Развитие скоростных качеств в легкой атлетике
методическая разработка по физкультуре на тему

Шаранов Александр Афанасьевич

В процессе тренировки организм спортсмена постепенно приспосабливается к высоким напряжениям, что сопровождается перестройкой всей его деятельности, расширением функциональных возможностей его органов, наибольшей сложностью их функций, особенно в состоянии спортивной формы. У тренированных легкоатлетов - высокая подвижность нервных процессов, быстрая двигательная реакция. О высоком функциональном уровне организма говорят также отмечаемые у них медленный пульс (42-60 ударов в минуту) и низкое артериальное давление в покое, относительно большие размеры сердца с высоким ударным объемом. Высокие показатели жизненной емкости легких и максимальной вентиляции и др. Наравне с разносторонним воздействием на физическое развитие легкая атлетика способствует воспитанию волевых качеств, инициативы, умение быстро ориентироваться в обстановке, чувство коллективизма и др. Это делает этот вид спорта ценным средством воспитания молодежи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие скоростных качеств в легкой атлетике

1. Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).        

  Легкая атлетика требует разносторонней подготовки, большой выносливости, силы, скорости и ловкости, сложных и разнообразных двигательных навыков.

  Систематические  занятия  способствуют физическому развитию и укреплению здоровья. У легкоатлетов отмечается правильное телосложение и высокие показатели физического развития: выше среднего рост, соответствующее его величине вес, жизненная емкость легких и окружность груди, высокая амплитуда грудной клетки, становая сила, хорошо развитая мускулатура.

 В процессе тренировки организм спортсмена постепенно приспосабливается к высоким напряжениям, что сопровождается перестройкой всей его деятельности, расширением функциональных возможностей его органов, наибольшей сложностью их функций, особенно в состоянии спортивной формы. У тренированных легкоатлетов - высокая подвижность нервных процессов, быстрая двигательная реакция. О высоком функциональном уровне организма говорят также отмечаемые у них медленный пульс (42-60 ударов в минуту) и низкое артериальное давление в покое, относительно большие размеры сердца с высоким ударным объемом. Высокие показатели жизненной емкости легких и максимальной вентиляции и др. Наравне с разносторонним воздействием на физическое развитие легкая атлетика способствует воспитанию волевых качеств, инициативы, умение быстро ориентироваться в обстановке, чувство коллективизма и др. Это делает этот вид спорта  ценным средством воспитания молодежи.

  Необходимо подобрать упражнения, способствующие развитию скоростных  качеств и включить их в систему тренировок.

  Актуальность опыта состоит в том, что регулярное использование специальных тренировок, спортивной игры  способствует так же воспитанию активности, смелости, решительности, дисциплинированности, коллективизма и других черт характера.

 2.Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).        

  Анализ научно-методической литературы свидетельствует, что многие исследователи наибольший темп прироста скоростных показателей отмечают в младшем школьном возрасте. Вместе с тем, в литературе отсутствуют данные о конкретных технологиях развития скоростных  качеств спортсменов. Это дает основание для поиска средств, методов и форм организации педагогического процесса в спорте, адекватных возрастным особенностям спортсменов, направленности и характера тренирующих воздействий в спорте.

  Интенсивность ведения соревновательных игр в значительной степени зависит от уровня развития скоростных качеств. Основные проявления таких качеств в легкой атлетике:

1) быстрота реакции на дистанции;

2) быстрота реакции выбора темпа бега;

З) быстрота достижения максимальной скорости в беге;

4) максимальная быстрота бега;

   Все эти проявления относительно независимы одно от другого, и поэтому для их совершенствования нужно использовать разные упражнения. Необходимо отметить также, что совершенствовать быстроту реакций спортсменов  можно только в специализированных упражнениях.

 3. Наличие теоретической базы опыта:

    Теоретическая подготовка начинается с первого года обучения в специализированных учебно-спортивных учреждениях и является неотъемлемой составной частью разносторонней подготовки спортсмена.

    Этот вид подготовки является основой практического изучения и совершенствования спортивной техники, физической и других видов подготовки в спорте.

    Под теоретической подготовкой понимают систему знаний, изложенную в специальной научной, учебной, учебно-методической и другой литературе, связанной с познанием и обеспечением спортивной практики. Под этим видом подготовки, также подразумевают систему интеллектуальных умений и навыков тренеров, ведущих к формированию убеждений и развитию познавательных способностей спортсмена в процессе его спортивной деятельности. Требования в современном  спорте  настолько возросли, что рассчитывать на достижение высоких спортивных показателей могут лишь спортсмены, у которых высокий уровень физической, технико-тактической и морально-волевой подготовленности сочетается с глубокими теоретическими знаниями.

