Рабочая программа по географии 7 класс
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Никитина Ирина Юрьевна

Рабочая программа для учащихся 7 класса составлена из расчета  3 часов в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografii_7_klass._2014-15.doc390.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                        Директор МАОУ «ООШ №5»                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                     ______________ Н.А. Огненная                                                                      

                                                                               « __» сентября 2014 г                                                                                                                                              

Рабочая программа

по географии

для 7 класса

на 2014-2015 учебный год

Автор:

Никитина Ирина Юрьевна,

учитель географии,

первая квалификационная категория

г.Златоуст

2014 г.

Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ;
  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования;
  • Методическое  письмо «О преподавании предмета «География» в ОУ Челябинской области в 2014-2015 уч. году»
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.

Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.

Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.

Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану (1998г),  рассчитана на 102 часа (3 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Основные цели и задачи курса:

– создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;

- раскрыть закономерности землеведческого характера;

-  воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.

Планируемые результаты обучения.

  1. Оценивать и прогнозировать:

- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

- изменение климатов Земли;

- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;

- основные взаимосвязи природы и человека;

2. Объяснять:

- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

 - особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

 - особенности расового и этнического состава населения;

- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;

 - основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

 - применять в процессе учебного познания основные географические понятия

3. Описывать:

- основные источники географической информации;

- географическое положение объектов (по карте);

 - по схемам круговороты вещества и энергий;

 - компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;

 - объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;

 - особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

4. Определять (измерять):

- географическую информацию по картам различного содержания;

 - вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.

5. Называть и показывать:

- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;

- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;

- факторы формирования климата;

- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;

- страны мира, их столицы, крупные города;

- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.

Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.

Программа содержит новые направления географического образования:

-комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;

- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;

- изучение население, особенностей культуры и быта народов  мира.

В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества.

Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания.

В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации.

Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.

Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 7 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы.

Используемый УМК:

1. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2008.

2. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География материков и океанов“. 7 класс – М.: Дрофа, 2008.

3. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.

  1.  Мультимедийная  обучающая программа: География 7 класс. География материков и океанов.

Место предмета в базисном учебном плане

На изучение курса географии материков и океанов в базисном учебном плане отведено 70 часов (из расчета 2 урока в неделю), но за счет регионального компонента  количество часов увеличено на 35 уроков. Таким образом, на изучение географии в 7-ом классе отводится 105 часов (из расчета 3 урока в неделю). Данная программа раскрывает основные идеи учебника В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева «География материков и океанов», 7 класс

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса географии материков и океанов ученик должен

Знать:

- предмет изучения географии. Части света. Карты материков.

- основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых;

- свойства и виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах.

- строение литосферы и земной коры, материковую и океаническую земную кору; теорию литосферных плит; зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых.

- климатообразующие факторы, типы климатических поясов.

- Мировой океан, свойства водных масс, различие в природе частей Мирового океана, воды и суши.

- гипотезу возникновения жизни на Земле; расселение по Земле растений, животных и человека; природные комплексы и географическую зональность.

- особенности природы каждого из океанов Земли, рельеф дна, образование течений, влияние океанов на природу материков, ресурсы и будущее океанов.

- приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы;

- особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка;

- особенности климата материка;

- основные речные системы, озера материка;

- особенности природных зон материка;

- численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту;

- состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения; язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города.

- этапы развития географической оболочки;

- как взаимодействуют природа и общество, как влияет деятельность человека на природу.

Уметь:

- читать и анализировать географические карты;

- показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий;

- называть основные группы карт и их свойства, описывать карту по плану.

- показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма. Объяснять признаки понятий «платформа», «рельеф».

- объяснять циркуляцию воздушных масс, определять географическое положение климатических поясов и давать их характеристику

- описывать примеры взаимодействия Мирового океана с атмосферой и сушей, объяснять его роль в жизни Земли, свойства вод, образование течений.

- анализировать карту природных зон;

- показывать крупнейшие народы Земли; крупные города и их столицы.

- показывать океаны и их части на карте.

- определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка;

- называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;

- показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов;

- показывать внутренние воды на карте;

- объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка;

- определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.

