Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Медведева Ольга Романовна

Рабочая программа по географии для 8 класса (базовый уровень) составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии, в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (2004г); УМК "Сферы" под ред. В.П. Дронова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass_programma_po_geografii8.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Рожки

 Малмыжского района Кировской области

                                                                                                                                                                         «Утверждаю»

                _______________

                Директор школы

                Г.Н. Толмачева

        Приказ №___ от _______

                                                                                                                                                                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

8 класс

                                                            Автор - составитель программы:

                                                                учитель географии

Медведева О.Р.

                                                               

2013-2014 уч. год

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Рабочая программа по «Географии» для 8 класса (базовый уровень) составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии,  в соответствии со следующими нормативными документами: базисным учебным планом общеобразовательного учреждения Российской Федерации (Приказ Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004); Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089); Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования : УМК «Сферы» под ред. В.П.Дронова

Функции программы:

  • Информационно-методическая:  позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами  предмета географии;
  • Организационно-планирующая: предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточных аттестаций учащихся.

Структура документа.

Рабочая программа по географии включает шесть разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, список литературы и средств  обучения, календарно-тематическое планирование уроков.

Характеристика.

Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников  знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.

Педагогический синтез общеземледельческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению,  изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Цели.

  • Усвоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий страны ; о своей Родине – России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • Овладение умениями  использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения знаний;
  • Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • Формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптация к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в базисном учебном плане.

Согласно Федеральному  базисному учебному  плану для образовательных учреждений  в 8 классе отводиться для обязательного изучения учебного предмета «География»  70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю, итого 68 часов

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс  общеучебных  умений, необходимых:

  • Для познания и изучения окружающей среды; выявление причинно-следственных связей;
  • Сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
  • Ориентирования на местности, плане, карте, в ресурсах интернета, статистических материалах;
  • Соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Раздел II.    Учебно-тематический план.

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

Раздел

Количество часов

Количество практических работ

1

Россия на карте мира    

8

3

2

Природа России

42

6

3

Население России

12

3

5

География Кировской области

6

1

Всего

68

Раздел III.  Содержание тем учебного курса.

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

Россия на карте мира (8 час)

Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. История освоения и изучения территории России. Часовые пояса.

Практические работы:

Характеристика географического положения России Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны. Определение поясного времени для разных пунктов России

Природа России (42 часа)

Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.

Практические работы:

Выявление: зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. Анализ физической карты и карт компонентов природы. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Анализ распределения суммарной радиации и радиационного баланса на территории России

Население России (12час.)

Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения.. Направления и типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России. Особенности расселения; городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны.

Практические работы:

Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий.

География Кировской области (6 час.)

 Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Практические работы:

Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс географии 8 класса.

Требования к уровню подготовки

Знать/понимать:

  • Основные географические понятия и термины; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • Географические  явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • Специфику географического положения и административно-территориального устройства РФ; особенности ее природы, населения;
  • Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

Уметь:

  • Выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  • Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации  и форм ее представления;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни:

  • Для чтения карт различного содержания;
  • Решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае стихийных природных бедствий и техногенных катастроф;
  • Проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;

Раздел V.   Литература и средства обучения

Учебно-методическое  и техническое обеспечение

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
  • Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана

УМК:

  • Дронов В.П. Савельева Л.Е. География. Россия: природа, население, хозяйство. – М.: Просвещение, 2009
  • Е.Ю.Мишняева, Н.В. Тарасова, С. В. Банников. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-тренажер 8 класс.- М.: Просвещение, 2008

  Географический атлас. 8 класс. – М.: Просвещение, 2006

  • Дополнительная литература:

Алексеев А.И. География России. Природа и население / А.И.Алексеев. – М.: Дрофа, 2007

Дронов В.П. Рабочая тетрадь / В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2007

Сиротин В.П. Тесты для итогового контроля. 8-9./ В.П. Сиротин.- М.: Дрофа, 2003

  • Технические средства обучения
  • Географические карты

Раздел VI.  Календарно-тематическое планирование уроков географии в 8 классе

Раздел, тема

Кол-во

часов

Тип урока

ФОУП

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

Практическая работа

Форма контроля

Дата проведения

план

факт

1

Границы России. Сухопутные и морские границы России

1

К

УЛ

Типы границ, виды границ. Морские и сухопутные границы России

Знать основные типы и виды границ. Уметь приводить примеры.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания;

Сообщение групп

2

 Территория и акватория, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона РФ.

1

ИНМ

УЛ

Территория и акватория,  воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона РФ.