    Недооценка теоретической подготовки приводит к тому, что спортсмен порой не понимает сути выполняемых заданий на тренировочных занятиях. Непонимание рождает пассивность, приводит к механическому повторению упражнений и заданий. Отсутствие активности и творческого участия спортсмена в тренировочном процессе нарушает обратную связь в системе «тренер – спортсмен», что в значительной мере снижает эффективность подготовки.

   Теоретическая подготовка легкоатлета - это педагогический процесс, направленный на вооружение юных спортсменов знаниями в области теории спорта  и общих закономерностей спортивной тренировки, на повышение теоретического уровня и содействие росту спортивного мастерства.

   Важно не просто вооружить спортсменов знаниями, а научить продуктивно, использовать их в тренировочных занятиях и соревнованиях. На практических занятиях надо постоянно увязывать задания и упражнения с определенными теоретическими сведениями, стимулировать, с одной стороны, стремление атлета воплощать в практические действия свои выводы и решения, а с другой - осмысливать свои действия на тренировочных занятиях.

  Таким образом, теоретическая подготовка рассматривается как своеобразная база повышения физической, технико-тактической и психологической подготовленности юных легкоатлетов, как неотъемлемая часть процесса их совершенствования в ходе многолетней подготовки. Поэтому к проведению теоретических занятий не должно быть формального отношения ни со стороны тренера, ни со стороны спортсменов.

4. Ведущая педагогическая идея

  Для развития необходимых скоростных качеств у легкоатлетов необходимо использовать не отдельно взятые упражнения или методы, а целый взаимосвязанный комплекс занятий, обеспечивающие постепенное наращивание физических кондиции и сохранение оптимальной формы в течение максимально долгого времени. Для этого существуют специально разработанные врачами и тренерами команд планы развития физической готовности игроков с той целью, чтобы пик формы (а его наличие, как, впрочем, и спад после него вполне естественны) пришелся на определенное командными «стратегами» время. Эти комплексы, по большей части, являются «фирменными секретами» команд, но общеразвивающие комплексы известны всем:

1. Челночный бег - перебежки между двумя отметками, расстояние между которыми 10 или 15 метров;

2. Бег на короткие дистанции 60 и 100 метров;

3. Бег с препятствиями (барьерами);

  Важнейшее качество легкоатлета - умение мгновенно погасить скорость одного движения и сразу же начать другое, для его совершенствования наиболее предпочтительны скоростные эстафеты такого типа: первое задание - рынок на 5 м, касание отметки, поворот, бег к месту старта; второе задание - рывок на 10 м, кувырок вперед, бег к месту старта; третье задание – рывок на 10 м, кувырок вперед, бег к месту старта; третье задание - рынок на 15 м, обегание стойки, бег к месту старта; рывок на 10 м, кувырок назад, бег к месту старта; рывок на 5 м, касание отметки, бег к месту старта. При выполнении эстафет наиболее важным моментом является организационный. Тренер, составляя эстафету, должен предварительно просчитать, что сделают спортсмены  в упражнении.

   В представленной выше эстафете каждый из них: а) выполнит по 10 рывков с максимальной скоростью (общий объем бега - 90 м); б) затратит на скоростную работу 15-20 с (в зависимости от умения делать кувырки, обегать стойки).

5. Оптимальность и эффективность средств

Цели:  гармоничное развитие физических и духовных сил подрастающего поколения;  подготовка спортивных резервов в легкой атлетике, достижение обучающимися высоких спортивных результатов.

    Достижение вышеуказанных целей требует решения целого ряда задач: 

  • формирование у подростков потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, в соблюдении здорового образа жизни;  
  • овладение обучающимися основам техники и тактики современного футбола, последовательное повышение уровня освоения необходимых навыков;  
  • приобретение обучающимися необходимых теоретических знаний по гигиене и
  • физиологии, по основам техники и тактики, организации тренировок;  
  • развитие и совершенствование спортивно-силовых и двигательных  качеств, осуществление общей и специальной физической подготовки юных легкоатлетов;  
  • воспитание необходимых черт личности спортсмена: целеустремленности, настойчивости, выдержки, самообладания, дисциплины, трудолюбия, коллективизма.

 Используемые средства эффективного обучения:

- образовательные технологии в процессе образования и воспитания

 -применение современных форм и методов работы;

 Важным элементом оптимальности и эффективности средств является определение ожидаемых результатов тренированности. Поэтому я использую наиболее эффективные методы и приемы обучения:

- личностно-ориентированные

- дифференцированные

- самостоятельной работы

- практические упражнения

- предметный показ

- упрощение внешних условий в начале разучивания движений

- упрощение структуры движения

- применение ориентиров

- технические средства обучения

А также способы организации:

- фронтальный

- групповой

- посменный

- станционно-круговой

- поточно-круговой

- индивидуальный

    Результатом целенаправленной работы по формированию скоростных качеств является уровень физической подготовленности моих воспитанников

6.Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения тренируемых).

