Урок географии в 8 классе:Внутренние процессы, формирующие рельеф, стихийные явления.
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Ахсанова Айгуль Хамзовна

Урок географии в 8 классе на тему: Внутренние прцессы,  стихийнык бедствия. Урок содержит контроль знаний в тестовой форме по тектоническому строению и полезным ископаемым России, номенклатуру по теме:Полезные ископаемые, план урока, закрепление темы в виде кроссворда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_otkryt.doc629.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Ахсанова А.Х.

География

8а класс

Учебник География: природа России. 8 кл.-М.:Просвещение, 2006

Страницы 65-69

 Тема урока: Внутренние процессы, формирующие рельеф, стихийные явления.

 Цель урока: Изучить развитие форм  рельефа

 Задачи:

1.Учебная.

 Познакомить учащихся с влиянием внутренних   на формирование рельефа. Показать непрерывность развития рельефа. Рассмотреть виды стихийных явлений, причины возникновения.

2. Развивающая.

Продолжить формирование глобального экологического мышления. Развитие познавательной активности детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы.

3.Воспитательная.

Формирование патриотического мышления, любви к родному краю, рациональному отношению к природным ресурсам.

Оборудование:

Физическая карта, таблицы,  компьютер, проектор, экран, презентация «стихийные природные явления», книги, схемы.

Тип урока: Комбинированный.

 

                  План урока:

1 Организационный момент

2 Проверка домашнего задания.

3 Изучение новой темы:

3.1 лекция учителя «Эндогенные процессы, формирующие рельеф».

Физкультминутка.

3.2 выступления учащихся «стихийные природные явления в атмосфере».

4Закрепление изученного материала (кроссворд)

5 Домашнее задание

Ход урока

 I. Организационный момент

Проверка готовности учеников к уроку: учебник, тетрадь, атлас, дневник, линейка,,

[2 Проверка домашнего задания:

А)Фронтальный опрос. Повторение терминов и понятий

Платформа, щит, складчатая область, тектоника, палеонтология, место-юждение.

Б)Тестовые задания

В) Проверка контурных карт.

на карте должно быть месторождения полезных ископаемых:

Нефть и газ: Западно-Сибирская равнина, Волго-Уральский бассейн, Северный Кавказ, остров Сахалин;

Каменный уголь: Кузбасс, Печорский, Донбасс, Тунгусский, Ленский, Южно-Якутский бассейн;

Бурый уголь: Канско-Ачинский бассейн;

Железные руды: КМА, бассейн Ангары, Кольский полуостров, г. Норильск;

Медно-никелевыеруды: Кольский п-ов, г. Норильск;

Алмазы: Якутия (г. Мирный), Архангельская область;

Золото: Забайкалье (Бодайбо);

Соли калийные: Предуралье.

III. Изучение нового материала

3.1 Внутренние процессы, формирующие рельеф.

Этот этап урока проводится в виде лекции. Свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией картин и иллюстраций различных форм рельефа. Для лучшего усвоения материала необходимо проводить его закрепление по ходу лекции.

. Рельеф земной поверхности формируется под действием процессов, которые можно разделить на две группы:

Рельеф

Эндогенные                   Экзогенные

(внутренние)                    (внешние)

факторы                        факторы

I.  Внутренние, или эндогенные (от греч. endon - внутри и genes - рождающий, рожденный). Их источником является тепловая, химическая, радиоактивная энергия недр Земли. Эндогенные процессы проявляются в форме горообразовательных движений, внедрения магмы в земную кору, излияния её на поверхность, медленных колебаний земной коры и т. д. Формы рельефа, которые созданы преимущественно эндогенными процессами, называются эндогенными.

II.  Внешние, или экзогенные (от греч. ехо - снаружи, вне). Они протекают почти исключительно за счет солнечной энергии, поступающей на Землю. Формы рельефа, созданные в результате этих процессов, называются экзогенными. К внешним процессам часто относят и антропогенные факторы, но их можно выделить и в отдельную группу.

Сегодня на уроке мы подробно рассмотрим внутренние процессы, формирования рельефа

Эндогенные процессы возникают

А)в складчатых областях

возраждение гор  

горы-вулканы, грабены,

межгорные котловины;

Б)на платформах.

