Рабочие программы по географии
рабочая программа (география) по теме

Фолимонова Татьяна Николаевна

 

Рабочие программы 2012-2013 уч.год

6 КЛАСС

Пояснительная записка

Используемые программы:

Примерная программа основного общего образования по географии “География Земли” (VI – VII классы).

Количество часов: всего – 68 часов, в неделю – 2 часа; практических работ – 10, из них оценочных – 7.

 

Оценочные практические работы.

1.      Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдению над погодой, фенологическими явлениями; измерению высоты Солнца нал горизонтом, ориентированию по Солнцу.

2.      Топографический диктант.

3.      Ориентирование по местности.

4.      Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.

5.      Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе на своей местности).

6.      Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.

7.      Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору).

Учебник: Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2007.

УМК:

1.      Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа, 2007.

2.      Сиротин И.В. Рабочая тетрадь по географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2007.

Дополнительная литература:

1.      В.П.Дронов. География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2007.

2.      За страницами учебника географии. М.: Дрофа, 2005.

3.      Интернет – ресурсы.

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

 


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

урока

Кол-во часов

Тип урока

элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дополнительный материал

Формы контроля

Практические работы

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ (3 часа).

1

География как наука.

1

Урок изучения нового материала

Развитие географических знаний человека о Земле. Представления о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства.

Знать: предмет изучения географии.

Уметь: называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности.

 

Фронтальный опрос

Наблюдения за погодой, высотой солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоемов. Нанести на контурную маршруты путешествий Ф.Магеллана, Х.Колумба. Надписать названия материков и океанов.

§1

3-7.09

3.09

2

Развитие географических знаний о Земле

1

Урок изучения нового материала

Знать: основные этапы познания планеты.

 

Выборочный опрос

 

§2

3-7.09

4.09

3

Земля  - планета Солнечной системы

1

Урок изучения нового материала

Знать: солнечная система, движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона земной оси, Луна, ее взаимодействие на Землю.

 

Выборочный опрос

 

§3

10-14.09

10.09

РАЗДЕЛ II. ОТ ПЛАНА МЕСТНОСТИ К ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ (14 ЧАСОВ)

План местности (6 часов)

4

Понятие о плане местности.

1

Урок изучения нового материала

Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности

Знать: содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности.

Уметь: определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности

Проект:Составл-е плана местности по сказке «Гуси-лебеди»

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Определение на местности направлений, азимутов, расстояний. Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности. Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты.

§4

10-14.09

11.09

5

Масштаб

 

Урок обучения умениям и навыкам

 

Индивидуальный, фронтальный опрос.

§5

17-21.09

17.09

6

Стороны горизонта. Ориентирование.

1

Урок изучения нового материала

 

Индивидуальный, фронтальный опрос.

§6

17-21.09

18.09

7

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

1

Урок изучения нового материала

 

Индивидуальный, фронтальный опрос.

§7

24-28.09

24.09

8

Составление простейших планов местности.

1

Практикум.

 

Индивидуальный, фронтальный опрос.

§8

24-28.09

25.09

9

Составление планов школьного двора.

1

Практикум.

 

Индивидуальный, фронтальный опрос.

§8

1-5.10

1.10

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (8 ЧАСОВ)

10

Форма и размеры Земли

1

Урок изучения нового материала

Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности

Знать: форму и размеры Земли.

Уметь: определять по глобусу и карте расстояния направления, показывать полюса,  экватор.

Знать: определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт.

Уметь: определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и России; называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки; определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу; владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной

поверхности.

 

Индивидуальный, фронтальный опрос.

 

§9

1-5.10

2.10

11

Географическая карта

1

Урок актуализации новых знаний

 

Индивидуальный, фронтальный опрос.

 

§10

8-12.10

8.10

12

Градусная сеть на глобусе и картах

1

Исследование

 

Индивидуальный, фронтальный опрос.

 

§11

8-12.10

9.10

13

Географические координаты

1

Практикум

 

Индивидуальный, фронтальный опрос.

 

§12

15-19.10

15.10

14

Географические координаты

1

Итоговый практикум

 

Индивидуальный, фронтальный опрос.

 

§13

15-19.10

16.10

15

Изображение на физических картах высот и глубин

1

Урок актуализации новых знаний

 

Индивидуальный, фронтальный опрос.

