Методические разработки
методическая разработка по физкультуре на тему

Силовая подготовка. Интегрированный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizicheskaya_kultura.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Физическая культура

Силовая подготовка юношей старшего школьного возраста. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагаю вариант внеурочной формы работы с юношами старших классов, а учитывая всеобщую воинскую обязанность в нашей стране, этот возраст принято ещё называть – допризывная молодёжь. Считаю данную тему актуальной, т.к. подготовка молодых людей к службе в рядах Вооружённых сил РФ – одна из обязанностей школы в целом, а учителей физической культуры это касается особенно, в силу заявленной цели физического воспитания в школе. Стремление молодого человека к разностороннему развитию, красоте телосложения существовало всегда, и наша задача, учителей физкультуры, всячески поддерживать и помогать юношам в достижении максимального результата в этом направлении. Отличным средством, для решения данной задачи, является атлетическая гимнастика или как её принято ещё называть – бодибилдинг. Данная система упражнений известна давно в нашей стране, и завоёвывает всё большую популярность и всеобщее признание как средство улучшения здоровья и внешности. При правильных тренировках, результат будет уже через несколько месяцев с момента начала занятий. Сила – одно из важнейших физических качеств как в спорте, так и в повседневной жизни. Мышечная сила характеризует физические возможности человека и его способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных напряжений. Выделяют несколько основных видов силовых способностей: максимальную силу, взрывную силу и силовую выносливость. Силовая выносливость – это способность развивать усилия в течение максимально длительного периода времени. Силовая выносливость имеет большое значение не только в спортивной, но и в профессиональной деятельности, а в нашем случае при прохождении службы в рядах Вооружённых сил. Атлетическая гимнастика – как система упражнений с различными отягощениями, является эффективным средством развития силовой выносливости, которое включает в себя упражнения со штангой, гирями, гантелями, резиновыми жгутами, эспандерами, занятия на тренажёрах, блочных устройствах и т.п. Тренировки с отягощениями помогут не только укреплять здоровье, но и подготовиться физически к предстоящей службе. Старший школьный возраст у юношей – очень благоприятный период для развития силовой выносливости. Высокая подвижность опорно – двигательного аппарата, значительно развитая психика, позволяют использовать весь спектр упражнений, комбинировать методиками, тем самым, достигать оптимальных результатов. Ну, и самое, на мой взгляд главное – подружившись с гантелями и штангой, каждый молодой человек с нашей, учительской, помощью, станет скульптором своего тела. Предложенный комплекс рассчитан на три занятия в неделю по 1 часу каждое. Применяемые упражнения позволяют в ходе занятий задействовать все основные группы мышц. Поскольку наш комплекс рассчитан на развитие силовой выносливости, то величина нагрузки, должна составлять от 10 до 70%. Количество подходов от 2 до 4, при числе повторений каждого упражнения – свыше 15. Продолжительность отдыха не более 1 минуты. 1 день 1. Жим ногами или приседания; 2. Сгибания – разгибания ног на тренажёре лёжа и стоя; для мышц ног 3. Подъём на носки, стоя в тренажёре на двух ногах; 4. Подъём туловища из положения лёжа; для мышц брюшного пресса 5. Преодоление мышцами шеи сопротивления рук (вперёд – назад – в стороны ); 6. Подтягивание широким хватом до касания перекладины грудью для мышц спины 2 день 1. Жим штанги или гантелей лёжа; 2. Разводка рук лёжа или в тренажёре; для мышц груди 3. Пуловер со штангой или гантелями; 4. Сгибание и разгибание рук на брусьях; 5. Жим штанги с груди стоя или сидя; для мышц рук 6. Отведение рук с гантелями в стороны 3 день 1. Становая тяга или наклоны со штангой; 2. Наклоны в стороны с гантелью; для мышц спины 3. Тяга в наклоне; 4. Разводка рук в наклоне; 5. Стоя, сгибание рук прямым и обратным хватом; для мышц рук 6. Сгибание и разгибание кистей хватом сверху и снизу Так как в данном комплексе используется небольшой вес отягощений, то для сохранения повышенной частоты сердечных сокращений, рекомендуем укороченные интервалы отдыха между подходами. Так же можно дополнить комплекс упражнениями аэробного характера: занятия на беговой дорожке и велотренажёре, что в целом позволит повысить общую физическую подготовленность. В заключении, хочу напомнить, дорогие коллеги о соблюдении всех мер техники безопасности. Все упражнения выполняются со страховкой, на исправных тренажёрах. И, самое главное – перед тем как приступить к тренировкам, необходимо пройти медицинский осмотр. Петров Вениамин Владимирович: учитель физической культуры первой категории ГБОУ ЦО №80 С – Петербург, ст. преподаватель каф. физической культуры СПХФА.

