Рабочая программа 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс) по теме

              Данная рабочая программа составлена на основании стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

    Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tarasova10..doc249 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по   географии  на 2010-2011 учебный год

количество часов  35

в неделю 1

Учебно-методическое обеспечение:

1.  Примерная программа для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

2.  Стандарт среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. 3.  Программа среднего (полного) общего образования по географии 6-10 (базовый уровень). Под редакцией И. В. Душиной.-М.:Дрофа,2006.

4.   Учебник: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2010 г. 

                                          Пояснительная записка

              Данная рабочая программа составлена на основании стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

    Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).

    Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучении предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т.е. в 10-м и 11-м классах.

    Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

        В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен: знать/понимать: 

  1. основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  2. особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  3. географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  4. особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
  5. уметь:
  6. определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  7. оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  8. применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  9. составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  10. сопоставлять географические карты различной тематики;
  11. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :
  12. выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  13. нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  14. понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

 Используемый УМК:

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2008 г.
  2. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г.
  3. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической  социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.
  4. Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 7
  5. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2008.
  6. Мультимедийнаяе обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира

   Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

  Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  2. овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  4. воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
  5. использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных               географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ
ГЕОГРАФИЧЕСКИХ  ИССЛЕДОВАНИЙ.
ИСТОЧНИКИ  ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ  ИНФОРМАЦИИ

География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.    

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование.

Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.

НАСЕЛЕНИЕ МИРА

Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населения[1]. Состав и структура населения. География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Основные направления и типы миграций в мире. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс.

Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.

ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. География мировых валютно-финансовых отношений.

Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях.

РЕГИОНЫ И СТРАНЫ МИРА

Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда.

     РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  СОВРЕМЕННЫХ
ГЛОБАЛЬНЫХ  ПРОБЛЕМ  ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества.

         В результате освоения среднего (полного) общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.

 Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценивания различных видов работ.

  1. Письменные  - правильный ответ – 1 балл

  1. Тесты

  1. 0-49% - «2»
  2. 50-69% - «3»
  3. 70-89% - «4»
  4. 90-100% - «5»
  1.  Устные – в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков.
  2. Практические работы и самостоятельные работы (по Сиротину В.И) .

                                      отметка «5»

Работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающие работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

                                      отметка «4»

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и владения умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

                                     отметка «3»

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но  испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

                                      Отметка «2»

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались неподготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Основные группы  технологий  применяемые на уроках географии:

  1. технология объяснительно-иллюстративного обучения
  2. технология личностно ориентированного обучения
  3. технология развивающего обучения

Ведущие технологии: технология формирования учебной деятельности обучающихся, технология  формирования приемов учебной деятельности.

    Основными формами организации учебных занятий в старшей школе при изучении географии на базовом уровне являются лекции, комбинированные уроки, практические занятия, тестирование, семинары.

В программу внесены следующие изменения; в календарно-тематическом планировании отражена тема, предусмотренная Стандартом, но не входящая в Примерную программу по географии: «Научно-техническая революция», данный материал позволяет понять особенности мирового хозяйства. Тема «Политическая карта мира», «Россия в современном мире» внесена в программу из курса 11 класса.


Календарно – тематическое планирование по географии в 10 классах на 2010-2011 учебный год

35  часов   (1час в неделю)          учебник «Экономическая и социальная география мира»   автор В.П.Максаковский

Примерная программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень): сайт Федерального центра образовательного законодательства  -  http://www.lexed.ru/standart 

Методические рекомендации к учебнику В.П.Максаковского «Экономическая  и социальная география  мира. 10 класс». Просвещение. 2004.

n/n

№ урока

  Тема урока

Тип урока

Оборудование

Дата

Подготовка к экзамену

Домашнее задание

Примечание

  Введение. Современные методы географических исследований. Источники географической информации.   (2часа)

Освоение системы географических знаний о методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов; овладение  умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально- экономических, геоэкологических процессов и явлений, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений,  а также географической информации, нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные  системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки  важнейших социально-экономических вопросов международной жизни.

1.

1.

Введение. Положение географии в системе наук. Источники географической информации.

П/Р «Анализ карт различной тематики. Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы , их территориальные взаимодействия»

Вводный урок

Политическая карта мира, атласы, учебник

Используемые при подготовке к экзамену издания для индивид. работы обучающихся,  электронные учебники  и сайты.

