Открытый урок в 6 классе по теме "Породы,слагающие земную кору"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Клименко Наталья Викторовна

План-конспект открытого урока в 6 классе по теме "Породы, слагающие земную кору".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Породы, слагающие земную кору»

Цели: 1. Рассмотреть такие понятия, как «горная порода» и «минерал», уточнить    

                понятие «полезные ископаемые».

                            2. Сформировать общие представления об основных типах горных пород

                            по происхождению.

                            3. Развивать умение решать проблемные вопросы.  

                            4. Через усвоение учениками новых знаний прививать интерес к предмету .

            Оборудование: коллекция горных пород и минералов, картосхема, сосуды,

                                        песок, глина, каменный уголь, мультимедийное приложение.

                                                   Конспект урока.

  1. Организационное начало урока.
  2. Вводное слово учителя.       

                                       Есть на всё в программе мера

                                       Наша тема «Литосфера»

                                       Знанья о земной коре

                                       Пригодятся детворе.

Проверка д/з Устно и письменно

1-й ряд решает задачу: Какова температура горных пород в шахте, если её глубина 1300 м, а температура земной коры слоя, не зависящего от времени года +5ºС? (+44ºС).

С остальными работаю устно.

                                 Все готовы отвечать?

                                 Ну, с чего бы нам начать?

                                 Объясните, для примера,

                                 Что такое литосфера?                                                                

  1. Постановка целей и задач урока

- Сегодня на уроке мы должны рассмотреть породы, слагающие земную кору, их образование.

   Земная кора состоит более чем из 2000 видов горных пород и минералов.

    - Как бы вы объяснили многообразие горных пород? (Проблема) ( Если ребята отвечают на этот вопрос, то мы ищем доказательства, если нет – то к концу урока надо получить ответ).

  1. Работа над новым материалом.

- Из чего же состоит земная кора? (Из горных пород и минералов)

Давайте разберёмся, чем минерал отличается от горной породы.

                     Минерал – это  однородное образование, т.е. из одного какого-то вещества. Алмаз из углерода. Слюда.  Полевой шпат.

                     Горные породы – состоят из нескольких минералов. Гранит – из слюды, полевого шпата и кварца. Фосфорит – из глины, кварца,слюды, гипса, полевого шпата и т.д.

Полезные ископаемые и горные породы это не одно и то же. Полезными ископаемыми мы называем те горные породы, которые человек добывает и использует в своей хозяйственной деятельности. Приведите примеры полезных ископаемых.

- А раз так много горных пород можно ли разделить их на группы или как-то классифицировать?

Магматические горные породы образовались в глубине земли.

На глубине 100-200 км вещество в отдельных частях мантии становится подвижным и его называют «магма», т.е. «густая мазь». Магма насыщена газами, парами воды и медленно перемещается, поднимаясь вверх, заполняя трещины. Здесь на глубине несколько километров от земной поверхности магматическое вещество постепенно остывает и затвердевает. Так образуются горные породы из крупных кристаллов (гранит). Чем медленнее остывает магма, тем крупнее кристаллы. Из магмы, которой не удалось выйти на поверхность образуются плотные кристаллические горные породы. Их называют магматические глубинные.

Но, т.к.магма всегда насыщена водяными парами и газами, они поднимаясь вверх по узким трещинам  ищут выход на поверхность. Как, например, взять бутылку с газированной водой, сколько не смотри через стекло газа там не увидишь. Но стоит открыть пробку, как он немедленно появится и иногда с такой силой, что увлекает часть воды. Вот так и в природе стоит газам по трещинам найти выход на земную поверхность, как вырываясь они повлекут за собой и магму.

Теперь, когда она вырвалась на поверхность, она называется лавой. Вот, что рассказывает очевидец:

«Лавовая река текла перед нами. Шум её течения напоминал шум сильного дождя. Долго стоять рядом  было невозможно из-за жары. Всё пространство было залито горячей лавой. Она уже успела покрыться 50-40 сантиметровой коркой, которая растрескалась на многочисленные многоугольники отделённые друг от друга трещинами. Трещины эти дышали жаром, а лава в них была наклеена до жёлто-красного цвета. Беру большой охотничий нож и пытаюсь всадить его в массу. Не тут-то было, она хотя и течёт, но твёрдая, как камень. Точнее, это поток расплавленного камня.»

- Почему учёный не смог воткнуть нож в лавовую реку?

Если лава застывает быстро, то кристаллы вырасти не успевают, а в образующихся горных породах они настолько маленькие, что едва различимы (базальт). Иногда лава бурно вскипает из-за вырывающихся газов вспенивается  и застывает этой пенистой массой с многочисленными пустотами, так образуется горная порода – пемза (от латинского пена). Не тонет в воде настолько лёгкая. Магматические горные породы образовавшиеся на поверхности, называют излившимися.

- Но иногда гранит находят, на поверхности, а ведь это глубинная магматическая порода. Что происходит с породами на земной поверхности? Влиянию каких природных процессов они подвергаются? О этих трёх силачах существует легенда, её расскажет…  

Эти процессы образуют новую группу горных пород – осадочные, в данном случае обломочные осадочные горные породы (глина, песок, гравий).