Здравствуйте уважаемые коллеги. Вашему вниманию хочу предложить конспект урока по разделу «Подвижные игры с элементами баскетбола» для учащихся 3 классов. Учитывая возраст(9 лет), считаю, что при обучении двигательным действиям, целесообразно применять метод разучивания в целом, а возникающие в процессе обучения ошибки исправлять по ходу урока. Так как в данном возрасте абстрактное мышление ещё недостаточно развито, необходимо уделять большое внимание показу предлагаемых упражнений. Также необходимо помнить, что длительное (более 10мин) выполнение одного и того же упражнения, приводит к быстрому утомлению, особенно центральной нервной системы и как следствие, теряется интерес к занятию, и наоборот проявляется интерес к посторонним раздражителям. По моим наблюдениям, а работаю именно с начальной школой уже 12 лет, могу с уверенностью сказать, что этот возрастной период характеризуется большим желанием и стремлением к занятиям (чего не скажешь, к сожалению об учащихся более старших классов), поэтому разумное сочетание самостоятельности со стороны самих учеников и контроля со стороны учителя, принесёт хорошие результаты. Ещё о чём не следует забывать при планировании уроков это система мер безопасности, так как на мой взгляд наша главная задача-укрепление здоровья. Спасибо за внимание, надеюсь на дальнейшее сотрудничество. Тема урока: Передача баскетбольного мяча Основные задачи: 1. Обучать передачам баскетбольного мяча; 2. Содействовать развитию координационных способностей применительно к упражнениям с баскетбольным мячом и развитию силы мышц рук; 3. Способствовать воспитанию самостоятельности и дисциплинированности; 4. Содействовать усвоению учащимися знаний о технике передачи мяча в баскетболе Время проведения урока: 10.55-11.40 Место проведения: спортивный зал(22*14) Необходимый инвентарь: баскетбольные мячи(№ 5) Вводно-подготовительная часть(8мин.) Способствовать концентрации внимания и психологической готовности к уроку(2мин.): 1. Построение в одну шеренгу, сообщение задач 2. Строевые упражнения - перестроение из одной шеренги в четыре на месте (Обмен приветствиями. Проверить наличие учащихся по списку. Проверить внешний вид. Следить за чёткостью выполнения строевых приёмов) Содействовать общему разогреву и подготовить организм к предстоящей работе: 1. Ходьба в обход по залу: на носках, руки на пояс, на внешнем своде стопы, на носках, руки вверх, на носках, руки за голову(1мин. обратить внимание на осанку, дистанция 2 шага) 2. Бег: по прямой, «змейкой», лицом вперёд, спиной вперёд, приставным шагом(2мин. бег в умеренном темпе) 3. Общеразвивающие упражнения на месте с баскетбольными мячами: упр.1 и.п.- мяч в руках внизу 1-2 поднимаясь на носки, руки вверх, прогнуться 3-4 и.п. (10раз следить за дыханием); упр.2 и.п. – стойка ноги врозь, мяч внизу 1-руки вверх 2-наклон влево 3-4 и.п. 5-8 то же, наклон вправо(10раз руки прямые); упр.3 и.п.- широкая стойка, мяч внизу 1-3 наклоняясь к левой, переложить мяч из рук в руки вокруг ноги 4-и.п. 5-8 то же наклоняясь к правой(10раз); упр.4 и.п.- ноги врозь, руки в стороны ладонями вверх, мяч в левой руке 1-поворот туловища влево, переложить мяч в правую руку 2-руки в стороны, мяч в правой руке 3-4 то же, переложить мяч в левую руку(10раз); упр.5 и.п.- сед, упор сзади, мяч на носках у стопы 1-поднять ноги до угла, перекатив мяч на бёдра 2-взяв мяч, руки вверх ноги опустить 3-наклоняясь к ногам, положить мяч у стоп 4-выпрямиться в и.п.(10раз); упр.6 и.п.- руки вперёд мяч в руках 1-выпуская мяч, присед, поймать отскочивший от пола мяч 2- и.п.(10раз) упр.7 и.п. о.