Урок "Я люблю наши Омские улицы"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Третьякова Татьяна Геннадьевна

Данный урок проводился в 8 классе при изучении своего региона, в теме "Города Омской области". Предварительно ребята получили задание собрать информацию об улицах города: почему они так названы, были ли переименованы и в связи с какими событиями и т.п. Затем надо было сгруппировать улицы по какому-то определенному принципу и рассказать о них ребятам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_Omsk.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Третьякова Татьяна Геннадьевна,

учитель географии

МОУ «Гимназия № 43» г. Омска

«Я люблю, я люблю наши Омские улицы…»

К сожалению, в курсе географии средней школы очень мало внимания уделяется характеристике  родного города. Программа вообще не выделяет часов для изучения своего края и учителя, в лучшем случае, выделяют часы для рассмотрения особенностей Омской области. И часто наши дети знают какие-то особенности области лучше, чем родной город, микрорайон. Не всегда подробная информация даётся на уроках краеведения, литературы, истории и других, где рассматриваются какие-то узкие вопросы (например, омские писатели или история возникновения и развития крепости и города). География даёт возможность более широко информировать учащихся о своём городе, сформировать комплексную характеристику. Большое  внимание здесь уделяется роли личности в истории нашего города.

Для решения этих вопросов я провожу урок, названием которого стали строки из песни «Я люблю, я люблю наши Омские улицы…».

Цели урока: 1. Сформировать образ  города, особенности истории и развития через названия его улиц.

2. Узнать биографию людей, именем которых названы улицы города.

3. Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению своего города.

4. Создавать объективную основу для воспитания патриотизма и любви к родной местности.

5. Научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации, готовить доклады, выступать перед аудиторией.

Оборудование: план города Омска, книги об Омске, открытки «Виды Омска», плакат с эпиграфом урока, фотографии выдающихся людей, чьи имена увековечены в названиях улиц города.


Ход урока: на доске написан эпиграф:

Все то, что было в бездне дней,

Не меркнет в памяти моей,

И нет желанней ничего,

Чем образ края моего.

Константин Бальмонт

Учитель. Эти строки Константина Бальмонта являются эпиграфом к теме нашего урока.

Самобытна история Сибири, биография Омска. За 290 лет своего существования город прошел через эпохи – феодальную, капиталистическую, социалистическую. Сегодня  Омск – крупный экономический, научный и культурный центр Сибири.

Любовь к Отечеству начинается с любви к родному краю, родному городу. Человеку, не знающему историю родного города трудно стать действительно образованным человеком. История страны состоит из судеб отдельных личностей. В Омске немало улиц, проспектов, площадей носят имена выдающихся людей: политических и исторических деятелей, писателей и поэтов и других известных или недостаточно известных людей. Общая протяженность улиц и набережных Омска составляет более 1200 километров.

У каждого из вас есть личное восприятие родного края, основанное на ваших личных впечатлениях. Сегодня на уроке мы попробуем создать новый образ Омска через заочные экскурсии по различным его уголкам. Две недели назад вы получили задание: «Разработать маршрут экскурсии по улицам Омска». Для этого вы разделились на группы, выбрали тему экскурсии и в течение этого времени подбирали материал об улицах, площадях по которым пройдет маршрут.

Итак, мы отправляемся на экскурсию. Первый маршрут проходит по улицам, название которых объединяет тема «Великая Отечественная война». В нашем городе много улиц, названных с честь героев войны, а также улица Партизанская, бульвар Победы, парк Победа, а теперь еще и мост имени 60-летия Победы. Какой маршрут предлагает нам первая группа?

Ученик. Наша группа приглашает всех на экскурсию, которая проходит по улицам Чкаловского поселка. С улицы Н. Кузнецова мы пройдет по улицам Петра Осьминина – С. Ермолаева – И. Пономаренко – 75 Гвардейской бригады – А. Романенко. (Ребята не только показывают разработанный ими маршрут на плане города, но и коротко рассказывают о людях, по улицам имени которых проходит экскурсия).

Учитель. Эта работа так заинтересовала ребят, что они решили продолжить ее и после сегодняшнего урока. Эта же группа составила маршрут, проходящий по улицам Ленинского округа: Ф.Крылова – М.Кучерявенко – Л.Гуртьева – П.Ильичева – бульвар Победы.  Подобные маршруты разрабатываются ребятами по всем округам города.

Учитель. Следующая группа предлагает экскурсию по улицам, названными в честь деятелей культуры.