Знать понятия государственная территория, территориальные воды, экономическая зона, недра

Уметь находить информацию для изучения территории, уметь показывать границу России и называть соседние страны.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания;

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

3

Россия на карте часовых поясов

1

ИНМ

УП

Часовые пояса

Знать в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь определять местное, поясное, декретное время.

Определение поясного времени для разных пунктов России

ОПР

4

Особенности географического положения России.

1

ИНМ

УЛ

Особенности географического положения России

Географическое положение. Виды и уровни географического положения.

Понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания;

Характеристика географического положения России

ОПР

5

Природный и экологический потенциал России

1

К

УЛ

Жизненное пространство России, Роль России в экологическом будущем планеты

Знать обеспеченность России основными видами природных ресурсов

Уметь  представлять информацию графически

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае стихийных природных бедствий и техногенных катастроф;

ГД

6

История освоения и изучения территории России.

1

К

УК

Этапы и методы географического изучения территории; первооткрыватели и исследователи.

Знать результаты географических открытий. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания;

Выступления групп

7

Районирование – основной метод географических исследований

1

К

УЛ

Признаки районирования и виды районов

Знать понятие «район», виды районов, факторы формирования районов; признаки районирования

Уметь работать с картографическим материалом

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания;

ГД

8

Административно-территориального устройство России 

Практическая работа: Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.

1

К

УП

Административно-территориальное  и политико-административное деление Государственные территориальные образования, национально-территориальные образования, федеральные округа

Знать специфику административно-территориального устройства РФ

Уметь анализировать карту

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации  и форм ее представления

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания;

Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.

ОПР

9

Природные условия и ресурсы

1

ИНМ

УЛ

Природные условия и природные ресурсы

Знать понятия: «природные условия», «природные ресурсы»; виды и типы природных ресурсов

Уметь представлять информацию графически

Составление схем

Геологическое строение и рельеф

8

10

Особенности геологического строения: основные тектонические структуры

1

ИНМ

УП

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры

Знать основные геологические эры, тектонические структуры. Географические  явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания;

Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы», «Геология»

ОПР

11

Особенности распространения крупных форм рельефа

1

К

УП

Основные черты рельефа страны. Крупнейшие равнины и горные системы

Знать основные формы рельефа их связь со строением земной коры. Горы и равнины (см. номенклатуру).

Уметь показывать на карте географические  объекты

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания;

Фронтальный опрос

Индивидуальная работа с контурной картой

12

Практическая работа

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых

1

К

УП

Особенности размещения размещения основных групп полезных ископаемых.

Знать основные особенности размещения минеральных ресурсов

Уметь работать с картами атласа.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания;

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых

ОПР

13

Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов

1

К

УБ

Влияние внутренних и процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма

Знать эндогенные процессы, формирующие рельеф, сейсмически активные  районы страны

Географические  явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними

Уметь объяснять причины природных катаклизмов

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае стихийных природных бедствий и техногенных катастроф;

ГД

14

Изменение рельефа под воздействием внешних процессов

1

К

УП

Влияние внешних процессов на формирование рельефа.

Знать экзогенные процессы, формирующие рельеф,

Географические  явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

Уметь показывать на карте географию форм рельефа

СГ

15

Стихийные природные явления в литосфере, их характеристика и правила обеспечения безопасности

1

К

УК

Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой.

Знать стихийные природные явления, связанные с литосферой, сейсмически опасные территории;  уметь показывать их на карте;

объяснять существенные признаки явлений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае стихийных природных бедствий и техногенных катастроф;

Сообщения групп

16

Минеральные ресурсы и их использование

1

К

УП

Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.

Знать закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения; уметь определять местоположение этих объектов на карте

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания;

Составление таблицы

17

Воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу, ее геоэкологические последствия

1

К

УБ

Рельеф и хозяйственная деятельность. Воздействие хозяйственной деятельности на земную кору

Знать антропогенные формы рельефа

Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

Уметь объяснять влияние рельефа на размещение населения

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае стихийных природных бедствий и техногенных катастроф;

ФО

Климат и климатические ресурсы

11

18

Факторы, определяющие климат России. Географическое положение и климат.

