Программа "Одарённые дети"
методическая разработка по физкультуре на тему

Виноградская Людмила Дмитриевна

Программа" Одарённые дети"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odaryonnye_deti.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области

Автор: учитель физической культуры Виноградская Людмила Дмитриевна

Программа по физической культуре «Одарённые дети»

Пояснительная записка

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации и многих других государств. В нашей стране целенаправленно и системно оно ведется в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и послевузовского образования.

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том, что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Исследования Л.Термена и других ученых показали, что чаще бывает наоборот. Одаренный ребенок нередко опережают сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности: умственная, социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, однонаправленно влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.

Целью программы является формирование условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в сфере физического воспитания.

Основными задачами программы являются:

  • развитие и поддержка учреждений и организаций, работающих с одаренными детьми;
  • совершенствование системы выявления и осуществление необходимых мероприятий для выявления, развития и поддержки одаренных детей;
  • создание механизмов поддержки одаренных детей;
  • отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют физическому развитию;
  • расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в грайонных, региональных, всероссийских олимпиадах, в соревнованиях и конкурсах различного уровня.

Ожидаемые результаты реализации программы

Данная программа призвана способствовать:

  • развитию общих способностей одаренных детей;
  • развитию физических способностей одаренных детей;
  • социальной и психической поддержке одаренных детей;
  • повышению качества подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми;
  • созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
  • повышению качества образования и воспитания школьников;
  • формированию банка технологий и программ для диагностики способных и одарённых детей;

Основные мероприятия программы

Основными мероприятиями программы являются

  • организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов;
  • приобретение спортивного оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников, развивающих работу с одарёнными детьми;
  • приобретение научной и учебно-методической литературы;

Обоснование проблемы

Анализ ее исходного состояния

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Проблема одарённости являлась и является темой пристального внимания многих исследователей в области педагогики, психологии, социологии, философии и многих других наук, занимающихся изучением человека. Одаренность — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них не зависимый. На основе идей психологов Дж. Кэррола и Б. Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж. Брюно. Одаренность — основная черта личности талантливого человека, которая позволяет ему развивать свой талант на более высокие уровни.

К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. А ведь развитие способностей и талантов любого человека важно не только для него самого, но и для общества в целом. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартными способностями, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.

На наш взгляд, школа, ориентированная на раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка, не может не считаться с тем фактом, что около 30% учащихся за время их школьного обучения снижают свои исходные показатели «одаренности». То же можно сказать и об их мотивации к учению. И если мы не будем заботиться об удовлетворении запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка – «открытый ум и гибкий интерес детства». Именно поэтому, ориентируясь на учащихся, которых принято характеризовать как одаренных,  разработана комплексно-целевая программа «Одаренные дети».

Согласно учебному плану школы организованно на базе школы такие спортивные секции:

  • по баскетболу (6 часов в неделю), 30 девочек и 30 мальчиков
  • по футболу  (9 часов в неделю), 30 мальчиков
  • шахматы 15 человек
  • внеурочная деятельность: Пешеходный туризм, подвижные игры, баскетбол, ритмика и хореография» для учащихся 1-4 классов

Ежегодно проводятся школьные, районные олимпиады и спортивные соревнования.

Цели и задачи работы с одаренными детьми

1. Выявление одаренных детей

1.Знакомство педагога с данными  о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.

2.Обучение педагога через методическую и научную литературу,  педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации.

3. Знакомство педагога с приемами целенаправленного

педагогического наблюдения, диагностики.

5. Проведение спортивных мероприятий, конкурсов,

олимпиад,   и др.,  позволяющих учащимся проявить

свои способности.

2. Создание условий  для оптимального развития одаренных детей.

1.Отбор среди различных систем обучения

тех методов и приемов, которые способствуют развитию  самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

2.Совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • развивающее обучение, работа в малых группах;
  • игровые технологии;
  • спортивные секции;
  • задания творческого и нестандартного характера;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • спортивные соревнования.

План мероприятий по выполнению программы «Одарённые дети»

п/п

Наименование

мероприятия

Сроки реализации

2017

2018

2019

2020

1

Разработка программы работы с одаренными детьми в сфере физического воспитания

+

+

2

Разработка и утверждение документальной базы

+

+

3

Участие в школьных, районных и региональных  олимпиадах

+

+

+

+

4

 Участие в школьных, районных и региональных  соревнованиях.

+

+

+

+

5

 Организация внеклассной работы по развитию одарённых детей

+

+

+

+

6

Участие в конкурсах

«Грант по спорту»

«Лучший спортсмен школы» и др.

+

+

+

+

7

Организация   в каникулярные дни    тренировочных занятий, соревнований для одаренных детей

+

+

+

+

8

Участие в  конкурсах  исследовательских работ

+

+

+

+

9

Разработка методических материалов исследовательских работ  одаренных детей.

+

+

+

+

10

Проведение собраний, круглых столов, мероприятий с родителями одарённых детей.

+

+

+

+

11.

Подведение итогов реализации программы

+

План работы с одарёнными детьми

 № п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении видов физкультурно-спортивной деятельности

Сентябрь

Зам.директора по учебной части:  Галактионова О.С. 

 Виноградская Л.Д, Байкова С. А..

2

Создание банка данных одарённых детей физкультурно-спортивной направленности

Сентябрь-октябрь

 Зам.директора по учебной части:  Галактионова О.С.

Виноградская Л.Д., Байкова С.А

.

3

Организация системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности

Сентябрь

 Зам.директора по учебной части:  Галактионова О.С.

Виноградская Л.Д.

4

Организация и проведение I тура (школьных) соревнований и Олимпиады по физической культуре

В течение года согласно плана внутришкольных СММ

Зам.директора по учебной части:  Галактионова О.С. 

 Виноградская Л.Д.. Байкова С.А.

5

Подготовка учащихся  к участию во II туре (раонных) соревнований и Олимпиады по физической культуре

В течение года согласно плана методического кабинета

 : Виноградская Л.Д.. Байкова С.А.

6

Подготовка учащихся  к участию в III туре (региональных) соревнований  и Олимпиады по физической культуре

В течение года согласно плана региональных

 : Виноградская Л.Д.. Байкова С.А.

8

Участие в семинаре для учителей школы по вопросам организации научно-исследовательской работы с учащимися

Октябрь

Зам.директора по учебной части:  Галактионова О.С.

Виноградская Л.Д.. Байкова С.А.

9

Организация работы одарённых учащихся

В течение года

 Зам.директора по учебной части:  Галактионова О.С.

10

Методическая помощь учителям физической культуры в работе с одарёнными учащимися

В течение года

Зам.директора по учебной части:  Галактионова О.С.

11

Создание банка данных результатов работы одарённых детей

В течение года

Зам.директора по учебной части:  Галактионова О.С.

12

Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми

В течение года

Зам.директора по учебной части:  Галактионова О.С.

13

Проведение предметной декады с активным участием одарённых детей

Декабрь

Зам.директора по учебной части:  Галактионова О.С Виноградская Л.Д.. Байкова С.А..

14

Взаимодействие с организациями и объединениями по вопросам работы с одарёнными детьми

В течение года

Зам.директора по учебной части:  Галактионова О.С.

Виноградская Л.Д.. Байкова С.А.

15

Подведение итогов работы с одарёнными детьми

Апрель-май

Зам.директора по учебной части:  Галактионова О.С.

Виноградская Л.Д.. Байкова С.А.

16

Поощрение и стимулирование одарённых учащихся: «Ассамблея победителей».

Апрель-май

Зам.директора по учебной части:  Галактионова О.С.

Виноградская Л.Д.. Байкова С.А.