Статья Преемственность на уроке географии в 5 классе
опыты и эксперименты по географии на тему

Амелина Нина Васильевна

Методические рекомендации по ведению географии в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_preemstvennosti_na_uroke_geografii_v_5_klasse.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ в 5КЛАССЕ

При выборе той или иной методической системы необходимо обратить внимание не только на собственные критерии выбора, но и на возможность осуществления преемственности между курсом - "Окружающий мир" в начальной школе и систематическими курсами географии, биологии, химии и физики в основной школе. Данный курс насыщен географическим и биологическим содержанием, служит основой для последующего изучения систематических курсов. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.

Готовить планирование для пятого класса, я начала в прошлом учебном году, для этого изучили содержание рабочей программы по окружающему миру, календарно-тематическое планирование, посетили ряд уроков:“Планеты Солнечной системы”, “Природные зоны России”, “Наши подземные богатства”. Побеседовали с учителями и учащимися.  Начала уделять больше внимание проектной деятельности и самостоятельному изучению материала. Дальнейшие посещения уроков и совместные разработанные приемы и методы изучения материала в 4 классе дали мне возможность в 5 классе безболезнено для учащихся начать изучение нового предмета географии.

Главная задача и цель курса - показать учащимся, что окружающий их мир познаваем и что каждому можно прикоснуться к Земле, что все явления природы могут быть научно обоснованы. Учащиеся в данном курсе впервые узнают много необычного из географии, учатся самостоятельно добывать знания из дополнительной литературы.

Естественнонаучное образование в 5–6 классах строится с учетом психологических особенностей, присущих детям 11–12-летнего возраста, и реализуется в виде интегрированного курса. Данный курс продолжает формировать целостную картину мира, представления о единстве и многообразии свойств живой и неживой природы, готовит учащихся к освоению основ наук о природе.

Наша задача – обеспечить качественный переход от недостаточно осознанных, эмоционально воспринимаемых форм действительности (начальная школа) к осознанным, волевым интеллектуальным действиям. Это достигается в первую очередь через осознание самого процесса учения, формирования научных основ естественных дисциплин. Учащиеся 5 класса имеют качественную предметную подготовку по основным содержательным линиям: развитие научных знаний разного уровня обобщения (мироведческих, страноведческих и краеведческих); история открытия и познания природы Земли; развитие природы и человеческого общества. Это предусматривает не только углубление и введение научных понятий, но и применение этих знаний в незнакомой ситуации. Ранее усвоенное понятие обогащается новым содержанием при изучении других связанных с ним и зависимых от него понятий. Таким образом, каждый раз изученное понятие выступает в новых связях и с разных точек зрения, и школьник воспроизводит изучение понятие (при этом нельзя путать с многократным повторением). Для этого преподавание курса важно строить в системе учебных задач, заданий и упражнений. К завершению изучения курса "Окружающий мир" у учащихся должна сложиться целостная структура восприятия живой и неживой природы, ее развития во времени и пространстве. Это становится особенно важным при переходе на изучение дисциплины "География".

Выявленные нами проблемы в 4 классе реализуются в 5 классе. Учащиеся самостоятельно ищут материал для уроков. Воплощают свои добытые знания в защите проектов. Ряд учащихся выбрали защищать свои работы на школьной научно-практической конференции, которая состоится в апреле.

Чтобы учащиеся основной школы успешно адаптировались к изучению нового предмета в 5 классе, должна проводиться учителем предметником большая предварительная работа с учителем начальных классов по преемственности.

Переходный период из начальной школы в среднюю сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

- сменой социальной обстановки;

-изменением роли учащегося;

- увеличением учебной нагрузки;

- изменением режима дня;

- разностью систем и форм обучения;

- нестыковкой программ начальной и средней школы;

-различием требований со стороны учителей-предметников.

Проблемы обеспечения преемственности в реализации ФГОС общего образования при обучении географии на разных ступенях образования».

    В основе ФГОС, как и в предшествующих проектах образовательных стандартов, лежит принцип преемственности. Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.  Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.

