Развитие скоростных качеств в легкой атлетике
методическая разработка по физкультуре на тему
В процессе тренировки организм спортсмена постепенно приспосабливается к высоким напряжениям, что сопровождается перестройкой всей его деятельности, расширением функциональных возможностей его органов, наибольшей сложностью их функций, особенно в состоянии спортивной формы. У тренированных легкоатлетов - высокая подвижность нервных процессов, быстрая двигательная реакция. О высоком функциональном уровне организма говорят также отмечаемые у них медленный пульс (42-60 ударов в минуту) и низкое артериальное давление в покое, относительно большие размеры сердца с высоким ударным объемом. Высокие показатели жизненной емкости легких и максимальной вентиляции и др. Наравне с разносторонним воздействием на физическое развитие легкая атлетика способствует воспитанию волевых качеств, инициативы, умение быстро ориентироваться в обстановке, чувство коллективизма и др. Это делает этот вид спорта ценным средством воспитания молодежи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие скоростных качеств в легкой атлетике
1. Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).
Легкая атлетика требует разносторонней подготовки, большой выносливости, силы, скорости и ловкости, сложных и разнообразных двигательных навыков.
Систематические занятия способствуют физическому развитию и укреплению здоровья. У легкоатлетов отмечается правильное телосложение и высокие показатели физического развития: выше среднего рост, соответствующее его величине вес, жизненная емкость легких и окружность груди, высокая амплитуда грудной клетки, становая сила, хорошо развитая мускулатура.
В процессе тренировки организм спортсмена постепенно приспосабливается к высоким напряжениям, что сопровождается перестройкой всей его деятельности, расширением функциональных возможностей его органов, наибольшей сложностью их функций, особенно в состоянии спортивной формы. У тренированных легкоатлетов - высокая подвижность нервных процессов, быстрая двигательная реакция. О высоком функциональном уровне организма говорят также отмечаемые у них медленный пульс (42-60 ударов в минуту) и низкое артериальное давление в покое, относительно большие размеры сердца с высоким ударным объемом. Высокие показатели жизненной емкости легких и максимальной вентиляции и др. Наравне с разносторонним воздействием на физическое развитие легкая атлетика способствует воспитанию волевых качеств, инициативы, умение быстро ориентироваться в обстановке, чувство коллективизма и др. Это делает этот вид спорта ценным средством воспитания молодежи.
Необходимо подобрать упражнения, способствующие развитию скоростных качеств и включить их в систему тренировок.
Актуальность опыта состоит в том, что регулярное использование специальных тренировок, спортивной игры способствует так же воспитанию активности, смелости, решительности, дисциплинированности, коллективизма и других черт характера.
2.Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).
Анализ научно-методической литературы свидетельствует, что многие исследователи наибольший темп прироста скоростных показателей отмечают в младшем школьном возрасте. Вместе с тем, в литературе отсутствуют данные о конкретных технологиях развития скоростных качеств спортсменов. Это дает основание для поиска средств, методов и форм организации педагогического процесса в спорте, адекватных возрастным особенностям спортсменов, направленности и характера тренирующих воздействий в спорте.
Интенсивность ведения соревновательных игр в значительной степени зависит от уровня развития скоростных качеств. Основные проявления таких качеств в легкой атлетике:
1) быстрота реакции на дистанции;
2) быстрота реакции выбора темпа бега;
З) быстрота достижения максимальной скорости в беге;
4) максимальная быстрота бега;
Все эти проявления относительно независимы одно от другого, и поэтому для их совершенствования нужно использовать разные упражнения. Необходимо отметить также, что совершенствовать быстроту реакций спортсменов можно только в специализированных упражнениях.
3. Наличие теоретической базы опыта:
Теоретическая подготовка начинается с первого года обучения в специализированных учебно-спортивных учреждениях и является неотъемлемой составной частью разносторонней подготовки спортсмена.
Этот вид подготовки является основой практического изучения и совершенствования спортивной техники, физической и других видов подготовки в спорте.
Под теоретической подготовкой понимают систему знаний, изложенную в специальной научной, учебной, учебно-методической и другой литературе, связанной с познанием и обеспечением спортивной практики. Под этим видом подготовки, также подразумевают систему интеллектуальных умений и навыков тренеров, ведущих к формированию убеждений и развитию познавательных способностей спортсмена в процессе его спортивной деятельности. Требования в современном спорте настолько возросли, что рассчитывать на достижение высоких спортивных показателей могут лишь спортсмены, у которых высокий уровень физической, технико-тактической и морально-волевой подготовленности сочетается с глубокими теоретическими знаниями.