   Электронные учебники: Готовимся  к ЕГЭ. География. Решение экзаменационных задач в интерактивном  режиме. Просвещение – МЕДИА, 2004

География . 6-10 класс. Библиотека электронных  наглядный пособий. Разработчик:  ГНУ РМЦ

Стр.5-8, записи в тетради

Оценочные практические работы выделены черным курсивом. (записываются в журнал)

2.

2.

Современные методы географических исследований.

П/Р «Использование статистической информации разной формы и  содержания, обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме».

Урок первичного усвоения знаний

Политическая карта мира, атласы

Записи в тетради, анализ статистических данных приложений учебника

Подготовка к ЕГЭ по указанным источникам ведется в течение 10-11 классов

Политическая карта мира  (3часа)

Знать географическую специфику отдельных стран и регионов,  их различая по уровню социально-экономического развития, уметь работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами, сформировать знания  и представления о современной политической карте мира, сформировать представление о ведущих критериях современной типологизации стран мира, о разных формах  административно – территориального устройства стран  мира и их государственным строем.

3.

1.

Современная политическая карта мира  и ее формирование.

П/Р «Составление политико-географического комментария к событиям на политической карте мира»

Урок усвоения новых  знаний

Политическая карта мира, справочно – информационный материал, приложение

Список изданий для индивидуальной работы обучающихся по подготовки к итоговой аттестации по географии:

Барабанов.В.В. География : Сб.заданий для проведения экзамена в  9 классе. / В.В.Барабанов, С.Е.Дюкова, Л.Е.Перлов; ( под ред.Ковалевой). –М.: Просвещение, 2006.

Единый государственный экзамен: география: контрольные измерительные материалы: 2005-2006 / под общ. редакцией  Г.П.Аксакаловой; Министерство образования и науки российской Федерации,

Конспект в тетради

4.

2.

Количество и группировка стран. Типология стран мира.

Мультимедийный урок

Учебное электронное издание «Экономическая и социальная география мира», политическая карта мира

Стр.9-13

5.

3.

Государственный строй стран мира. Формы правления и административно – территориального устройства.

П/Р «Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»

Урок  - практикум

Политическая карта мира, атласы и визитные карточки стран на форзаце учебника

Стр.17-19 задание 4 стр.21

Природа и человек в современном мире. (8часов)

Сформировать понятия «географическая среда», «природопользование», «ресурсообеспеченность»,

определить воздействие общества на географическую среду, раскрытие  аспектов решения проблемы охраны природы, коренных различий в решении экологических проблем, формирование умения и навыков работать и характеризовать различные виды природопользования на основе текста, картографических и статистических материалов , сформировать знания о мировых природных ресурсах, рациональном и нерациональном их использовании.

6.

1.

Взаимодействие общества и природы.

урок - диалог

Карты мира: физическая , политическая,  атласы,

Федеральная служба в сфере образования и науки, Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Просвещение, 2006

Единый государственный экзамен: География: контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1. /

ЭА.Амбарцумова – М.: Вентана – Граф, 2006

Тема 2 стр.25-28

7.

2.

Оценка мировых природных ресурсов. Ресурсообеспеченность.

П/Р «Оценка обеспеченности  разных регионов и стран основными видами природных ресурсов».

Урок - практикум

Таблицы, справочно-информационный материал, атласы, физическая карта мира

Стр.28,

Задание 2 стр.50 (доп.)

8.

3.

Минеральные ресурсы. Ресурсный потенциал разных территорий.

Мультимедийный урок

Контурные карты, атласы, физическая карта мира, справочники, учебное электронное издание «Экономическая и социальная география мира»

Стр.  28-31, стр.46 задание3

9.

4.

Земельные и водные ресурсы мира.

Комбинир..урок

Атласы, контурные карты, справочно – информационный материал, таблицы

Стр.31-36,

Задан.5 стр.51

10.

5.

Биологические ресурсы и ресурсы Мирового океана.

Комбинир. урок

Физическая карта мира, политическая карта мира, атласы, контурные карты, справочно – информационный материал, справочники статистических данных «География  в таблицах» изд  «Дрофа»2006 г.

Единый государственный экзамен: контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия2.

