Обобщение опыта
статья по географии на тему

Карпова Татьяна Николаевна

Обобщение опыта на тему: "Творческие задания как средства активизации познавательной деятельности учащихся".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshch._opyta.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа № 18

Тема:  «Творческие задания как средства активизации познавательной

деятельности учащихся»

        Учитель 1 квалификационной категории

        Карпова Татьяна Николаевна

Ковров, 2013

Условия отражения опыта.

     Муниципальная общеобразовательная школа №18, в которой я работаю тридцать первый год, расположена в отдалённом районе города «Текстильщик».

     Удалённость нашего района от культурного центра города, отсутствие на его территории культурно-образовательных учреждений накладывают свой отпечаток на социокультурный уровень его жителей, многие из которых являются родителями учащихся нашей школы. Необходимо отметить, что большая часть родителей имеют лишь среднее и неполное среднее образование. Много семей в настоящее время находятся в социально опасном положении.

     В последнее время в одном ряду с образовательной задачей школы и проблемой умственного развития учащихся встала и задача сохранения и укрепления здоровья детей, т.к. более 50% учащихся школы имеют различные по своей природе заболевания.

     Из 8 классов школы, изучающих географию, 2 класса СКК 7 вида  

     Одной из важнейших задач, которую ставят перед собой многие школы, является попытка нивелировать расхождение между школьной программой и развитием ребенка.

Поскольку государственный стандарт не позволяет менять программу, остается изменить условия выполнения ее учащимися.

     Исходя из всего вышеперечисленного, основными задачами своей педагогической деятельности считаю следующие:

  1. Индивидуализация подхода к обучению учащихся нашей школы.
  2. Создание комфортных условий для обучения всех групп учащихся.
  3. Повышение познавательного интереса к предмету, вызывать желание работать не только на уроках, но и во внеурочное время.
  4. Активизация приёмов умственной деятельности с применением нетрадиционных форм урока и творческих заданий.

     Без знаний о Земле личность не состоится. Это аксиома.

     География рождает мысли добрые, великие. Какой другой предмет раскроет многообразие и неповторимую красоту, величие и простоту, силу и уязвимость того, что миллионы лет создавала природа Земли?

     География является для подростка не только источником новых сведений о мире, не только инструментом познания части объективной действительности, но и необходимым фактором его нормального психического развития.


Актуальность.

     Реализация идей личностно-ориентированного обучения в курсе школьной географии означает создание каждым школьником личностно-значимого образа мира, основанного на его личном опыте. Проблема активизации процесса обучения не может на современном этапе развития образовательных систем рассматриваться без учёта личностной позиции обучаемого к процессу обучения.

     Идеи личностно-ориентированного обучения находят своё отражения в требованиях «Закона об образовании», « Федерального компонента государственного стандарта общего образования», где обучение географии представлено как процесс взаимодействия учащегося (субъекта) с объектом Земля.

    Переход к личностно-ориентированному образованию, осуществляемый в соответствии с «Концепцией модернизации российского образования» также видится в условиях развития «навыков самостоятельной работы и творчества»

     Уникальность школьного курса географии заключается в том, что это единственный предмет, объединяющий знания о природном и социально-экономическом повседневном окружении подростка, следовательно, географические знания могут стать базой для разнообразной практической его деятельности, в творческом росте личности подростка.

     Сейчас проблемы творческого становления молодого поколения россиян приобретают приоритетное значение развития общества в целом, так и для каждого в отдельности.

     Наиболее важным звеном, обеспечивающим реализацию целей и задач школьного географического образования на современном этапе, становится учебно-методический комплекс. В него входят:

Учебники:

  1. Начальный курс географии. Авт. Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Изд. Дрофа.
  2. География материков и океанов 7 класс. Авт. В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенёв. Изд. Дрофа.
  3. География России. Природа и население. 8 класс. Под редакцией А. И. Алексеева. Изд. Дрофа.
  4. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Под редакцией А. И..  Алексеева. Изд. Дрофа.

  • Методические пособия:
  1. Поурочное планирование. 6 - 9 класс. Авт. Элькин. Изд. С – Пб «Паритет» 2001 год.
  2. Поурочные разработки по географии 6 – 9 класс. Авт. Никитина. Изд. «Вако» 2004 год.
  3. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. Авт. Николина, Алексеев. М. «Просвещение» 2004 год
  4. Поурочные планы. География 8 класс. Авт. С. А. Малиновская. Изд. «Учитель» 2004 год.
  5. Уроки географии 8 – 9 класс. Авт. Н. Ю. Маерова. Изд. Дрофа 2004 год.
  • Тетради с печатной основой:
  1. География России. Природа. Население и хозяйство. Авт. В. И. Сиротин. Изд. Дрофа.
  2. География материков и океанов. Авт. Р. М. Елисеева. Изд. «Издат – школа»
  3. Рабочая тетрадь по географии. Авт. О. В. Крылова. 7 класс.