Недооценка теоретической подготовки приводит к тому, что спортсмен порой не понимает сути выполняемых заданий на тренировочных занятиях. Непонимание рождает пассивность, приводит к механическому повторению упражнений и заданий. Отсутствие активности и творческого участия спортсмена в тренировочном процессе нарушает обратную связь в системе «тренер – спортсмен», что в значительной мере снижает эффективность подготовки.
Теоретическая подготовка легкоатлета - это педагогический процесс, направленный на вооружение юных спортсменов знаниями в области теории спорта и общих закономерностей спортивной тренировки, на повышение теоретического уровня и содействие росту спортивного мастерства.
Важно не просто вооружить спортсменов знаниями, а научить продуктивно, использовать их в тренировочных занятиях и соревнованиях. На практических занятиях надо постоянно увязывать задания и упражнения с определенными теоретическими сведениями, стимулировать, с одной стороны, стремление атлета воплощать в практические действия свои выводы и решения, а с другой - осмысливать свои действия на тренировочных занятиях.
Таким образом, теоретическая подготовка рассматривается как своеобразная база повышения физической, технико-тактической и психологической подготовленности юных легкоатлетов, как неотъемлемая часть процесса их совершенствования в ходе многолетней подготовки. Поэтому к проведению теоретических занятий не должно быть формального отношения ни со стороны тренера, ни со стороны спортсменов.
4. Ведущая педагогическая идея
Для развития необходимых скоростных качеств у легкоатлетов необходимо использовать не отдельно взятые упражнения или методы, а целый взаимосвязанный комплекс занятий, обеспечивающие постепенное наращивание физических кондиции и сохранение оптимальной формы в течение максимально долгого времени. Для этого существуют специально разработанные врачами и тренерами команд планы развития физической готовности игроков с той целью, чтобы пик формы (а его наличие, как, впрочем, и спад после него вполне естественны) пришелся на определенное командными «стратегами» время. Эти комплексы, по большей части, являются «фирменными секретами» команд, но общеразвивающие комплексы известны всем:
1. Челночный бег - перебежки между двумя отметками, расстояние между которыми 10 или 15 метров;
2. Бег на короткие дистанции 60 и 100 метров;
3. Бег с препятствиями (барьерами);
Важнейшее качество легкоатлета - умение мгновенно погасить скорость одного движения и сразу же начать другое, для его совершенствования наиболее предпочтительны скоростные эстафеты такого типа: первое задание - рынок на 5 м, касание отметки, поворот, бег к месту старта; второе задание - рывок на 10 м, кувырок вперед, бег к месту старта; третье задание – рывок на 10 м, кувырок вперед, бег к месту старта; третье задание - рынок на 15 м, обегание стойки, бег к месту старта; рывок на 10 м, кувырок назад, бег к месту старта; рывок на 5 м, касание отметки, бег к месту старта. При выполнении эстафет наиболее важным моментом является организационный. Тренер, составляя эстафету, должен предварительно просчитать, что сделают спортсмены в упражнении.
В представленной выше эстафете каждый из них: а) выполнит по 10 рывков с максимальной скоростью (общий объем бега - 90 м); б) затратит на скоростную работу 15-20 с (в зависимости от умения делать кувырки, обегать стойки).
5. Оптимальность и эффективность средств
Цели: гармоничное развитие физических и духовных сил подрастающего поколения; подготовка спортивных резервов в легкой атлетике, достижение обучающимися высоких спортивных результатов.
Достижение вышеуказанных целей требует решения целого ряда задач:
- формирование у подростков потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, в соблюдении здорового образа жизни;
- овладение обучающимися основам техники и тактики современного− футбола, последовательное повышение уровня освоения необходимых навыков;
- приобретение обучающимися необходимых теоретических знаний по гигиене и
- физиологии, по основам техники и тактики, организации тренировок;
- развитие и совершенствование спортивно-силовых и двигательных− качеств, осуществление общей и специальной физической подготовки− юных легкоатлетов;
- воспитание необходимых черт личности спортсмена: целеустремленности, настойчивости, выдержки, самообладания, дисциплины, трудолюбия, коллективизма.
Используемые средства эффективного обучения:
- образовательные технологии в процессе образования и воспитания
-применение современных форм и методов работы;
Важным элементом оптимальности и эффективности средств является определение ожидаемых результатов тренированности. Поэтому я использую наиболее эффективные методы и приемы обучения:
- личностно-ориентированные
- дифференцированные
- самостоятельной работы
- практические упражнения
- предметный показ
- упрощение внешних условий в начале разучивания движений
- упрощение структуры движения
- применение ориентиров
- технические средства обучения
А также способы организации:
- фронтальный
- групповой
- посменный
- станционно-круговой
- поточно-круговой
- индивидуальный
Результатом целенаправленной работы по формированию скоростных качеств является уровень физической подготовленности моих воспитанников
6.Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения тренируемых).