Э.А.Амбарцумова – М.: Вентана – Граф, 2006

Единый государственный экзамен 2007.  География. Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся  /ФИПИ авторы –составители  : В.В.Барабанов, Э.М.Амбарцумова, С.Е.Дюкова – М.:Интеллект – Центр, 2007

Стр.36-40,

Задан.7 (доп.) стр.51

Инд.-е задания: подготовка к конференции

11.

6.

Климатические, космические и рекреационные ресурсы мира.

Урок - конференция

Физическая карта мира, политическая карта мира, атласы, контурные карты, справочно – информационный материал, справочники статистических данных «География  в таблицах» изд  «Дрофа»2006 г.

Стр.40-41, составить вопросы для взаимного контроля; повторить из курса 9 класса тему «Типы и виды природных ресурсов».

12.

7.

Загрязнение и охрана окружающей среды. Рациональное и нерациональное природопользование.

Урок взаимного обучения

География России И.И.Баринова , пар. «Рациональное и нерациональное природопользование».

Задан.9 стр.52

Стр.41-47

Подготовка к тестированию

13.

8.

Контрольная работа по теме «Природа и человек в современном мире».

Урок обобщения, контроля и коррекции знаний

Карточки – задания по станциям

Задан.10 (2) стр.52

Население мира.  (6 часов)

Сформировать понятия и знания о географии населения ,  рассмотреть демографическую историю населения Земли, особенности изменения численности населения  познакомить учащихся с особенностями современного процесса воспроизводства населения , с  явлениями  «демографического взрыва» и  «демографической зимы», сформировать представление о факторах оказывающих влияние на уровень рождаемости и смертности , рассмотреть теорию демографического перехода, его сущность, характерные показатели и фазы,  особенности их проявления в разных странах , сформировать представление об основных типах воспроизводства населения, их отличительных чертах, странах мира, для которых они характерны, определить основные направления демографической политики, продолжить формирование  умения работать с различными источниками географической информации. Формирование представления о разнообразии критериев анализа состава населения планеты, основные критерии анализа структуры населения, , особенности возрастного состава населения его трудоспособной части, структуре занятости . Сформировать представление о новом комплексном понятии, характеризующем население – «качестве населения»; рассмотреть общие закономерности размещения населения по планете, показатели , характеризующие плотность населения по материкам и различным регионам.  Познакомить учащихся с наиболее важными чертами  и особенностями, присущими сельскому населению планеты и городскому, сформировать представление об урбанизации значении и месте этого явления в современной географии населения Земли. Познакомить учащихся с историей миграций и  их видами, рассмотреть географию миграций, основными районами эмиграции и иммиграции. Совершенствовать навыки работы со специальными картами и статистическими материалами.

14.

1.

Численность и воспроизводство населения мира.

П/Р «Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в резных странах и регионах мира.»

Мультимедийный урок.

Учебное электронное издание «Экономическая и социальная география мира», Виртуальная школа Кирилла и  Мефодия . Уроки географии Кирилла и Мефодия 10 класс.

Готовимся к ЕГЭ. География. Учебно – тренировочные тематические тестовые задания с ответами. 2004 год.

Перечень сайтов, используемых при подготовке к ЕГЭ:

Работа с текстом учебника стр.57-65,

Задание.2 стр.76

15.

2.

Качество населения как новое комплексное понятие.

П/Р «Оценка  особенностей качества и уровня жизни населения в  разных странах и регионах мира».

Урок – лекция с элементами практической работы

Карта «Народы мира», политическая карта мира, атласы, схемы, таблицы, справочники (справочно – информационный материал)

Стр.65-66, записи в тетради,

Инд. задания: подготовить сообщение об уровне грамотности населения стран мира

16.

3.

Состав и структура населения.

П/Р «Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран  трудовыми ресурсами».

Комбинированный урок

Политическая карта мира, таблицы из сборника «География в таблицах» 6-10 кл. изд  «Дрофа» 2006 год.

Сайт издательства «Просвещение»  (рубрика «География»)

http://www.prosv.ru

Сайт издательства Дрофа (рубрика «География»)

http://www.drofa.ru

Методические рекомендации учителю – предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активиз0ации процесса обучения в старшей школе.

http://www.center.fio.ru/som

С.66-71, Повторить из 9 кл. тему: «Миграция населения»

17.

4.

Размещение  и миграции населения мира.