 

§14

22-26.10

22.10

16

Знание планов местности и географических карт

1

Практикум

 

 

Выборочный контроль

 

§15

Пов. §9-15

22-26.10

23.10

17

Обобщение знаний и умений по теме

1

Урок контроля

 

 

тестирование

 

§9-15

5-9.11

6.11

РАЗДЕЛ III. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (40 ЧАСОВ)

18

Строение Земли

1

Урок изучения нового материала

Литосфера, строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Разнообразие форм рельефа. Движения земной коры. Главные формы рельефа. Рельеф дна океанов. Человек и земная кора.

Называть и показывать: основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте.

Объяснять понятия: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые.

Объяснять: образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.

Описывать: горы, равнины земного шара по типовому плану.

Уметь работать с контурной картой.

Возникновение и геологическая история Земли. Развитие географических знаний человека о Земле. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.

Выборочный

Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам). Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин. Изучение рельефа своей местности. Обозначение на контурной карте объектов рельефа.

§16

12-16.11

12.11

19

Горные породы и минералы

1

исследование

Групповой

§17

12-16.11

13.11

20

Движение земной  коры. Земная кора своей местности.

1

Урок изучения нового материала

Индивидуальный

§18

19-23.11

19.11

21

Вулканы, гейзеры, источники

1

Урок актуализации новых знаний.

Тестирование

§19

Пов. §16-19

19-23.11

20.11

22

Обобщение знаний и умений “Строение земной коры”

1

Практикум

Групповой

§16-19

26-30.11

26.11

23

Рельеф суши. Рельеф своей местности.

1

Урок изучения нового материала

Групповой

§20

26-30.11

27.11

24

Равнины суши

1

Урок изучения нового материала

Индивидуальный

§21

3-7.12

3.12

25

Практическая  работа “Описание форм рельефа”

1

Практикум

Групповой

§21

3-7.12

4.12

26

Рельеф дна Мирового океана

1

Урок изучения нового материала

индивидуальный

§22

Пов. §20-22

10-14.12

10.12

27

Обобщение знаний и умений по теме “Формы рельефа земной коры”

1

Урок контроля

 

§20-22

10-14.12

11.12

Гидросфера (12 часов)

28

Вода на Земле

1

Урок изучения нового материала

Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать: состав гидросферы, составные части Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.

Уметь: определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождение.

Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера.

 

 

 

 

 

 

Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли. Природные памятники гидросферы

Выборочный

Характеристика карты океанов. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте. Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе.

§23

17-21.12

17.12

29

Части Мирового океана

1

Урок изучения нового материала

Выборочный 

§24

17-21.12

18.12

30

Свойства океанических вод

1

Урок актуализации новых знаний

Выборочный

§25

24-28.12

24.12

31

Волны в океане

1

Урок изучения нового материала

Фронтальный

§26

24-28.12

25.12

32

Океанические течения

1

Урок актуализации новых знаний

Фронтальный

§27

Пов. §24-28

21-25.01

21.01

33

Обобщение темы “Мировой океан”

1

Практикум

Тестирование

§24-28

21-25.01

22.01

34

Подземные воды. Подземные воды своей местности.

1

Урок изучения нового материала

Выборочный

§29

28.01-1.02

28.01

35

Реки

1

Исследование

Выборочный

§30

28.01-1.02

29.01

36

Реки. Реки своей местности.

1

Практикум

Групповой

§30

4-8.02

4.02

37

Озера. Ледники.

1

Исследование

Индивидуальный

§31-32

4-8.02

5.02

38

Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы.Искусственные водоемы своей местности.

1

Практикум

Индивидуальный

§33-34

Пов. §29-34

11-15.02

11.02

39

Обобщение темы “Водные суши”

1

Практикум

Тестирование

§29-34

11-15.02

12.02

Атмосфера (12 часов)

40

Атмосфера. Строение, значение, изучение.

1

Урок изучения нового материала

Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли.

Называть и показывать: пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы).

Уметь объяснять: распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков.

Определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур.

Описывать погоду и климат своей местности.

 

Фронтальный

Наблюдение за погодой и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц). Описание климата своей местности. Описание атмосферы.

§35

18-22.02

18.02

41

Темпер-ра воздуха.Годовой ход Т-ры воздуха. Изменение температуры воздуха в своей местности.