- называть состав географической оболочки и объяснять связи между ее компонентами;

- объяснять причины географической зональности, значение природных богатств для человека, влияние человека на природу.

Оценочные практические работы:

  1. Анализ географических карт.

2-7. Определение географических координат крайних точек Африки (Австралии, Антарктиды, Ю. Америки, С. Америки, Евразии), обозначение и надписывание на контурной карте изучаемых в теме географических объектов.

8. Анализ карт различного содержания с целью определения взаимосвязи географических компонентов и природных комплексов между собой (Южная Америка).

9. Сравнение климата отдельных частей материка (Северная Америка), расположенных в одном климатическом поясе, отражение результатов в таблице.

10. Составление по картам и другим источникам описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из названных в программе стран материка ( в форме развернутого плана) на примере Сев. Америки..

11. Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам.

12. Сравнение природных зон 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление причин сходства и различий в чередовании зон.

13. Составление по картам и другим источникам географических знаний комплексного описания одной из стран Зарубежной Европы и Зарубежной Азии


Учебно-методическое и дидактическое обеспечение:

Примерная программа

Авторская Ф.И. О.

автора

Учебник Ф.И.О.

автора

Методические пособия для учителя

Методические пособия для учащихся

Инструментарий

отслеживания

Учебные пособия для реализации НРК

География. Программы

дня общеобразовательных

учреждений. 6-11

классы. - М.: Дрофа, 2002

Программы по курсу

«География материков и

океанов» для

общеобразовательных

учреждений 7 кл. (автор:

И. В. Душина).

Коринская В. А., Душина

И.В., Щенев В.А.

География материков и

океанов. 7 кл. -М:

Дрофа, 2007.

•           Никитина

Н.А. Поурочные

разработки по

географии. 7 кл. -

М.: «ВАКО», 2007.

•           Сиротин

В.И.

«Практические и

самостоятельные

работы учащихся

по географии. 6 -

10 кл.» -М.:

Просвещение,

2002.

•            ЦОР:

1. «Виртуальная

школа Кирилла и

Мефодия. Уроки

географии. 7

класс», 2004

•           География.

Материки и океаны.

7 кл.: Атлас. -М.:

Дрофа; ДИК, 2008

•           Сиротин

•           Андреева

М.А., Маркова А.С.

География

Челябинской

области: Учеб.

• Дюкова С.Е

Тематический

тестовый контроль

по географии

материков и

океанов. 7 класс. -

М.: СФЕРА, 1999 г.

В.И. География.

Пособие для

учащихся 7-9

Материки и океаны.

6 кл.: Рабочая

классов основной

школы. -

Челябинск: Юж>

Урал. Кн. изд-во,

тетрадь. - М.:

Дрофа; ДИК, 2008

• Пятунин В.Б.

Контрольные и

проверочные

работы по

географии. 6-10

классы: Метод.

пособие. - М.:

Дрофа, 2001..

2002.

•            Атлас

Челябинской

области.

•           «Познай

свой край».

Челябинская

область. Краткий

справочник. -

Челябинск, 2002.


Географические объекты

Африка - Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, Гвинейский залив; п-ов Сомали, о. Мадагаскар; Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье, вулкан Килиманджаро; реки - Нил, Конго, Нигер, Замбези, водопад Виктория; озёра - Виктория, Танганьика, Чад; страны - Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Абуджа, Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория, Кейптаун, Иоганесбург).

Австралия и Океания - Большой Австралийский залив; п-ов Кейп-Йорк; о-ва - Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские, Новая Каледония, Меланезии, Микронезии, Большой Барьерный риф; Большой Водораздельный хребет, Центральная низменность; река Муррей, озеро Эйр; города Сидней, Мельбурн, Канберра.

Южная Америка - Панамский перешеек, Карибское море, Огненная Земля; Бразильское и Гвианское плоскогорья, Оринокская и Ла-Платская низменности; реки - Парана, Ориноко; озёра - Титикака, Маракайбо; страны - Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).

Северная Америка - п-ова Флорида, Калифорния, Аляска; заливы - Мексиканский, Калифорнийский, Гудзонов; о-ва Канадского Арктического архипелага, Большие Антильские, Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские; горные системы Кордильер и Аппалачей, Великие и Центральные равнины, Миссисипская низменность, гора Мак-Кинли, вулкан Орисаба; реки - Маккензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия; озёра - Великие Американские, Виннипег, Большое Солёное. Страны - Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).

