Урок в 6 классе
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Меняйленко Виктория Николаевна

Урок по теме "Основные формы рельефа. Горы суши" включает план-коспект и презентацию к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_formy_relefa_6kl.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Начальный курс физической географии.

6 класс.

Учебник – Герасимова Т.П.,  Неклюкова Н.П., М., Дрофа, 2008.  

Тетрадь для оценки качества знаний по географии 6 класс, Сиротин В.И.

Атлас  - география начальный курс, Дрофа

Тема урока: «Основные формы рельефа суши. Горы суши»

Цель урока: углубить понятия горы, рельеф, формы рельефа. Сформировать представление у учащихся о горных системах, хребтах, типах гор по высоте. Развить умения определять географическое положение гор, их высоту, умение обозначать горы в контурных картах. Вызвать у учащихся эстетические чувства демонстрацией картин природы.

Задачи урока:

  1. актуализировать знания учащихся по курсу природоведения;
  2. познакомить со шкалой высот и глубин и приемами определения средних высот;
  3. познакомить с планом определения  географического положения и с основными этапами действий;
  4. познакомить с правилами обозначения гор в контурных картах;

Оборудование: 

  1. физическая карта полушарий,
  2. физическая карта России,
  3. мультимедийная презентация по теме урока,
  4.  глобусы на каждой парте,
  5. атласы 6 класс,
  6. демонстрационная контурная карта России.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II.

  1. Географический диктант: СЛАЙД №1, (проверяют друг у друга, выставляют оценки по шаблону, дежурный собирает).

  1. Новая тема:

Ребята, сегодня мы с вами не будем записывать тему урока в начале занятия, вы сами поможете мне сформулировать ее в середине урока.

Обратите внимание на глобусы, которые стоят у вас на партах. Мы с вами знаем, что глобус это модель Земли. Но посмотрите на его поверхность она совершенно ровная и гладкая, а на самом деле из-за движения литосферных плит она какая?

(Ответы детей: неровная, выпуклая, и т.д.)

Верно, она состоит из разных неровностей, выпуклостей, поднятий и понижений. Давайте вспомним, курс природоведения и попробуем сформулировать определение, как одним словом мы можем назвать все неровности земной поверхности.

(ответы детей: рельеф)

Верно, итак, давайте запишем в тетрадь определение «рельеф» СЛАЙД№2

А теперь давайте рассмотрим с вами, какие же именно неровности земной поверхности земной поверхности составляют рельеф нашей планеты. Представьте себя пилотами огромного пассажирского авиалайнера. На борту вашего самолета произошло ЧП и вам срочно нужно совершить аварийную посадку не долетев до аэродрома. Какую местность вы выберите для посадки?

(ответы детей: ровную, плоскую, без выпуклостей и т.д.)

Конечно, для посадки самолета нужна ровная поверхность, а как мы называем ровные участки земной поверхности?

(ответы детей: равнины, или наводящие вопросы)

Давайте запишем определение «равнины» тетрадь СЛАЙД№2  

А теперь сосредоточьтесь и ответьте на вопрос, на какой местности, вы как пилоты, никогда не совершили бы посадку?

(ответы детей: горную, неровную разбитую и т.д.)

Верно: горы, а почему?

(ответы детей: неровная,  крутые склоны, острые края и т.д.)

Верно, давайте запишем определения гор в тетрадь СЛАЙД№2.

Итак, мы с вами  сформулировали три определения и установили, что основными формами рельефы являются горы и равнины СЛАЙД№3.

Давайте, обратим свой взор к горам СЛАЙД № 4,5,6,7. Заметьте, что горы

 как и люди по внешнему виду все разные, но, как и у людей, строение у них одинаковое. Посмотрите Таня и Даша совершенно не похожи друг на друга внешне, но и у Тани и у Даши две руки, две ноги, одна голова, т.е. строение у них одинаковое. Так и горы все по строению похожи. СЛАЙД №8. Как видите, все горы имеют вершину, склон и подошву СЛАЙД №9,10. Занесите схему в тетрадь.

        Горы в природе очень редко встречаются в одиночку (за исключением вулканов), обычно это огромные высокоприподнятые участки суши с цепочкой вершин, склонов и прогибов и называются такие участки горные хребты СЛАЙД №11. Запишем определение в тетрадь. Группы таких горных хребтов образуют горные системы и горные страны. Работа с атласом. (Называем самые крупные горные системы: Кавказ, Памир, Гималаи, Кордильеры, Анды, Тянь-Шань, и т.д.)

        Я думаю, мы с вами уже можем сформулировать с вами тему урока (наводящие вопросы) СЛАЙД №12.

Ребята, посмотрите на следующий рисунок (СЛАЙД №13), здесь изображены гора и холм, по строению они одинаковые, но как вы думаете их можно отличить? По какому признаку?

(Ответы детей: по высоте)

        Верно, конечно же, по высоте. Холмы имеют абсолютную высоту до 200м, а горы значительно выше. Но и горы по высоте очень разные и делятся на три группы. СЛАЙД №14. Запишите схему в тетрадь (с комментариями учителя).

        А теперь представьте себя пилотами частного самолета туристической фирмы. Один очень пожилой клиент захотел совершить на вашем самолете кругосветное путешествие по 50 параллели северного полушария. Но так как он был очень стареньким, со слабым здоровьем, врачи не разрешили подниматься ему выше 1000м. Давайте, с помощью глобуса определим, сможем ли мы ему помочь совершить это путешествие?

(Ответы детей: да, нет…)

        Почему мы не можем однозначно ответить на этот вопрос? Что мы должны знать, для того чтобы совершить это путешествие?

(Ответы детей: высоту гор)

        Правильно, мы должны определить высоту гор, которые нам будут встречаться. Как мы определим высоту гор на глобусе или карте?

(Ответы: по шкале высот) СЛАЙД№15

        Верно, давайте определим, какие горы будут встречаться на пути из Европы на Запад по 50-параллелли.

(ответы детей: Кордильеры)

Верно, давайте, по шкале высот определим их высоту

ОТВЕТ: > 2000м

        Верно высота Кордильер > 2000м, и мы не сможем совершить данное кругосветное путешествие на высоте 1000м, горы будут нам помехой.

        А теперь вы пилоты военного самолета. Вам срочно нужно высадить десант в Уральских горах. Но чтобы справиться с этим заданием вам нужно знать куда лететь, т.е. знать географическое положение гор.

        

  1. Практическая работа (тренировочная).

Давайте попробуем вместе определить ГП Уральских гор, для этого нам нужно выполнить несколько заданий по атласу. СЛАЙД №16

Проводится тренировочная П/р с помощью учителя, данные записываются в тетрадь.

        Ну и конечно же пилот любого самолета должен уметь обозначать горы к к/к. для этого вам надо запомнить несколько несложных правил .

СЛАЙД №17

        Откройте к/к на с. 4 и выполняйте работу вместе со мной.        (учитель выполняет работу на демонстрационной к/к  России, ученики в своих к/к.)

III. Закрепление: закончи предложение

                1.Ввысь небес стремится

                Пронзая облака

                Скалистая и гордая

                Высокая…(гора)

                        2.Не высокая, на глубокая

                        Необъятна и красива

                        Раскинулась широкая

                        Бескрайняя… (равнина)

Д/з §20, задание 3,5 после параграфа. СЛАЙД №18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...