   Преемственность в условиях реализации ФГОС ОО рассматривается как механизм передачи эффективных способов деятельности, показывающая степень включения обучающегося в учебный процесс. Содержание обучения и способы его изложения должны обеспечивать эффективные способы деятельности учащихся. Работа  над учебными географическими умениями и их совершенствование проводятся в логической последовательности: начальная школа (как пропедевтика предмета географии) – основная – старшая школа.

  Аспект преемственности географических знаний и умений предусматривает построение содержания, обеспечивающего формирования у учащихся географической картины мира, географического мышления и знакомящего с методами и языком географии, т.е. формирование элементов географической культуры учащихся, которая формируется на протяжении всего школьного образования.

    Осуществление преемственности системы географического образования на основе формирования признаков каждой ступени способствует повышению качества географического образования.

   Солидной пропедевтической основой изучения всей географии с 5 по 9 класс являются знания и умения учащихся, полученные в процессе изучения курса « Окружающий мир» в начальной школе. При изучении  этого курса формируются представления учащихся о формах и размерах Земли, следствиях вращения Земли, о глобусе, плане и географической карте. На этой первой ступени обучения уже должны быть заложены элементы географической культуры: пространственные и картографические представления, географические факты, номенклатура, то есть эмпирические знания, которые объективно легче теоретических, поэтому наиболее доступны младшим школьникам.

   Географические землеведческие курсы 5-6 классов предусматривают изучение достаточно сложных понятий и практических умений и навыков, при изучении которых формируются  важнейшие географические компетенции. Очень важно реализовать  возможность обстоятельно изучить такую важную тему, как «План и карта», выполняя под руководством учителя различные виды практических работ. Необходимо проведение специальных практикумов на местности при формировании важных умений ориентироваться на местности. Важнейшим из формируемых умений является определение географических координат, для качественного усвоения которых необходимо предоставлять учащимся большую самостоятельность в решении учебных задач.

   Курс географии в 7 классе является переходным от землеведческих курсов 5-6 классов к курсу географии своей страны в 8-9 классах. Плавность перехода зависит от соотношения землеведческих и страноведческих компоненов содержания. При изучении физико-географических особенностей материков и океанов важно обеспечить формирование знаний о влиянии этих условий на хозяйственную деятельность населения конкретных стран, расположенных в пределах изучаемого материка, и умений устанавливать взаимосвязи в системе "природа - человек - хозяйственная деятельность", используя различные источники географических знаний. Увеличение страноведческого вектора в содержании данного курса важно и по причине изучения курса географии в 10-11 классах по выбору.

   Курс «География России» изучается  в 8-9 классах как единый страноведческий курс. Он содержит большие возможности для формирования познавательных и коммуникативных учебных действий. Учебные задачи по оценке природно-ресурсного потенциала изучаемой территории, обоснованию отраслевой специализации, географическому обоснованию размещения современных агропромышленных и промышленных предприятий, социальных объектов являются основой для организации проектной деятельности учащихся, формирования у них  приемов работы по подбору и анализу информации, развитию географического мышления.

  На новой основе требуется рассматривать и преемственность в процессе реализации краеведческого подхода в обучении географии. Землеведческие курсы 5- 6 классов, также как и пропедевческий курс окружающего мира, и тем более курс «География России» не могут качественно преподаваться в отрыве от изучения природных, хозяйственных особенностей своего края и организации различных видов деятельности учащихся  по применению результатов своих наблюдений, опытов и исследований на уроках географии.

3 класс (68 ч)

Как устроен мир (6 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Что нас окружает?

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери др.)

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

4 класс (68 ч)

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая«книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние наживую природу.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия: Лес и человек.

Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Родной край – часть большой страны (15 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Экскурсия: Поверхность нашего края.

Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.

Современная Россия (9 ч)

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Основные приемы чтения карты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.

Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями,  раскрытие зависимости рек от  рельефа и климата....

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...