Рабочая программа по географии 9 класс
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс) на тему

Овчинникова Наталья Владимировна

Рабочая программа составлена к учебнику Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География. Население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_9_klass.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дубровская №1 средняя общеобразовательная школа

имени генерал-майора Никитина Ивана Семеновича

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО учителей географии

_____________Е. В. Чернякова

Протокол № _____ от

«____»_______________2014г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ Дубровской №1 СОШ

им. генерал-майора Никитина И.С.

_______________И.Н. Глушанкова

«____»____________________2014г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Дубровской №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С.

___________С.А. Филимоненков

Приказ №_______ от

«____»_________________2014г.

Рабочая программа

учебного предмета

«География».

 Население и хозяйство России

9 класс

Учитель:

Овчинникова Наталья Владимировна, учитель географии

МБОУ Дубровской №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С.

Принята к реализации педагогическим советом

МБОУ Дубровской №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С.

протокол №1 от 29.08.2014г.

2014-2015 учебный год


Пояснительная записка

Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых разработана рабочая программа

Рабочая программа учебного предмета «География». Население и хозяйство России (далее – Рабочая программа) разработана для обучающихся 9 класса общеобразовательной школы с учетом федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Сведения об авторской программе

Рабочая программа учебного предмета «География». Население и хозяйство России соответствует авторской программе Домогацких Е.М. География. Начальный курс/Домогацких Е.М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений, М.: Русское слово, 2010

Сведения об используемом учебнике

Данная Рабочая программа ориентирована на учебник Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География. Население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2011.

Цели и задачи изучения учебного предмета:

  • сформировать целостный географический образ своей Родины;
  • дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;
  • сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;
  • сформировать необходимые географические умения и навыки;

  • воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;
  • воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа учебного предмета «География». Население и хозяйство России рассматривает население и хозяйство России.

География в основной школе  — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Описание места учебного предмета в учебном плане школы

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Рабочая программа учебного предмета «География». Население и хозяйство России для обучающихся 9 класса составлена из расчета 70  учебных часов.

Контрольные  работа предусмотрены в рамках уроков итогового повторения.

Изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование:

В авторской программе на изучение населения и хозяйства России отведено 45 часов, оценочные практические работы не вынесены в отдельные уроки. Поэтому я увеличила количество часов на изучение тем за счет выделения отдельных уроков для выполнения программных практических работ, проведения обобщающих и контрольных уроков по темам:

  • Введение - 1 час;
  • Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России - 9 часов;
  • Население России - 10 часов;
  • Хозяйство России - 20 часов;
  • Экономические районы России - 17 часов;
  • Страны ближнего зарубежья - 5 часов;
  • Место России в хозяйственной системе современного мира — 2 часа;
  • Обобщающее повторение курса «Экономическая  география  России» - 6 часов.

Содержание учебного предмета

ЧАСТЬ II. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

 

9 КЛАСС (70 часов)

 

Введение. Экономическая и социальная география (1 час)

Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс – главный объект исследования экономической географии. Различия между природным и хозяйственным комплексом.

Основные понятия: экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс.

 

Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ (9 часов)

 

Тема 1. Россия на карте мира.

Природные условия и ресурсы России

 

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств.

Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны.

Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.

Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.

Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям – биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера.

Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России.

Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.

Основные понятия: социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация, природные условия, адаптация, природные ресурсы.

Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран. 2. Определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными дорогами, трубопроводами и водными путями.

 

Тема 2. Население России (10 часов)

 

Демография. Переписи населения. Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России.

Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны.

Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации.

Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.

Обобщение и контроль знаний по теме «Население России»

Основные понятия: естественный прирост, воспроизводство населения, трудовые ресурсы, плотность населения, миграции, расселение, урбанизация.

Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту национально-территориальных образований и краев. 2. Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации. 3. Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально-территориальных образований в составе страны».

 

Тема 3. Хозяйство России (20 часов)

 

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

Основные понятия: национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.

Практические работы. 1. Выбор места для строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства. 2. Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны. 3. Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных. 4. Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности. 5. Определение по картам основных центров размещения металлоемкого и трудоемкого машиностроения. 6. Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства.

 

Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ (17 часов)

 

Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север – самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны.

Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад – транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение – главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург – многофункциональный центр района.

Калининградская область – самая западная территория России.

Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.

Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.

Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района.

Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Обобщение и контроль знаний по теме : «Экономические районы  России»

Основные понятия: транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.

