урок географии в 9 классе
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Гермони Юлия Вадимовна

урок географии в 9 классе по теме «Европейский Юг.  Состав, особенности географического положения, природные условия и ресурсы.» Представлены лерические отступления, практикоориентированный урок 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок географии 9 класс44 КБ

Предварительный просмотр:

«Европейский Юг.  Состав, особенности географического положения,

природные условия и ресурсы.»

Цели: - сформировать представления учащихся о Северном Кавказе,

             - сформировать представления учащихся о ЭГП  Европейского Юга России,

             - познакомить с составом района,

             - охарактеризовать природные условия и ресурсы района,

           - развивать общегеографические и общеучебные умения.

Знать: состав района, природные ресурсы района, особенности природы Северного Кавказа, влияние ГП и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализацию.

Объяснять уникальность района, достоинства и сложность географического положения района, роль Европейского Юга в геополитических интересах России.

Устанавливать связи между отдельными компонентами природы.

Выявлять и анализировать условия для рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

Пользоваться различными источниками информации.

Оборудование: атласы для 9 класса

Ход урока:

     1. Организационный момент – 1-2 мин.

Проверка готовности к уроку, постановка целей и задач урока, мотивация учения.

     2. Проверка домашнего задания – 10-15 мин.

Дидактические карточки.

Устно: 1) охарактеризовать хозяйство Центральной России,

             2) рассказать о народных промыслах и ремеслах Центральной России.

     3. Домашнее задание – 3-5 мин.

§34-35, задание на контурных картах: нанести и подписать административно-территориальное устройство Южной России, природные ресурсы.

     4. Введение нового материала с сопутствующим закреплением –

Работа с картами атласа.

      Южная Россия состоит из юга Русской равнины и Северного Кавказа. В состав района входит: Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, республики Адыгея (Майкоп), Карачаево-Черкессия (Черкеск), Кабардино-Балкария (Нальчик), Северная Осетия — Алания (Владикавказ), Ичкерия, Ингушетия, Дагестан (Махачкала).

     Охарактеризуем ЭГП района. (находится на юге европейской части страны, имеет выход к морям, приграничное положение, Центральная часть региона расположена на 45о с.ш. , т.е. между экватором и северным полюсом, граничит с Центром, имеет богатую сырьевую базу, обладает богатейшими агроклиматическими ресурсами)

О горе Эльбрус В.А.Жуковский писал:

И вдалеке перед тобой,

Одеты голубым туманом,

Гора вздымалась над горой,

И в сонме их гигант двуглавый

Ужасною и величавой.

Там все блистает красотой.

     На Северном Кавказе в окрестностях Пятигорска есть невысокая гора Машук. Известна она тем,

что в 1841 году на её склоне на дуэли был убит Михаил Юрьевич Лермонтов. Машук – не простая гора, а неудавшийся вулкан – лакколит. Она образована магмой, которая прорвалась из недр, но застряла в земных слоях и застыла, так и не выйдя на поверхность. С тех пор прошли десятки миллионов лет, и осадочные пласты, лежащие на магме, были разрушены. Вряд ли эти мертворожденные вулканы когда-нибудь оживут. От их подземной фазы остались только минеральные источники.

Пушкин о Кавказе:

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины:

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

…Отсели я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной,

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады,

Под ними утесов наши громады…»


     Беседа.

     Северный Кавказ отличает исключительно разнообразная природа: гигантские горные хребты и бескрайние степи, могучие горные реки и пересыхающие соленые озера, приморские плавни и сыпучие пески. Территория получает в 1,5 раза больше тепла, чем средняя европейская часть России. Обилие тепла и влаги создает благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Регион омывают три моря: Черное, Азовское, Каспийское. Это крупнейший курортный и туристический район страны.

     Определите внутреннее строение Северного Кавказа?  (предкавказье, сами горы)

     Какой рельеф?

     Что такое куэсты (горы с одним пологим и другим крутым склоном) и лакколиты (неудавшийся вулкан)?

     Определим полезные ископаемые.

     Климат                                              умеренноконтинентальный (западное предкавказье влажнее,                          

                                                                                                                        восточное - суше

                                                                 субтропический

     Какие опасные явления природы известны в регионе?  (засухи, суховеи, лавины, бора) 

     Внутренние воды

     Природные зоны (высотная поясность)

     Какими ресурсами богат регион? (каменный уголь (Донбасс); нефть и газ (предгорья); руды цветных металлов (вольфрамовые, молибденомые, марганцевые, полиметаллические и др., а также плодородные почвы (черноземы); богатейшие агроклиматические и рекреационные ресурсы, горячие источники и

минеральные воды) 

     5. Закрепление -

Беседа.

     Почему Кавказ – высокие горы?

     Почему в горах добывают руды, а на равнине – нефть и газ?

     Что такое фён и бора?

Выполнение практической работы  № 8 «Сравнение географического положения Европейского Юга и Европейского Севера и его влияние на природу, жизнь людей и хозяйство».

План сравнения ГП

Европейский Юг

Европейский Север

Положение в регионе

Окраинное (юг европейской части)

Окраинное (север европейской части)

Отношение к государственной границе

Приграничное (Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан)

Приграничное (Норвегия, Финляндия)

Выход к морям

Приморское (Черное море – Туапсе, Новороссийск, Азовское – Таганрог).

Приморское (Белое море – Архангельск, Баренцево - Мурманск)

По отношению к транспортным магистралям

Транзитное (Закавказье, Украина)

Судоходные реки (Дон)

Конечное

Судоходные реки (Северная Двина)

По отношению к экономическому центру страны

Соседское (поставщик сырья и топлива в Центральную Россию)

Соседское (поставщик продуктов питания в Центральную Россию)

Степень благоприятности природных условий

Благоприятно

Неблагоприятно

Самостоятельная работа по тетрадям с печатной основой, отработка тестовых заданий.  

     6. Окончание урока – 1-2 мин.   

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Resource id #5712

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.

Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями,  раскрытие зависимости рек от  рельефа и климата....

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...