     

Личностно-ориентированный воспитательно-образовательный процесс, личностно-ориентированная педагогика в современной школе наполнены высоким и целеполагающим смыслом: воспитать внутренне свободную личность, наделённую субъективным опытом и реализовавшую свои способности и возможности на интеллектуальном, духовно-нравственном уровне.

     Ни для кого не секрет, что сейчас наблюдается у школьников потеря интереса к учёбе вообще и к изучению географии в частности. Проведённая анкета показывает снижение рейтинга предмета «География» к 9 классу. Пик познавательного интереса-7 класс. Это даёт некоторое основание утверждать, что повышенный интерес учащихся к предмету вполне закономерен, он отвечает их насущным потребностям в познании окружающего мира, совпадая по времени с началом подросткового периода. К 9 классу интерес падает.     Исследуя этот вопрос, я пришла к выводу, что в основе интереса лежит удивление, оно вызывает любопытство, которое, в свою очередь, развивается в любознательность-творческий рост личности. Падение интереса, вероятно, можно объяснить недостаточным соответствием основных подходов в обучении познавательным, деятельностным запросом учеников.

     Если в начале изучения географии ученикам интересно за счёт выходов на природу: Ширина гора, пойма реки Клязьма, источник ключевой воды, овраг, очистные сооружения, и т.д., то процесс взросления неизменно усложняет стоящие перед ними  вопросы, направленные на познание окружающего мира. Расширение психологического «своего пространства» выходит за рамки нашей местности и родного края, включая и более отдалённые регионы Земли. Такая география становится для учащихся всё более непонятной и скучной.

     Учёба, как всякий труд, теряет свою непривлекательность, стоит лишь сверкнуть в ней творческому началу. Мысли школьников не ксерокопии, и желание творить приходит к ребёнку удивительно рано.

     Возможно, не следует ждать, когда получит ученик большие знания и крепкие навыки - это дело наживное, и творческие задания можно предложить ребятам уже в самом начале изучения предмета.

     Именно поэтому я стараюсь пробуждать и поддерживать непрерывный познавательный интерес:

разве тебе не интересно больше узнать-

                                                                 больше узнаю-

                                                                         больше вопросов задаю-

                                                                                   больше хочу узнать-

                                                                                               больше хочу сам объяснить-

и чем больше ребята задают «почему», следовательно, они сами становятся исследователями, открывателями.

     Для выживания в ситуациях постоянных изменений, чтобы адекватно на них отвечать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

     Существует тесная взаимосвязь между психическим и физическим здоровьем и творческим характером нашей жизни.

     Творчество, вдохновение, характеризуется положительными эмоциями.

     Выход из эмоционального напряжения кроется во введении в жизнь элементов творчества.

     В моей работе всегда есть место творчеству, которое выступает в тесном единстве с нормой, опираюсь на разработанные методикой научные положения по организации учебного процесса с учётом особенностей школьной географии.

Теоретическая база опыта.

«Учение-это труд души, ума, тела».

Б.И. Коротяев.

     Успешность обучения и воспитания в решающей степени зависит от педагогического мастерства учителя, его умения учить и воспитывать своих ребят и от искусства учителя осуществлять индивидуальный подход: развивать сильного, помогать слабому, к каждому ученику найти такой подход, чтобы была охота учиться интересно, и был дан необходимый запас знаний и умений.

     На мой взгляд, этому способствует творчество учителя, творческие задания и в различных видах воспитательных работ.

     Многие учёные-психологи, учёные-педагоги обращались к развитию творческой активности человека (Эльконин Д.Б., Яковлева К.А., Рубинштейн Я.А., Роджери Н.), и пришли к выводу, что счастливый и здоровый человек-это творчески самореализующийся, выражающийся в раскрытии его индивидуальности и уникальности.

