Урок географии в 8 классе "Таёжные леса"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Евдакова Лариса Геннадиевна

Полная красота всякой местности состоит в соединении воды с лесом. Природа так и поступает: реки, ручьи и озера почти всегда обрастают лесом или кустами. Исключения редки. В соединении леса с водою заключается другая великая цель природы. Леса — хранители вод: деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца, от иссушительных ветров; прохлада и сырость живут в их тени и не дают иссякнуть текучей или стоячей влаге. Убыль рек, в целой России замечаемая, происходит, по общему мнению, от истребления лесов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.rar82.63 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка №1

1)Какие бывают таежные леса? ( стр.189-190)

2)Где произрастают темные еловые леса?

3)Из каких преимущественно состоят мелколиственные леса?

4) Где произрастают лиственничные леса?

5)Какая структура характерна для всех таежных лесов?

6)Чем объяснить, что в зоне тайги отличный от зоны тундры тип расселения?

7)Чем объяснить, что в зоне тайги отличный от зоны тундры тип расселения?

8)Что вы можете сказать о животных тайги?

Карточка №2

1)Почему меняются таежные ландшафты?( стр.190 – 191)

2) С какими явлениями связаны наибольшие изменения в таежных ландшафтах?

3) Какие деревья сильнее страдают от огня и почему?

4)В каких районах подобные нарушения принимают необратимый характер?

5) Что собой представляют ландшафты в районах сельскохозяйственного освоения?

Карточка №3

1)Каковы традиционные занятия людей, живущих в тайге? (стр. 191- 192)

2) Какой материал  является  основным строительным материалом ?

3) Какие жилища распространены на Европейском Севере и в ряде районов Сибири?  

4)  Какое основное направление в сельском хозяйстве?

5)  Что необходимо предпринимать на таких участках?

6) Какие агротехнические приемы необходимо применять?

Карточка №4

1)Как изменяется тайга сегодня? ( стр. 192 – 193)

2) Какие ландшафты подвергаются наиболее интенсивному воздействию?

3)Какой характер носит освоение богатств в таежной зоне?

4)Какие ландшафты пострадали особенно сильно?

5)Какими богатствами богаты недра таежной зоны?

Можно ли зря рубить лес?

• На местах рубок остается много брошенной древесины. Потери доходят до 1 млн м3. Уничтожается подрост и молодняк на общей площади примерно 13,5 тыс. га. При лесозаготовках недорубы составляют 2 млн м3.

• Много потерь при длительной транспортировке, когда древесина портится при сплаве по рекам, долгом хранении под открытым небом.

• При обработке и переработке древесины остается много отходов, которые нигде не используются.

        Восстановление леса — трудоемкий и длительный процесс.

«Можно ли терять леса, даже не вырубая их?»

       Каждый год на территории России полыхают пожары. Горят леса Сибири, Дальнего Востока, европейской части России. В среднем за год сгорает 1 млн га леса. Много это или мало? 1 млн га — это 10 тыс, км2, или площадь 100 км х 100 км. От природных и неустановленных факторов (молнии и др.) происходит 10—20% пожаров, в остальных 80—90% виновен человек (костры, окурки, машины, бутылки, стекло...).

       Ежегодно 2—З млн га (20—ЗО тыс, км2) лесов гибнет от вредителей. Особый вред наносят гусеницы шелкопрядов, дубовая листовертка, личинки короедов, усачей, златок, рогохвостов, гусеницы древоточцев.

Лес (по С. Аксакову)

       Полная красота всякой местности состоит в соединении воды с лесом. Природа так и поступает: реки, ручьи и озера почти всегда обрастают лесом или кустами. Исключения редки. В соединении леса с водою заключается другая великая цель природы. Леса — хранители вод: деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца, от иссушительных ветров; прохлада и сырость живут в их тени и не дают иссякнуть текучей или стоячей влаге. Убыль рек, в целой России замечаемая, происходит, по общему мнению, от истребления лесов.

       И этот лес, эту красу земли, прохладу в зной, жилище зверей и птиц, лес, из которого мы строим дома и которым греемся в долгие жестокие зимы, — не бережем мы в высочайшей степени. Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко до бедности: срубить дерево без всякой причины у нас ничего не значит. Во многих местах, где некогда росли леса, остались голые степи.

           Из всего растительного царства дерево более других возбуждает участие. Его огромный объем, его медленное возрастание, его долголетие, крепость и прочность древесного ствола, питательная сила корней, всегда готовых к возрождению погибающих сучьев и к молодым побегам от погибшего уже пня, и, наконец, многосторонняя польза и красота его должны бы, кажется, внушать уважение и пощаду... но топор и пила промышленника не знают их. Я никогда не мог равнодушно видеть не только вырубленной рощи,  но даже падения одного большого подрубленного дерева, в этом падении есть что-то невыразимо грустное: сначала звонкие удары топора производят только легкое сотрясение в древесном стволе; оно становится сильнее с каждым ударом и переходит в общее содрогание каждой ветки и каждого листа; по мере того, как топор прохватывает до сердцевины, звуки становятся глуше, больнее... еще удар, последний: дерево осядет, надломится, затрещит, зашумит вершиною, на несколько мгновений как будто задумается, куда упасть, и, наконец, начнет склоняться на одну сторону, сначала медленно, тихо, и потом, с возрастающей быстротою и шумом, подобным шуму сильного ветра, рухнет на землю. Многие десятки лет достигало оно полной силы и красоты и в несколько минут гибнет нередко от пустой прихоти человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии в 8 классе по теме « ЛЕСА РОССИИ».

Конспект урока географии в 8 классе по теме « ЛЕСА РОССИИ»....

Урок географии в 7 классе по теме "Экваториальные леса Африки"

Урок географии в 7 классе по теме "Природные зоны Африки. Экваториальные леса"Форма урока: урок-путешествиеТип урока: урок усвоения новых знаний...

урок географии в 7 классе по теме "Гилея или влажные экваториальные леса. Саванны и редколесья."

Урок географии в 7 классе по теме "Гилея или влажные экваториальные леса. Саванны и редколесья." Содержит бинаргый тест, мини-кроссворд, дополниительный материал...

Конспект урока географии, 5 класс, VIII вид. Тема: "РАСТЕНИЯ ЛЕСА".

Данный урок формирует у обучающихся знания о предметах и явлениях лесной зоны, лесах лиственных, хвойных, смешанных. Расскрывает значение леса для жизни растений и животных, взаимосвязь природного соо...

Коспект урока географии по теме "Значение леса"

Коспект урока географии в 7 классе в школе VIII вида по теме "Значение леса"...

Урок географии по теме "Леса России". 8-й класс

                 Тип урока:  урок изучения нового материала. Учебно-методический комплект:  Линия В.П.Дронова, издательство &laq...