Развитие координационных способностей у полиатлонистов 10-12 лет
методическая разработка по физкультуре

Актуальность проблемы. Важнейшим условием, обеспечивающим в будущем высокие результаты в волейболе и тем самым определяющим перспективность юных спортсменов, является соответствующий уровень развития разных координационных способностей. Специалисты отмечают, что упущенные возможности для их развития у детей 8-10 лет, в возрасте, наиболее благоприятном для данного процесса, едва ли удастся наверстать позднее, что может негативно отразиться на успешности профессиональной деятельности спортсменов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 72 с углубленным изучением немецкого языка Калининского района

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Развитие координационных способностей

у футболистов младшего возраста

Герасимов Виктор Васильевич

Санкт-Петербург

2019

Содержание

Ведение…………………………………………………………………..………………3
1. Глава. Теоретические основы развития координационных способностей футболистов………………………………………………………………….……….…5
1.1. Характеристика и классификация координационных способностей……….….5
1.2. Проявление координационных способностей в футболе……………………......8
1.3. Возрастные особенности развития координационных способностей футболистов…………….…………………………………………………………..….10
2. Глава. Специфика развития координационных способностей юных

футболистов …………………………….................................................................…..12
2.1. Методические положения и принципы развития координационных

 способностей юных футболистов ………………………………………………...…12
2.2. Методика развития координационных способностей у футболистов

младшего возраста (7-10 лет)……………………………………………............……13
Заключение…………………………………………………………………...………..19
Список используемой литературы ..………………………………………………….21

сила тяжелая атлетик

Введение

Актуальность проблемы. Важнейшим условием, обеспечивающим в будущем высокие результаты в футболе и тем самым определяющим перспективность юных спортсменов, является соответствующий уровень развития разных координационных способностей. Специалисты отмечают, что упущенные возможности для их развития у детей 7-10 лет, в возрасте, наиболее благоприятном для данного процесса, едва ли удастся наверстать позднее, что может негативно отразиться на успешности профессиональной деятельности спортсменов.
           Координационные способности - это совокупность свойств человека, проявляющихся в тренировочном процессе и соревновательной деятельности и обусловливающих успешность управления двигательными действиями разной координационной сложности. Одним из видов координационных способностей являются так называемые кинестетические способности, т.е. способности человека к выполнению точных движений, дифференцированию, отмериванию, воспроизведению пространственных, силовых, временных параметров движения.
          Специальное изучение вопроса показало, что в теории и практике российского футбола отсутствуют научно обоснованные методики оценки и совершенствования координационных способностей футболистов 7-10 лет, разработанные с учетом возрастных особенностей этих детей, уровня квалификации и спортивного стажа юных спортсменов, спектра наиболее значимых компонентов для достижения высокого спортивного результата и периодов наиболее благоприятных для данного процесса.
           Данное обстоятельство делает процесс подготовки спортивного футбольного резерва весьма аморфным, ограниченным в средствах, позволяющих максимально эффективно совершенствовать необходимые в профессиональной деятельности футболистов виды координационных способностей. 
           В связи с этим, целью данной курсовой работы является изучение особенностей развития координационных способностей у футболистов младшего возраста (7-10 лет).
           Задачи исследования:
         1. Проанализировать научную литературу по теме исследования и дать

4

определение понятия «координационные способности», выявить их классификацию;
        2. Обозначить проявление координационных способностей в футболе;
        3. Охарактеризовать возрастные особенности развития координационных способностей футболистов;
        4. Привести методические положения и принципы развития координационных способностей юных футболистов;
        5. Сформировать методику развития координационных способностей у футболистов 7-10 лет.