Химические осадочные горные породы образуются из веществ (каменная соль, калийная соль, гипс).

Органические осадочные горные породы образуются из остатков растений и животных (торф, известняк и др.). О одной органической горной породе мы поговорим подробно.. Что это за порода вы узнаете из песни. (Звучит песня В.Высоцкого «Чёрное золото»)

- Это…?

- Какого он цвета?

- Имеет ли он блеск?

- Я держу его в руке, а он не рассыпается. Можно ли его разбить?

- Опустите уголь в воду, что произошло?

- Есть ещё одно свойство, какое?

- Давайте перечислим все свойства угля:  

                                                Чёрный

                                                 Блестит

                                                 Твёрдый

                                                 Хрупкий

                                                 Тяжелее воды

                                                 Горючий

- Как добывают уголь?

- Как называют людей добывающих уголь?

                              Шахтёр

           Когда шахтёр выходит из забоя,

           Где прошлое в пластах уплотнено,

           Не скажет он, что небо голубое –

           Подумает, что светлое оно.

           Ему б природой вдоволь насладиться,

           Ему бы захмелеть от красоты.

           А он на пень, не на траву, садиться,

           Чтоб ненароком не помять цветы.

                                        Станислав Любинский

- Давайте на карте посмотрим, где залегает каменный уголь. Крупнейшие месторождения Донбасс и Кузбасс. Донбасс частично находится на территории нашей области.

- А вы знаете откуда взялся уголь? И почему его называют каменным? Итак, у нас «5 минут интересного». Каменный уголь очень твёрдый, как камень. Долгое время его и считали сродни камню. Потому его так и назвали. Но ведь камень не горит. Почему же уголь даёт пламя? Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов разгадал эту загадку. О ней расскажет…

А как образовались и где используется глина и песок расскажут…

В один стакан насыпаем песок в другой глину и размешиваем. Что вы наблюдаете?

- Есть ещё одна группа пород, это метаморфические породы. Породы на глубине из-за давления и высокой температуры изменяются, образуя метаморфические горные породы. Гранит превращается в гнейс, кварцевый песок в кварцит.

- Теперь всё, что вам необходимо знать о породах вы знаете. И пора ответить на вопрос который был поставлен в начале.

- Как можно объяснить многообразие горных пород и минералов? (проблема)

7. Подведение итога урока

- Из чего сложена земная кора?

- Чем минерал отличается от горной породы?

- Что называют полезными ископаемыми?

- На какие 3 группы делятся горные породы?

- Где образуются магматические горные породы?

- Какие они бывают?

- Как образуются осадочные горные породы?

- Какими они бывают? Приведите примеры.

- Как образуются метаморфические горные породы?

8. Организационный момент

     Сегодня за урок получили оценки…

     На дом § 17 + загадки о минералах и горных породах

   

 Какова температура горных пород в шахте, если её глубина 1300 м, а температура земной коры слоя, не зависящего от времени года +5ºС?

 Какова температура горных пород в шахте, если её глубина 1300 м, а температура земной коры слоя, не зависящего от времени года +5ºС?

 Какова температура горных пород в шахте, если её глубина 1300 м, а температура земной коры слоя, не зависящего от времени года +5ºС?

 Какова температура горных пород в шахте, если её глубина 1300 м, а температура земной коры слоя, не зависящего от времени года +5ºС?

 Какова температура горных пород в шахте, если её глубина 1300 м, а температура земной коры слоя, не зависящего от времени года +5ºС?

 Какова температура горных пород в шахте, если её глубина 1300 м, а температура земной коры слоя, не зависящего от времени года +5ºС?

«Лавовая река текла перед нами. Шум её течения напоминал шум сильного дождя. Долго стоять рядом  было невозможно из-за жары. Всё пространство было залито горячей лавой. Она уже успела покрыться 50-40 сантиметровой коркой, которая растрескалась на многочисленные многоугольники отделённые друг от друга трещинами. Трещины эти дышали жаром, а лава в них была наклеена до жёлто-красного цвета. Беру большой охотничий нож и пытаюсь всадить его в массу. Не тут-то было, она хотя и течёт, но твёрдая, как камень. Точнее, это поток расплавленного камня.»

«Лавовая река текла перед нами. Шум её течения напоминал шум сильного дождя. Долго стоять рядом  было невозможно из-за жары. Всё пространство было залито горячей лавой. Она уже успела покрыться 50-40 сантиметровой коркой, которая растрескалась на многочисленные многоугольники отделённые друг от друга трещинами. Трещины эти дышали жаром, а лава в них была наклеена до жёлто-красного цвета. Беру большой охотничий нож и пытаюсь всадить его в массу. Не тут-то было, она хотя и течёт, но твёрдая, как камень. Точнее, это поток расплавленного камня.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»

Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....

Открытый урок 6 класс. Тема урока: "Черты характера человека".

Сформировать у учащихся знание основной лексики , включающей синонимы и антонимы , основные префиксы,придающие словам отрицательное значение....