Методическая разработка
методическая разработка по физкультуре на тему

Ларичева Ольга Васильевна

Методическая разработка

Тема разработки: «Подвижные игры в тренировке начинающего гандболиста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx124.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 261

Кировского района Санкт-Петербурга

        Методическая разработка

Тема разработки: «Подвижные игры в тренировке начинающего гандболиста»

                                                                        Автор: учитель высшей категории                                                   ГБОУ Гимназии № 261

Ларичева Ольга Васильевна

Санкт-Петербург

2016 г.

ВВЕДЕНИЕ

Инновационные процессы в дополнительном образовании детей приобретают массовый характер и в этих условиях широкое распространение получила потребность в обеспечении качественно новым его содержанием, которое бы отвечало задачам познавательно-творческого и духовно-нравственного развития  ребенка. Программа «Гандбол» (секция физкультурно-оздоровительной направленности)  ориентирована на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей ребенка, его самореализацию.

 Занятие по теме  «Подвижные игры применительно к гандболу. Техника перемещения гандболиста» предусматривает использование подвижных игр как одной из современных форм организации образовательно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.  

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность темы обусловлена наличием проблемы снижения двигательной активности подрастающего поколения в условиях широкого применения информационно-коммуникационных технологий в образовании и других сферах деятельности, а также невысокой мотивацией детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом. Поэтому одной из главных задач современных педагогов и родителей является привлечение и поддержание устойчивого интереса детей к спортивным занятиям.  

Представляемое мероприятие позволяет решать проблему повышения мотивации детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом. Для детей  характерна естественная потребность в подвижной игровой деятельности. Игра  - это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели посредством активных действий: бега, прыжков, метания различных предметов, преодоления сопротивления соперника и др. Применение подвижных игр, как особого вида физических упражнений, при обучении спортивной игре гандбол, является одним из лучших средств обучения, воспитания, творческого развития и активного отдыха детей. Гандбол - это командная спортивная игра, относится к контактным видам спорта. Это, прежде всего, игра коллективная: единая целеустремленность, высокое чувство команды, товарищества, взаимовыручки и сплоченности игроков. Использование подвижных игр способствует  формированию мотивации обучающихся к занятиям гандболом. Среди проблем, связанных с воспитанием личностно и физически здорового ребенка, занятия  с использованием подвижных игр позволяют педагогам решать социально-значимые задачи, важными из которых являются: воспитание коллективизма, коммуникативности, чувства долга, ответственности; самоутверждение, самореализация, саморазвитие.

Практическая значимость темы занятия для обучающихся заключается в возможности ее реализации в условиях общеобразовательных школ, ввиду доступности предложенных средств подготовки обучающихся.

Педагогическая целесообразность обусловлена повышением интереса детей к занятиям физической культурой и спортом:  развиваются физические качества, приобретаются технические и тактические навыки игры в гандбол, формируются личностные и волевые качества.

C:\Users\1\Documents\гандбол 2016 док\12196038_987909357918296_4313496662238726920_n.jpg

При разработке программы «Гандбол» учитываются ведущие принципы образования:

  • гуманизма – отношение тренера к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития; осуществления целостного подхода к воспитанию;
  • природосообразности – соответствие содержания образования возрастным особенностям обучающихся, формирование у них ответственности за развитие самих себя и социально-приемлемых интересов и потребностей;
  • культуросообразности – воспитание разносторонне развитой  личности на общечеловеческих ценностях, руководствующейся в своей деятельности высокими нравственными принципами жизни;
  • принцип эффективности социального взаимодействия – осуществление воспитания личности будущего спортсмена в системе образования средствами физкультуры и спорта, что в целом формирует навыки социальной адаптации и самореализации в будущем;
  • принцип единства общей и специальной физической подготовки обучающего. Общая физическая подготовка создает базу, на основе которой обучающиеся совершенствуются в избранном виде спорта: расширяются функциональные возможности организма, разносторонне развиваются физические и морально-волевые качества. Специальная физическая подготовка обеспечивает развитие физических качеств и формирование навыков и умений, специфичных  гандболу.

 Отличительная особенность программы в сравнении с близкими по тематике программами заключается в  широком применении подвижных игр как средства обучения общим и  специальным физическим действиям, основам технико-тактической подготовки обучающихся, что способствует выявлению способных детей и определению их амплуа в игровом виде спорта.  C:\Users\1\Documents\гандбол 2016 док\24.jpg

Основная цель занятия - формирование мотивации к занятиям  гандболом с использованием подвижных игр, физическое и личностное развитие обучающихся.

