Работа ШМО
учебно-методический материал по физкультуре по теме

Петров Алексей Николаевич

Выступление на ШМО учителей физкультуры 23.10.13

«Групповые технологии на уроках физкультуры»

       В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. 

      Новые образовательные технологии применяются  во всех сферах педагогической деятельности, по всем предметам, по всем группам классов. Но в  научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая технология», «образовательная технология».
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО учителей физкультуры 23.10.13

«Групповые технологии на уроках физкультуры»

       В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. 

      Новые образовательные технологии применяются  во всех сферах педагогической деятельности, по всем предметам, по всем группам классов. Но в  научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая технология», «образовательная технология».

      Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

         Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

         Что понимают под современной образовательной технологией? Определений довольно много, но наиболее удачным является следующее: образовательная технология – система средств, форм и способов организации образовательного взаимодействия, обеспечивающих эффективное управление и реализацию образовательного процесса на основе комплекса целей и определенным образом сконструированных информационных моделей осваиваемой реальности – содержания образования. Переход к компетентностно - ориентированному образованию усиливает роль образовательных технологий в реализации образовательных программ. Привычные знания-умения-навыки не отрицаются, но акцент переносится на знание – понимание - навыки, в результате интегрирования которых формируются компетенции, универсальные и профессиональные. 

     Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);


отбор и структура содержания (что); 


оптимальная организация учебного процесса (как); 


методы, приемы и средства обучения (с помощью чего); 


а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто); 


и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это). 


   Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии являются следующие утверждения:

диагностическое целеполагание и результативность предполагают гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;

 
экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени; 
алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость отражают различные стороны идеи  воспроизводимости педагогических технологий; 


корректируемость предполагает возможность постоянной оперативной обратной вязи, последовательно ориентированной на четко определенные цели. 


        Игровые и групповые технологии (технологии игры в группе) занимают важное место во многих учебных дисциплинах, а на уроках физической культуры особенно, так как сама игровая деятельность – это особая сфера образовательного процесса. Ценность игровой деятельности заключается в том,  что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка и отвечает его возрастным особенностям, потребностям и интересам. Игра в группе, в команде формирует типовые навыки социального поведения, систему ценностей личности и группы, ориентирует на групповые и индивидуальные действия, поощряет стремление к успеху. Игры в команде, групповые технологии на уроках физической культуры, а при обучении игры в баскетбол особенно, дают возможность повысить интерес к предмету, сдружить коллектив, развить стремление к соревновательности, способствовать воспитанию упорства, смекалки, чувства ответсвенности, поощряют желание выполнять свое дело, свое поручение хорошо, лучше всех, и желание достичь успеха. В групповой деятельности, даже в обычной эстафете, так популярной на любых спортивных соревнования, можно моделировать развитие ситуации в зависимости от задач группы, распределение ролей, очередности выступления, поощрять творчество и взаимовыручку, находить ответы и решения на сложные ситуации и проблемы. Творческий потенциал ребят во время командных игр (волейбол, баскетбол, гандбол, пионербол, футбол и т.д.) вырастает в несколько раз по сравнению с занятиями, ориентированными только на выполнение индивидуальных упражнений.  Групповые технологии – это выработка у учащихся острого желания действовать, причем действовать результативно.

     Групповые технологии на уроках физической культуры несут ряд функций: обучающие, воспитательные, развивающие, психотехнические, коммуникативные, развлекательные, релаксационные. Эти технологии позволяют более  действенно обеспечить гармоничное сочетание умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общее комфортное состояние человека, дать заряд положительных эмоций, снять негативный настрой после прохождения некоторых уроков, дать общий эффект радости от общения от успешного преодоления трудностей.     

       Групповые технологии помогают  восстановить физические и духовные силы, рождают спортивный здоровый азарт, дух команды, дух стремления к победе, чувство гордости за удачно проведенные соревнования.

       Одной из главных проблем современного общества является гиподинамия, то есть низкая двигательная активность. Ее последствием является повышение уровня заболеваний. Современные дети предпочитают прогулкам на свежем воздухе и занятиям спортом телевизор и компьютер. Чтобы изменить положение необходимо с раннего возраста приобщать детей к занятиям в спортивном зале, к подвижным играм. Бесспорно, было бы хорошо, если этим активно занимались родители, но, к сожалению, они уделяют этому вопросу мало внимания или наоборот слишком активно берутся записывать любимое чадо в спортивные секции, что часто приводит к обратному результату: дети начинают ненавидеть физкультуру и занятия спортом. В одиночку заставить себя активно заниматься физической культурой очень сложно, в группе же сделать это гораздо интереснее и полезнее.     

