задание, а 30 минут ребята находятся в воде.

Эта программа с физкультурно-оздоровительной направленностью рассчитана не на новичков, а на детей, которые уже получили и освоили первичные знания, умения и навыки в плавании, а также могут самостоятельно держаться на воде. Это одно из главных условий, способствующих успешному освоению программы.

Важное значение имеет постоянная практическая отработка умений и навыков, причем более эффективно это делать в процессе повторения уже знакомого материала.

Используются такие методы работы, как: репродуктивный и наблюдение. Учащиеся стараются воспроизвести в своих движениях на воде то, что объясняет и показывает инструктор. Для формирования устойчивого, благоприятного коллектива и развития коммуникативных свойств личности у детей используются формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая (эстафеты с разными предметами, игры в воде, свободное плавание).

  1. Учебно-тематический план.

Тема

Теоретические часы

Практические часы

Всего

1

Правила поведения и безопасность в бассейне


2


2


4

2

Кроль (вольный стиль на груди)

2

12

14

3

Спина (вольный стиль на спине)

2

12

14

4

Брасс

2

8

10

5

Старты

2

6

8

6

Игры в воде, эстафеты

2

16

18

Итого:

12

56

68

  1. Содержание программы.

1. Теория.

Что нужно иметь при посещении бассейна. Как вести себя в раздевалке, душе. Какие правила соблюдать на занятиях с преподавателем в самом бассейне.

Практика.

     На каждое занятие учащиеся приносят с собой кусковое мыло,           мочалку, купальный костюм и плавательную шапочку, полотенце. В раздевалке нельзя толкаться, в душе не прыгать и не бегать. Четко выполнять все команды инструктора.

2. Теория.

          Техника работы рук и ног в кроле (вольный стиль на груди). Подготовительные упражнения на суше.

Практика.

Кроль по элементам и в координации движений. На каждом занятии обучающиеся выполняют различные задания преподавателя: изучают, повторяют, закрепляют. Дыхание.

3. Теория.

Техника работы рук и ног на спине (вольный стиль на спине). Подготовительные упражнения на суше.

Практика.

Спина по элементам и в координации движений. Проплывание отрезков. Дыхание. Индивидуальные задания.

4. Теория.

Понятие о брассе (способ плавания). Изучение техники работы ног и рук на суше. Подготовительные упражнения.

Практика.

Брасс по элементам и в координации. Правильное дыхание. Следить за ошибками при проплывании отрезков дистанции.

5. Теория.

Объяснение и показ учителем техники стартов с воды, бортика, тумбочки. Старты на груди и спине, а также при брассе.

Практика.

Старты на груди и спине с воды, бортика выполняем на каждом занятии. Постепенно,  в процессе обучения овладеваем навыком старта с тумбочки.

6. Теория

Основное значение эстафет для ребят. Правила любой игры, проводимой для обучающихся. Техника безопасности на воде при играх и эстафетах.

Практика.

Как правило, ребятам нравится эта часть занятия. Все игры и эстафеты начинаются только по свистку, команде учителя, так же и заканчиваются. Выполняются методические указания, связанные с техникой безопасности при играх на воде. Игры и эстафеты благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

  1. Прогнозируемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • правила поведения и безопасности в бассейне и на воде;
  • технику плавания кролем на груди и на спине;
  • упражнения кролем и на спине;
  • технику брасса;
  • гигиенические нормы;
  • старты в воду.

Учащиеся должны уметь:

  • проплывать не менее 25 метров кролем на груди и на спине;
  • проплывать не менее 25 метров брассом;
  • выполнять различные упражнения с доской и без неё тремя способами плавания;
  • старты в воду;
  • доставать предметы со дна бассейна;
  • сохранять и поддерживать благоприятный климат внутри коллектива.

  1. Система контроля

1. Предварительный контроль.

          Выявление подготовленности ребенка – владение навыками и умениями самостоятельно держаться на воде и проплыть небольшое расстояние (беседа, практические задания).

2. Промежуточный контроль.

          Контроль за усвоением знаний, умений, навыков. Проплывание отрезков дистанции разными способами. Формирование коммуникативных навыков, развитие творческих способностей через игровые занятия.

3. Заключительный контроль.

Полученные за год умения и навыки (соревнования в игровой форме).

  1. Форма подведения итогов реализации программы.

В конце года проводится соревнование в игровой форме. Дети показывают свои знания, умения и навыки, которые они приобрели за год. Учащиеся проплывают не менее 25 метров кролем на груди и спине, брассом без учета времени.

Организуются эстафеты с разными предметами, игры на воде.

Программа считается реализованной, если учащиеся самостоятельно передвигаются в воде и ориентируются в водном пространстве.

  1. Методическое обеспечение программы.

Занятия проводятся в бассейне школы № 13. Раздевалки и душевые оснащены всеми нужными предметами: скамейки, фены, коврики для ног, шкафчики для одежды.

Бассейн хорошо освещен и полностью оборудован техническими средствами: доски, ласты, мячи, матрацы, плавательные круги, надувные игрушки, дорожки, шест, стенд для изучения теории.

Литература.

1. В. И. Лях, А. А. Зданевич // Комплексная программа физического воспитания. Москва «Просвещение» 2005 г.

2. Д. А. Каменев // Плавательные бассейны. Москва 1999 г.

3. З. П. Фирсов // Оздоровительное плавание. Москва 1984 г.

4. Л. Макаренко // Подготовка юных пловцов. Москва «Физкультура и спорт» 1974 г.

5. С. В Мерзляков, В. В. Вуец // Статья в издании Образовательный процесс. «Курс обучения плаванию для младших классов». Ижевск 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей. Обучение игре на фортепиано

Образовательная программа дополнительного образования  детей. "Обучение детей на фортепиано" предлагает обучение детей  с семилетнего возраста. Педагогу-музыканту нельзя забывать об отв...

Программа дополнительного образования по обучению плаванию «Юный пловец»

Программа разработана для секционной работы с детьми во внеурочное время. Рассчитана на начальное обучение детей 1 - 4 классов....

Образовательная программа дополнительного образования детей«Обучение команды актива ученического самоуправления «Школа «Лидер»»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Обучение команды актива ученического самоуправления «Школа «Лидер»»Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллект...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Обучение игре на фортепиано»

Творчество и творческая деятельность определяют сегодня ценность человека. Развитие творческой личности, индивидуальности человека - это одна из задач Хоровой  школы  мальчиков  и...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по обучению грамоте и развитию связной речи младших школьников «ПИШИЧИТАЙ»

Программа по курсу «Пишичитай» составлена в целях развития речи детей младшего школьного возраста. Программа составлена для обучения по одному часу в неделю – 35 часов в год (1 занятия в неделю по 45 ...

Программа Дополнительного образования для обучения подростков английскому языку

Данная программа Дополнительного образования для обучения подростков английскому языку разработана на основе Учебного пособия "COICES" , уровень обучения  UPPER-INTERMEDIATE...