Евразия - п-ова Таймыр, Корея, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай; моря - Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское; заливы - Финский, Ботнический, Персидский; проливы - Карские ворота, Босфор, Малаккский; о-ва Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские; равнины - Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья - Декан, Восточно-Сибирское; горы   Альпы, Алтай, Пиренеи, Карпаты, Тянь-Шань; нагорья - Тибет, Гоби; вулкан Кракатау; реки Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Эльба, Одра, Висла, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг; озёра - Лобнор. Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш. Страны - основные страны крупных регионов Евразии, названные в программе, их столицы и крупнейшие города.

Основные термины и понятия

Антарктические оазисы, антропогенные ПК, биосфера, виды карт, водные массы (их типы), вади, воздушные массы (их типы), виды природных богатств, виды хозяйственной деятельности, внешние силы и внутренние, высокогорный климат, высотная поясность, географическая оболочка, гипотеза, глубоководный желоб, ГП, западные ветры, заповедники, земная кора, зональность, изотерма, климатические пояса и области, климатообразуюшие факторы, колонии, крики, круговорот вещества и энергии, литосферная плита, многолетняя мерзлота, морена, муссоны, национальные парки, озоновая дыра, озоновый слой, оледенение, островные дуги, парниковый эффект, пассаты, платформа, природная зона, природный комплекс, природный пояс, пустыни, резервации, рельеф, ритмичность, саванна, сейсмические пояса, степь, стихийные бедствия, тайга, территория внутреннего стока, тундра, фермер, целостность, шельф, экваториальный лес.

Распределение материала по четвертям:

1 четверть – 27 часов: Введение – 3 часа

                                      Главные особенности природы Земли – 11часов:

  • Литосфера и рельеф Земли  - 2 часа
  • Атмосфера и климаты Земли – 4 часа
  • Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы – 2 часа
  • Географическая оболочка – 2 часа
  • Освоение Земли человеком – 1 час

Материки и океаны – 76 часа:

  • Океаны – 5 часов
  • Южные материки – 2 часа
  • Африка – 6 часов

2 четверть – 21 часов:     Африка – 12 часов

                                          Австралия и Океания – 5 часов

                                          Южная Америка – 4 часов

3 четверть – 30 часов:    Южная Америка – 6 часов

                                         Антарктида – 4 часа

                                          Северные материки – 1 час

                                         Северная Америка – 12 часов

                                         Евразия – 7 часов

                                         

4 четверть – 27 часов:    Евразия – 12 часов

                              НРЭО: Природа Челябинской области – 11 часов

                                         Взаимодействие природы и общества – 3 часа

                                         Резерв – 2 часа

                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                     

Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы:

Название раздела

Количество часов по авторской программе

Количество часов по школьному учебному плану

Обоснование увеличения количества часов

Введение

4

3

- 1 час

Главные особенности природы Земли:

10

  • Литосфера и рельеф Земли

2

2

  • Атмосфера и климаты Земли

3

4

+ 1 час: тема очень объемная для изучения

  • Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы.

2

2

+ 1 час: тема очень объемная для изучения

  • Географическая оболочка

2

2

  • Освоение Земли человеком

1

1

Материки и океаны:

63

76

  • Океаны

4

5

  • Южные материки

1

2

  • Африка

11

18

  • Австралия и Океания

5

5

  • Южная Америка

6

10

  • Антарктида

2

4

  • Северные Материки

1

1

  • Северная Америка

8

12

  • Евразия

15

19

НРЭО: Природа Челябинской области

11

Взаимодействие природы и общества

3

3

Резерв

2

2


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ   7  КЛАСС

Тема

урока

Дата прове-

дения

Тип

урока

Элементы

обязательного

минимума

образования

Требования

к уровню

подготовки

обучающихся

Практические

работы

Формы

контроля

До-

маш-

нее

зада-

ние

по плану

факт.

I четверть

ВВЕДЕНИЕ (3 ЧАСА)

1/1

Что  и с какой целью изучают в курсе географии материков и океанов.

09

Урок

изучения

нового

материала

Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий.Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства.