     Групповые технологии нашли сегодня еще одно необычное решение на уроках физической культуры, где теперь  в содержание образования включен большой объём теоретического материала, на изучение которого выделяется минимальное количество часов, поэтому  в своей практике я часто делю класс на группы для составления на теоретическую часть урока электронных презентаций. Использование электронных презентаций позволяет эффективно решить и визуальные и содержательные и коллективные проблемы. Ребятам нравится готовить такие занятия в группах и соревноваться в технике исполнения презентации, ее эстетичности, содержательности материала, возможности использования потом для обучения других школьников.  Уроки становятся более интересными, наглядными и динамичными. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические сведения, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно, вот в решении этих задач на помощь учителю и приходят новые информационные технологии, которыми некоторые дети уже владеют даже больше учителя. Они могут создавать и мини-фильмы о разных видах спорта, ролики о спортивных учреждения города, репортажи с соревнований, фото-экспозиции, слайд-шоу и т.д.

       Результатом широкого применения игровых и групповых технологий на уроках физкультуры в нашей школе  стало изменение отношения к предмету.  Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались командные и  подвижные игры,  посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием. Показателем успешности применения данных технологий на уроках стали высокие результаты в районных командных  соревнованиях по баскетболу.



Предварительный просмотр:

Выступление на заседании педагогического совета 14.01.2013 г.

Основные направления деятельности учителя физической культуры по проблемам здоровьесбережения  школьников.

         Образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда. Это невозможно без сохранения здоровья, а на современном этапе развития общества — и без сохранения и укрепления здоровья обучающихся в образовательных учреждениях, без формирования здорового образ жизни подрастающего поколения.  Сохранение и укрепление здоровья связано с необходимостью коррекции здоровья обучающихся, прежде всего, поведенческими методами – нормализацией образа жизни. На этом кризисном фоне стремительно и емко возрастает значимость формирования, укрепления и сохранение здоровья участников образовательного процесса как непреходящей ценности. В процессе формирования, укрепления и сохранения здоровья обучающихся осуществляется «воспроизводство» как материальных ценностей (крепкое здоровье, телосложение, физические качества), так и духовных (личностная ориентация, социальное признание, авторитет).

        Отношение к собственному здоровью как важнейшему фактору реализации жизненных смыслов и целей – является одной из ведущих личностных функций человека. Выдвижение проблемы обеспечения формирования культуры здоровья в число приоритетных задач общественного и государственного развития обусловливает актуальность теоретической и практической ее разработки, необходимость развертывания научных исследований, выработку методических и организационных подходов к сохранению и укреплению здоровья. Эффективность процесса сохранения, укрепления здоровья обучающихся, формирования культуры здоровья у детей и молодежи во многом определяется социально-педагогической открытостью образовательного учреждения разного типа и вида.

       Однако, помимо здоровьесберегающего образования современным образовательным учреждениям необходимо  также и здоровьеформирующее образование, позволяющее рассматривать  процесс формирования, укрепления и сохранения здоровья обучающихся во-первых, в плане реализации внешних социокультурных условий жизнедеятельности человека и потребности в здоровье как условии благополучия; во-вторых, в плане реализации внутренних условий: потребностей и мотивов.

Здоровьеформирующее образование – это педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у субъектов позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья, как необходимого условия жизнеспособности. В образовательной практике – это может проявляться в формировании у субъектов педагогического процесса:

·               способности к позитивному саморазвитию в различных жизненных обстоятельствах, уверенности в себе, развитию чувства компетентности и собственной ценности;

·               мотивации укрепления здоровья, посредством установки на ценность собственного здоровья; приобретения знаний о своем здоровье; овладения способами, охраняющими и умножающими здоровье; умения применять формы накопления здоровья к особенностям своего организма;

·               культуры здоровья, направленной на ответственное отношение как к своему, так и здоровью окружающих, на стремление сохранить и приумножить свой природный потенциал, гармонизацию личности, готовность поддержать свое душевное равновесие и окружающих, способность воспринимать и создавать прекрасное.

 

Большую роль в организации здоровьеформирующего образования играют учителя физической культуры. Наиболее ощутимо это видно при организации общешкольных спортивных мероприятий.

Спортивные соревнования

Учителя физической культуры совместно с ученическим физкультурным активом  организуют школьные спортивные соревнования:

 В спортивных соревнованиях задействованы не только обучающиеся которым  по медицинским показателям разрешено участвовать, но и остальные  в качестве помощников судей, организаторов, болельщиков.

 Каждый обучающийся (с учетом медицинских групп) участвует в самых разнообразных соревнованиях 5-6 раз в уч. год. Это дает возможность нам удачно выступать на районных, областных соревнованиях и показывать высокие результаты.

 Дни здоровья

       Активное участие принимают учителя физической культуры в организации и проведении Дней здоровья, которые ежегодно одновременно для всех обучающихся или по параллелям классов. Примерная их продолжительность зависит от возраста обучающихся и колеблется от 3часов (для учащихся начальной школы) до 4 часов (для старшеклассников).