     Интересный опыт по организации активной учебно-познавательной деятельности отражён в работах А. П. Нечаева, который одним из первых отечественных методистов обратился к решению сложной и сохраняющей сегодня актуальность задаче конструирования творческих заданий разной степени сложности. Он разработал тетради с печатной основой, в которых задания имеют разные уровни сложности. Это требует от учащихся репродуктивной, частично поисковой творческой деятельности. А также предлагает выполнение различных видов деятельности

  • Вписать
  • Раскрасить
  • Рассчитать
  • Определить
  • Установить
  • Выделить
  • Обвести
  • Объяснить

    Внедрение учителем географии в практическую деятельность творческих заданий обеспечит:

  • Повышение качества образования
  • Повышение уровня самостоятельности и познавательного интереса к предмету
  • Повышение способности к поисково-исследовательской деятельности
  • Успешную самореализацию
  • Возможность выбора пути движения с учётом своих возможностей и способностей.

     В работах известных педагогов Эльконина, Давыдова, Занкова, Фридмана, Якиманской говорится, что развитие творчества тесно связано с совершенствованием его психолого-педагогических знаний и умений. Творческий подход предполагает диалогическое взаимодействие, т.е. личностно-равноправные позиции учителя и ученика, их сотрудничество. Учитель не передаёт информацию, а стимулирует, всячески поощряет тенденцию школьников к исследовательской активности, создаёт условия для самостоятельного нахождения и постановки учебных задач и учебных проблем.


Технология опыта

Быть творческим значит разрешить себе быть:

- открытым всему новому и неожиданному;

- гибким, т.е. быстро перестраивающимся с одной идеи на другую;

- смелым, комбинируя и соединяя, казалось бы несоединимое;

- рискованным, т.е. не боящемся шагнуть за навязанные стереотипы.

     Вот уже несколько лет я работаю с этой  темой и вижу, как нетрадиционные формы уроков и творческие задания способствуют развитию интеллектуальных умений учащихся, повышают уровень исследовательской деятельности, качества знаний, развивают инициативу и интерес к предмету  географии и экономики. Все это удачно сочетается в проводимой ежегодно Декаде Географии, Экономики и Истории.

      Ребятам 6-9-х классов даю разные задания - как собственные, так и других преподавателей (см. приложения). В 8-9 классах почти в каждой теме есть творческие задания, которые я даю в начале каждой темы, а последний урок- защита. Задания и критерии оценок усложняются из класса в класс. Творческие задания вариативные, т.е. предлагаются несколько заданий на выбор, по желанию и интересу ученика (см. приложения)

     Чтобы рационально использовать время на уроке и развивать инициативу учеников провожу уроки-зачеты по группам. Ответственные самостоятельно по критериям прослушивают и просматривают творческие задания, выставляют оценки, а лучшие заслушиваются перед классом, отбираются на школьную выставку « Наше творчество».

     На всех уроках учебные задачи должны быть оптимальными для учащихся. Поэтому планирую решение задач обучения в порядке возрастания их сложности. От простого - к сложному - таков закон, которому я следую при планировании учебного процесса.

     Географические задания - основа любой профессии. Это наука и учебная дисциплина являются основой гуманизации образования. Многопрофильность научных направлений современной географии, её широкие интегративные связи способны будоражить ум, готовить к сознательному выбору различных профессий и специальностей.

     Современная психология и педагогика требуют тщательного подбора средств и методов преподнесения учебного материала. Это связано с особенностями наших нынешних учеников, мало читающих, прагматичных скептиков, обделённых, в силу объективных и субъективных причин, вниманием родителей.

     Предмет «География» требует развитого воображения. Как представить себе пространство планеты? Как нарисовать картины природы? С совсем не давних пор в нашей школе появилась видеоаппаратура, но не всегда есть и можно подобрать нужный фильм, картину. Поэтому, метод беседы по-прежнему имеет большое значение, т.к. слово педагога не может заменить самый интересный кинофрагмент или диафильм. Опыт моей работы подтверждает эффективность основных групп взаимосвязанных методов:

          - учебно-творческий, т.е. передача информации в виде рассказа или сказки, что, несомненно, будит богатую фантазию учащихся и формирует интерес к предмету;

          - практический метод, т.е. организация деятельности учеников:

                 а) по усвоению способов действий (приёмов работы) с объектами географической действительности или моделями;

                 б)    по извлечению информации из источников новых знаний, которая предполагает использование уже усвоенных приёмов учебной работы.

                 в) коммуникативно-диалоговый метод, когда можно организовать учебный спор:  

  • «Карта – правильное или кривое зеркало?»;
  • «Ветер – враг или друг человека?»
  • «Надо ли осушать болота Западной Сибири?»
  • «Есть ли перспективы развития атомной энергетики?»