                                                                     5
             Глава 1. Теоретические основы развития координационных способностей футболистов
           1.1. Характеристика и классификация координационных способностей
Понятием координационные способности начали пользоваться для конкретизации представлений о двигательном качестве ловкость. Известный физиолог Н.А. Бернштейн указывал, что ловкость не заключается в самих по себе движениях, а определяется исключительно по степени соответствия их с окружающей обстановкой, по степени успешности реализуемой ими двигательной задачи. В.И. Филиппович, под ловкостью понимал, во-первых, способность быстро овладевать новыми двигательными действиями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, способность "к моторной адаптации", проявляемой в относительно стандартных и вариативных (вероятных и неожиданных), быстроизменяющихся ситуациях. В настоящее время термины "ловкость" и "координационные способности" не отождествляют, но до сих пор нет единой точки зрения по вопросу отношения этих двух понятий (2; 198). Некоторые специалисты считают, что ловкость является совокупностью координационных способностей. По мнению В.И. Ляха не всякую координационную способность можно рассматривать как проявление ловкости, в то же время ловкость - это всегда одна или несколько координационных способностей, представленных в двигательных действиях совокупностью (системой) своих свойств (9; 57).

Следующая группа авторов придерживается противоположных взглядов на соотношение понятий координационных способностей и ловкости. В частности, Е.П. Ильин отмечает, что ловкость - частная характеристика координированности, а не координированность входит в ловкость. Немецкие специалисты также определяют ловкость как подсистему всего комплекса координационных способностей, в свою очередь, объединяющих несколько координационных способностей (3; 84).
Первичный смысл понятия координационные способности может быть раскрыт с помощью латинского слово coordinatio, что означает согласование, соподчинение, приведение в соответствие. В понятийном словаре по теории физической культуры и спорта дано следующее определение координационных способностей. 6

6

"Координационные способности - вид физических способностей, базирующихся на психофизиологических и морфологических особенностях организма и содействующих слаженному выполнению двигательных действий" (8; 75).
Координационные способности (КС) представляют собой функциональные возможности определенных органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает согласование отдельных элементов движения в единое смысловое двигательное действие.
            В.И. Лях считает, что координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Это определение соответствует пониманию природы координации и ловкости, имеющемуся в трудах Н.А. Бернштейна и согласуется с содержанием, обычно вкладываемым в определения, данные ™ другими авторами. По мнению Ю.В. Верхошанского, координация – это способность к упорядочению внутренних и внешних сил, возникающих при решении двигательной задачи для достижения требуемого рабочего эффекта при полноценном использовании моторного потенциала человека. И. И. Сулейманов под координационными способностями понимает способность к согласованию определенных действий в процессе управления деятельностью соответственно поставленной цели. Однако, В.И. Лях отмечает, что эти определения являются слишком общими и указывает на четыре свойства, дающие координационным способностям определенность (правильность, быстрота, рациональность, находчивость) (9; 58).
           Правильность выполнения двигательных действий имеет две стороны: качественную, названную Н.А. Бернштейном адекватностью, которая заключается в приведении движения к намеченной цели, и количественную точность движений.
Во всех случаях речь идет о целевой точности, непосредственно связанной с успешным решением двигательной задачи. Точность является синонимом меткости. Следует различать точность воспроизведения, дифференцирования, оценки и отмеривания пространственных, временных и силовых параметров движения, точность реакции на движущийся объект, условную точность или меткость.Быстрота выступает в виде скорости выполнения сложных в координационном отношении двигательных действий в условиях дефицита времени, быстроты достижения

7

заданного уровня, точности или экономичности, быстроты реагирования в сложных условиях.
           Рациональность двигательных действий имеет качественную и количественную стороны. Качественная сторона рациональности целесообразность движений, количественная – их экономичность.
         Находчивость складывается из устойчивости к непредвиденным, сбивающим воздействиям, отрицательно влияющим на двигательный навык, на его отдельные компоненты и детали, и из инициативности, проявляющейся в поиске вариантов решения двигательной   задачи.
           Стабильность - это обобщенная количественная характеристика выполнения двигательного действия с относительно малым диапазоном отклонений. Различают стабильность результата и стабильность выполнения отдельных характеристик движения (5; 69).
          Свойства, включенные в развернутое определение координационных способностей, выступают как существенные и в то же время необходимые и достаточные. Они могут проявляться самостоятельно (например, координационные способности можно оценивать только по показателям точности или быстроты выполнения сложного в координационном отношении двигательного действия), но чаще всего сообща. Установлено, что каждое из свойств не является простым и однозначным признаком, определяющим эти способности, наоборот, каждое из них является сложным и многозначным.
         Говоря о критериях оценки координационных способностей, следует иметь в виду, что одни из них характеризуют явные (абсолютные), а другие - латентные или скрытные (относительные, парциальные) показатели координационных способностей. Абсолютные показатели характеризуют уровень развития координационных способностей без учета скоростных, силовых, скоростно-силовых возможностей данного индивида. Относительные или парциальные показатели позволяют судить о проявлении координационных способностей с учетом этих возможностей.
          Координационные способности представляют собой очень сложное образование (систему), имеющее несколько уровней, а отсюда большое разнообразие своих разновидностей, играющих различную роль в общем процессе координации