1

ИНМ

УБ

Факторы формирования климата: географическая широта,

Знать факторы, определяющие климат России. Уметь объяснять влияние географической широты на формирование климата

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания;

Географический диктант

19

Солнечное излучение и климат

1

К

УП

Солнечная радиация, распределение солнечной радиации на территории России

Знать понятие» солнечная радиация», виды солнечной радиации

Уметь анализировать карты атласа

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания;

Анализ распределения суммарной радиации и радиационного баланса на территории России

ОПР

20

Земная поверхность и климат

1

К

УБ

Влияние на климат подстилающей поверхности

Знать особенности рельефа России, влияющие на формирование климата

Уметь объяснять формирование микроклимата в отдельных географических районах России

ФО

21

Воздушные массы и их циркуляция

1

К

УБ

Типы воздушных масс на территории России. Особенности циркуляции воздушных масс

Знать типы воздушных масс на территории России

Уметь работать с картами атласа

ФО

22

Атмосферные фронты

1

К

УБ

Атмосферные фронты, их образование, типы погод

Знать что такое  климатические фронты, их виды

Уметь прогнозировать изменение погоды при прохождении фронтов

ГД

23

Циклоны и антициклоны

1

К

УБ

Циклоническая деятельность, ее влияние на погоду

Знать понятие «циклон», «антициклон», районы России с циклональной и антициклональной погодой

Географические  явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними

Уметь объяснять их влияние на погоду

ГД

24

Распределение температуры воздуха на территории России

1

К

УП

Закономерности распределения тепла на территории России (средние температуры января и июля)

Знать закономерности распределения летних и зимних температур на территории России

Уметь работать с картами атласа

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания;

ФО

25

Распределение осадков и увлажнения по территории России

1

К

УБ

Атмосферные осадки, увлажнение

Знать распределение атмосферных осадков по территории России

Уметь объяснять причины неравномерного распределения осадков на территории России

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания;

ФО

26

Климатические пояса

1

К

УП

Климатические пояса и области на территории России

Знать основные и переходные климатические пояса

Уметь составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации  и форм ее представления

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания;

27

Типы климатов России.

Стихийные природные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения безопасности

1

УКПЗ

УП

Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса

Знать характеристику типов климатов. Уметь составлять прогноз погоды

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания;

для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае стихийных природных бедствий и техногенных катастроф;

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов.

ОПР

28

Климат и хозяйственная деятельность людей.

1

ОП

УП

Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические явления.

Знать неблагоприятные явления, о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Уметь приводить примеры и объяснять причины явлений Приводить примеры, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

Выявление способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны

ОПР

Внутренние воды и моря

9

29

Моря

1

ИНМ

УП

Моря бассейнов разных океанов. Полуострова и острова.

Знать моря , омывающие берега России

Уметь показывать их на географической карте

ФО

30

Природно-хозяйственное различие морей России

1

К

УБ

Особенности природы морей, омывающих территорию России

Знать особенности морей, омывающих берега России

Уметь работать с картами атласа

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации  и форм ее представления

Сообщения групп

31

Внутренние воды и водные ресурсы России, особенности размещения на территории страны. Реки.

1

ИНМ

УП

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии  экономики России.

Знать особенности внутренних вод, понятия, касающиеся работы реки, номенклатуру. Уметь показывать объекты на карте, распределение рек по бассейнам океанов

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания;

Фронтальный опрос

32

Практическая работа

Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.

1

УКПЗ

УП

Уметь выявлять зависимость между режимом, характером течения реки, рельефом и климатом

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания;

Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.

ОПР

33

Озера. Болота. Водохранилища.

1

К

УП

Важнейшие озера, их происхождение. Болота.Водохранилища

Знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показывать объекты гидросферы на карте

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания;

Сообщения групп

34

Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

1

К

УП

Подземные воды. Ледники.. Многолетняя мерзлота

Знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показывать объекты гидросферы на карте Знать географическое понятие «многолетняя мерзлота», Уметь показывать южную границу многолетней мерзлоты

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания;

Анализ карт

35

Стихийные природные явления связанные с водами.

1

ОП

УП

Стихийные природные явления на территории страны, связанные с гидросферой

Знать стихийные природные явления, связанные с гидросферой.

Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

объяснять существенные признаки явлений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае стихийных природных бедствий и техногенных катастроф;

ОПР

36

Растительный мир России

1

ИНМ

УП

Растительный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и мира природных зон России.

Знать растительный мир России, видовое разнообразие.; факторы, определяющие облик. Особенности растительного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов

Фронтальный опрос

Работа с картами атласа

37

Животный мир России

1

К

УП

Животный мир России видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности животного мира природных зон России.

Знать животный мир России, видовое разнообразие.; факторы, определяющие облик. Особенности животного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов

Фронтальный опрос

Работа с картами атласа

Почвы и почвенные ресурсы

4

38

Почвы и факторы их образования.