    - наглядные методы - это использование картин, экранных пособий, таблиц, педагогического рисунка. Наглядный метод освоен мной в наибольшей степени. Наряду с готовыми пособиями использую и создаю различные самодельные средства наглядности, и, конечно же, рисунок на доске.

     Работу по формированию умений и навыков с помощью пояснительного рисунка начинаю проводить с начального курса физической географии. Наглядность имеет первостепенное значение. Считаю, что когда своё объяснение иллюстрирую графически на доске, а ученики вслед за мной срисовывают эти несложные рисунки в тетради, происходит непроизвольное запоминание явления, развивается и зрительная память.

     Независимо от способностей все дети любят рисовать и уроки, на которых мы рисуем, проходят при высокой активности детей, организованности, они внимательны и дисциплинированны. Все заняты работой.

     В некоторых классах проблемы в преподавании географии решаю с использованием элементов шаталовского метода с листами опорных сигналов.

     Для многих детей трудноразрешимой задачей является одновременность решения, о чём говорить и как передать своё понимание изученного материала. И чтобы облегчить ребёнку эту задачу, всё о том, о чём он должен сказать, отражено символами, словами, схемами. ЛОС (логически-опорный сигнал) является дидактической карточкой. Ученики отмечают про себя неясные вопросы, на которые обязательно получают ответ при более кратком моём рассказе в виде выводов, которые мы проговариваем вместе вслух. Закрепление провожу поэтапно, самостоятельная расшифровка, работа в парах, хоровое проговаривание, работа с учебником, картами, таблицами.

     Гуманистические тенденции в образовании привели к пониманию того, что в центре учебного процесса стоит ученик. Поиск средств развития личности учащихся заставил и меня обратиться к психологической теории, потребовал знаний психологических механизмов, действующих в учебном процессе, в частности, мотивации, запросов и потребностей школьников. Именно поэтому, привлекли моё внимание нетрадиционные уроки: Круглый стол, Урок-состязание, Урок-путешествие, ролевая, деловая игра, интегрированный урок, смотр знаний, лекция, семинар.  На этих уроках необычной формы есть возможность участия большого числа школьников, состязательности -  эти уроки хорошо учитывают психологию учащегося, так как он действительно становится в центр учебного процесса. Но основной мотив этих уроков не результат, а – развивающий момент, даже если образовательный эффект становится менее очевидным. Это усиливает их развивающее значение, но делает менее очевидным образовательным эффект. Но у них есть и образовательные возможности, если их рассматривать в системе, продвигаться от усвоения и использования фактов к их связи:

   Решение кроссвордов (факты) – Составление кроссвордов (связи)

  Уроки путешествия (описания) – Уроки-экспедиции, исследования (объяснения)

     Поиск новых подходов к организации творческих заданий помог мне и в разработке приемов самостоятельной устной работы:

     - коллективный способ обучения, предложенный В.К.Дьяченко, обеспечивающий устную самостоятельную работу в режиме «взаимоконтроль» и «взаимообучение».


Сущность опыта.

     Творческие задания дают возможность учителю перевести свою деятельность из режима информирования  в режим консультирования и управления, а ученикам обеспечить свободу выбора заданий с учетом своих возможностей и способностей.

Продуктивность опыта.

     Заключается в том, что позволяет создавать между учителем и учащимся атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит приёмам исследовательской работы, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.

Трудоёмкость опыта.

     Определяется следующими составляющими:

  • Диагностика первоначальных знаний и умений по предмету;
  • Подбор разноуровневых заданий
  • Обучение навыкам само -  и взаимоконтроля
  • Организация групповой и парной работы.

Результативность опыта.

     Можно проследить по следующим фактам:

          - повысился уровень обученности учащихся, о чём свидетельствуют итоги учебных годов.

          - возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование и рост числа учащихся выбирающих географию и экономику для сдачи выпускного экзамена (см. приложение).

          - вырос уровень сложности исследовательских работ учащихся по предмету (количество выполняемых рефератов, докладов, сообщений).

Заключение.

Мы видим, что успех в любой деятельности основан на нехитрых понятиях: мне нравится, я хочу, умею, верю в себя.

     Взрослым предстоит раскрыть интересность, привлекательность той или иной деятельности, побудить у ребенка желание ей заниматься. Как побудить школьника к преодолению трудностей учебного материала, а следовательно - развитию познавательных способностей?