Знать

Предмет изучения географии; части света; карты материков и океанов.

Уметь: читать и анализировать географические карты;

Фронтальный опрос, работа с к/к.

§1, задания стр.7

2/2

Как люди открывали  и изучали Землю.

09

Урок формирования новых знаний

Знать:основные пути получения географической информации; основные этапы накопления географических знаний; имена путешественников и ученых.

Уметь:  показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий.

Выборочный контроль

§2, рассказ по выбору, стр. 17, задания

3/3

Карты материков и океанов. Практическая работа №1

09

Урок формирования новых знаний

Знать: историю создания карт, роль, свойства и виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах.

Уметь: читать и анализировать географические карты; называть основные группы карт и их свойства; описывать карту по плану.

Практическая работа №1

«Анализ географических карт»карт»

Выборочный, тематический

§3,  пересказ, задания стр. 20, устно

Раздел 1. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ – 11 часов.

Литосфера и рельеф Земли (2 часа)

4/1

Происхождение материков и океанов.

09

Урок изучения нового материала

рельефа на материках и в океане.

Знать: строение литосферы и земной коры. Материковую и океаническую земную кору. Теорию литосферных плит. Зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых.

Уметь: показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма; объяснять понятия: «платформа», «рельеф».

Установление закономерностей размещения крупных равнин и горных систем в зависимости от возраста и особенностей строения земной коры. Составление таблицы, отражающей взаимодействие внутренних и внешних рельефообразующих процессов.

Работа с картами атласа

§4, пересказ, стр. 28, задания

5/2

Рельеф Земли.

09

Практикум

§5, , задания стр. 31, устно

Атмосфера и климаты Земли (4 часа)

6/1

Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле.

09

Практикум

Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы.

Знать

Гипотезу происхождения атмосферы. Пояса освещенности. Тепловые пояса. Климатообразующие факторы. Типы климатических поясов.

Уметь

Объяснять циркуляцию воздушных масс. Определять ГП климатических поясов и давать их характеристику.

Составление таблицы «Характеристика типов воздушных масс». Анализ карты климатических поясов и областей Земли.

Работа с картами атласа

§6, пересказ, вопросы стр.36, устно

7/2

Распределение осадков на Земле. Роль воздушных течений в формировании климата.

09

Практикум

Анализ климатических карт

Работа с картами атласа

§7, пересказ, вопросы стр. 41,  устно

8/3

Распределение осадков на Земле. Роль воздушных течений в формировании климата.

09

9/4

Климатические пояса Земли.

09

Урок изучения нового материала

Анализ карты климатических поясов Земли

Фронтальный опрос, тестирование

§8, пересказ, стр.44-45, задания

Гидросфера Земли (2 часа)

10/1

Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений.

09

Урок изучения нового материала

Части гидросферы. Мировой океан. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Стихийные явления в океане. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хоз. использование.

Знать

Части гидросферы. Свойства водных масс. Различие в природе частей Мирового океана и вод суши.

Уметь

Описывать примеры взаимодействия океана с атмосферой и сушей. Объяснять роль океана в жизни Земли. Свойства вод. Объяснять причины образования течений

Обозначение на к/к различных богатств Мирового океана

Работа с картами атласа

§9, 10, задания стр. 50, 52, устно

11/2

Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

09

Работа с картами атласа

§11, 12, рассказ по выбору

Географическая оболочка (2 часа)

12/1

Географическая оболочка планеты.

09

Урок изучения нового материала

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно – антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания.

Знать

Гипотезу возникновения жизни на Земле. Расселение по Земле растений, животных и человека. Природные комплексы и географическую зональность.

Уметь

Анализировать карту природных зон.

Анализ карты природных зон. Составление прогноза «Изменения природных комплексов под воздействием природных факторов и человеческой деятельности»

Фронтальный

§13, пересказ, вопросы стр.64, устно

13/2

Природные комплексы – составные части географической оболочки.

10

Знать: природные комплексы и географическую зональность.

 Уметь: анализировать карту природных зон

Практикум. Анализ карты природных зон.

Фронтальный

§14,15, пересказ, вопросы стр.66, 71, устно

Население Земли (1 час)

14/1

Освоение Земли человеком. Страны мира.