Практические работы. 1. Экономико-географическая характеристика территории (области, края, республики) по типовому плану. 2. Составление схемы внешних производственно-территориальных связей экономического района. 3. Сравнение экономико-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов. 4. Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа. 5. Сравнение хозяйственной специализации Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов.

 

 

Раздел 3. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ (5 часов)

 

Страны Европейского Запада. Страны Балтии – Эстония, Латвия и Литва – небольшие государства с ограниченными природными ресурсами. Ключевая роль отраслей неметаллоемкого машиностроения. Белоруссия. Ее транзитное положение между Россией и зарубежной Европой. Специализации на транспортном машиностроении и химической промышленности. Общие для стран Европейского Запада черты экономики: легкая и пищевая промышленность, животноводческая специализация сельского хозяйства.

Страны Европейского Юга. Богатые природные ресурсы и благоприятные условия – основа экономики Украины. Многоотраслевая промышленность Украины. Ведущая роль металлургии, машиностроения и химической промышленности. Украина – крупнейший производитель зерна в ближнем зарубежье. Агроклиматические ресурсы – основа сельскохозяйственной специализации Молдовы.

Страны Закавказья. Южное положение и преобладание горного рельефа. Ограниченный набор минеральных ресурсов. Сельское хозяйство – основа экономики Грузии. Точное машиностроение и цветная металлургия – хозяйственная специализация Армении. Нефтегазовый комплекс Азербайджана.

Страны Азиатского Юга. Казахстан – страна-гигант. Рудные и топливные ресурсы – база для металлургии и нефтегазовой промышленности. Доминирующая роль черной и цветной металлургии. Природные условия, определяющие сельскохозяйственную специфику разных частей страны. Четыре среднеазиатские республики: черты сходства и различия. Преобладание сельского хозяйства: хлопководства, шелководства, садоводства и виноградарства.

Основные понятия: прибалтийский тип сельского хозяйства, завалуненность, теплолюбивые культуры, каракульские овцы, пустыни, ковроткачество, длинноволокнистый хлопок.

Практическая работа: составление схемы внешних производственно-территориальных связей между странами ближнего зарубежья и Россией.

 

 

Заключение. Место России

в хозяйственной системе современного мира (2 часа)

 

Развитие хозяйственного комплекса России и изменение ее экономического значения на международном уровне.

Итоговое повторение (6 часов)

Требования к уровню подготовки обучающихся

Рабочая программа учебного предмета «География». Население и хозяйство России  дает возможность вести работу по формированию у обучающихся следующих требований к уровню подготовки:

Учащиеся должны:

1. Знать (понимать):

– географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;

– причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;

– связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;

– факторы размещения основных отраслей хозяйства России;

– основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;

– крупнейшие городские агломерации нашей страны;

– причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;

–географию народов, населяющих нашу страну.

 

2. Уметь:

– давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;

– приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;

– объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.

 

Тематическое планирование

Номер урока

Дата

Наименование разделов, тем отдельных уроков

Количество часов

по плану

фактически

Введение

1

1

3.09

Что изучает экономическая география России

1

Тема 1. Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России

9

2

5.09

Заселение территории России

1

3

10.09

ЭГП, геополитическое и экономическое положение России Практическая работа №1 Нанесение на к/к соседних с Россией стран. Практическая работа

№2 Определение пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными дорогами, трубопроводами и водными путями

1

4

12.09

Административно-территориальное устройство России

1

5

17.09

Экономико-географическое районирование

1

6

19.09

Природные условия страны

1

7

24.09

Ресурсный потенциал страны. Территориальное сочетание ресурсов

1

8

26.09

Основные типы природопользования

1

9

1.10

Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов

1

10

3.10

Россия на карте мира. Обобщение и проверка знаний по теме.

1

Тема 2. Население России

10

11

8.10

Численность и воспроизводство населения России

1

12

10.10

Размещение населения России

1

13

15.10

Практическая работа №3 Определение по статистическим данным плотности населения субъектов РФ

1

14

17.10

Миграция населения

1

15

22.10

Формы расселения и урбанизация

1

16

24.10

Этнический и религиозный состав населения

1

17

29.10

Практическая работа №4  Нанесение на к/к национально-территориальных образований и краев

6

18

31.10

Практическая работа №5 Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально-территориальных образований в составе страны»

1

19

12.11

Трудовые ресурсы и рынок труда

1

20

14.11

Контрольная работа по теме «Население России»