     «Один из способов,- отмечает Дж. Брунер - бросить ему вызов испытать свои силы, заставить выложиться полностью, открыть для него радость успешного совершения трудной работы. Хороший учитель знает силу этого соблазна».

       Но нужно не только побудить интерес к деятельности, но и научить этой деятельностью заниматься, создать ситуацию заслуженного и всеми понимаемого успеха, позволяющему ребенку поверить в свои силы, способности.

       К успеху ведет собственная активность ребенка, основанная на заинтересованности, любознательности, жажде поиска и открытий. Пробудить такую активность в школе – не просто. Но без нее ни о каком развитии способностей говорить не приходится!

       К успеху, развитию способностей нельзя привести ребенка через насилие, упреки, указы, приказы…        


        

Творческие

 задания


Творчество родом из детства,

И оно прекрасный попутчик в учёбе.

Примеры

творческих заданий.

           - «Очумелые ручки»  (Из вырезанных кусочков старого атласа собрать контуры                    географических объектов)

           - Изобразить мимикой вулкан.

         - Написать сказку или приключенческую историю, в которой некоторые слова нужно заменить топографическими знаками.

         - «Почта».  Кармашки – карточки. Из предложенных вариантов ответов выбрать правильные, относящиеся к теме и разложить их по кармашкам.

          - Придумать загадки связанные с географическими объектами, например:

  • Остров в Индонезии тёзка мотоцикла?         (Ява)
  • Остров, названный в честь религиозного праздника?         (о. Пасхи)
  • Какая земля горит под ногами?         (Огненная Земля)
  • Назовите реку, окрашенную в цвет солнца?         (р. Оранжевая)
  • Назовите хищную реку в Междуречье?         (р. Тигр)
  • Назовите страшные сказочные горы в Африке?         (Драконовы горы)


П Р И В И Р У Ш КИ :.

Г.  Ласковый – Грозный

Р. Мерседес – Волга

Вдп. Клубника – Виктория

Г. Владизапад - Владикавказ

ЗАДАНИЯ    ДЛЯ  5-7 КЛАССОВ

Совершить экскурсию по окрестностям и выявить места, подверженные водной эрозии. Исследовать и описать по плану:

  1. Влияние оврага жизнь и деятельность местного населения;
  2. Общая характеристика оврага: характер дна, склонов, глубина, наличие воды на его дне, вид растительности.
  3. Причины образования оврага. Деятельность человека, способствующая росту оврага и ваши предложения.

ЗАДАНИЯ  ДЛЯ  8-9 КЛАССОВ

Представьте, что вы уже взрослые взяли в аренду землю у колхоза, на котором расположен овраг. Здесь вы хотите развивать свое хозяйство, намереваясь получить хорошую прибыль. Однако, овраг приносит убытки хозяйству . Необходимо создать проект по решению данного вопроса. Изложите меры по предупреждению роста оврага или его уничтожению или, если считается возможным, по его использованию.

                                     

КРИТЕРИЙ  ОЦЕНКИ:

  • Актуальность выбранной темы;
  • Пути решения этой проблемы;
  • Собственные изобретения, предложения;
  • Оригинальность оформления работы
  • Какие источники географических знаний использовались для защиты.

ЗАДАНИЯ  ПО  ТЕМЕ: «П О Ч В А «

  • Отношения людей к земле, отраженное в произведениях, фольклоре: в пословицах, поговорках, обычаях, традициях, народных песнях.
  • Отношение к земле, отраженное в произведениях искусства: в живописи, литературе, поэзии.
  • В.В.Докучаев - основатель почвоведения.
  • Судьба русского чернозема.
  • Может ли человек создать почву искусственно?
  • Почвы Владимирской области и их состояние.

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ: «ГИДРОСФЕРА» 5 КЛАСС.

Составить сборник: «Вслед за каплей воды»(круговорот воды в рисунках, стихах, загадках и т.д.) , «Вода и народное творчество»(наговоры на воду, приметы, обычаи, лечение водой, традиции).

Критерии оценок

  • Аккуратно и правильно оформлена работа.
  • Использованная литература.
  • Раскрытие темы.
  • Оформление (иллюстрации, рисунки, фотографии, вырезки из газет и.д.).
  • Оригинальность формы работы (книжки- малютки, плакаты, раскладушки и т.д.).

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ»,9 КЛАСС.

