Урок в 6 классе по теме "Масштаб"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Филатова Валентина Владимировна

Урок разработан с применением  технологии «Достижение прогнозируемых результатов». Цель технологии: гарантированно вывести каждого учащегося на достижение тех результатов, которые запланировал учитель.   Результаты учения школьников по каждому уроку определяются с помощью срезовых работ. В конце каждого урока ученик знает, что усвоил, а учитель – уровень усвоения материала каждым учеником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon masshtab.zip749.37 КБ

Предварительный просмотр:

seminar id 018 Машук.  Учитель географии Филатова Валентина Владимировна.

Урок разработан с применением  технологии «Достижение прогнозируемых результатов». Цель технологии: гарантированно вывести каждого учащегося на достижение тех результатов, которые запланировал учитель.   Результаты учения школьников по каждому уроку определяются с помощью срезовых работ. В конце каждого урока ученик знает, что усвоил, а учитель – уровень усвоения материала каждым учеником. В данной технологии цели формулируются в форме свершившегося факта и относительно того, кто его будет достигать. Поэтому, вместо формулировки цели «создать представление о масштабе и его видах» возможна формулировка «учащиеся знают,  что такое масштаб». А для усиления результата имеет смысл использовать словосочетание «каждый учащийся». В рассматриваемые формулировки добавляется временной фактор: в конце урока или его этапа (темы, курса).         

Урок. Тема: Масштаб.  Виды масштаба.

Цель: в конце урока  каждый учащийся   знает:

 1. что такое масштаб;

 2. виды масштаба;

 умеет:  

1. пользоваться масштабом;

2. переводить численный масштаб в именованный и обратно.

Оборудование: линейки, циркули, карандаши, планы местности, карты.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Сообщение числа, темы и целей урока.

II. Объяснение нового материала.

Учитель географии: тема нашего урока «Масштаб». Что же это такое?

«Мас» - от немецкого – мера, «штаб» - палка. Получается «Палку меряю»? Что-то непонятное. А что это такое в углу? (рис. 1)

На карте изображена стрелка. Что она означает? А надпись в углу? И если причалить к Бухте Пиратов, то, сколько километров идти до сундука с кладом?

 Ребята, какими единицами длины и какими инструментами измеряют расстояние на местности? (метрами и километрами; рулеткой, счетчиком спидометра).

Чтобы составить план или карту, необходимо провести  точные измерения расстояний между географическими объектами, а чтобы их нанести на бумагу, эти расстояния нужно уменьшить в определенное количество раз.

Посмотрите на карты. (учитель показывает карты разных масштабов.) Чтобы нанести различные объекты на карту их необходимо уменьшить. На одних картах реки, моря, озера уменьшены сильнее, на других  - меньше.

Учитель математики: как выразить уменьшение?

 Например, расстояние 1000 м изображают на карте отрезком в 1 см. Так как 1000 м = 100 000 см, то каждый отрезок на карте в 100 000 раз меньше соответствующего отрезка на местности. Это записывают в виде дроби

1 : 100 000.

Запишите определение в тетрадь:

Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называют масштабом карты.

В географии такой вид масштаба называют численным.

Учитель математики: давайте, определим масштаб карты разбойников.

(рис. 1)

В 1 см на карте 800000 см на местности. Но расстояния на местности в сантиметрах не измеряются.  800000см=8000м=8км, т.е. в одном сантиметре на карте 8 км на местности. Теперь измерим на карте расстояние от  бухты до клада. Получилось 3 см. Чтобы узнать это расстояние на местности, воспользуемся знанием пропорций. Обозначим расстояние на местности Х и составим пропорцию.

В 1 см на карте – 8 км на местности.

В 3 см на карте – х см на местности.

Х=24 км.

Вывод: до клада 24 км.

III. Формирование умений и навыков учащихся.

На следующем этапе урока учащиеся под контролем учителя решают  задачи.

Задача 1. Расстояние между двумя городами равно 400 км. Определите расстояние между изображениями этих городов на карте, если численный масштаб карты равен 1: 5 000 000.

Решение: выразим 400 км в сантиметрах: 400 км = 40 000 000 см. А теперь уменьшим полученное число в 5 000 000 раз: 40 000 000 : 5 000 000 = 8 см. Значит,  на карте расстояние между изображениями этих городов будет равно 8 см.

Учитель географии:

- Чтобы по длине линии на плане или карте удобно было узнавать расстояния на местности, у численного масштаба пишут пояснение: в 1 см — 10 км,

в 1 см — 100 м, в 1 см  - 10 м и т. д. То есть сантиметры переводят в метры и километры. Такой масштаб называют именованным.