Содержание массовых физкультурных, спортивных и туристических мероприятий Дней здоровья:

- подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями, передачей и ловлей мячей, с силовыми упражнениями, с элементами футбола, баскетбола и других спортивных игр;

- спортивные игры - волейбол, баскетбол, футбол и прочие;

- прогулки и походы с играми на местности, проведением туристских соревнований и конкурсов;

- спортивные соревнования «Веселые старты», многоборья, конкурсы на лучшего бегуна, метателя, силача.

        Классные руководители привлекают к участию в Дне здоровья и спорта обучающихся в своих классах, помогают в организации мероприятий по отдельным видам программы.

 Физкультурные минуты и паузы на уроках

       Особое внимание, учителя физической культуры в начальной школе, уделяют физоргам, обучают их проводить не сложные упражнения, выполняемые сидя или стоя с небольшой амплитудой движения. Упражнения подбираются простые, доступные, не требующие сложной координации движений. Затем во время уроков (математики, чтения, технологии и т.д.) они самостоятельно проводят физкультурные минутки в классах под руководством учителя, ведущего урок.

Физкультурные минуты благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают положительные эмоции у обучающихся, снижают статические нагрузки.

 Подвижные перемены

Стало традиционным проведение подвижных переменок в начальной школе силами наиболее подготовленных спортсменов школы. Вначале данные занятия проводились совместно с учителями физической культуры, а затем самостоятельно учащимися старших классов. Прдолжительность таких занятий не превышает 10-15 минут.  Если отсутствует место или погодные условия не позволяют проводить занятия на открытом воздухе, то они переносятся в помещение и проводятся в хорошо проветренных залах и (или) коридорах (рекреациях).

 Обучающиеся сами выбирают упражнения и игры, предложенные учителями физической культуры, с учетом возрастных особенностей, и самостоятельно их организовывают.

Для успешного проведения подвижной перемены учителя физической культуры проводят инструктаж с ученическим физкультурным активом по содержанию такой перемены.

Подвижные перемены помогают укреплению здоровья, активному отдыху обучающихся, поддержанию их работоспособности (особенно умственной) на последующих уроках.

 Спортивный час (в группах продленного дня)

В содержание «спортивного часа» входят в основном подвижные игры, доступные элементы из физических упражнений, знакомые обучающимся по урокам физической культуры. К таким физическим упражнениям, кроме известных детям подвижных игр, могут быть отнесены беговые упражнения («кто быстрее»), метательные («кто точнее попадет в цель»), прыжковые («кто дальше или выше прыгнет»), элементарные эстафеты (в основном встречные с предметами), игры с мячом (футбол и другие), а зимой - лыжи, коньки, санки, хоккей, игры в «снежки» в разных вариантах.

По поводу содержания и методики использования различных видов двигательной активности воспитатели консультируются с учителями физической культуры.

Спортивные секции

 На базе школы работают спортивные секции , в них занимаются учащиеся нашей школы имеющие основную медицинскую группу. Спортивными занятиями охвачены 70% учащихся школы



Предварительный просмотр:

Протокол № 4 от 3 февраля  2012 года

заседания школьного методического объединения учителей физической культуры

Присутствовали: учителя физической культуры, учителя начальной школы.

Повестка

  1. Инновационная направленность обучения и воспитания в условиях введения ФГОС на уроках физической культуры и внеурочной деятельности». /выст. Петров А.Н. – уч. физ культуры/
  2. Занятия с двигательной активностью во внеурочной деятельности – залог здоровья младших школьников /выст. Лыжина В.Е. – уч. начальной школы/.

По первому вопросу слушали Петрова А.Н.  

          Реализация ФГОС, к которым мы приступили с 01.09.2011 года – это одно из направлений президентской инициативы «Наша новая школа». Существенную часть потенциала российского общества XXI века будут составлять сегодняшние первоклассники.

Согласно последним статистическим исследованиям, эффективность традиционных педагогических систем не превышает 60%. Но важно отметить, что система не может быть реорганизована единовременно и по всем параметрам, следовательно, основным условием для успешного нововведения является постепенность.

Исходя из ФГТ (федеральных государственных требований), которые регламентируют следующие приоритетные направления развития детей: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое; главным обновлением образовательной деятельности в области физической культуры следует выбрать более тщательный психологический и личностно ориентированный подход.