с. мяч на полу спереди 1- прыжок ноги врозь с продвижением вперёд(мяч между ногами) 2-прыжок ноги вместе с продвижением вперёд(мяч сзади) 3- прыжок ноги врозь с продвижением назад(мяч между ногами) 4- прыжок ноги вместе с продвижением назад в и.п.(12-14раз) Основная часть( 30мин.) Обучать учащихся передачам баскетбольного мяча: 1. Передача мяча двумя руками от груди в парах, стоя на месте(5мин.). Класс строится в две шеренги лицом друг к другу, расстояние между шеренгами 5м, интервал в шеренгах 1м. Передачи выполняются по воздуху и с ударом о пол. При выполнении упражнения обратить внимание на то, что одна нога впереди, руки перед грудью держат мяч, пальцы широко расставлены, ладонь слегка прижата к мячу. Мяч бросать вперёд. Руки выпрямлены вперёд. При ловле мяча руки и колени сгибаются, при броске выпрямляются. 2. Передача мяча двумя руками от груди по кругу через одного стоя на месте(5мин.). 8-10 учеников встают в круг. Мяч передаётся через одного. Для развития быстроты реакции и бокового зрения, а также для увеличения интенсивности можно ввести в упражнение ещё 1 или 2 мяча. Развивать координационные способности: 3. Эстафета «Мяч капитану»(5мин.). Учащиеся строятся в две колонны, мяч у капитана. По команде капитан бежит за лицевую линию и поворачивается к команде. Вместе с капитаном выбегает второй игрок и останавливается на расстоянии 5м от капитана. Капитан выполняет передачу игроку, тот бежит обратно. Эстафета заканчивается, когда последний игрок и капитан забегут за линию финиша. Эстафета выполняется несколько раз с изменением способа выполнения передачи( по воздуху и с отскоком от пола). 4. Подвижная игра «Борьба за мяч»(5мин.). Участвуют две команды. Капитаны команд выходят на середину площадки. Остальные игроки встают парами по всей площадке(баскетбольной), пары состоят из игроков разных команд. Мяч подбрасывают между капитанами, которые отбивают его своему партнёру по команде. Завладев мячом, игрок старается выполнить передачи игрокам своей команды. Игроки противоположной команды стараются перехватить мяч. С мячом бегать нельзя. Необходимо выполнить 10 передач между своими игроками. Команда, которой это удаётся, получает очко, и игра начинается сначала с середины площадки. Выигрывает команда, набравшая больше очков. 5. Подвижная игра «Не дай мяч водящему»(5мин.). Играющие становятся в круг, на середине один или два водящих. Задача водящих перехватить мяч, который играющие перебрасывают друг другу. Чью передачу перехватывают, тот становится водящим. Мяч в руках более двух секунд удерживать нельзя. Развивать силу мышц рук: 6. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа(2*10 девочки выполняют в упоре лёжа от гимнастической скамейки, мальчики от пола. 7. Подтягивание на перекладине(2*8 девочки на низкой перекладине, 2*3 мальчики на высокой). Заключительная часть (7мин.) Снять излишнее физическое и эмоциональное напряжение(2мин.): бег в обход по залу(бег выполняется с постепенным снижением темпа и переходом на ходьбу). Содействовать оптимизации ритма дыхания и ЧСС(1мин.): дыхательные упражнения- ходьба в медленном темпе, руки через стороны вверх, глубокий вдох, руки вниз, выдох(подсчитать ЧСС за 6сек.) Содействовать сосредоточению внимания(2мин.): игра «Запомни положение» Содействовать осмыслению учащимися результативности собственной деятельности(2мин.): построение в одну шеренгу, опрос учащихся, подведение итогов, выставление оценок. Домашнее задание: Что такое пробежка? Конспект составил учитель физической культуры высшей категории ГБОУ СОШ №88, Санкт-Петербург. Петров Вениамин Владимирович.