8

Целостной деятельности  человека.
            1.2. Проявление координационных способностей в футболе
           В футболе координационные способности характеризуются различными и всесторонними двигательными структурами.  К составляющим координационных способностей относятся:
        -  
пространственная ориентация: т.е. способность определять позицию во время движения всего тела в пространстве и времени по отношению к полю или двигающимся объектам  (противник, мяч, партнер), а также производить движение в выбранном направлении. В футболе от игрока требуется быстрый анализ и определения своей позиции на поле в зависимости от расположения партнеров и противников, а также местонахождения мяча в постоянно изменяющихся условиях. К упражнениям на развитие ориентации можно отнести: игры с футбольными элементами, удары по воротам после кувырков вперед и назад, игры двумя мячами, игры с численным перевесом  противника (1; 14).
      -
быстрота реакции: позволяет быстрое начало по сигналу и выполнение короткого действия, которое выполняется всем телом либо только одной его частью. О степени развития этой способности говорит время от сигнала до момента окончания действия. Быстрота реакции очень важна в футболе, принимая во внимание, как быстро могут изменяться ситуации во время игры. Быстрота реакции проявляется во всех действия нападения и защиты с мячом или без него.  Также она очень важна для вратаря. Упражнения на развитие быстроты реакции:  старты с различных позиций по сигналу, удары по мячу в воздухе после отпускания мяча из рук (11; 147).
        -
равновесие: позволяет удерживать тело в позиции либо вернуть тело в нужную позицию при неожиданных и намеренных изменениях положения тела. Другой аспект этой способности связан с удержанием в равновесии объектов (мяча при жонглировании).  В футболе эта способность проявляется в момент борьбы с противником в поединке 1х1, в игре  плечом к плечу,  дриблинга, при ударах и при принятии мяча в сложных условиях, при ударе по мячу головой в прыжке, а также в игре вратаря (хватание, выбивание в падении и в прыжке). Примерные упражнения: прокатывание мяча подошвой вперед и назад, жонглирование ногами стоя с

9

переходом в другую позицию (на пример, сидя), жонглирование головой стоя на одной ноге, жонглирование с дополнительным упражнением (на пример, поворот, приседание, перекладывание теннисного мяча с одной руки в другую, либо вокруг бедер).
          -
чувство ритма  проявляется в ходе двигательных действий игрока. Инициирование и изменение собственного ритма используется, чтобы запутать противника.  В футболе эта способность особенно проявляется в приспособлении ритма бега к имеющейся ситуации на поле. Особенно это заметно во время дриблинга, ведения мяча, выполнения финтов и во время поединков 1х1.  Примерные упражнения:  ведение мяча с изменением темпа и направления, прыжки между нерегулярно уложенными палками, ведение мяча слалом.
способность приспособления двигательных действий: основывается на умении выбрать правильный план движения во время, принимая во внимание соответствующие сигналы.  Во время игры заметно это во время поединков 1х1, опасности у своих ворот, возможности перехвата мяча или в момент создания ударной ситуации у ворот противника. Среди упражнений можно использовать: удары и принятия мяча от стены, игра мячом для регби или на снежном поле, ведение мяча в ситуации неожиданных нападений сзади или сбоку.
         -
способность связности: это связь и координирование движений всего тела во время выполнения действия. Проявляется в игре при связке одиночных элементов в цепь действий, особенно во время сложных для координации действий в большинстве фрагментах игры. Упражнения: круговые движения руками во время ведения мяча, удар по мячу во время прыжка через барьер, связь упражнений на общую физическую подготовку с техническими элементами.
         - 
чувство мышц: это умение равномерного распределения  мышечного напряжения во время двигательной акции.  Проявляется это умение во время подач на определенное расстояние, принятий мяча различными способами и ударов по воротам с соответствующей ситуации силой.  Дает возможность быстро, эффективно и экономично решать двигательные задачи. Упражнения:  жонглирование низко-высоко, жонглирование в парах с изменением расстояния между партнерами, удары мячом по объектам, расположенным на различных расстояниях, выполнение