Для реализации данного подхода используются  следующие методики проведения занятий:

·           беседа с обучающимися в раздевалке о предстоящем уроке и акцентирование их внимания на важнейших упражнениях, деталях и целях урока (отдельно с мальчиками и девочками, или совместно при малом их количестве);

·           психологическая поддержка обучающихся во время выполнения упражнений (как лучших, так и отстающих детей). Ведь инновация  данного подхода в первую очередь преследует цель выработать уверенность маленького человека в себе и в своих силах;

·           в тот момент занятия, когда у ребёнка получится выполнить упражнение абсолютно правильно (будь то бросок мяча в цель, прыжок в длину или любой другой технический элемент) обязательно следует подчеркнуть и дать понять ученику, что все его усилия были не напрасны и в конечном итоге привели к логичному результату. Это несложное со стороны учителя действие позволяет заложить основы личности, нацеленной на успех и на достижение поставленных целей.

·           в качестве общеметодической составляющей мною разработан ряд новых упражнений, оказывающих как общеразвивающее воздействие на организм, так и локальное;

·           выделение времени на очередном уроке (или отведение всего урока) под, так называемые, показательные или демонстрационные выступления, в которых будут участвовать старшеклассники. Таким образом, данное мероприятие призвано усилить заинтересованность детей в дальнейшем занятии спортом, развить понимание важности иметь здоровое тело и дух, и, опять же, продемонстрировать, каких великолепных результатов можно добиться, если сильно хотеть и стремиться к цели;

·           проведение урока под музыку (возможно, части урока и, возможно, под тематическую музыку);

·           фото и видео съемка праздников и выступлений, с дальнейшей публикацией на школьном сайте и созданием стендов с фотографиями на стенах школы;

·           использование видеозаписей профессиональных спортсменов при объяснении и показе сложных технических упражнений;

·           воплощение идеи английских коллег об использование спортивных компьютерных игр в образовательном процессе, ведь в них есть и система судейства и основные принципы огромного количества видов спорта. Можно продемонстрировать такие виды спорта, как горные лыжи, сноуборд, кёрлинг, яхтинг, гольф, большой теннис, бобслей, стрельба, парашютный спорт и т.д. Так сказать, пойти на поводу у детских интересов!

В конечном счете, вышеперечисленные методики призваны решить конкретные задачи. Главными среди них являются:

Оздоровление детей;

Формирование понятий и навыков здорового образа жизни;

Приобщение к физической культуре и спорту;

Заложение основ личности, нацеленной на успех;

Воспитание целеустремлённости и уверенности в собственных силах;

Качественное изменение личности ученика по сравнению с традиционной системой;

Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации;

Развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей;

 

Следует также отметить, что инновационный процесс весьма существенно привязан к конкретному образовательному учреждению и лишь частично может быть рассмотрен абстрактно от него.

Таким образом, в условиях работы в нашей школе инновационной направленностью проведения спортивных мероприятий выбрано гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, а также сохранение культурного наследия великого русского народа. Ведь дети, воспитываемые сегодня, - это недалекое будущее нашей страны.

В рамках гражданско-патриотического воспитания в школе ежегодно проводятся спортивные праздники «День гимнастики», «День призывника», «День защитника Отечества», где основная часть запланированных мероприятий- это испытания физкультурно-оздоровительной направлености .Большое количество мероприятий проводится в поселении: игровые виды спорта- футбол, волейбол, эстафеты, настольный теннис, шахматы .

Но, как бы сильно мы не стремились к совершенству, всегда существует ряд проблем и сложностей на пути. По моему мнению, ключевыми из них являются:

v  Нормирование нагрузки и техника выполнения физических упражнений (споры на эти темы, видимо, будут актуальны всегда);

v  Контроль родителей не только интеллектуального образования своих детей, но и физического (к сожалению, многие родители не понимают оздоровительного значения физической культуры и спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей. Поэтому задача преподавателей физического воспитания и тренеров – разъяснить положительное воздействие физической культуры на состояние здоровья и физическое развитие детей);

v  Диагностика психофизического состояния детей перед поступлением в 1 класс;

v  Слишком преждевременное появление новейших технологий физического воспитания в начальных школах (как то аэробика или стрэтчинг);

v  Недостаточная квалификационная подготовка учителей физкультуры для работы с детьми с низким уровнем физического развития.

 

И в заключение хотелось бы особо подчеркнуть, что инновации требуют от нас критического подхода и всестороннего анализа, ведь, «рассчитывая» судьбы детей ошибаться недопустимо.

По второму вопросу слушали Лыжину В.Е.

         В своем выступлении она отметила заинтересованность родителей в правильной организации внеурочной деятельности младших школьников, предусмотренной ФГОС. Родителям хочется больше занятий спортивной направленности, поэтому они приветствуют формы занятий с детьми, используемые учителями физической культуры и благодарны им за работу.

Далее она подчеркнула большую важность физкультминуток на уроках, динамической паузы, утренней гимнастики перед началом занятий в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)

В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...

Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Результативность   коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР  зависит  от эффективного взаимодействия  специлистов, работающих в группе....

Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг

Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...