- Устойчивый познавательный интерес учащихся к тренировкам

- Мониторинг уровня физической подготовленности за 2015-2018 учебные годы

- Совершенствование современных форм и методов преподавания, обновление содержания образования и учебно-методического инструментария

Результаты  организации деятельности  обучающихся за 5 лет

Фамилия,  имя

Наименование соревнований

Ранг соревнований, год

Занятое место

1.

Секу Карина

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по физкультуре

2016, республиканский

1 место

Спартакиада школьников  Якутии

2015, республиканский

2 место

Зимнее первенство РС (Я) по легкой атлетике

2015, республиканский

 2 место

Первенство ДФО

2015, федеральный

3 место

Летнее первенство РС (Я) по легкой атлетике

2014, республиканский

2 место

Зимнее первенство РС (Я) по легкой атлетике

2014, республиканский

 2 место

Летнее первенство РС (Я) на призы  Пинигина по легкой атлетике

2014, республиканский

2 место, 3 место

2.

Муратова Анастасия

Зимнее первенство РС (Я) по легкой атлетике

2015, республиканский

3 место

Первенство ДФО

2015, федеральный

3 место

Летнее первенство РС (Я) по легкой атлетике

2014, республиканский

4 место

Зимнее первенство РС (Я) по легкой атлетике

2014, республиканский

 2 место

3.

Кучер Ангелина

Спартакиада школьников РФ

2015, Федеральный

2 место

Летнее первенство РС (Я) на призы  Пинигина по легкой атлетике

2016, республиканский

1 место,

Первенство ДФО

2016, федеральный

1 место

Спартакиада школьников  Якутии

2015, республиканский

1 место

Спартакиада школьников ДФО

2015, федеральный

2 место

Зимнее первенство РС (Я) по легкой атлетике

2015, республиканский

 1 место

Первенство ДФО

2015, федеральный

1 место

Летнее первенство РС (Я) по легкой атлетике

2014, республиканский

1 место

Зимнее первенство РС (Я) по легкой атлетике

2014, республиканский

 2 место

Летнее первенство РС (Я) на призы  Пинигина по легкой атлетике

2014, республиканский

2 место, 3 место

4.

Симонов Никита

Летнее первенство РС (Я) на призы  Пинигина по легкой атлетике

2016, республиканский

1 место,

Первенство ДФО

2016, федеральный

1 место

Спартакиада школьников  Якутии

2015, республиканский

2 место

Спартакиада школьников ДФО

2015, федеральный

2 место

Зимнее первенство РС (Я) по легкой атлетике

2015, республиканский

 1 место

Первенство ДФО

2015, федеральный

1 место

5.

Пашков Валерий

Первенство ДФО

2015, 2016, 2017 федеральный

1  место

6.

Кучер Арсений

Первенство ДФО

2015, 2016, 2017 федеральный

1  место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-ПРЕЗЕНТАЦИЯ "РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПРИ ВЫБЕГАНИИ С НИЗКОГО СТАРТА, ЧЕЛНОЧНОМ БЕГЕ и ПРЫЖКАХ В ВЫСОТУ

Урок-презентация предназначен для совершенствования техники положения низкого старта и прыжков в высоту....

Развитие скоростных качеств учащихся

Развитие скоростных качеств учащихся через подвижные игрыпредложены подвижные игры для учащихся младшего и  среднего звена...

Развитие скоростных качеств у пловцов 10-14 лет

Краткие рекомендации по развитию скоростных качеств пловцов...

Развитие скоростных качеств посредством подвижных игр.

Бег, как и ходьба,— самый естественный вид движений человека. Умение бегать лежит в основе большинства ви­дов спорта. Разве можно сдать нормы ГТО, стать хорошим футболистом, баскетболистом или гандбол...

Учебно-исследовательская работа на тему : "РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ"

Курсовая работа на тему: " Развитие скоростных качеств у учащухся младшего школьного возраста на уроках физической культуры, средствами легкой атлетики....

Игровые упражнения для развития скоростных качеств баскетболиста

Игровые упражнения для развития скоростных качеств баскетболиста...

Легкая атлетика. Развитие скоростных качеств

Задачи: 1.Совершенствование специальных беговых упражнений;           2.Бег 30 метров на скорость преодоления дистанции...