Коррекционное занятие по географии
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Данный материал будет интересен учителям географии, работающим в школах с коррекционными классами VII вида. Коррекционные занятия носят развивающий характер или проводятся для закрепления знаний. Цель  данного занятия: развитие познавательных процессов на примере темы "Население России" 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrekcionnoe_zanyatie_v_9_klasse.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционное занятие в 9 классе

Тема «Население России»

«Развитие познавательных процессов»

Цель: способствовать коррекции знаний по теме: «Население России»

Цели, направленные на развитие личности: создание условий для развития мыслительных процессов:

  1. Развитие познавательной активности через разнообразные приемы познавательной деятельности.
  2. Развитие и коррекция зрительной памяти, географической зоркости, пространственных представлений и ориентации, внимания; творческого мышления, общих интеллектуальных умений: приема соотносительного  анализа.
  3. Воспитание интереса к предмету, к социальным проблемам населения страны (проблемам демографии), уважительного отношения  друг к другу, взаимовыручке.

Задачи:

  1. Повторить понятия и термины по теме
  2. Обобщить знания по статистике, народам, административно-территориальному устройству России

Форма занятия: занятие в классе

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

  1. Организационный момент.

 Приветствие. Гости. Улыбнитесь друг другу!

  1. Введение в тему занятия.

Послушав стихотворение, определите ключевое слово и подумайте, как будет называться тема нашего занятия. Почему вы так решили?

Откуда начинается Россия?

С Курил, Камчатки, с Камандор?

О чем грустят глаза ее степные

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья

К труду, терпению, к правде, доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней –

Россия не с гор берет начало, а с тебя!  (Боков)

Человек – это самая большая ценность на Земле, без него не может развиваться экономика

      любой страны, поэтому мы сегодня повторяем тему «Население России».

  1. Объявление цели занятия

 Мы будем повторять некоторые вопросы темы «Население России», вспомним понятия, статистические данные, поработаем с картой, чтобы вам было легче разобраться в демографической ситуации в стране.

  1. Фронтальная работа с понятиями

А) Повторим некоторые понятия и термины темы. Они зашифрованы, вам нужно

определить, что это за понятие и дать определение.

   Д . . . г . . ф . я (демография)

   В . . . р . . з . . д . . . о (воспроизводство)

   Д . . о . . л . ц . я (депопуляция)

   М . г . . ц . . (миграция)

    Б) Работа со статистическими данными

«Магические числа». Подумайте, как эти числа связаны с населением нашей страны?

   145,    34,   59,  72,     47,   53  

Во всех ли возрастах в нашей стране преобладает мужское население? Почему после 35 лет мужское население значительно уменьшается? Назовите причины. В вашем классе  какая ситуация по половому составу?

  В)  Россия многонациональное государство, где проживает более 130 народов.

«Найди лишнее»

Буряты                                 Омичи                     уральская

Карелы                                 Тюменцы                индоевропейская

Москвичи                             Ханты                     кавказская

Дагестанцы                          Уфимцы                  тюркская

Татары                                  Норильцы                алтайская

Г) Работа с картой 

Население нашей страны проживает в субъектах Федерации. Что относится к субъектам Федерации в нашей стране? (области, республики, автономные округа, края, автономная область).

      Давайте определим, где проживают народы, которых мы называли выше. Назвать субъект

     Федерации и показать по карте.

 

5. Д) Работа в парах и индивидуально.

      Кроссворд « Республики России: столицы ». « Кто быстрее?»

  1. Итог занятия

Мы сегодня повторили некоторые вопросы по теме «Население России», повторили понятия, народы, поработали с картой. Все молодцы, всем спасибо.

                                             

Самоанализ занятия

        Коррекционное занятие в 9В классе по теме «Население России», «Развитие познавательных процессов». В классе 5 человек, 4 девочки и 1 мальчик. На «4» учится один человек – Павлова Таня, остальные - «3».