1

Тема 3. Хозяйство России

20

21

19.11

Национальная экономика

1

22

21.11

Факторы размещения производства Практическая работа №6. Выбор места для строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства

1

23

26.11

ТЭК. Нефтяная и газовая промышленность

1

24

28.11

ТЭК: угольная промышленность Практическая работа №7. Сравнительная характеристика двух угольных бассейнов страны

1

25

3.12

ТЭК: электроэнергетика

1

26

5.12

Металлургический комплекс: черная металлургия

1

27

10.12

Металлургический комплекс: цветная металлургия

1

28

12.12

Практическая работа №8. Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных

1

29

17.12

Машиностроение

1

30

19.12

Практическая работа №9.Определение по картам основных центров размещения металлоемкого и трудоемкого машиностроения.

1

31

24.12

Химическая промышленность

1

32

26.12

Лесная промышленность

1

33

14.01

Сельское хозяйство: растениеводство

1

34

16.01

Сельское хозяйство: животноводство

1

35

21.01

Зональная специализация сельского хозяйства Практическая работа №10. Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства

1

36

23.01

Пищевая и легкая промышленность

1

37

28.01

Транспорт России

1

38

30.01

Нематериальная сфера хозяйства

1

39

4.02

Обобщение материала по теме «Хозяйство России»

1

40

6.02

Контрольная работа по теме «Хозяйство России»

1

Тема 4. Экономически районы России

17

41

11.02

Северный экономический район

1

42

13.02

Северо-Западный экономический район

1

43

18.02

Практическая работа №11 Составление схемы внешних производственно-территориальных связей  Северо-Западного экономического района

1

44

20.02

Калининградская область Практическая работа №12 Экономико-географическая характеристика территории по типовому плану

1

45

25.02

Центральный экономический район

1

46

27.02

Практическая работа №13 Сравнение ЭГП и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов

1

47

4.03

Центрально-Черноземный экономический район

1

48

6.03

Волго -Вятский район

1

49

11.03

Северо-Кавказский район

1

50

13.03

Практическая работа №14 Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа

1

51

18.03

Поволжский район

1

52

20.03

Уральский район

1

53

1.04

Западно-Сибирский район

1

54

3.04

Восточно-Сибирский район

1

55

8.04

Практическая работа №15 Сравнение хозяйственной специализации Западно-Сибирского района и Восточно-Сибирского  района

1

56

10.04

Дальневосточный район

1

57

15.04

Контрольная работа по теме «Экономические районы России»

1

Тема 5. Страны ближнего зарубежья

5

58

17.04

Страны Балтии и Белоруссия

1

59

22.04

Украина и Молдавия

1

60

24.04

Страны Закавказья

1

61

29.04

Страны Центрально-Азиатского региона

1

62

6.05

Практическая работа №16. Составление схемы внешних производственно-территориальных связей между странами ближнего зарубежья и России

1

Тема 6. Место России в хозяйственной системе современного мира

2

63

8.05

Место России в мировой экономике

1

64

8.05

Место России в мировой экономике (продолжение)

1

Обобщающее повторение курса «Экономическая география России»

6

65

13.05

Природные условия и ресурсы России

1

66

15.05

Население России

1

67

15.05

Хозяйство России

1

68

20.05

Западная экономическая зона

1

69

20.05

Восточная экономическая зона

1

70

22.05

Итоговая контрольная работа по курсу

1

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Cведения о программно-методическом обеспечении

Программа

Домогацких Е.М. География. Начальный курс/Домогацких Е.М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений, М.: Русское слово, 2010

Cведения об используемом УМК

Учебник

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География. Население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2011.

Cведения о материальном обеспечении

Карты

Настенные географические  карты

Атлас  и контурные карты по географии 9 класс

Компьютерные и информационно - коммуникативные средства

1. География. 9 класс. Мультимедийное учебное пособие.

2. Презентации по курсу География 9 класс

3. Интернет-ресурсы 

Cведения об используемом методическом обеспечении

Учебно-методические пособия для учителя

  1. Баринова И.И. География России 8-9 кл.: Методическое пособие – М.: Дрофа, 1999.
  2. География ХМАО: учебное пособие для 8-9 кл., М.: Экопрос, 1996.
  3. Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения. – М.: АРКТИ, 1998.
  4. Элькин Г.Н. География населения и хозяйства России. 9 кл.: Методическое пособие. – СПб: «Паритет», 2001.

Cведения об используемом техническом обеспечении

Мультимедийный комплекс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...