 (Учитель математики поясняет, что при переводе численного масштаба в именованный убираем два нуля с конца  и получаем метры, а убирая пять нулей с конца – километры. т. к. кв 1 м 100см, , а в 1 км 1000м).

Задание: Определите длину школьного сада по плану, если на плане его длина 4 см, а масштаб плана в 1 см -  10 м.

Решение: 4 х 10 м = 40 м, то есть 4 см -  это на местности 40 м.

Задача 2. Длина отрезка на местности 4,5 км. Чему равна длина этого отрезка на карте, сделанной в масштабе 1 : 100 000?

Решение. Обозначим длину (в километрах) отрезка на карте буквой Х  и составим пропорцию: х : 4,5 =  1 : 100 000.

Решив уравнение, получим х = 4,5 : 100 000 =  0,000045.

Но 0,000045 км = 0,045 м = 4,5 см.

Ответ: длина отрезка на карте 4,5 см.

По такому образцу можно решить и ряд других задач.

Учитель географии: Определите масштаб, если на плане дорога,

длиной 500 м изображена линией 5 см.

Расстояние между городами А и В на карте равно 8,5 см. Найдите расстояние между городами на местности, если масштаб карты 1 : 1 000 000.

Длина железной дороги Москва—Санкт-Петербург приближенно равна 650 км. Изобразите отрезком эту дорогу, применив масштаб 1 : 10 000 000.

Расстояние от Бреста до Владивостока более 10 000 км. Уместится ли на одной странице тетради это расстояние в масштабе одна десятимиллионная?

Каково расстояние между городами, если на этой карте расстояние между ними 12,6 см?

Длина железнодорожной магистрали 6140 км. Какой длины получится линия, изображающая эту магистраль на карте, сделанной в масштабе:

а) 1 : 10 000 000; б) 1 : 2 000 000?

Отрезок на местности длиной 3 км изображен на карте отрезком 6 см. Какова на карте длина отрезка, изображающего отрезок 10 км? Какой отрезок на местности изображает отрезок на карте длиной 1,8 см?

Длина детали на чертеже, сделанном в масштабе 1 : 5, равна 7,2 см. Чему будет равна длина этой детали на другом чертеже, сделанном в масштабе

1 : 3? в масштабе 2 : 1?

Учитель географии: на картах, как правило, применяют масштабы трех видов: численный, именованный и линейный.

Линейный масштаб позволяет измерять расстояния на плане и карте, не прибегая к вычислениям. Он представляет собой прямую линию, разделенную на равные части. У каждого деления линии подписывают соответствующие ему расстояния на местности. Одно такое деление откладывают влево от нуля, его делят на более мелкие части

(обычно 5 или 10).

Чтобы пользоваться линейным масштабом, нужно определить, чему равны большое и маленькое деления. Измеряемый отрезок нужно отложить на линейном масштабе циркулем от нуля вправо. Правая ножка циркуля оказывается при этом обычно где-то в пределах большого отрезка, а не на его конце. Сдвинем циркуль немного влево, чтобы правая ножка пришлась на конец большого отрезка. При этом мы сможем получить длину отрезка как сумму больших отрезков вправо от нуля и маленьких отрезков влево от него.

Рис. 2.

1. При помощи линейного масштаба определите расстояние от мельницы до озера.

2. Определите по рисунку, какой наименьший путь придется преодолеть туристам, которые идут от мельницы к мосту, затем от него к парому, переправляются на другой берег и шагают к озеру.

IY. Закрепление. Срезовая работа.

I вариант.

1.  Определите по карте расстояние на местности по прямой от школы до избушки лесника. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

 

Переведите численный масштаб в именованный и наоборот:

2.  1: 1000 (в 1 см 10м)

3.  В 1см 30 км (1:3 000 000)

4.  1: 250 000 (в 1см 2,5 км)

5.  Определите масштаб, если на плане дорога длиной 1000 м изображена линией в 10 см.

II вариант

1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от геодезического знака 167,5 до дома лесника. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Переведите численный масштаб в именованный и наоборот:

2.  1: 5 000 000 (в 1 см 50 км)

3.  В 1 см 1 км ( 1: 100 000)

4.  В 1 см 300 км (1: 30 000 000)

5.  Огород на плане изображен в виде прямоугольника с длиной 6 см и шириной 2, 5 см. Какую площадь занимает огород, если масштаб плана

1: 1500?

Y. Домашнее задание.

Y.I Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...