Урок -лекция

Физическая карта мира, справочники, политическая карта мира, контурная карта мира

Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведении эксперимента, сервер информационной  поддержки Единого государственного экзамена.

http://www.edu/ru

Стр71-74, задание 10 стр.86

18.

5.

Городское и сельское население мира. Урбанизация.

Урок - лекция

Физическая , политическая карты мира, население мира, хрестоматии

Стр.74-81, подготовка к зачету по теме

19.

6.

Контрольная работа по теме «Население мира»

Урок обобщения и контроля знаний

Индивидуальные проверочные  тесты

Составить географический конспект, с выделением главных вопросов по теме «Население мира».

География мирового хозяйства. (12 часов)

Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями, сформировать представления и знания о  Мировом хозяйстве и его общих закономерностях; рассмотреть историю формирования Мирового хозяйства, сформировать представление о международном разделении труда как закономерном и неизбежном результате развития общества, рассмотреть международную специализацию, как яркое отражение международного разделения труда. Отметить важнейшие изменения. Происходящие в отраслевой структуре хозяйства в эпоху НТР, сформировать представление о территориальной структуре хозяйства и типах экономических районов, познакомить учащихся с ролью , значением и видами главных экономических центров различных государств. Изучить ведущие отрасли Мирового хозяйства и важнейшие  изменения в темпах развития отдельных отраслей в эпоху НТР., познакомить с мировыми лидерами, рассмотреть географию отдельных отраслей,  причины их лидирующего положения в мировой экономике.  Сформировать представление о различиях транспорта и его особенностях в странах разного типа, формирующихся под воздействием различных факторов. Рассмотреть историю и особенности формирования, современный уровень развития и динамику Всемирных экономических отношений (ВЭО), рассмотреть многообразие форм ВЭО, их особенности, современное состояние и тенденции развития. Сформировать представление о степени вовлеченности стран мира в ВЭО, проанализировать основные тенденции и перспективы развития ВЭО и их формы в эпоху НТР. Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации.

20.

1.

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура.

Урок  - лекция

Политическая карта мира, справочники, хрестоматии

Сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ. На сайте представлены  Интернет – уроки по географии , включают подготовку к  сдаче ЕГЭ.

http://www.internet-scool.ru

Сайт издательства «Интеллект – Центр», где можно найти учебно – тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами. Методические рекомендации и образцы решений.

http://www.intellectcentre.ru

Стр.98-110

21.

2.

НТР  и Мировое хозяйство.

Урок -лекция

Политическая карта мира, атласы

Стр.91-97

22.

3.

Международное географическое разделение труда.  П/р. «Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил»

Комбинир. урок

Политическая карта мира, атласы

Стр. 98 - 115

23.

4.

География промышленности.

Мультимедийный урок

Учебное электронное издание «Экономическая и социальная география мира», Виртуальная школа Кирилла и  Мефодия . Уроки географии Кирилла и Мефодия 10 класс.

Стр.123-125, анализ таблиц приложения

24.

5.

Топливно – энергетическая промышленность.

Мультимедийный урок

Учебное электронное издание «Экономическая и социальная география мира», Виртуальная школа Кирилла и  Мефодия . Уроки географии Кирилла и Мефодия 10 класс.

Стр.125-131, работа на контурной карте (картограмма производства электроэнергии, добычи нефти,  газа, угля.

25.

6.

Горнодобывающая промышленность мира.

Мультимедийный урок

Учебное электронное издание «Экономическая и социальная география мира», Виртуальная школа Кирилла и  Мефодия . Уроки географии Кирилла и Мефодия 10 класс.

Стр.131-134, работа на контурной карте

26.

7.

Металлургия и машиностроение мира.

П/Р «Составление экономико – географической характеристики одной из отраслей ( по выбору) промышленности мира».

Комбинированный урок

Карта Черная и цветная металлургия мира, карта машиностроения, политическая карта мира, атласы

Портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий

http://www.fipi.ru

Стр.134-137,

Задание 7 стр.171 (закончить)

27.

8.

Химическая , лесная и текстильная промышленности.

П/Р «Определение  стран – экспортеров основных видов промышленной  продукции, видов сырья».

Урок самостоятельного добывания знаний

Карты химической, лесной и деревообрабатывающей промышленности мира, легкой промышленности, политическая карта мира

Стр.138-140,

Задание 10 стр.171

28.