Цель предметная:  способствовать коррекции знаний по теме: «Население России»

Цели, направленные на развитие личности: способствовать развитию мыслительных процессов  обучающихся:

  1. Развитие познавательной активности через разнообразные приемы познавательной деятельности.
  2. Развитие и коррекция зрительной памяти, географической зоркости, пространственных представлений и ориентации, внимания; творческого мышления, общих интеллектуальных умений: приема соотносительного  анализа.
  3. Воспитание патриотизма, интереса к предмету, к социальным проблемам населения страны (проблемам демографии), уважительного отношения  друг к другу, взаимовыручке. (развитие личностно-смыслового отношения учащихся к предмету)

Задачи:

  1. Повторить понятия и термины по теме
  2. Обобщить знания по статистике, народам, административно-территориальному устройству России

Форма занятия: занятие в классе

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Структура коррекционного занятия

  1. Орг. момент
  2. Введение в тему
  3. Объявление цели занятия в доступной форме
  4. Работа на фронтальном материале
  5. Динамическая пауза
  6. Работа индивидуальная
  7. Итог занятия

  1. Организационный момент прошел быстро и четко. Обязательно создать благоприятный настрой – улыбнитесь друг другу!
  2. Введение в тему через стихотворение. Определить ключевое слово, тему.  Дети молодцы! (может быть загадка, головоломка). Развитие творческого мышления, воспитание интереса к предмету. Частично – поисковый метод
  3. Объявление цели занятия учителем, обязательно говорить  для чего они это делают
  4. Работа на фронтальном материале

Игра – важный приемом в коррекционной работе в любом классе. Поэтому все задания представлены в нестандартной форме, зашифрованные понятия и термины ( повторяем многократно), «магические числа», «выбери лишнее», «кроссворд». Ребята активно работают. Высказывают свои мнения. Способствует развитию познавательной активности, памяти, географической зоркости, приему анализа. Установка причинно-следственных связей между явлениями (сокращение численности мужского населения  - причины) Воспитание интереса,  неравнодушного отношения к социальным проблемам страны.

  1. Работа в парах и индивидуальная с кроссвордом. Способствует развитию мышления, памяти, географической зоркости, воспитывает взаимовыручку, взаимоуважение, момент соревновательности. Осуществлен индивидуальный подход.
  2. Итог занятия. Обязательна похвала.

Методы обучения:

  1. По источнику знаний: словесные, наглядные, практические
  2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседы, самостоятельная работа
  3. По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый
  4. По принципу расчленения или соединения знаний: обобщающий
  5. По логике раскрытия учебного материала: дедуктивный

 Формы организации познавательной деятельности:

    Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Занятие полностью посвящено повторению темы. Материал соответствует возрастным интересам учащихся. Обеспечена психологическая комфортность. При работе над темой акцент делается на жизненный опыт детей. Применены разнообразные виды деятельности. Наглядный материал соответствует возрастным особенностям обучающихся.

Цели занятия были достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационно-методическое обеспечение коррекционных занятий. Групповое коррекционное занятие по теме "У леса на опушке" (Зима)

Коррекционные занятия являются одной из составляющих частей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Комплексное решение задач на каждом занятии позитивно сказывается на разв...

Презентация. Работа по развитию связной речи через систему коррекционно-развивающих упражнений на коррекционных занятиях.

Работа по развитию связной речи через систему коррекционно-развивающих упражнений  на коррекционных занятиях. ...

Практико-значимая работа по теме: «Внеклассное занятие по географии для учащихся 7-8 классов коррекционной школы»

Внеклассное занятие по географии для учащихся 7-8 классов коррекционной школы "Мировой океан"....

Адаптированная программа индивидуальных и групповых коррекционных занятий «Коррекционные занятия в ковровой среде» для обучающихся 1 дополнительного, 1 - 4 классов

Программа направлена на формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умения распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими.Чтобы дети осознали свои эмоцион...

Коррекционный курс индивидуальных коррекционных занятий. Логопедические занятия

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма составлена на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее – ФЗ-273), в соответ...

Коррекционный курс индивидуальных коррекционных занятий. курс «Дефектологические занятия»

Программа составлена на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее – ФЗ-273), в соответствии с требованиями ...