Методическая разработка урока на тему "Индия"
методическая разработка по географии (11 класс) на тему

Коровина Татьяна Владимировна

Методическая разработка урока экономической и социальной географии мира (11 класс) на тему "Индия". Тип урока - урок изучения нового материала. Основан на опережающем задании - подготовке сообщений, сопровождающихся мультимедийными презентациями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Индия

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления системы знаний и общеучебных и специальных умений по теме: «Индия»

Задачи урока:

Образовательный аспект:

  • В результате анализа различных источников географических знаний сформировать представление об Индии, ЭГП страны, природных условиях и ресурсах, населении и хозяйстве;
  • Определить актуальные проблемы социально-экономического развития Индии;
  • Доказать противоречивость и контрастность страны

Развивающий аспект:

  • Формировать умения работать с картой и дополнительной литературой, отстаивать свою точку зрения, доказывать ее, систематизировать большой блок знаний;
  • Развивать кругозор студентов, логическое мышление

Воспитательный аспект:

  • Способствовать воспитанию интернациональных чувств, интереса к познанию жизни других народов и стран;
  • Воспитывать ответственность, организованность, самостоятельность

Тип урока: урок изучения новых знаний

Форма урока:  урок-проект

Оборудование: экономическая карта Индии, атласы, технологические карты- учебные проекты, карточки-задания, мультимедийная презентация, фрагмент документального фильма «Загадочная Индия»;

Картины и рисунки «Индия», экспортный товары: арахис, кешью, грецкие орехи, специи, чай, джут, манго, бананы,  железная и марганцевая руды, жемчуг, украшения, ;  кинофильмы и  книги об Индии

Ход урока:

I Организация начала урока

Сегодня мы отправимся в путешествие в страну, которая является колыбелью человеческой цивилизации, здесь впервые в мире научились выращивать рис, эта страна подарила миру шахматы и десятичную систему счисления. Уже с детства каждый ребенок начинает узнавать что-то об этой стране: сначала это всемирно известные сказки, затем рассказы Киплинга и Афанасия Никитина.

II Актуализация знаний

(видео: – самолет – загадочная Индия)

Самолёт рейсом № 050141 , следующий из Усмани в Нью-Дели, совершил посадку. Встречающих просим пройти к  23-у  выходу.

- Итак, в какую же страну мы с вами сегодня совершим путешествие?

Да, сегодня мы поближе познакомимся с этой самобытной страной и дадим ее общую экономико-географическую характеристику, но не традиционно, а с позиции двух полюсов, так как главная цель урока – определить,  в чем же своеобразие и контрастность страны, что способствует процветанию, а что тормозит его. На этот вопрос мы ответим в результате нашей с вами работы. У нас сегодня необычный урок, урок-проект. Вы подготовили свои проекты по определенным темам, которые и помогут нам ответить на главный вопрос нашей темы: в чем проявляется своеобразие и контрастность страны, что способствует процветанию, а что тормозит его? В ходе урока вы должны записывать слова-ассоциации, они вам пригодятся в конце урока.

III Изучение нового материала

  1. Экономико-географическое положение

О, Индия, ты - украшенье планеты -
Поэтами тысячекратно ты воспета.
Ты - словно мечта о божественном чуде.
Тебя населяют красивые люди,
Их кожа смугла и блистающи очи.
Полны ароматов индийские ночи,
Индийские дни - словно горсть самоцветов.
Там джунгли, там тигры, там вечное лето.
Тебя океан омывает могучий,
От холода Севера горные кручи
Тебя берегут - нет надежней преграды,
О, милая Индия, сердцу отрада!

Итак, первая группа готовила проект на тему: «Экономико-географическое положение Индии». Слушаем внимательно, так как потом вам предстоит выполнить задания по этому материалу.

А теперь выполните задание №1 (задание №1)

Время на выполнение – 3 мин.

Проверка

Сделайте вывод:

- Назовите положительные и отрицательные стороны ЭГП Индии

  1. Природно-ресурсные предпосылки

В природном отношении Индия – одна из богатейших стран мира. Недаром в колониальное время ее называли жемчужиной британской короны.

- Каковы же природно-ресурсные предпосылки для развития хозяйства?

Защита проекта «Природно-ресурсные предпосылки Индии».