1

Изучение нового материала

Индивидуальный

§36-37

18-22.02

19.02

42

Атмосферное давление. Изменение давления в своей местности.

1

Изучение нового материал

Фронтальный

§38

25.02-1.03

25.02

43

Ветер. Преобладающие ветра своей местности.

1

Изучение нового материал

Групповой

§39

25.02-1.03

26.02

44

Водяной пар в атмосфере.Относительная и абсолютная влажность.Туман.Облака. Облачность своей местности.

1

Изучение нового материал

Фронтальный

§40

4-7.03

4.03

45

Атмосферные осадки.

1

Изучение нового материал

Индивидуальный

§41

4-7.03

5.03

46

Погода. Погода своей местности

1

Изучение нового материал

Фронтальный

§42

11-15.03

11.03

47

Климат. Климат своей местности

1

Изучение нового материал

Групповой

§43

11-15.03

12.03

48

Причины, от которых зависит климат вашей местности.

1

Изучение нового материал

Групповой

§43

18-22.03

18.03

49

Распределение света и тепла на Земле.

1

Изучение нового материал

Групповой

§44

18-22.03

19.03

50

Причины влияющие на климат.

1

Изучение нового материал

Групповой 

§45

Пов. §35-45

1-5.04

1.04

51

Обобщение темы»Атмосфера»

1

Подведение итогов

Индивидуальный

Сообщене о разнообразии организмов на Земле.

1-5.04

2.04

Биосфера (5 часов)

52

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Видовой состав растений и животных своей местности.

1

беседа

Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь  биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания.

Знать: разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.

Уметь: объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры.

Объяснять воздействие организмов на земные оболочки

Наблюдение за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местной карте.

Фронтальный

Наблюдение за природой: установление сроков начала времен года. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.

§46

8-12.04

8.04

53

Природные зоны Земли.

1

Изучение нового материал

Выборочный

§47

8-12.04

9.04

54

Организмы в мировом океане.

1

Изучение нового материал

Фронтальный

§48

15-19.04

15.04

55

Воздействие организмов на земные оболочки.

1

практикум

Выборочный

§49

Пов. §46-49

15-19.04

16.04

56

Обобщение темы «Биосфера»

1

Подведение итогов

Тестирование

§46-49

22-26.04

22.04

Взаимосвязи земных оболочек (1 час)

57

Природные комплексы

1

Урок изучения нового материала

Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность – важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Объяснять понятие “природный комплекс”, взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах.

 

Выборочный

Наблюдение и описание отдельных природных объектов. Выявление взаимосвязей природных компонентов

§50

22-26.04

23.04

Раздел IV. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (4 часа)

58

Человечество – единый биологический вид

1

Урок изучения нового материала

Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы.

Знать: численность населения Земли, основные расы.

Уметь: приводить примеры крупнейших городов мира (3-4), крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран.

 

Выборочный

Составление полного описания географического комплекса своей местности.

§51

29.04-3.05

29.04

59

Численность населения Земли.

1

беседа

 

Фронтальный

§52

29.04-3.05

30.04

60

Основные типы населённых пунктов.

1

Изучение нового материал

 

Выборочный

§53

6-10.05

6.05

61

Человек- часть биосферы.

1

практикум

 

Выборочный

§54

Сообщения о стих. явл-х

6-10.05

7.05

Раздел V. ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЛЮДЕЙ (3 часа)

62

Стихийные природные явления

1

беседа

 

Знать: влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы.

Называть меры по охране природы.

 

Выборочный

 

§55

13-17.05

13.05

63-64

Итоговые уроки по всему курсу «Физическая география»

2

Урок- игра.

Подведение итогов

 

Тестирование

 

 

13-17.05

17.05

20.05

Резерв времени – 4 часа

65

Природа и население своей местности (3 часа)

Компоненты природы своей местности.

 

Урок-практикум

 

 

 

 

 

 

20-24.05

 

21.05

66

Природные комплексы своей местности.

 

Урок-практикум

 

Экскурсия по изучению компонентов природы своей местности.

 

 

 

 

27-31.05

 

27.05

67

Использование и охрана природы в своей местности.

 

 

Урок-практикум

 

Комплексной описание своей местности и оценка изменений происходящих на её территории под влиянием хозяйственной деятельности человека.

 

выборочный

 

 

27-31.05

28.05

68

Повторение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

                                                                                 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...