10

постоянных фрагментов игры с разных позиций (6; 218).
         
1.3 Возрастные особенности развития координационных способностей футболистов
           Учет возрастных особенностей развития координационных способностей (КС) футболистов является обязательным условием рационального планирования и построения учебно-тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки. Результаты проведенных исследований с участием юных футболистов свидетельствуют, что наиболее благоприятный для развития КС - период от 7 до 14 лет. В то же время нет оснований утверждать, что в дальнейшем процесс улучшения координационных способностей (по крайней мере, некоторых из них) прекращается.
           Сравнительный анализ показателей 27 координационных способностей у футболистов 16-17 лет и их ровесников, не занимающихся спортом, показал, что футболисты достоверно опережают не спортсменов практически по всем показателям. Авторы других исследований, в которых проведен сравнительный анализ уровня развития КС у юных футболистов и школьников, не занимающихся спортом, также установили преимущество первых. Причем по мере повышения координационной сложности заданий преимущество футболистов возрастает (7; 81).
Таким образом, можно говорить о высокой значимости занятий футболом для формирования и развития координационных способностей.
              Как правило, методические рекомендации по развитию координационных способностей основываются на общетеоретических положениях, без учета вида спорта. В целом такой подход правомерен, поскольку формирование КС в процессе онтогенеза во многом обусловлено темпами созревания и развития двигательных отделов коры головного мозга.
             Известно, что различные функции двигательного аппарата развиваются гетерохронно и к 10-13 годам достигают достаточно высокого уровня совершенства. После 11-12 лет начинается период перестроения двигательных действий. В этом возрасте, предшествующем половому созреванию, и в период непосредственно полового созревания, вплоть до его завершения (в основном до 15 лет), отмечаются резкие скачки в проявлении работоспособности и координационных способностей, в частности. В этой связи многие исследователи утверждают, что младший и средний

11

школьный возрасты наиболее благоприятны для развития координации движений и пространственной ориентации.
         Существуют и другие точки зрения. Так, например, А.П. Золотарев (1997), изучая возрастную динамику двигательных способностей, пришел к выводу, что показатели ловкости в скоростных передвижениях юных футболистов имеют тенденцию к постепенному повышению с 9 до 12 лет с последующим значительным их снижением к 13 годам. Сенситивный период для развития КС - возраст 13-14 лет; в 15-16 лет отмечается некоторое их ухудшение (12; 115).
        Обобщенные данные возрастной динамики координационных способностей позволили заключить, что прирост в их развитии составляет: 25% - к 8 годам; 50% - к 10 годам; 75% - к 12 годам и 100% - к 16 годам. Педагогический эксперимент, направленный на развитие координационных способностей школьников, свидетельствует, что в более раннем возрасте отмечаются более существенные темпы прироста показателей.
         От уровня развития координационных способностей юных футболистов во многом зависят успешность освоения технических элементов, эффективность их реализации в условиях соревнований.