Эндогенные формы рельефа создаются в результате движений земной коры. Мы привыкли считать, что сами двигаемся по неподвижной поверхности Земли. Но чтобы Земля двигалась - нет, не как планета вокруг Солнца, а как почва у нас под ногами... Ну, разве что в отдельных местах и изредка - во время землетрясений, при оползнях или взрывах. Но сейчас речь пойдет не об этом. Та самая незыблемая Земля, а точнее земная кора, колеблется и перемещается везде и всегда. Только замечаем мы это редко или не замечаем вовсе. Буквально каждая точка земной коры движется: поднимается вверх или опускается вниз, смещается вперед, назад, вправо или влево относительно других точек. Их совместные передвижения приводят к тому, что где-то земная кора медленно поднимается, где-то опускается. Эти медленные движения оставались незамеченными до конца XVIII века. Положил начало изучению современных движений земной коры известный шведский физик и астроном Андерс Цельсий (мы до сих пор пользуемся предложенной им 100-градусной температурной шкалой). Он сделал на прибрежных скалах Скандинавского полуострова засечки, чтобы исследовать взаимные перемещения суши и моря. Вскоре выяснилось, что засечки оказываются все выше и выше над средним уровнем моря. Ученый полагал, что дело в понижении уровня моря. Но позднее выяснилось, что причина - в поднятии суши. Со времени эксперимента Цельсия прошло 250 лет, за это время ученые решили множество вопросов. Например, было установлено, что Северная Европа (Скандинавский, Кольский полуострова, Финляндия, Карелия) поднимается из окружающих морей со скоростью до 1 см в год. А вот территория Дании и Нидерландов, наоборот, опускается. Уже сейчас примерно 1/3 территории Нидерландов находится ниже уровня моря. Поднятия испытывает и Нижнее Поволжье, ведь раньше эти области были заняты морем. Горные системы также испытывают поднятия. Несмотря на то что горные породы обладают большой прочностью и твердостью, они могут быть смяты в складки и разорваны тектоническими разрывными нарушениями, а гакже разбиты трещинами. Например, озеро Байкал расположено в грабене. Грабен-это параллельная система разрывов, которые ограничивают впадину.

А сейчас откроем учебники на странице 66-67

Задание №1  по рис.26 определите, в каких районах  России поднятия земной коры  в неоген –четвертичное время были наиболее интенсивными?

3.2. Стихийные природные явления в литосфере. Учитель открывает презентацию по данной теме. Ученики, которые подготовили сообщения по данному вопросу (домашнее задание предыдущего урока) выступают с докладами. Все остальные ученики делают краткие записи в виде таблицы.

Стихийное природ. явление

характеристика

1.Землетресение

2. вулканизм

 Учитель: Ребята, слушайте, внимательно, в конце урока вас ждет сюрприз за который вы получите оценку.(кроссворд)

Стихийные природные явления в литосфере - это землетрясения и вулканизм, оползни, сели (грязекаменные потоки), обвалы.

Землетрясения - это проявление новейших тектонических движений земной коры. Наиболее часты землетрясения в молодых горах Кавказа, Камчатки, где проходит граница литосферных плит. Бывают землетрясения и в «старых горах» - на Алтае, Саянах, в Прибайкалье. Наиболее сильное землетрясение с тысячными жертвами произошло в 1995 г. На севере о. Сахалин, где был полностью разрушен город Нефтегорск.

Извержения вулканов часто происходят на Камчатке и Курильских островах.

Сели - грязекаменные потоки, несущиеся с огромной скоростью с гор, имеют большие разрушительные последствия. В селевом потоке несутся камни, вырванные с корнями деревья. Селевым потоком может обрушиться и вода из высокогорного озера. Оползни - это смещение масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести. Условием образования оползня служит близкое к поверхности залегание водоупорного слоя (Б.: с. 51, рис. 21) и переувлажненные верхние пласты. Они соскальзывают по слою глины (водоупора). Если на теле оползня находится дом, он сползет вниз, разрушится. Оползень может разрушить деревню, засыпать дорогу. Стихийные природные явления

-    Откройте учебники, найдите карту новейших тектонических движений (.стр 66 рис. 26; .)

-    Где в России расположены районы землетрясений и вулканизма?

новейшие                               землетрясения,

тектонические движения                       вулканизм

Для создания образа стихийных явлений можно показать видеофильм J «Стихийные природные явления».

-   Рассмотрите строение оползня (Р.: с. 72; ).

оползни, причина: сила тяжести        —>      лавины,

4.Закрепление материала.

Ученики разгадывают кроссворд ,выполняют взаимопроверку.

5.Домашнее задание:

1. § 12, § 13.  прочитать

2.К следующему  уроку повторить: термины и понятия; географические объекты; закономерности размещения форм рельефа, полезных ископаемых.

3.Отметить в контурной карте главные действующие вулканы на территории России, указанные в учебнике стр.69.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация по теме "Внутренние процессы, формирующие рельеф"

Разработка урока для 8 класса с использованием коипьютерной презентации по теме "Внутренние процессы, формирующие рельеф"....

урок географии в 6 классе по теме "Рельеф Московской области и Дмитровского района"

Урок географии в 6 классе по теме "Рельеф Московской области и Дмитровского района, основные формы. Полезные ископаемые"...

урок географии по теме обобщение по теме "Рельеф России"

Цель: Определить уровень знаний учащихся основных понятий, геологической истории Земли,  закономерностей размещения форм рельефа, полезных ископаемых на территории России,Задачи: 1. Развитие умен...

Урок географии 7 класс. Внутренние воды Африки. Реки.

Урок создан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Прописаны предметные, метапредметные, личностные  результаты. Учитываются психологические и возрастные особенности детей данного возраста. Учеб...

урок географии 5 класс Внутреннее строение Земли

Данный урок предназначается для учащихся 5 класса основной школы. Содержание учеьного материала соответствует цели урока, содержанию программы....

Технологическая карта урока географии 8 класс Внутренние воды. Реки

Урок по теме "Внутренние воды. Реки". Цель урока: Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уров...

Технологическая карта урока Географии в 7 классе "Формирование современного рельефа Земли. Внешние и внутренние процессы рельефообразования".

Технологическая карта урока Географии в 6 классе "Формирование современного рельефа Земли. Внешние и внутренние процессы рельефообразования"...