Применение современных ИКТ при подготовке обучающихся к ОГЭ по географии.
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (9 класс) на тему

В статье описываются основные проблемы при подготовке учащихся к ОГЭ по географии и пути их решения на основе использования современных ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение современных ИКТ при подготовке обучающихся к ОГЭ по географии.

В последние десятилетия наблюдается постоянное снижение интереса к географии в школьном образовании, несмотря на то, что география является единственным предметом школьного курса дающим целостное предоставление о Земле как планете людей. В это же время ОГЭ является колоссальной психологической нагрузкой для современных школьников, неособенно  обремененных глубокими систематическими знаниями.     Все это создает значительные трудности для учителя географии. Ему приходится в условиях ограниченного времени и отсутствия желания у учеников изучать «необязательный» по их мнению предмет, готовить учащихся к сдаче ОГЭ.

 Выходом из этой затруднительной ситуации  мне видится в применении современных ИКТ. Они не только облегчают педагогические задачи учителя, но и способствуют решению важнейших целей нового стандарта образования:  развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности.

Основными средствами ИКТ на моих уроках являются:

  1. Электронный учебник линии УМК «Сфера» для общеобразовательных организаций
  2. Презентации
  3. Компьютеры
  4. Интернет-ресурсы

Остановимся подробнее на этих средствах.

Электронный учебник позволяет не только изучать новый материал, но и в интерактивном режиме контролировать знания обучающихся. В процессе его использования можно выделить следующие положительные стороны:

  • учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающих, тренировочных, итоговых) и тестовых заданий;
  • создается ситуация успеха: при неудачном выполнении задания имеется возможность повторить его несколько раз, выбирая индивидуальный темп работы, не боясь отстать от других одноклассников, или ответить хуже их. Часть практических заданий имеет игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения;
  • демонстрация анимационных схем, видеофильмов раскрывают сущность изучаемого явления и его динамичность в случае, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер;
  • имеются широкие функциональные возможности работы с интерактивными картами: работа со слоями карты( физические, тектонические, климатические, карты природных зон), метод сопоставления карт путем накладывания одной карты на другую, позволяет реализовать деятельностный, практико - ориентированный подходы в обучении, формируя важнейшие географические умения -картографические.

Презентации. Основной задачей учителя является мотивировать ученика в его занятиях географией. В условиях сокращения часов на преподавание географии становиться понятно, что изучать отдельные темы можно только бегло. Не секрет, что многие ученики недостаточно знают фактический материал. Это затрудняет формирование у учеников интереса к предмету. Повысить интерес к географии можно через создание мультимедийных презентаций. Этот вид деятельности очень нравится школьникам разных возрастов с 6 по 10 класс. Устойчивый интерес, который проявляют в этом случае ученики, объясняется следующими причинами:

  • работа над презентацией  сама по себе привлекательна;
  • необходимость работы с компьютером, без которого нельзя создать презентацию;
  • возможность использовать широкое информационное поле, в том числе и Интернет;
  • создание презентации предполагает использование дизайна, что связано с необходимостью проявления творчества. Для учеников нашего колледжа, увлекающихся компьютерными технологиями, появляется хорошая возможность применить свои знания и умения на практике, используя их в другой области знаний.

При этом учащиеся с удовольствием учатся делать не просто интересные презентации, а доводить их до мультимедийных проектов, с использованием аудио- и видеоматериалов.

Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения в школе. Применение компьютера позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации.  Он дает возможность учащимся самостоятельно извлекать знания, способствует развитию интеллекта школьника, расширяет учебную информацию и набор применяемых учебных задач, позволяет изменить качество контроля над деятельностью учащегося.Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, что ускоряет процесс усвоения материала. Компьютерные тренажеры способствуют приобретению практических навыков. Интерактивные тестирующие системы анализируют качество знаний.

Чем чаще учащиеся используют  компьютер в учебном процессе, тем глубже осознают практически безграничный диапазон его применения.

 Интернет-ресурсы  Они нужны как глобус, карта и другие средства познания окружающего нас мира. Как наиболее современное и доступное средство придания географическому материалу наглядности. При этом интернет не может заменить учителя и традиционные методы, такие как учебник, карты атласа.  На уроке обязательно объяснение учителя по настенной карте, чтение учебника, работа на доске. Эти методы могут сопровождаться  яркими слайдами, космическими снимками. Только сумма всех методов и подходов способна дать результат – сформировать у учеников реальную картину окружающего их мира. При подготовке к ОГЭ учителю очень важно донести до ученика, что главное, не объем информации, а ее достоверность.

Таким образом, можно сделать следующие вывод: применение современных ИКТ при подготовке к ОГЭ на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

  • повышает мотивацию учащихся к учению;
  • активизирует познавательную деятельность;
  • развивает мышление и творческие способности ребёнка;
  • формирует активную жизненную позицию в современном обществе;
  • создает ситуацию успешности, которая помогает подойти обучающимся к ОГЭ в более комфортном психологическом состоянии.

Литература:

  1. Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. - М.: Издательский Дом "Генжер", 2004. - 80с.
  2. Кедь В.И. Повышение интереса к обучению географии за счет информационно-компьютерных технологий. Повышение мотивации к учению [электронный ресурс]// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/582770/ (Дата обращения: 08.04.2016)  
  3. Сборник нормативных документов. География / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004. - 141с.
  4. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования (Москва, 2001). Приложение к газете "Первое сентября": Управление школой - №30-31 / 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии

Из опыта работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ...

Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии

Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии...

Использование современных информационных ресурсов для эффективной подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии.

Использование современных информационных ресурсов для эффективной  подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии. Презентация и коментарии выступления на педагогической конференции....

Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии

С 2009 года для всех выпускников образовательных учреждений ЕГЭ стал обязательным по всем  учебным дисциплинам школьного курса. Высокий балл, полученный на ЕГЭ, многократно повышает вероятн...

Применение современных технологий при подготовке к ГИА по обществознанию

Вопрос сдачи государственной итоговой аттестации в 9 классе, беспокоит всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей, учителей. Педагог-предметник должен обеспечить обязательный ур...

Система подготовки обучающихся к ОГЭ по географии

В статье рассказывается о системе подготовки обучающихся к экзамену в форме ОГЭ по географии....

«Методика эффективной подготовки обучающихся к ОГЭ по географии»

Материал отражает основные методы работы учителя при подготовке учащихся к ОГЭ по географии с 5 по 9 класс....