                                                                               12                                                    
            Глава 2. Специфика развития координационных способностей юных футболистов
            2.1 Методические положения и принципы развития координационных способностей юных футболистов
           Работа над развитием координации должна проходить согласно основным правилам. Лучшим методом развития  координации является метод повторений. Зачастую, особенно на начальном этапе обучения, применяются также подвижные игры. Лучше использовать упражнения на координацию во время разминки и в начальной фазе главной части тренировки.  Игрокам надо постоянно представлять новые, различного рода упражнения. Следует их выполнять в изменяющихся условиях и окружающем пространстве. Первоначально обращаем внимание только на точность движения, не концентрируясь на продолжительности выполнения действия. После овладения действием ускоряем темп его выполнения, при этом сохраняя точность выполнения. Следует помнить, что подбор упражнений, их количество, продолжительность и повторения зависят от возраста и возможностей игроков. Во время работы над координацией можно применять большой спектр упражнений, использовать инвентарь и спортивное оборудование (14; 18).
           Кроме того, следует заметить, что ключевым положением методики развития координационных способностей футболистов является тесное взаимодействие КС с основными физическими качествами, а также с различными сторонами подготовленности (технической, тактической, психологической).
При планировании нагрузок, направленных на повышение уровня развития координационных способностей, учитывались основные их параметры: координационная сложность упражнения, интенсивность работы, продолжительность выполнения одного задания (подхода), количество повторений, продолжительность и характер интервалов отдыха между повторениями и сериями.
Таким образом, при развитии координационных способностей используются следующие основные методические подходы (13; 142):
           1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования.

13

           Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей. Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей.
        2. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно изменившейся обстановки. 
        3. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. 
        При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях. 
           2.2 Методика развития координационных способностей у футболистов младшего возраста (7-10 лет)
          Методика развития координационных способностей предполагает следующее: 
         - используемые упражнения должны быть освоены на уровне навыков;
         - использование в течение занятия не менее 3-4 упражнений для формирования той или иной координационной способности;
         - каждое из используемых упражнений выполняется в нескольких вариантах;
небольшое число повторений или время выполнения упражнения или его варианта.
         Методические приемы, используемые для совершенствования координационных способностей:
         -
дифференцированная способность: удары по цели с различных расстояний, прыжки в отмеченную зону с ударами, выполнение упражнений в условиях недостатка времени, выполнение упражнений с различной заранее заданной скоростью, выполнение упражнений в необычных условиях (в воде, на снегу), использование различных по тяжести предметов и так далее;
          -
реагирующая способность: моментальное повторение демонстрируемых

14

ударов и способов защиты, реагирование на сигналы из различных исходных положений;
         -
способность к сохранению равновесия: уменьшение площади опоры, спрыгивание с предметов, прыжки через предметы различной высоты, ходьба по гимнастической скамейке с поворотами, с вращением головы, ходьба или бег по обозначенной линии, прыжки с поворотами на 180º, 270º,360º, кувырки и тому подобное;
        -
ориентационная способность: выполнение упражнений с закрытыми глазами, изменение начального или конечного положения тела, изменение способа выполнения упражнения, выполнение упражнения спиной вперед, разнообразные;
ритмическая способность: звуковая демонстрация, звуковое сопровождение ритма выполняемого упражнения, выполнение упражнения по заранее отмеченным ориентирам, использование музыкального сопровождения.
          Методика развития координационных способностей состоит из комплекса упражнений, включающего в себя:
          1. Упражнения, развивающие способность к оценке и дифференцированию силовых параметров движения – броски и ловля мяча в парах. 
          2. Упражнения, развивающие способность к точному выполнению движений – бег с определенным заданием.
          3. Прочие упражнения.
          Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать перерывов между занятиями, так как это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжении и расслаблении.
          Общая установка при занятиях на координацию должна исходить из следующих положений:
         - заниматься необходимо в хорошем психофизическом состоянии;
         - нагрузки не должны вызывать значительного утомления, так как при утомлении (как физическом, так и психическом) сильно снижается четкость мышечных ощущений, а в этом состоянии координационные способности совершенствуются плохо;