10

Урок-путешествие

Численность населения планеты, размещение, народы и религии, основные виды хозяйственной деятельности.

Ученики должны уметь: показывать крупнейшие народы Земли. Крупные города и их столицы.

Практикум.

Работа с картами атласа.

Работа с картами атласа

§16, пересказ, вопросы, стр.77 , устно

Раздел 2. МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ (76 ЧАСА).

Океаны (5 часов)

15/1

Тихий океан.

10

Урок изучения нового материала

Особенности природы океанов: строение рельефа дна океана, проявление зональности, система поверхностных течений,

органический мир.

Знать: особенности природы каждого  из океанов Земли. Рельеф дна, образование течений. Влияние океанов на природу материков. Ресурсы океанов. Будущее океанов.

Уметь:  показывать океаны и их части на карте.

Практикум. Работа с картами атласа.

Фронтальный

§ 17

16/2

Индийский океан.

10

§18

17/3

Атлантический и

10

Урок изучения нового материала

Фронтальный

§19

18/4

Северный Ледовитый океаны.

10

§20

19/5

Обобщающий урок по теме „Океаны“

10

Закрепление знаний и умений по разделу

Тест

Южные материки – 2 часа.

20/1

Общие особенности природы южных материков.

10

§ 21

21/2

Общие особенности природы южных материков.

10

§ 22,23

«Африка»  (18 часов)

22/1

Географическое положение Африки. История открытия и исследования.

10

Урок изучения нового материала

Особенности ГП Африки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Африки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.

Знать

Приемы определения ГП материка. Имена исследователей континента и результаты их работы.

Уметь

Определять ГП материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток. Оценивать влияние ГП на особенности природы материка.

Фронтальный

§24

23/2

Географическое положение Африки. История открытия и исследования. Практическая работа № 2

10

Практическая работа № 2

«Определение географических координат крайних точек Африки, обозначение и надписывание на к/к изучаемых в теме географических объектов»

24/3

Особенности рельефа Африки. Полезные ископаемые

10

Практикум

Знать: Особенности рельефа. Зависимость форм рельефа от тектонического строения материка.

Уметь: Называть и показывать на карте крупные формы рельефа и месторождения полезных ископаемых.

Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Работа с картами атласа, заполнение таблицы.

§ 25

25/4

Климат Африки.

10

Практикум

Знать: особенности климата материка.

Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов.

Чтение климатических диаграмм.

Работа с картами атласа.

§26

26/5

Внутренние воды Африки.

10

Практикум

Знать: основные речные системы, озера материка.

Уметь: показывать внутренние воды на карте

Характеристика речной системы с установлением связей: река-рельеф-климат. Обозначение на к/к крупных рек и озер.

Работа с картами атласа, тестирование

§27

27/6

Природные зоны Африки.

10

Практикум

Знать: особенности природных зон материка. Уметь: объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка.

Описание одной из зон по учебным картам по типовому плану. Обозначение на к/к природных зон.

Работа с картами атласа.

II четверть

28/7

Природные зоны Африки.

11

§28

29/8

Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки.                

11

§29

30/9

Население Африки

11

Практикум

 Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Африки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хоз.деятельности.

Знать:Численность, плотность, особенности размещения населения. Современную политическую карту Африки.

Уметь: Определять по карте ГП страны и ее столицы. Показывать на карте крупные страны и их столицы.

Описание географического положения страны по политической карте.

Сообщения

§30

31/10

Страны Северной Африки. Алжир.

11

Путешествие

Знать: состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города.

Описание природных условий населения и хозяйственной жизни одной из стран

Работа с картами атласа

§31

32/11

Страны Северной Африки.

11

33/12

Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия.

11

§32

34/13

Страны Западной и Центральной Африки.

11

35/14

Страны Восточной Африки. Эфиопия.

11

§33

36/15

Страны Восточной Африки.

11

37/16

Страны Южной Африки.

Южно-Африканская республика

12

Путешествие

§34

38/17

Страны Южной Африки.

12

39/18

Обобщение по теме «Африка»

12

Урок-игра

Закрепление знаний и умений по разделу

Тестирование

Австралия (5часов)

40/1

Австралия: географическое положение и история исследования материка. Практическая работа №  3

12

Урок изучения нового материала

Особенности ГП Австралии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Австралии на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.