Ученик. Омск – культурный центр. В нашем городе много театров, дворцов культуры. С Омском была связана жизнь многих писателей, поэтов, художников. Мы разработали экскурсию по этим улицам (ул. Ф.Березовского, М.Врубеля, Ф.Достоевского, Маяковского, бульвар Мартынова и др.). Мы предлагаем вам мысленно пройти по этим улицам.  Наш экскурсовод проведет ее для вас и расскажет об этих известных людях. (Свой рассказ ребята сопровождают показом маршрута по плану с использованием фотографий видов Омска и портретов писателей и художников)

Учитель. Есть в классе группа, которая решила проложить маршрут по улицам, названным в честь революционеров.

Ученик. Наша группа решила обратиться к этому этапу в развитии нашего города. Историю не перепишешь, и этот период жизни города никуда не исчезнет. Но в последнее время о революционных деятелях говорят все меньше. Все меньше людей знают имена героев революции. Мы решили исправить этот пробел и разработали маршрут, проходящий по улицам, названными в честь революционных деятелей и борцов за Советскую власть (ул. Андрианова, Звездова, Гашека, Дианова и др.).

Учитель. Некоторые учащиеся проявили интерес к современному этапу развития города. Их работа посвящена «индустриальным» названиям.

Ученик. Мы решили, что интереснее сделать работу, используя названия улиц, связанные с хозяйственным развитием города. Так, появился маршрут с космической тематикой (ул. Королева – Циолковского - Гагарина – Космический проспект). Учащиеся нашей группы индивидуально разработали экскурсии по одной из улиц, названных в честь людей, внесших большой вклад в формирование и развитие промышленности города (ул. Малунцева, Аносова, Долгирева, площадь Лицкевича). Кого заинтересует наше предложение, мы с удовольствием проведем для вас заочную экскурсию.

Учитель. Некоторые ребята, оценив свои способности, посчитали, что они не смогут разработать маршрут экспедиции. У них появилась возможность по-другому проверить свои силы. Они подбирали  информацию о человеке, чьим именем названа улица, на которой они живут. У нас в гимназии учится много ребят, проживающих на улицах имени Б.Цемента, Кирова, Полторацкого и др. И сейчас мы заслушаем некоторые сообщения.

Выступают учащиеся, которые отмечают, что они зря испугались такой творческой работы, недооценили свои силы. Но и проделанная ими работа позволила  получить больше информации о людях, на улицах имени которых они живут. Некоторые из них даже ничего не знали, почему их улица носит такое название.

Учитель. Часто бывает так, что на то, что окружает нас, мы подчас не обращаем внимания. А ведь именно здесь многие из вас родились и здесь вы растете. Где бы ни пришлось вам бывать в будущем, город, где прошло ваше детство, вы будете помнить всегда. Сегодня мы постарались сформировать более полное представление о родном городе, о людях, увековеченных в названиях улиц и площадей. Я надеюсь, что этот урок разовьет у вас интерес к родному городу, и вы еще больше будете знать, любить и беречь свою малую родину. И сделаете все, что от вас зависит, для процветания и развития нашего города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект "Улицы нашего города. Улица Литейная"

В течение 2011/12 учебного года был разработан и реализован учебный проект «Улицы нашего города». В нём принимали участие обучающиеся 8 класса, занимающиеся в объединении «Нафаня». Цель проекта: выявл...

Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкина.

Тип урока: комбинированный Представление о результатах:Личностные УУД.-воспитание  уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;- формирование интереса к пр...

Урок «Люблю тебя, мой край родной. Красота Топкинского района».

Урок «Люблю тебя, мой край родной. Красота Топкинского района».для обучающихся средних классовЦель: воспитание привязанности и любви к родным местам.Задачи:Формировать представление детей о малой...

"Улицы нашего города. Улица Советская. Брежинский колодец"

Данный материал представляет собой разработку экскурсионного маршрута по улицам г. Льгова Курской области. Маршрут разработан группой обучающихся творческого объединения "Нафаня" под руководством педа...

Конспект урока "Люблю до радости и боли"(Художественное своеобразие и тематика лирики С.А.Есенина)».

Методическая разработка урока литературы для 1 курса СПО или 11класса  на тему "Художественное  своеобразие и тематика лирики С.А.Есенина"...

Литературно-музыкальная композиция "Я люблю эти омские улицы..."

Составлена на основе литературных, музыкальных произведений; содержит сведения по истории и культуре города Омска...

Конспект открытого урока "Люблю, где случай есть, пороки пощипать..."

Все басни своими корнями уходят в глубокую древность. Когда первобытный человек впервые почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг и впервые задумался о мире и себе. По существу он был озабочен ...