9.

География сельского хозяйства и рыболовства.

П/Р «Определение стран – экспортеров основных видов сельскохозяйственной продукции».

Модульный урок

Цветные карты учебника «Производство пшеницы, риса, сахарного тростника, хлопка – волокна», карты атласа, мировые карты: физическая и природных  зон

Стр.140-150, инд.задания:

1.Крупнейшие авиакомпании

2.Транспорт и окружающая среда

29.

10.

География транспорта мира.

Комбинир. урок

Карта «Транспорт мира», атласы, мировые карты

Стр.150-159,

Подготовится к семинару по теме «Международные экономические отношения». Подготовиться по вопросам: 1.Свободные экономические зоны.

2.Развитие и география международного туризма.

30.

11.

Всемирные экономические отношения. Международная торговля.

П/Р «Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира».

Урок – семинар

Политическая карта мира, атлас, схема «Состав внешних экономических связей».

Стрр159-165

31.

12.

Контрольная работа по теме «География мирового хозяйства».

Контрольное тестирование

Тестовые задания по теме «География мирового хозяйства»

Составить вопросы для взаимного контроля, инд-е задания: ответить на вопросы 1.Почему именно США стали главным экспортером научно – технич. знаний?

2.Какие научно – технические разработки в современной России могут быть конкурентоспособными на мировом рынке?

   Россия в современном мире (4 часа)

Знать, объяснять  особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в   международном географическом разделении труда, изменение географического положения во времени. Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации особенности положения России, тенденции их возможного развития. Оценивать положение России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда, определять отрасли международной специализации. Сформировать знания учащихся об участии России в международных отраслевых и региональных организациях. Оценивать структуру международной торговли. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за социально – экономическими и геоэкологическими  объектами, процессами и явлениями, их изменениями  под влиянием разнообразных факторов. Уметь составлять таблицы, диаграммы, картосхемы, простейшие карты, модели. Отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

32.

1.

Россия на политической карте мира. Изменение  географического положения России во времени.

П/Р «Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Тенденции их возможного развития.»

Урок - диалог

Коммерческая география . Россия и мировой рынок. 10-11 классы.

Е.Л.Плисецкий

В.П.Дронов и В.Я.Ром «География России» (часть 1) пар.2, пар.15; политическая карта мира, политико-административная карта России

Записи в тетради

33.

2.

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; отрасли специализации.

П/Р «Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции»

Урок  - лекция

Коммерческая география . Россия и мировой рынок. 10-11 классы.

Е.Л.Плисецкий

В.П.Дронов и В.Я.Ром «География России» (часть 1) пар.2, пар.15; политическая карта мира, политико-административная карта России

Конспект, картосхема участия России в международном географическом разделении труда

34.

3.

Особенности географии и структуры международной торговли. Торговые партнеры России.

Урок  - лекция

Коммерческая география . Россия и мировой рынок. 10-11 классы.

Е.Л.Плисецкий

В.П.Дронов и В.Я.Ром «География России» (часть 1) пар.2, пар.15; политическая карта мира, политико-административная карта России

Конспект в тетради

35.

4.

Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и СНГ.

Урок  -конференция

Коммерческая география . Россия и мировой рынок. 10-11 классы.

Е.Л.Плисецкий

В.П.Дронов и В.Я.Ром «География России» (часть 1) пар.2, пар.15; политическая карта мира, политико-административная карта России

Конспект в тетради


Приложение 1.  

Плановых контрольных уроков  3 ч.,

Административных контрольных уроков 1 ч.

Оценочные практические работы  (выделены жирным шрифтом):

  1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».
  2. Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.
  3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору).
  4. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
  5. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.
  6. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.

   Календарно – тематическое планирование по географии в  11 классах на 2009-20010 учебный год

35  часов   (1час в неделю)          учебник «Экономическая и социальная география мира»   автор В.П.Максаковский

Примерная программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень): сайт Федерального центра образовательного законодательства  -  http://www.lexed.ru/standart 

Методические рекомендации к учебнику В.П.Максаковского «Экономическая  и социальная география  мира. 10 класс». Просвещение. 2008.

n/n

№ урока

  Тема урока

Тип урока

Оборудование

Дата

Подготовка к экзамену

Домашнее задание

Примечание

    Регионы и страны мира (30 часов)                                                                                  