- Устойчивый познавательный интерес учащихся к тренировкам
- Мониторинг уровня физической подготовленности за 2015-2018 учебные годы
- Совершенствование современных форм и методов преподавания, обновление содержания образования и учебно-методического инструментария
Результаты организации деятельности обучающихся за 5 лет
№ | Фамилия, имя | Наименование соревнований | Ранг соревнований, год | Занятое место |
1. | Секу Карина | Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по физкультуре | 2016, республиканский | 1 место |
Спартакиада школьников Якутии | 2015, республиканский | 2 место | ||
Зимнее первенство РС (Я) по легкой атлетике | 2015, республиканский | 2 место | ||
Первенство ДФО | 2015, федеральный | 3 место | ||
Летнее первенство РС (Я) по легкой атлетике | 2014, республиканский | 2 место | ||
Зимнее первенство РС (Я) по легкой атлетике | 2014, республиканский | 2 место | ||
Летнее первенство РС (Я) на призы Пинигина по легкой атлетике | 2014, республиканский | 2 место, 3 место | ||
2. | Муратова Анастасия | Зимнее первенство РС (Я) по легкой атлетике | 2015, республиканский | 3 место |
Первенство ДФО | 2015, федеральный | 3 место | ||
Летнее первенство РС (Я) по легкой атлетике | 2014, республиканский | 4 место | ||
Зимнее первенство РС (Я) по легкой атлетике | 2014, республиканский | 2 место | ||
3. | Кучер Ангелина | Спартакиада школьников РФ | 2015, Федеральный | 2 место |
Летнее первенство РС (Я) на призы Пинигина по легкой атлетике | 2016, республиканский | 1 место, | ||
Первенство ДФО | 2016, федеральный | 1 место | ||
Спартакиада школьников Якутии | 2015, республиканский | 1 место | ||
Спартакиада школьников ДФО | 2015, федеральный | 2 место | ||
Зимнее первенство РС (Я) по легкой атлетике | 2015, республиканский | 1 место | ||
Первенство ДФО | 2015, федеральный | 1 место | ||
Летнее первенство РС (Я) по легкой атлетике | 2014, республиканский | 1 место | ||
Зимнее первенство РС (Я) по легкой атлетике | 2014, республиканский | 2 место | ||
Летнее первенство РС (Я) на призы Пинигина по легкой атлетике | 2014, республиканский | 2 место, 3 место | ||
4. | Симонов Никита | Летнее первенство РС (Я) на призы Пинигина по легкой атлетике | 2016, республиканский | 1 место, |
Первенство ДФО | 2016, федеральный | 1 место | ||
Спартакиада школьников Якутии | 2015, республиканский | 2 место | ||
Спартакиада школьников ДФО | 2015, федеральный | 2 место | ||
Зимнее первенство РС (Я) по легкой атлетике | 2015, республиканский | 1 место | ||
Первенство ДФО | 2015, федеральный | 1 место | ||
5. | Пашков Валерий | Первенство ДФО | 2015, 2016, 2017 федеральный | 1 место |
6. | Кучер Арсений | Первенство ДФО | 2015, 2016, 2017 федеральный | 1 место |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-ПРЕЗЕНТАЦИЯ "РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПРИ ВЫБЕГАНИИ С НИЗКОГО СТАРТА, ЧЕЛНОЧНОМ БЕГЕ и ПРЫЖКАХ В ВЫСОТУ
Урок-презентация предназначен для совершенствования техники положения низкого старта и прыжков в высоту....
Развитие скоростных качеств учащихся
Развитие скоростных качеств учащихся через подвижные игрыпредложены подвижные игры для учащихся младшего и среднего звена...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/17/picture-470165-1408292846.jpg)
Развитие скоростных качеств у пловцов 10-14 лет
Краткие рекомендации по развитию скоростных качеств пловцов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/08/picture-336799-1383919862.jpg)
Развитие скоростных качеств посредством подвижных игр.
Бег, как и ходьба,— самый естественный вид движений человека. Умение бегать лежит в основе большинства видов спорта. Разве можно сдать нормы ГТО, стать хорошим футболистом, баскетболистом или гандбол...
Учебно-исследовательская работа на тему : "РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ"
Курсовая работа на тему: " Развитие скоростных качеств у учащухся младшего школьного возраста на уроках физической культуры, средствами легкой атлетики....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/30/picture-677279-1443635358.jpg)
Игровые упражнения для развития скоростных качеств баскетболиста
Игровые упражнения для развития скоростных качеств баскетболиста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/15/picture-1289668-1605454938.jpg)
Легкая атлетика. Развитие скоростных качеств
Задачи: 1.Совершенствование специальных беговых упражнений; 2.Бег 30 метров на скорость преодоления дистанции...