Здравствуйте уважаемые коллеги. В этом номере журнала хочу предложить вашему вниманию конспект ещё одного урока, формат которого не совсем обычен, но для многих из вас хорошо знаком, это интегрированный урок. Впервые о таком способе проведения занятий я узнал в начале двухтысячных годов. В Интернете мне попалась на глаза перепечатка одной статьи из педагогического научно-методического журнала, причём меня удивила дата-1994г. Автор статьи, директор одной физико-математической школы, предложил сам термин «интегрированный урок». Речь в статье шла о необходимости более тесной связи, таких школьных предметов как информатика, физика, математика. Не исключалась возможность связи с информатикой и ряда других школьных дисциплин, например, таких как география, иностранные языки. Смыслом статьи как я понял, была мысль о том, что интегрированный урок является хорошим средством для повышения мотивации к обучению в целом, а также рекомендуется применять его на этапе совершенствования навыков. Мне лично приходилось проводить подобные уроки во взаимодействие с такими предметами как русский язык и биология. Исходя из опыта проведения уроков физкультура-русский язык, могу сказать, что данные предметы не совсем связываются, но, тем не менее, как средство повышения интереса к обучению в целом, они свою роль сыграли. Что касается предмета биологии, то здесь конечно с физкультурой точек соприкосновения больше. Один из уроков был проведён по теме «Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно сосудистой системы». Вот как толкуется слово интеграл в «Толковом словаре живого русского языка» В.И.Даля: «Интеграл - конечная, измеримая величина, в отношении к бесконечно малой её части, к дифференциалу», а под интеграцией подразумевается действие. К чему я это говорю? Целью школьного воспитания и физического, в том числе является содействие всестороннему развитию личности. В данном случае интегрированный урок, на мой взгляд, будет хорошим средством для достижения этой цели. Представим, что методы, средства, методики, методические приёмы физического воспитания можно считать дифференциалами («бесконечно малые части»), с помощью которых мы придём к цели («измеримая, конечная величина»). В качестве действия предлагаю урок физической культуры и математики. Области взаимодействия попробуем найти между темами «Кроссовая подготовка» и «Построение линейных графиков». Урок можно провести в 8-9 классах. Тема: «Кроссовая подготовка» - физкультура, «Построение линейных графиков» - математика Задачи: развивать общую выносливость; способствовать усвоению учащимися знаний о способе построения линейных графиков с использованием результатов пульсометрии, полученных в ходе урока физической культуры; воспитывать самостоятельность и дисциплинированность Место проведения: спортивный зал(23*12) Необходимый инвентарь: секундомер, стойки, волейбольный и баскетбольный мячи, карандаши, линейки, таблица результатов пульсометрии (см. приложение) Вводная часть ( 8мин.) Построение; обмен приветствиями; сообщение задач урока, после чего выполняется первое измерение ЧСС ( в покое ), данное измерение и все последующие выполняются за 6 сек. с умножением, полученного результата на 10,( также в таблице фиксируем время урока, в которое проводилось измерение); строевые приёмы; ходьба; бег; специальные беговые и прыжковые упражнения (4 мин ) Подвижная игра – «Перестрелка» ( 4 мин ). Игра проводится на волейбольной площадке. Класс делится на две команды по 10-12 человек. Команды размещаются на равных половинах площадки. Игроки каждой команды бросают мяч в игроков противника, чтобы выбить их. Игрок, задетый мячом, переходит за лицевую линию площадки на стороне противника и продолжает играть за свою команду. Выигрывает команда, сумевшая выбить наибольшее число соперников. В конце игры выполняем второе измерение ЧСС и заносим данные в таблицу. Основная часть ( 30 мин. ) Формируем два забега по 10-12 человек. При размерах зала ( 23*12 ), стойки можно расставить таким образом, что длина круга будет составлять 50м. Бег продолжается 10мин в каждом забеге, допускается чередование бега и ходьбы. Участники второго забега считают количество кругов, которое пробегают участники первого и наоборот. По окончании каждого забега производим третье измерение ЧСС и заносим данные в таблицу. Спортивная игра – Баскетбол ( 8мин ) Делим класс на 4-5 команд, причём так, чтобы девушки играли с девушками, а юноши с юношами. Игровые смены продолжительностью 2-3мин. В конце игры проводим четвёртое измерение ЧСС, данные заносим в таблицу. Заключительная часть ( 7мин. ) Бег с постепенным снижением темпа и переходом на ходьбу, дыхательные упражнения(3мин). Пятое измерение ЧСС, данные заносим в таблицу. Построение графика изменения ЧСС в процессе урока. Подведение итогов, выставление оценок. Домашнее задание: Какие физические упражнения способствуют развитию общей выносливости?

Здравствуйте, уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагаю конспект урока по разделу «Гимнастика» для обучающихся 3 классов. Считаю данный выбор актуальным, т.к. возраст 8 – 9 лет, является благоприятным для развития такого физического качества, как координационные способности у мальчиков и девочек. С помощью специально подобранных упражнений, можно формировать простые и сложные координации, развивать равновесие и точность движений. Кроме этого гимнастика является отличным средством развития силовых способностей, гибкости. При подготовке мест проведения занятий необходимо тщательно проверить исправность инвентаря и оборудования, все упражнения должны выполняться со страховкой. Тема урока: Лазание, перелезания, прыжки Основные задачи: 1. Обучать лазанию по гимнастической стенке; 2. Способствовать развитию скоростно – силовых и собственно силовых способностей, координационных способностей применительно к гимнастическим упражнениям; 3. Способствовать воспитанию дисциплинированности, самостоятельности, смелости; 4. Содействовать усвоению обучающимися знаний о технике выполнения гимнастических упражнений. Время проведения урока: 9:55 – 10:40 Место проведения: Спортивный зал ( 23 * 12 ) Необходимый инвентарь: Гимнастические стенки, маты, скамейки, гимнастический козёл. Вводно – подготовительная часть урока ( 8 минут ) Способствовать концентрации внимания и психологической готовности к уроку (2мин.): 1. Построение в одну шеренгу, сообщение задач ( обмен приветствиями, проверить присутствующих по списку, проверить внешний вид ). 2.Строевые упражнения – перестроения из одной шеренги в три, уступом ( следить за чёткостью выполнения строевых приёмов ). Содействовать общему разогреву и подготовить организм к предстоящей работе: 1. Ходьба в обход по залу на носках, руки на поясе; на внешнем своде стопы; на носках, руки вверх; на носках, руки за голову; на пятках (1мин.) ( следить за осанкой, дистанция 2 шага ). 