Знать

Приемы определения ГП Австралии. Имена исследователей континента и результаты их работы.

Уметь

Определять ГП Австралии, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние ГП на особенности природы Австралии.

 Практическая работа №  3

«Определение географических координат крайних точек Австралии, обозначение и надписывание на к/к изучаемых в теме географических объектов»

Фронтальный

§35

41/2

Климат. Внутренние воды.

12

Путешествие

Знать: Особенности рельефа. Зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Особенности климата Австралии.

Уметь: Называть и показывать на карте крупные формы рельефа и месторождения полезных ископаемых. Показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов, показывать внутренние воды на карте.

Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Обозначение на к/к крупных рек и озер.

Работа с картами атласа

§36

42/3

Природные зоны. Органический мир.

12

§ 37

43/4

Население Австралии. Австралийский союз.

12

Практикум

 Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Австралии. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание) Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хоз. деятельности.

Знать:Численность, плотность, особенности размещения населения. Современную политическую карту.

Уметь: Определять по карте ГП страны и ее столицы. Показывать на карте крупные страны и их столицы.

Описание ГП станы по политической карте.

Работа с картами атласа

§38

44/5

Океания

12

Практикум

Особенности ГП. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории.

Знать: особенности природы, населения Океании.

Работа с картами атласа.

§39

Южная Америка (10 часов)

45/1

Южная Америка: географическое положение. История открытия и освоения. Практическая работа №  4

12

Путешествие

Особенности ГП Южной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Южной Америки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.

Знать: Приемы определения ГП Южной Америки. Имена исследователей континента и результаты их работы.

Уметь: Определять ГП Южной Америки, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние ГП на особенности природы материка.

Практическая работа №  4 «Определение географических координат крайних точек Африки, обозначение и надписывание на к/к изучаемых в теме географических объектов»

Фронтальный

§40

46/2

Особенности рельефа Южной Америки. Размещение полезных ископаемых на материке.

12

Практикум

Знать: Особенности рельефа. Зависимость форм рельефа от тектонического строения материка.

Уметь: Называть и показывать на карте крупные формы рельефа и месторождения полезных ископаемых.

Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной

Америки

Работа с картами атласа

§41

47/3

Климат Южной Америки.

12

Урок изучения нового материала

Знать: особенности климата материка.

Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов.

Сравнительное описание крупных речных систем Африки и Южной Америки

Чтение климато

грамм

§42

48/4

Внутренние  воды Южной Америки.

12

Знать: Основные речные системы, озера материка.

Уметь: Показывать внутренние воды на карте.

§ 43

49/5

Природные зоны Южной Америки

12

Знать: особенности природных зон материка.

Уметь: объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка.

Практическая работа  №  8

Анализ карт различного содержания с целью определения взаимосвязи географических компонентов и природных комплексов между собой (Южная Америка).

Работа с картами атласа.

III четверть

50/6

Природные зоны Южной Америки Практическая работа №  8

01

Практикум

§44

51/7

Население Южной Америки

01

исследование

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Австралии. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.

Знать:Численность, плотность, особенности размещения населения. Современную политическую карту.

Уметь: Определять по карте ГП страны и ее столицы. Показывать на карте крупные страны и их столицы.

Описание ГП станы по политической карте.

Сообщения

52/8

Страны Южной Америки.

01

Исследование.

Урок повторения и обобщения

Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание) Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде.

Состав территории и ее регионы. Черты различия между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия. Крупные города.

Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из стран.

Работа с картами атласа

§46

53/9

Страны Южной Америки.

01

§47

54/10

Итоговый урок по теме «Южная Америка»

01

Антарктида (4 часа)

55/1

Антарктида – особенности географического положения.

01

Урок изучения нового материала

Особенности ГП Антарктиды.

Основные черты природы.

Особенности открытия и освоения территории.

Знать

Приемы определения ГП материка, имена исследователей континента и результаты из работы.

Уметь

Определять ГП; оценивать его влияние на особенности природы материка.

Определение географических координат крайних точек, протяжённости материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка

Работа с картами атласа

§ 48

56/2

Открытие и исследование Антарктиды

01

57/3

Природа Антарктиды

01

Путешествие

Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Антарктиды, особенности климата материка.