Да, Индия обладает значительными минеральными и энергетическими ресурсами. Запасы угля и железной руды – одни из крупнейших в мире, имеются также бокситы, нефть, марганец и др. По экспорту марганцевой руды и слюды Индия занимает одно из первых мест в мире.

Выполните задание №2. В предложенном тексте заполните пропуски.

Климат Индии преимущественно ……………………………….. (субэкваториальный, муссонный).  Имеются крупные месторождения: 1) ………………; 2) …………………; 3)…………………; 4) ……………..; 5)…………………….; 6)………………… (каменного угля, руд железа, марганца, хромита, бокситов, алмазов). По экспорту ……………………. (марганцевой) руды  Индия занимает одно из первых мест в мире.   ………………………… (земельные ресурсы)  - природное богатство страны, т.к. их значительная часть обладает высоким плодородием. Леса занимают ………… (1/4 или 22%) площади Индии. Реки имеют большой …………………………. (энергетический) потенциал, а также являются основным источником ………………………………………………… (искусственного орошения). 

Взаимопроверка

- Назовите положительные и отрицательные стороны природно-ресурсной базы Индии.

  1. Население

- Что вы можете сказать о населении этого государства? Какие факты вам уже известны из прошлых тем?

Послушаем, что нам еще расскажут по этому вопросу ребята.

- Каким же образом население будет способствовать процветанию страны, а что будет тормозить его развитие?

- Да, пока Индия делает ставку на неквалифицированную рабочую силу, но все большее внимание уделяется развитию образования и выращивание квалифицированных кадров. По числу специалистов с высшим образованием индия заняла одно из ведущих мест в мире. Страна находится на третьем месте по численности  квалифицированного научно-технического персонала и на втором по количеству профессиональных  программистов. Но все таки, основной проблемой населения является неграмотность – около 35 % не умеют ни читать, ни писать. Второй проблемой является безработица. Третьей проблемой является низкий уровень жизни и санитарных условий – Индия занимает первое место в мире по числу ВИЧ-инфицированных. –

А теперь давайте выполним тестовое задание.  (задание №3)

Самопроверка.

  1. Хозяйство

Индии удалось достигнуть относительно высокого уровня экономического развития всего за несколько десятилетий. Она входит в группу промежуточных стран. В чем особенность развития экономики Индии?

Защита проекта «Хозяйство Индии»

Чтобы нам еще раз закрепить знания по развитию экономики Индии, предлагаю вам игру.

Итак «Своя игра». Правила этой игры вам знакомы: предлагается 4 темы по 4 вопроса каждая. Каждый вопрос по степени сложности соответствует 10-40 баллам. Капитан выбирает тему, право на ответ имеет та команда, капитан которой первым поднимет руку. За неправильный ответ или ответ с места без руки снимаются баллы.

1 индийская рупия = 0,56 рубля

Промышленность

10

20

30

40

Сельское хозяйство

10

20

30

40

Транспорт

10

20

30

40

Внешнеэкономические связи

10

20

30

40

Промышленность:

  1. Она является традиционной отраслью промышленности в Индии (легкая пр-ть)
  2. Этот вид тяжелой промышленности занимает первое место в структуре промышленности Индии (добывающая пр-ть)
  3. В структуре экономики Индии промышленность стоит на этом месте. (1 – с/х (32%; 2- сфера услуг (30 %); 3- промышленность (29%)
  4. Это самый мощный промышленный город Индии, столица «индийского Рура»  (Калькутта)

Сельское хозяйство:

  1. Это животное является священным в Индии (корова)
  2. Родиной этих культур является Индия (рис, хлопчатник, сахарный тростник)
  3. Это в Индии было дважды: в 1960 году и в 1970-80-х годах. (зеленая и белая революции)
  4. Эти культуры  в сельском хозяйстве Индии являются экспортными (чай, арахис, сахарный тростник, джут, манго)

Транспорт

  1. Этот транспорт преобладает в пассажиро- и грузоперевозках. (железнодорожный)
  2. Это дешевый немеханический транспорт в Индии (рикши)
  3. Это крупный порт на западе Индии (Бомбей)
  4. Это грандиозный международный проект, соединяющий Индию морским путем с Ираном и РФ («Северо-Южный» Транспортный Коридор).