Сформировать понятия и знания  об особенности размещения основных видов природных ресурсов и их главные месторождения,  численность и динамику населения  отдельных регионов и стран мира, их этнографическую специфику, различия в уровне и качестве жизни населении. Знать географические аспекты отраслевой и территориальной структуры хозяйства регионов и отдельных стран, географическую специфику отдельных стран и регионов их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, и демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства. Научить учащихся составлять  комплексную географическую характеристику стран мира, использовать таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели,  отражающие географические  закономерности различных- явлений и  процессов. Научить учащихся  находить и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета. Понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения. Научить сопоставлять географические карты различной  тематики, применять разнообразные источники географической информации.

1.

1.

Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира.

Урок освоения новых знаний

Политическая карта мира, атласы

Записи в тетради, схема-  конспект, работа на политической карте мира

2.

1.

Зарубежная Европа (8час)

Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы.

Урок формирования новых ЗУН

Политическая карта Европы, атлас

Презентация «Зарубежная Европа»

Стр.178-181,

Задание 3,стр.216

3.

2.

Население Зарубежной Европы

Урок самостоятельной работы с картами и учебником

Политическая карта мира, атласы., карточки с заданиями для групп

Стр.181-183.

Составить вопросы к параграфу

4.

5.

3.

4.

Характеристика хозяйства Европы.

П/Р «Создать экономико – географическое обоснование размещения отраслей промышленности в одной из стран»

Мультимедийные уроки.

Учебное электронное издание «Экономическая и социальная география мира», Виртуальная школа Кирилла и  Мефодия . Уроки географии Кирилла и Мефодия 10 класс.

1урок стр.183-192

2 урок – стр.192-197

6.

5.

Государства – малютки.

Пресс - конференция

Презентации: Ватикан

                         Монако

                          Люксембург

Лихтенштейн

Сан – Мариино

Мальта

Андорра

Составить вопросы для взаимного контроля, журналистам подготовить отчеты о конференции

7.

6.

Географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы.

Политическая и физическая карты Европы, атласы

Стр.197-202

8.

7.

Внутренние различия в Зарубежной Европе. ФРГ.

П/Р «Составить сравнительную экономико – географическую характеристику двух стран «большой семерки».

Презентация «Страны большой семерки»

Индивидуальные задания: (вопросы для обсуждения на семинарском  занятии)

Стр. 202-210

9.

8.

Обобщение по теме: Зарубежная Европа.

Семинар по теме: «Особенности Европейской интеграции», зачет по теме : «Зарубежная Европа».

Таблица «Международные экономические группировки», политическая карта Европы, атласы

Кроссворд по теме «Зарубежная Европа»;

Вопросы для собеседования

10.

11.

1.

2.

Зарубежная Азия (10часов)

Визитная  карточка региона.   Географическая картина Зарубежной Азии.

Урок – лекция с элементами беседы и практической деятельности учащихся

Политическая карта мира, политическая карта Азии, атласы

Стр.223-231

Стр.231-234

12.

13.

3.

4.

Китай - достижения и проблемы. Внутренние различия. Пути экономического и социального преобразования.

П/Р «Характеристика специализации основных с/х районов в Китае, объяснить причины»

Мультимедийный урок.

Мультимедийный урок.

Учебное электронное издание «Экономическая и социальная география мира», Виртуальная школа Кирилла и  Мефодия . Уроки географии Кирилла и Мефодия 10 класс. Презентация «Китай»

Стр.235-241

Задание 12, стр.267 Задание 10 стр. 266

14.

5.

Япония: территория , границы, население.

Лекция с элементами беседы и практической деятельности учащихся

Презентация «Япония», Политическая карта мира, карты  Японии(физическая , экономическая) атласы

Стр. 241-244

Задание 13, стр.268

15.

6.

Хозяйство Японии на пути в 21 век.

П/Р «Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии».

Лекция- диалог

Презентация «Япония», Политическая карта мира, карты  Японии(физическая , экономическая) атласы

Стр.244-249,

Задание 14 стр.268

Инд задания: презентация «Индии»

16.

7.

Индия  - крупнейшая  развивающаяся страна мира.

Групповая работа

Политическая карта Азии. Презентация «Индия», карточки с заданиями группам

Стр.250-257,

Задание 18, стр.268

17.

8.

Новые индустриальные страны Азии.