Уметь: называть и показывать на карте крупные формы

рельефа, местор.полезных ископаемых; показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов.

Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Работа с картами атласа

§49

58/4

Природа Антарктиды

01

Северные материки -1 час

59/1

Общие особенности природы северных материков

01

§ 50

Северная Америка ( 12 часов)

60/1

Северная Америка: географическое положение, история открытия и исследования материка.

02

Урок изучения нового материала

Особенности ГП материков. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление материка на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.

Знать:приемы определения ГП Северной Америки, имена исследователей континента и результаты их работы.

Уметь:определять ГП Северной Америки, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах.

Оценивать влияние ГП  на особенности природы Северной Америки.

Фронтальный контроль. Работа с картами атласа

§51

61/2

Практическая работа № 6 

02

Практическая работа №6  «Определение географических координат крайних точек Северной Америки, обозначение и надписывание на к/к изучаемых в теме географических объектов

62//3

Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки.

02

Практикум

Знать: особенности рельефа зависимость форм рельефа от тектонического строения Северной Америки.

Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа , месторождения полезных ископаемых.

Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Работа с к/к

§52

63/4

Клима Северной Америки

02

Знать: особенности климата Северной Америки.

Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов.

Работа с картами атласа

§53

64/5

Клима Северной Америки Практическая работа № 9 

02

Практикум

Практическая работа №9  «Сравнение климата отдельных частей материка (Северная Америка), расположенных в одном климатическом поясе, отражение результатов в таблице».

65/6

Внутренние воды Северной Америки

02

Практикум

Знать: основные речные системы, озера материка.

Уметь: показывать внутренние воды на карте

Характеристика речной системы с установлением связей: река-рельеф-климат. Обозначение на к/к крупных рек и озер.

Работа с контурной картой

§54

66/7

Природные зоны Северной Америки

02

исследование

Знать: особенности природных зон материка.

Уметь: объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка.

Описание одной из зон по учебным картам по типовому плану.

Обозначение на к/к природных зон.

Составление таблицы.

§55

67/8

Природные зоны Северной Америки

02

68/9

Население и страны Северной Америки.

02

Уроки-путешествия

Численность и размещение населения. Историко-географические

Знать: численность, плотность, особенности размещения населения.

 

работа с контурной картой

§56

69/10

Канада.

02

§ 57

70/11

Соединенные Штаты Америки. Практическая работа № 10

02

этапы заселения Австралии. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и

религий на основе сравнения карт.

Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание) Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде.

Современную политическую карту.

Состав территории и ее регионы. Черты различия между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт,

народные промыслы, религия. Крупные города.

Уметь: Определять по карте ГП страны и ее столицы. Показывать на карте крупные страны и их столицы.

Практическая работа №10

  Составление по картам и другим источникам описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из названных в программе стран материка

§58

71/12

Обобщение знаний и умений по теме «Северная Америка»

02

Урок повторения и обобщения

Закрепление знаний и умений по разделу

Тестирование

§51-58

Евразия (19 часов)

72/1

Евразия: географическое положение и история исследования материка. Практическая работа № 7  

03

Урок изучения нового материала

Особенности ГП Евразии.

Основные черты природы.

Особенности открытия и освоения территории. Деление Евразии на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.

Знать:приемы определения ГП Евразии, имена исследователей континента и результаты их работы.

Уметь:определять ГП Евразии, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах.

Оценивать влияние ГП на особенности природы Евразии.

Практическая работа №7  

«Определение географических координат крайних точек Евразии, обозначение и надписывание на к/к изучаемых в теме географических объектов»

Фронтальный

§59

73/2

Особенности рельефа Евразии и  его развитие.

03

Практикум

Знать:особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Евразии.

Уметь:называть и показывать на карте крупные формы рельефа , месторождения полезных ископаемых.

Анализ карт

Работа с к/к, географичес

кий диктант.

§60

74/3

Основные формы рельефа. Размещение полезных ископаемых.

03

Практикум

Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

Работа с картами атласа

§61

75/4

Климат Евразии Практическая работа № 11

03

Практикум

Знать: особенности климата Евразии.

Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов.

Практическая работа №11

«Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам» 

Работа с картами атласа

§62

76/5

Внутренние воды Евразии.