Внешнеэкономические  связи

  1. Они являются основными экспортными товарами Индии (сельхозпродукты, текстиль, драгоценные камни, изделия из кожи, изделия художественных промыслов, программное обеспечение).
  2. Они являются основными странами-импортерами индийских товаров (США, Китай, Великобритания, Германия)
  3. Основными сферами сотрудничества с Россией являются…. (газовая и нефтяная промышленность, производство медицинских препаратов, электроника и информатика, обработка алмазов)
  4. Именно это служит  существенным источником валютных поступлений Индии (иностранный туризм).

IV Итог урока

- Давайте еще раз вспомним то, о чем мы говорили на уроке. Назовите слова-ассоциации, связанные с Индией.

- Какой же можно сделать вывод по главному вопросу нашей темы?

С одной стороны, Индия — аграрно-индустриальная страна, 2/3 беднейшего населения планеты проживает в Индии. Величина ВВП на душу населения составляет 300 долл.

И вместе с тем Индия — одна из богатейших стран мира по запасам полезных ископаемых. Индия — одна из древнейших мировых цивилизаций, вторая по численности населения страна мира. Индийские ученые — одни из авторитетных в мире, страна обладает собственным ядерным оружием и является космической державой, самостоятельно производит ракеты и программное обеспечение.

V Рефлексия

- Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?

я познакомился с ...
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...

Построение «лестницы успеха»

- Оцените, на какой ступеньке вы оказались в результате деятельности во время урока, т.е. оцените достигнутые результаты.

Я это запомнил!

7

Это же так просто!

6

У меня это получилось

5

Это было интересно!

4

Я пытался это делать

3

Я не мог это сделать (не умею, не получилось)

2

Мне это было не интересно

1

Выставление оценок.

VI Домашнее задание

Параграф 40, заполнить технологические карты-проекты

Задание №3

        Население Индии

  1. Численность населения в Индии составляет (млрд. чел):

а) 1,0

б) 1,1

в) 1,2

г) 1,3

  1. Крупнейшим народом в Индии является:

а) бенгальцы                  

б) телугу                  

в) маратхи                  

г) хиндустанцы

  1. Господствующая религия в Индии:

а) буддизм

б) индуизм  

в) синтоизм                

г) ислам

  1. Наиболее широкое распространение получил язык:

а) хинди

б) урду

в) синдхи

г) бенгали

  1. Город, лидирующий по численности населения

а) Агра

б) Дели

в) Калькутта

г) Мумбаи

  1. В городах проживает (% населения)

а)  больше 30

б) меньше 30

в) больше 70

г) меньше 70

  1. 40% населения составляет возрастная группа:

а)  0-14 лет

б) 15-64 лет

в)  65 лет и старше

  1. В половой структуре преобладает:

а)  женское население

б) мужское население

        


УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ «ИНДИЯ»

Модули

Положительные факторы

Отрицательные факторы

Модуль №1

Экономико-географическое положение

  1. Разнообразие рельефа и климата
  2. Выход в Индийский океан
  3. Значительная доля морских границ
  4. Положение на морских торговых путях из Средиземного моря в Индийский океан, между Ближним и Дальним Востоком.
  1. Обособленность территории
  2. Сложность освоения и труднодоступность отдельных территорий
  3. Отсутствие транспортных магистралей
  4. Тревожная обстановка на границе

Модуль №2

Природно-ресурсные предпосылки

  1. Богатая природно-ресурсная база
  1. Слабая освоенность
  2. Экологические проблемы (сведение лесов, уничтожение редких видов животных и растений, загрязнение окружающей среды)
  3. Ущерб от стихийных бедствий

Модуль №3

Население

  1. Наличие дешевой рабочей силы
  2. Велика роль образования
  3. Осуществляет программу планирования семьи
  4. Терпимость, отсутствие классовой ненависти, уважение к богатству.
  1. Нищета, наличие трущоб, антисанитарные условия в сельской местности.
  2. Велика детская смертность
  3. Низкая продолжительность жизни.
  4. Рост безработицы.
  5. Широкое использование детского труда.
  6. Детские браки (11 лет у мальчиков и 9 лет – у девочек)
  7. Неравномерность размещения по территории.

Модуль №4

Хозяйство

  1. Достижения в области ядерных исследований
  2. Космические исследования, совместные проекты
  3. Развита ирригационная система
  4. Развитие туризма
  1. «Утечка умов»
  2. Долговая проблема


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...