1

ИНМ

УЛ

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы – основной компонент природы. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения.

Знать понятие «почва», факторы почвообразования; основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв

Фронтальный опрос

39

Типы почв. Размещение основных типов почв

1

УКПЗ

УП

Типы почв на территории России. Размещение основных типов почв.

Знать закономерности распространения почв, Уметь анализировать «Карту почв»

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания;

Анализ почвенной карты

Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв и оценка их плодородия.

ОПР

40

Почвенные ресурсы России

1

ИНМ

УЛ

Почвенные ресурсы

Знать значение почв для человека.

Уметь работать с картографическими материалами

Сообщения групп

41

Меры по сохранению плодородия почв

1

ОП

УК

Милиорация.

Знать меры по охране почв, мелиорацию земель.

Уметь приводить примеры

Анализ карт, фронтальный опрос

Природно-хозяйственные зоны

9

42

Природные районы и природно-хозяйственные зоны России

1

К

УЛ

Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В.Докучаева и Л.С.Берга в создании учения о природных зонах. Природно-хозяйственные зоны. Природные и антропогенные ПТК..

Знать, что такое природно-хозяйственные зоны. Роль В.В.Докучаева и Л.С.Берга в создании учения о природных зонах. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию Знать понятие «ПТК», уровни ПТК, физико-географические районы России. Уметь объяснять разнообразие природных и антропогенных комплексов

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания;

Фронтальный опрос

43

Природные зоны. Арктические пустыни, тундра и лесотундра. Население и хозяйство в Арктике и тундре.

1

К

УЛ

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

Знать характеристику арктических пустынь, тундр, лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Уметь составлять характеристику разных территорий на основе разнообразных источников

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания;

Заполнение таблицы

Фронтальный опрос

44

Природа лесных зон. Население и хозяйство лесных зон.

1

К

УЛ

Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы.

Знать лесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса.

Уметь составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации  и форм ее представления

Заполнение таблицы

Тест

45

Природа лесостепей и степей. Население и хозяйство природных зон.

1

К

УЛ

Характеристика лесостепей, степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы

Знать характерные черты лесостепи, степи, полупустыни и пустыни; их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации  и форм ее представления

Заполнение таблицы

Тест

46

Пустыни и полупустыни

1

К

УП

Характеристика полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы

Знать характерные черты полупустыни и пустыни; их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации  и форм ее представления Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания;

Заполнение таблицы

ГД

47

Высотная поясность

1

К

УП

Высотная поясность.

Знать понятие «высотная поясность». Уметь объяснять набор высотных поясов в горах

Географический диктант

48

Особо охраняемые природные  территории

1

К

УК

Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные и природные парки, памятники природы

Знать виды особо охраняемых территорий, их функции.

Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае стихийных природных бедствий и техногенных катастроф;

Сообщения групп

49

Объекты мирового природного и культурного наследия в России

1

К

УК

Объекты мирового природного и культурного наследия на территории России: Московский Кремль и Красная площадь(1990)

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников(1990)

Погост Кижи (1990)

Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей(1992)

Историко-культурный комплекс Соловецких островов(1992)

Белокаменные памятники Владимира и Суздаля (1992)

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад (1993)

Церковь Вознесения в Коломенском (Москва)(1994)

Девственные леса Коми (1995)

Вулканы Камчатки(1996, 2001)

Озеро Байкал (1996)

«Золотые горы Алтая» (1998)

Западный Кавказ(1999)

Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля (2000)

Куршская коса (2000) *

Ансамбль Ферапонтова монастыря(2000)

Центральный Сихотэ-Алинь (2001)

Убсунурская котловина(2003) *

Цитадель, Старый город и крепостные сооружения Дербента (2003)

Ансамбль Новодевичьего монастыря (Москва)(2004)

Природный комплекс заповедника Остров Врангеля (2004)

Исторический центр Ярославля(2005)

Геодезическая дуга Струве (2005) *

Знать объекты мирового природного и культурного наследия в России. Уметь показывать их на карте

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае стихийных природных бедствий и техногенных катастроф;

Сообщения групп

50

Природа России

1

ОП

К

Основные понятия и термины темы

Уметь применять знания на практике

Тест

51

Численность, размещение, естественное движение населения.

1

К

УП

Население России. Численность, естественное движение, типы воспроизводства.