03

Практикум

Знать: основные речные системы, озера материка.

Уметь: показывать внутренние воды на карте.

Практикум. Обозначение на к/к крупных рек и озёр. Характеристика речной системы.

Работа с картами атласа

§63

77/6

Природные зоны Практическая работа № 12

03

Практикум

Знать: особенности природных зон Евразии.

Уметь: объяснять своеобразие природы Евразии, характеризовать природу отдельных частей материка.

Практическая работа №12

Сравнение природных зон 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление причин сходства и различий в чередовании зон

§64

78/7

Высотная поясность

03

Урок актуализации знаний и умений

§65

79/8

Народы Евразии.  Страны.

03

Урок актуализации знаний и умений

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Австралии. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.

Знать: численность, плотность, особенности размещения населения. Современную политическую карту.

Уметь: Определять по карте ГП страны и ее столицы. Показывать на карте крупные страны и их столицы.

Описание ГП страны по политической карте

§66

79/9

Страны Северной и Западной Европы

03

Путешествие

Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание) Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде.

Знать:состав территории и ее регионы. Черты различия между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия. Крупные города.

Практическая работа №13  

Составление по картам и другим источникам географических знаний комплексного описания одной из стран Зарубежной Европы и Зарубежной Азии

Подготовка сообщений на тему, написание рекламного ролика «Приглашение в страну»

§67,68

IV четверть

80/10

Франция. Германия.

§ 69, 70

81/11

Страны Восточной Европы.

Путешествие

§71

82/12

Страны Южной Европы. Италия.

Путешествие

§72

83/13

Практическая работа №13  

Практикум

84/14

Страны Юго-Западной и Центральной Азии.

§73,74

85/15

Страны Восточной Азии. Китай.

Путешествие

§75

86/16

Япония.

Практикум

§76

87/17

Страны Южной Азии. Индия.

1

Путешествие

§77

88/18

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия.

1

Путешествие

§78

89/19

Итоговый урок по теме «Евразия»

1

Урок-игра

НРЭО                                                               Природа Челябинской области-11 часов

90/1

Рельеф Челябинского Южного Урала. «Биография

Знать: рельефную карту Челябинской области,

Уметь: Описывать географическое положение Урала по глобусу или физической карте; описывать Уральские горы с использованием плана, разработанного на уроке

91/2

Богатства каменного пояса

Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов

92/3

Рельеф и хозяйственная деятельность обитателей нашего края

Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности

93/4

Погодные явления на Челябинском Южном Урале

Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года. Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае и в сентябре

94/5

Речная сеть Челябинского Южного Урала

Проводить воображаемые путешествия по рекам Миасс и Урал. Выявлять основные различия горных и равнинных рек Южного Урала

95/6

Озера и болота, подземные воды и родники

96/7

Вода в жизни жителей нашего края

Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённым объектам гидросферы.

97/8

Природные зоны и ландшафты челябинского Южного Урала

Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания

98/9

Почвы и растительность Челябинского Южного Урала

Изучать механический состав и кислотность почвы на пришкольном участке.

99/10

Животный мир челябинской области

100/11

Охрана природы. 2 красная  Книга « Челябинской области

Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Национальных парков «Таганай» или «Зюраткуль». Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы. Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы.

РАЗДЕЛ 3. Географическая оболочка – наш дом - 3 часа

101/1

Закономерности развития географической оболочки

1

Урок изучения нового материала

Этапы развития

географической

оболочки, состав географической оболочки, связи между ее компонентами.

Знать: этапы развития географической оболочки.

Уметь: называть состав географической оболочки и объяснять связи между ее компонентами.

Составление таблицы, отражающей основные свойства географической оболочки и их проявления.

§79

102/2

Взаимодействие природы и общества

1

Урок изучения нового материала

Знать: как взаимодействуют природа и общество, как влияет деятельность человека на природу.

Уметь: объяснять причины географической зональности, значение природных богатств для человека, влияние

человека на природу.

Фронтальный опрос

§80

103/3

Изменение природы хозяйственной деятельностью человека.

§ 81

104-105

Итоговое тестирование за курс «География материков и океанов»

Урок обобщения и повторения

Закрепление знаний и умений по курсу

Тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...