15

              - в структуре отдельного занятия упражнения на развитие координационных способностей желательно планировать в начале основной части;
интервалы между повторениями отдельных упражнений должны быть достаточными для восстановления работоспособности;
            - воспитание различных видов координационных способностей должно происходить в тесной связи с развитием других двигательных способностей.
           Рассматриваемый комплекс совершенствования координационных способностей футболистов младшего возраста (7-10 лет) включает в себя следующие игровые упражнения:
          1. Упражнения на координацию – бег трусцой:
          - бег трусцой с вращением рук (одновременно или попеременно) вперед,
          - бег трусцой с вращением рук (одновременно или попеременно) назад,
         - бег трусцой спиной вперед с вращением рук (одновременно или попеременно) вперед,
        - бег трусцой спиной вперед с вращением рук (одновременно или попеременно) назад,
       - приставной шаг с махом рук (попеременно) вверх и вниз,
       - приставной шаг с махом рук в сторону,
       - приставной шаг с вращением обеих рук вперед (назад),
       - приставной шаг с вращением рук в сторону,      

        - перекрестный шаг с вращением обеих рук вперед,

        - бег трусцой вбок с подскоком с поднесением дальней ноги вверх,

        - бег с коленами вверх (скиппинг А) с махом рук в стороны,

        - скип А с вращением обеих рук вперед,

         - бег с высокими пятками (скиппинг  С) спиной вперед с махом рук в стороны,

         - бег трусцой (лицом вперед или спиной вперед) с выбрасыванием вперед выпрямленных ног,

         - бег трусцой спиной вперед с выбрасыванием вперед выпрямленных ног и махом рук в стороны,

         - связь скиппинг А и скиппинг С,

16

        - связь приставного и перекрестного шага.

          2. Упражнения на координацию с мячом в беге трусцой:

          - бег трусцой с перекладыванием мяча вокруг бедер,

          - бег трусцой с перекладыванием мяча под ногой, поднятой вверх и согнутой в колене,

         - бег трусцой с подбрасыванием мяча вверх, вращением обеих рук и ловкой мяча,

- бег трусцой лицом вперед, подбрасывание мяча вверх с приседанием, наклоном и т.п.,

- дриблинг мяча с вращением свободной руки вперед и назад,

- дриблинг мяча с махами свободной руки в сторону,

- дриблинг мяча в скиппинг А,

- приставной шаг с перекладыванием мяча вокруг бедер,

- перекрестный шаг с дриблингом мяча,

- бег трусцой спиной вперед с выпрямленными ногами вперед и перекладыванием мяча с руки в руку,

- бег трусцой лицом (спиной) вперед с подбрасыванием и приемом мяча впереди и за спиной,

- скиппинг А, С с перекладыванием мяча вокруг бедер.

3. Упражнения на координацию на месте в парах с двумя мячами (игроки расположены друг напротив друга, у каждого мяч):

1. Подача мяча из-за головы,

2. Подача мяча от груди,  

3. Подача мяча из-за головы, чтобы он отбился от  земли,

4. Подача мяча руками после выполнения наклона туловища вперед,

5. Подача мяча рукой по полу,

6. Подача мяча руками от груди в прыжке,

7. Подбрасывание мяча вверх, прием мяча и подача в пол,

8. Перекладывание мяча вокруг бедер и подача мяч по полу:

-  одновременная подача мяча правой рукой по полу после выполнения наклона в сторону,

17

- одновременная подача мяча под поднятую и согнутую в колене ногу,

9. Подача мяча руками из-за головы,

10. подача мяча внутренней частью стопы по полу,

11. подача мяча из-за головы в пол,

12. Подача мяча простым подбитием в воздухе,        

13. Подача мяча простым подбитием в воздухе,

14. Подача мяча внутренней частью стопы в воздухе,

15. Подача мяча головой после собственного подбрасывания,

16. Подача мяча внутренней частью стопы по полу:

- одновременные подачи мяча подошвами,

- одновременные подачи мяча внутренней частью стопы правой ноги по полу,

 - одновременные подачи мяча внутренней частью стопы правой ноги по полу после выполнения финта на месте,

- одновременные подачи мяча внутренней частью стопы правой ноги по полу после выполнения скиппинг А на мяче на месте,

- одновременные подачи простым подбитием правой ногой в воздухе,

- одновременные подачи простым подбитием правой ногой в воздухе после отбития мяча от пола,

- одновременные подачи рукой по полу и отбитие мяча внутренней частью стопы,

- одновременные подачи рукой по полу и отбитие мяча внутренней частью стопы в воздухе,
       - одновременные подачи мяча правой ногой и отбитие мяча левой ногой в воздухе (простым подбитием).