Лекция

Политическая карта мира, карта Азии, атласы, раздаточный материал

Схема – конспект, задания для взаимной проверки,

Инд – е задания по Австралии и Океании

18.

9.

.Австралия и Океания

П/Р «Составить картосхему, отражающую международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата».

Комбинир.урок, с использованием брейн - ринга

Политическая карта мира, физическая карта Австралии и Океании. Презентация «Австралия», презентация  «Океания»

Конспект в тетради, стр.257-258,

Задание 19. стр.268.

19.

10.

Контрольная работа по теме «Зарубежная Азия»

Урок  - аукцион

Реквизиты аукциона

Составить кроссворд по теме»Зарубежная Азия»

20.

21.

1.

2.

Африка (3часа)

Общая характеристика Африки

Мультимедийный урок.

Учебное электронное издание «Экономическая и социальная география мира», Виртуальная школа Кирилла и  Мефодия . Уроки географии Кирилла и Мефодия 10 класс. Презентация «Африка»

Стр.273-278

Задание 5 , стр.290

Стр.278-281,

Задание 7 стр.290

22.

3.

Субрегионы  Африки. ЮАР.

П/Р «Составить прогноз экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования ресурсов региона. Назвать страны,  которые имеют наибольшие перспективы успешного развития»

Политическая карта Африки, физическая карта Африки, Презентация «ЮАР –страна с двойной экономикой»

Стр.281-286,

Обозначение на контурной карте субрегионов Африки

Северная Америка. (5 часов)

23.

1.

Географическое положение, население и природно – ресурсный потенциал США

Урок самостоятельного добывания знаний

Карты США (физическая, экономическая ) , атлас, раздаточные материалы

Стр.295-300,

Задание 2 стр.323

24.

2.

Общая характеристика хозяйства: ведущее место США в мировой экономике.

Комбинированный урок

Презентация «США», атлас, экономическая карта США

Стр.300-305

25.

3.

Географиая промышленности и сельского хозяйства США. Транспорт и туризм.

Урок – групповая работа

Политическая карта Северной Америки. Атласы, экономическая карта США,  раздаточный материал (карточки – задания)

Стр.305-310 Обозначить на контурной карте промышленные  пояса США

26.

4.

Макрорайоны США.П/Р «Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений.предложение путей решения экологических проблем»

Выполнение учащимися  практической работы по составлению краткой письменной характеристики районов США

Атласы, экономическая, физическая карты США

Стр.311-316,

Задание 11 ,стр.325

27.

5.

Канада.

П/Р «Составление комплексной географической характеристики страны , определение ее географической специфики»

Урок - практикум

Карты Северной Америки (физическая, экономическая), Презентация «Канада»

Стр.316-318 Заполнить таблицу стр.325

.

Латинская Америка (2 часа)

28.

Общая характеристика Латинской Америки.

Лекция с элементами диалога и самостоятельной работы учащихся

Настенная карта Латинской Америки, атлас

Стр.331-340,

Составить вопросы к параграфу

29.

Бразилия – тропический гигант.

П/Р «Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями  Бразилии».

Частично – поисковый, эвристическая беседа

Экономические карты Латинской Америки, раздаточные материалы с поисковыми заданиями по группам

Стр.341-343,

Задание 11 стр.348

30.

31.

1.

2.

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (2часа)

Пресс - конференция

Практикум

Презентация «Глобальные проблемы человечества», хрестоматия, справочники, политическая карта мира, контурная карта мира.

Составить конспект –схему темы: «Глобальные проблемы человечества»

Стр.351-368

32.

33.

1.

2.

Повторение изученного материала в 11 классе

Урок обобщающего повторения и коррекции знаний и умений

Атлас, карты мира: политическая, физическая, регионов и стран мира.

Подготовка к итоговому контрольному тестированию

34.

1.

Итоговая контрольная работа

ТЕСТ

35.

Заключительный урок по курсу «Социальная и экономическая география мира»

Познавательная игра - соревнование

Задания командам на карточках, карты мира и регионов, стран.

Атрибуты для награждения лучших


Приложение 1.  

Плановых контрольных уроков  2 ч.,

Административных контрольных уроков 1 ч.

Оценочные практические работы  (выделены жирным шрифтом):

  1. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семерки».
  2. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.
  3. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского союза, объяснение полученного результата.
  4. Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источника загрязнений,  предложение путей решения экологических проблем.
  5. Сравнительная  характеристики Канады.