Знать численность населения России, , Уметь объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания;

Анализ карт населения России

ОПР

52

Причины снижения численности населения России

1

К

УБ

Причины естественной убыли населения России

Знать факторы влияющие на изменение численности населения

Уметь работать со статистическим материалом

ИО

53

Половой состав населения России

1

К

УЛ

Половой состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие ее факторы.

Знать своеобразие полового состава населения. Уметь объяснять причины социальных процессов

Индивидуальный опрос

Работа с картами атласа

54

Возрастной состав населения России

Практическая работа:

Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий.

1

К

УП

вВозрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие ее факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.

Знать своеобразие возрастного состава населения, среднюю продолжительность жизни. Уметь объяснять причины социальных процессов

Практическая работа:

Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий.

ОПР

55

Народы России

Практическая работа:

Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений.

1

К

УП

 Россия – многонациональная страна. Языковые семьи и группы.. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы.

Знать народы, населяющие страну, языковые семьи и группы, основные религии. Уметь приводить примеры, работать с картой  Уметь выявлять территориальные аспекты межнациональных отношений.

Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений.

ОПР

56

Языки народов России

1

К

УБ

Крупные языковые семьи России, язык межнационального общения

Знать крупные языковые семьи России

Уметь работать с картами атласа

ГД

57

Основные религии России.

1

К

УБ

Основные религии

России Многоконфессиональность.  География религий

Знать основные религии народов России, географию  религий.

Уметь приводить примеры.

Тест

58

Основная полоса расселения

1

К

УЛ

Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

Понимать географические особенности размещения населения, их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения. Уметь приводить примеры, анализировать карты

Приводить примеры, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания;

Тест

59

Особенности расселения. Городское и сельское население. Роль крупнейших городов в жизни страны.

1

ИНМ

УБ

Городское и сельское население, роль крупнейших городов.

Знать особенности: населения России, урбанизации, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Уметь объяснять существенные признаки социальных явлений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания;

Фронтальный опрос

60

Типы миграций

1

К

УБ

Типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их.

Знать понятие «миграция» и ее основные виды. Причины миграций. Уметь приводить примеры миграций.

Выступления групп

61

Направления миграций

1

К

УБ

Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Знать Основные направления миграций на разных этапах истории. Причины миграций. Уметь приводить примеры миграций.

Выступления групп

62

Население России. Человеческий потенциал страны.

1

К

ИНМ

Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения на территории страны. Занятость населения. Проблемы безработицы.

Знать понятие «экономически-активное население», «трудовые ресурсы»

Уметь анализировать статистический материал

Фронтальный опрос

География Кировской области (6 час.)

63

Географическое положение Кировской области. Основные этапы освоения территории

1

ИНМ

УП

Географическое положение Кировской области. Основные этапы освоения территории

Знать специфику географического положения области

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания;

Фронтальный опрос

64

Этапы заселения территории Кировской области, формирования культуры народов.

1

К

УП

Этапы заселения территории Кировской области, формирования культуры народов.

Знать основные этапы заселения территории

Уметь работать с разнообразными источниками информации

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания;

Фронтальный опрос

65

Особенности природы Кировской области

1

К

УЛ

Природные условия и ресурсы Кировской области Особенности геологического строения. Основные тектонические структуры Тип климата территории. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Зональные и азональные типы почв Кировской области. Особенности растительного и животного мира Кировской области

Знать основные виды природных ресурсов Кировской области тектонические структуры. тип климата местности, особенности внутренних вод; основные типы почв Кировской области;

Уметь работать с разнообразными источниками информации

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания;

Оценка природных ресурсов и их использования

ОПР

66

Население Кировской области

1

К

УЛ

Численность, естественное движение,  половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии

Знать численность населения ,своеобразие возрастного и полового состава населения, среднюю продолжительность жизни. народы, населяющие область, языковые семьи и группы, основные религии Уметь объяснять причины социальных процессов

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни для проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных

Тест

67

Топонимика

1

К

УК

Топонимика.

Знать происхождение названий основных географических объектов Кировской области.

Уметь находить информацию из разных источников

Выступления учащихся,

68

Достопримечательности Кировской области

1

ОП

УК

Природные и историко-культурные достопримечательности Кировской области

Знать основные природные «уникумы».

Уметь находить информацию в разных источниках

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни для проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных

Выступления учащихся,

Работа с картой

Список сокращений:

ИНМ- урок изучения нового материала

К – комбинированный урок

УК – урок комплексного применения знаний

ОП – урок обобщения и систематизации знаний и умений

УП – урок-практикум

УК – урок-конференция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...