4. Упражнения на координацию с использованием низких барьеров:
        - бег лицом вперед, перешагивая через низкие барьеры,

- бег  лицом вперед с тремя промежуточными шагами между шагами через низкие барьеры,

- бег лицом вперед через низкие барьеры с вращением обеих рук вперед,

- бег спиной вперед, перешагивая через низкие барьеры,

18

- скиппинг А лицом вперед (с подниманием высоко коленами) через низкие барьеры,

- скиппинг С  лицом вперед с прыжком двумя ногами через барьеры,

- скиппинг С спиной вперед, перешагивая через низкие барьеры,
         - скиппинг А боком, перешагивая через низкие барьеры,

- скиппинг А лицом вперед с прыжком двумя ногами через барьеры,

- скиппинг А боком с прыжком двумя ногами через барьеры,

- приставной шаг с прыжком двумя ногами через барьеры,

- перекрестный шаг с прыжком двумя ногами через барьеры,

- соединить скиппинг А и С лицом вперед с подскоком через барьеры,

- прыжки двумя ногами через барьеры с промежуточными подскоками,

- соединение прыжков лицом вперед и боком через барьеры с выполнением промежуточных подскоков,

- скиппинг А правым и левым боком попеременно с прыжком двумя ногами через барьеры,

- прыжки двумя ногами через барьеры с выполнением скиппинг А в промежутках,

- прыжки через барьеры на одной ноге, меняя ногу отталкивания,

- прыжки через барьеры на одной ноге с подскоками на двух ногах в промежутках и со сменой ноги отталкивания.

19

Заключение

Подводя итоги исследованию, можно сказать, что в возрасте 7-10 лет человек обучается основным двигательным умениям и навыкам, в формировании которых значительную роль играют двигательно-координационные способности. Развитие координационных способностей в указанном возрасте является важной частью процесса физического воспитания. Младший возраст является благоприятным, чувствительным периодом для развития координационных способностей, так как в этот период мы формируем у ребёнка "школу движений", которая, в дальнейшем, поможет с наименьшими усилиями разучивать сложные движения и осваивать новые умения и навыки. Хорошо развитые координационные способности являются благоприятной почвой для развития кондиционных физических качеств (сила, быстрота, выносливость и т.д.). Очень важным фактором является правильно построенный процесс физического воспитания, в ходе которого, для детей младшего школьного возраста должны быть созданы условия для более эффективного овладения двигательными умениями и навыками, а также учтены методические рекомендации по полу, возрасту и другим индивидуальным особенностям детей. В результате проведенного теоретического анализа научной литературы, отмечено, что координационные способности - это способности человека к согласованию, соподчинению отдельных движений в процессе формирования единой двигательной деятельности. 

К координационным способностям относятся:

1. Дифференцированная - способность к точному и экономичному выполнению движений;
        2. Реагирующая - способность к быстрому началу целенаправленного движения;        

3. Способность к сохранению равновесия;

4. Jриентационная - способность к определению положения или движения тела в пространстве и времени;

5. Ритмическая - способность к формированию общей правильной последовательности движений с акцентированными моментами;

6. Cпособность к переключению движений.
        Большинство вышеназванных координационных способностей наиболее

20

благоприятно развиваются в младшем возрасте (7-10 лет).

Методика развития координационных способностей предполагает следующее:  

- используемые упражнения должны быть освоены на уровне навыков; использование в течение занятия не менее 3-4 упражнений для формирования той или иной координационной способности;
          - каждое из используемых упражнений выполняется в нескольких вариантах; небольшое число повторений или время выполнения упражнения или его варианта.        