 

Перед вами список терминов по теме и список прилагательных, которые можно отнести к одному из приведенных терминов. Подберите соответствующие пары. Трудность состоит в том, что все прилагательные даны в мужском роде, их можно изменять по родам и числам.

Комплекс

Основной

Транспорт

Многонациональный

Отрасль

Авиакосмический

Химия

Межотраслевой

Сфера

Лёгкий

Промышленность

Воздушный

Техника

Материальный

Деление

Приморский

Миграции

Современный

Кавказ

Северный

Край

Внутренний

Население

Административный

Ответы:

  • Межотраслевой комплекс,
  • Воздушный транспорт,
  • Авиакосмическая отрасль,
  • Основная химия,
  • Материальная сфера,
  • Лёгкая промышленность,
  • Современная техника,
  • Административное деление,
  • Внутренние миграции,
  • Северный Кавказ,
  • Приморский край,
  • Многонациональное население.

«Географический лабиринт»

     Географические лабиринты предназначены для самостоятельной работы учащихся. Это тесты, содержащие 20 тезисов по изучаемой теме. Каждый тезис записан в прямоугольнике, которому присвоена буква. От прямоугольников отходят стрелки. Тезисы могут быть верными и неверными.

     Прочитайте тезис и решите, согласны ли вы с ним или нет. Если вы согласны с предложенным тезисом, то запишите букву, соответствующую прямоугольнику.

     Двигаясь по стрелкам, выберите следующий правильный тезис и запишите его букву. Если вы считаете, что тезис неправилен, стрелку, ведущую к нему, зачеркните.

     По мере продвижения по лабиринту учащийся получает последовательность букв. Например, А-Н-И-В-О-Л-Т-О-К. Полученный набор букв, прочитанный справа налево, является ключевым словом: КОТЛОВИНА. Такой подход затрудняет общение детей друг с другом при выполнении задания и практически исключает возможность списывания. Если ученик на каком-то этапе сделал ошибку, то ключевое слово не читается. В этом случае ему придётся пройти весь путь с начала. Например:

Как люди открывали землю?                     (Васко да Гама)

     


Б Ы Л И Н А

 

КАК КЛАСС 7 «Б»  КОНТРОЛЬНУЮ ПИСАЛ ПО ГЕОГРАФИИ.

Архипова Дина 7 «Б»  _---1995 ГОД.

Во городе во Коврове.

Во школе в восемнадцатой,

Жил класс 7 «б».

Писал тот класс контрольную,

Контрольную да по географии.

Да, трудную контрольную дала

Татьяна – свет Николаевна.

Стал тут класс 7 «б»

Перешептываться и советоваться

Друг с  дружкою,

Чтоб ответы были правильные

Да без ошибочек.

Не разрешала учительница,

Учительница да по географии,

Перешептываться и советоваться

Друг с дружкою.

А класс 7 «б» все

Шептался и советовался.

Заругалась тут Татьяна,

Татьяна-свет Николаевна,..

Заругалась она сильнешенько.

На класс, да на 7 «б».

И притих тут класс, призадумался

Над ответами, да над трудными

Весь урок они думу думали,

Как писать ту контрольную

Да по географии.

Зазвенел тут звоночек,

Звоночек из красна-золота

Посдавали тут дети из класса,

Да из класса из 7 «б».

Написали они ее на пятерочки,

На пятерочки да на четверочки.

Похвалила их тут учительница по географии

Говорила она таковы слова:

-Дети- молодцы все,

Хорошо написали контрольную,

Контрольную да по географии,

Да трудную контрольную-то.

Плохо то, что перешептывались,

Да , ладно, прощу я вас,

Но учтите, что во раз

 Во следующий

Не прощу я вас.

Не шептался больше класс, не советовался,

На уроках да на тех---на контрольных.

ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА---9КЛАСС

Выделите регионы европейской части России, занимающие 1-ые места по таким показателям, как:

  1. природно-ресурсный потенциал;
  2. промышленное развитие;
  3. сельское хозяйство;
  4. рекреационное хозяйство;
  5. развитие нематериальной сферы.

Поместите регионы-лидеры по каждому направлению на ступени пьедестала так, как на рисунке:

                

Подумайте, как будете защищать своих победителей.

Определите «экономическое самочувствие» каждого региона, поместите его в одну из 3-х групп:

 

Почему вы выбрали такое решение? Свой ответ обоснуйте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога.

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Обобщение опыта

Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

обобщение опыта работы

Повышение вычислительной культуры учащихся - презентация и описание слайдов...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...