2. Бег в умеренном темпе по прямой с захлёстыванием голени; с высоким подниманием бедра; приставным шагом правым , левым боком; с подскоками (1мин.) (следить за дыханием и дистанцией, за амплитудой движений). 3. Общеразвивающие упражнения на месте (амплитуда движений максимальная). Упр.1 И.П.- упор присев. 1-2- поднимаясь на носки, руки дугами вперёд. 3-4 И.П. руки дугами наружу (10раз) Упр.2 И.П. основная стойка. 1- левую в сторону на носок, руки на пояс. 2-наклон влево. 3-выпрямиться, руки на пояс. 4- И.П. 5-8 то же вправо (10раз). Упр.3 И.П.- о.с.1-шагом левой, ноги врозь, руки в стороны. 2- наклон вперёд, руки вниз. 3-выпрямиться. 4-И.П. 5-8 то же шагом вправо (10раз). Упр.4 И.П. упор присев. 1-стойка на коленях, руки в стороны. 2- прогибаясь, поворот налево, левой рукой коснуться пяток. 3-выпрямиться. 4-И.П. 5-8 то же вправо (10раз). Упр.5 И.П. упор лёжа. 1-2 поворот налево в упор лёжа руки сзади. 3-4 И.П. 5-8 то же направо (10раз). Упр.6 И.П. о.с. 1-присед руки вперёд. 2-И.П. 3-присед руки в стороны. 4-И.П. 5-присед руки дугами вперёд-вверх. 6-И.П. 7-присед руки дугами наружу за голову. 8-И.П. (колени развести) 10(раз). Упр.7 И.П. о.с. 1-прыжком ноги врозь, руки в стороны. 2-прыжком ноги вместе, руки вверх. 3-прыжком ноги врозь, руки в стороны. 4-И.П. прыжком (темп средний) (12-14раз). Основная часть урока (30 минут) Обучать лазанию по гимнастической стенке (6мин.). 1. Лазание по гимнастической стенке ( класс строится в две колонны; один выполняет, другой страхует; подниматься на высоту 1м.; сначала переступают ноги, затем поочерёдно перехватывать руки). Развивать способность удерживать равновесие (6мин.). 2. Ходьба по гимнастической скамейке (выполняется парами; один делает, второй страхует) на носках руки вверх, в стороны; с высоким подниманием коленей, с хлопком ладонями, на каждый шаг. Развивать скоростно – силовые способности (6мин.). 3. Прыжки на горку матов (маты кладутся высотой 50см. ( отталкиваться двумя ногами, приземляться тоже на две ноги; колени подтягивать к груди; страховка). Развивать ловкость. 4. Перелезания через гимнастического козла высотой 80см. (перемах правой, левой ногой, упор на руки; страховка) (6мин.). 5. Подвижная игра «Бой петухов» (4мин.). Развивать силу мышц брюшного пресса. 6. Поднимание согнутых в коленях ног(10раз), вис на гимнастической стенке (колени поднимаются до уровня груди). Заключительная часть урока (7минут). Снять излишнее физическое и эмоциональное напряжение (2мин.). 1. Бег в обход по залу (бег выполняется с постепенным снижением темпа и переходом на ходьбу). Содействовать оптимизации ритма дыхания и ЧСС (2мин.). 2. Дыхательные упражнения- ходьба в медленном темпе, руки через стороны вверх, глубокий вдох, руки вниз, выдох (подсчитать ЧСС за 6сек.) Содействовать сосредоточению внимания (1мин.). 3. Упражнение на внимание ( игра «Запрещённое движение». Содействовать осмыслению обучающимися результативности собственной деятельности(2мин.) 4. Построение в одну шеренгу, опрос, подведение итогов, выставление оценок ( домашнее задание: выполнить упражнения для развития силы мышц ног). Старший преподаватель кафедры физического воспитания СПХФА, учитель первой категории ГБОУ ЦО №80, г.Санкт-Петербург. Петров В.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...