      Основные задачи:

1. Ознакомить обучающихся со спортивной игрой – гандбол. Совершенствовать технику перемещения гандболиста. Совершенствовать тактику выбора места для взаимодействия.

 2. Воспитывать волевые качества личности: целеустремлённость, смелость, настойчивость, решительность при участии в подвижной игре. Воспитывать дисциплинированность, взаимовыручку, чувство товарищества.

3. Способствовать развитию оперативного мышления, при помощи игры.     Способствовать развитию выносливости при выполнении упражнений в защитной стойке. Укрепление опорно-двигательного аппарата.

  1. Содействовать усвоению учащимися знаний о техники перемещения гандболиста

Выполнение поставленных целей  и задач основано на применении подвижных игр, как наиболее оптимального средства физической культуры и спорта, так как игра естественный вид деятельности для детей младшего возраста и формирует,  наряду с физическими качествами, личностные и морально-волевые качества обучающихся, а также  навыки здорового образа жизни и гигиенические навыки, способствует выявлению будущих гандболистов.

Содержание включает:

теоретический материал (информационный компонент): получение знаний о подвижных играх, физической культуре и спорте в России, состоянии и развитии гандбола в России;

практический материал (физическое совершенствование): начальные умения и навыки, общую и специальную физическую подготовки, основы технико-тактической подготовки, основанные на применении подвижных игр; способы самостоятельной деятельности обучающихся.

Психологическое обеспечение заключается в создании комфортной  доброжелательной атмосферы на занятии; высокого положительного эмоционального фона занятия, психологической разгрузки.

Воспитательная работа. Основной целью воспитательной работы является формирование у детей положительных личностных качеств: коллективизм, коммуникативность, целеустремлённость, взаимовыручка и др.

Применяемые методы и формы работы с обучающимися:

образовательные методы:

  • словесный;
  • наглядный (показ упражнений и др.);
  • методы практических упражнений:

- методы, направленные на освоение спортивной техники (разучивание упражнения в целом и по частям);

- методы, направленные на развитие двигательных качеств (повторный, переменный, игровой и т.д.).

Методы организации занятия:

- фронтальный;

- групповой;

- поточный;

- индивидуальный.

Результативность заключается в высокой мотивации обучающихся к занятиям гандболом, умении играть в подвижные игры для целенаправленного их применения в освоении физических упражнений и специальных приемов гандбола, развитии физических, личностных и морально-волевых качеств.

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к  достижению поставленной цели. В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности. Игры, подводящие к спортивной деятельности, - это систематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешному овладению обучающимися элементами спортивной техники и простейшими тактическими действиями, особенно в игровых видах спорта.

Подвижные игры являются одним из вспомогательных средств, при занятиях спортом. Это положительно сказывается на усвоении обучающимися отдельных спортивно-тактических приемов и их сочетаний, создает предпосылки к более успешному овладению тактическими действиями, а также подтверждает, что занятия подвижными играми способствует воспитанию воли, выдержки, дисциплинированности и других качеств, необходимых каждому для достижения успехов в спорте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Болонов, Г.П., Сценарии спортивно-театрализованных праздников / Г.П. Болонов, Н.В. Болонова ; – М.: Школьная пресса, 2004. – 93 с.

2. Игнатьева, В.Я. Гандбол [Текст] / В. Игнатьева. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 192 с. – (Азбука спорта) – ISBN 5-278-00680-3

3. Информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодёжи в регионах Российской Федерации // Дополнительное образование. – 2004.- № 1. – С.10.

4. Контвайнис, В. Подвижные игры [Текст] : методические рекомендации / В. Контвайнис, С. Станкявичус / пер. с литовского Р.А. Василевский, спец. редакция канд. пед. наук В.П. Иващенко. – М.: 1990

5. Хоменко, И.А. Какие факторы способствуют привлечению родителей к участию в жизни школы / И.А. Хоменко // Директор школы. – 2001.- № 3. – С.166.

6. Черданцева, Т.Р. Использование подвижных игр в соревновательно-игровой деятельности гандболиста [Текст] : методическое пособие / авт.-сост. : Т.Р. Черданцева, Л.Е. Афонина, А.В. Соколова, Е.С. Беланова. – Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2008. – 100 с.