 Примерная тематика проектных работ

  1. Мировые природные ресурсы и проблемы рационального природопользования.
  2. Освоение богатств Мирового океана и охрана природных комплексов океана, как глобальная проблема человечества.
  3. Рекреационные ресурсы земного шара и индустрия туризма.
  4. Охрана окружающей среды обитания как глобальная проблема человечества.
  5. Сырьевая проблема как глобальная проблема человечества.
  6. Энергетическая проблема как глобальная проблема человечества.
  7. Демографическая проблема как глобальная проблема человечества.
  8. География религий. Влияние религий на экономические и социальные проблемы мира.
  9. География внешних миграций мира в XX веке.
  10. Национальные проблемы в отдельных странах. Пути и методы решения.
  11. Урбанизация как всемирный процесс. Современный этап и прогнозы на будущее.
  12. География крупных мегаполисов мира.
  13. Экономическая интеграция в Европе.
  14. Топливно-энергетическая проблема мира: основные тенденции развития, районы размещения, экологические проблемы.
  15. География мирового сельского хозяйства: основные тенденции развития, районы размещения, экологические проблемы.
  16. Продовольственная проблема мира. Сущность, возможные пути решения.
  17. Транспортная система мира. Её значение в формировании мирового хозяйства.
  18. нетрадиционные источники энергии и их использование человеком.
  19. Международные программы по охране природных ресурсов.
  20. Особенности урбанизации в различных странах мира.
  21. География христианства в современном мире.
  22. Историко-географический анализ транспорта мира: от телеги до аэробуса.
  23. Микрогосударства Европы.
  24. Освоение человеком труднодоступных территорий планеты.
  25. Динамика численности населения в X веке, региональные отличия.
  26. особенности современного международного разделения труда.
  27. Экстенсивное и интенсивное Сельское хозяйство в современном мире.
  28. Внешнеполитические связи России с зарубежными странами.
  29. Типологические особенности развитых и развивающихся стран современного мира.
  30. Сравнительная характеристика трех «регионов слаборазвитости» в мире: Азии, Африки, Латинской Америки.
  31. Страноведение.

  Дополнительная литература для учащихся.

  1. Максаковский ВП Географическая  картина мира часть Т. 1,2,3.- Ярославль, Верхнее Волжское издательство, 1995.

Литература для учителя.

  1. Смирнова В. М. Экономическая и социальная география мира дидактические материалы.- М.:  Просвещение, 1996
  2. Перлов Л. Е. Дидактические карточки задания по географии 10 класс М Экзамен 2005
  3. Экономическая и социальная география мира  поурочные планы  составитель Ануфриева О. И.  Волгоград «Учитель» 2002
  4. Экзаменационные вопросы и ответы География 10  11 класс учебное пособие  М .: «Аст пресс» 1999 составитель
  5. Мишняева Е. Ю. География 10 класс поурочные планы  1 2 части  Волгоград «Учитель Аст» 2002 составитель Толмачева Е В  
  6. Элькин Г. Н. Экономическая и социальная география мира поурочное планирование Санкт Петербург «Паритет» 2003  
  7. Нестандартные уроки в школе География  у нас в гостях Япония  составитель Романова А. Ф. Волгоград. «Учитель» 2003  
  8. Гладкевич Г. И.  Зубаревич Н. В. Готовимся  к экзамену по географии  выпуск 1, 2, 3, 4.  М 1998  
  9. Я иду на урок географии  История географических открытий  книга для учителя  М.: первое сентября 2000 составитель Лазаревич К. С.    
  10. Максаковский В. П. Новое в мире Цифры и факты  дополнительные главы к учебнику Экономическая и социальная география  мира  М.:- Дрофа 1999  
  11. География от урока к экзамену  сборник задач книга для учителя  Под ред. Наумова А. С.. М.:-Просвещение 2001  
  12. Шатных  А. В.. Современный урок географии Часть 3 Методические разработки уроков географии 10 класс  Школьная пресса 2002  
  13. Петрова Н. Н..  Тесты по географии  6 10 классы методическое пособие. М.:-Дрофа 2001  
  14. Пятунин В. Б.. География 6 10 кл . Контрольные и проверочные работы. М.:-  Дрофа 2001.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...