Методические приемы, используемые для совершенствования координационных способностей:
            - дифференцированная способность: удары по цели с различных расстояний, прыжки в отмеченную зону с ударами, выполнение упражнений в условиях недостатка времени, выполнение упражнений с различной заранее заданной скоростью, выполнение упражнений в необычных условиях (в воде, на снегу), использование различных по тяжести предметов и так далее;

- реагирующая способность: моментальное повторение демонстрируемых ударов и способов защиты, реагирование на сигналы из различных исходных положений; способность к сохранению равновесия: уменьшение площади опоры, спрыгивание с предметов, прыжки через предметы различной высоты, ходьба по гимнастической скамейке с поворотами, с вращением головы, ходьба или бег по обозначенной линии, прыжки с поворотами на 180º, 270º,360º, кувырки и тому подобное;
           -
ориентационная способность: выполнение упражнений с закрытыми глазами, изменение начального или конечного положения тела, изменение способа выполнения упражнения, выполнение упражнения спиной вперед, разнообразные;            

- ритмическая способность: звуковая демонстрация, звуковое сопровождение ритма выполняемого упражнения, выполнение упражнения по заранее отмеченным ориентирам, использование музыкального сопровождения.

Это основные варианты выполнения упражнений, которые помогут развиваться в нужном направлении, и именно нужные качества футболистов младшего возраста.


21

Список используемой литературы

1. Аверьянов И.В. Методика совершенствования кинестетических координационных способностей футболистов 10-11 лет: автореф. дис. … канд. пед. наук / И.В. Аверьянов.– Тюмень, 2008. – 26 с.

2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. – 274 с.

3. Витковски З. Координационные способности юных футболистов: диагностика, структура, онтогенез: дис. … канд.пед.наук / З.Витковски. – М., 2003. – 232 с. 

4. Гаджиев Г.М. Структура соревновательной деятельности как основа комплексного контроля и планирования подготовки футболистов высокой квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук. / Г.М. Гаджиев.– М.: 1984. – 24 с.

5. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов / М.А. Годик. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2006. – 272 с., ил.

6. Захаров Е.Е., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств. – М.: Лептос, 1994. – 368.

7. Зотов Ю.И. Воспитание подростков в спортивном коллективе. - М.: Физкультура и спорт, 1984. – 104 с.

8. Коробейников Н.К., Михеев И.Г., Николенко А.Е. Физическое воспитание: Учебное пособие для учащихся ср. спец. учебных заведений. – М.: Высшая школа, 1984. – с.74-75.

9. Лях В.И. Важнейшие для различных видов спорта координационные способности и их значимость в техническом и техническо-тактическом совершенствовании (по материалам зарубежной печати )/ В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. – 1988. - №2. – С.56-59.

10. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс/ Перевод с немецкого. – М.: Аспект – пресс, 1995. – 318 с.

11. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – с. 140-155.

22

12. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 167 с.

13. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под об. ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982. – 280 с.

14. Теоретическая подготовка юных спортсменов: Пособие для тренеров ДЮСШ. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – с. 104-109.

15. Холодов Ж. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры. – М.: Академия, 2001. – 144


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастические упражнения, направленные на развитие координационных способностей.

Данный урок создан на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» (Авторы: В.И.Лях и А.А.Зданевич.)       Тема урока:  «Гимнастически...

Влияние развития координационных способностей на бросок мяча в корзину

Как известно все физические способности развиваются в тесной взаимосвязи друг с другом. В литературных источниках чаще всего бросок мяча в корзину связывают с развитием скоростно-силовых способн...

"Развитие координационных способностей у детей школьного возраста"

Курсовая работа Платонова А.Н. на тему: "Развитие координационных способностей у детей школьного возраста"....

Модель-разработка урока гимнастики в 7 классе по теме: "Развитие координационных способностей на уроке гимнастики"

В целях получения информации учащимися на уроке используется применение ИКТ, что способствует более успешному восприятию и запоминанию. Для развития КС  были выбраны и физические упраж...

Программа по развитию координационных способностей: «Развитие координационных способностей подражательными упражнениями у детей с умственной отсталостью».

Цель  -  развивать координационные способности у детей с умственной отсталостью  подражательными  упражнениями....

Статья на тему "РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ КООРДИНАЦИОННОЙ ЛЕСТНИЦЫ"

Аннотация: Развитие координационных способностей способствует быстрой адаптации детей к появляющимся новым технологиям, к быстрому темпу жизни и изменениям окружающей среды. В статье научно-практическ...