Занимательная география во внеурочной деятельности.
статья по географии на тему

Усачева Ирина Викторовна

Моя статья о работе во внеурочное время по географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_geografiya_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательная география во внеурочной деятельности.

Понятие «Занимательная география» вмещает многообразие  элементов, используемых учителями  как  на уроке, так и во внеклассной работе в целях успешного решения педагогических задач. К этому  понятию относятся – географические игры, задачи, вопросы, загадки, шарады , ребусы, а также  кроссворды, чайнворды, головоломки и пр.

Благоприятные условия для разнообразных форм занимательной географии складываются во внеурочной работе. Если на уроке занимательные средства значительно активизируют мыслительную деятельность школьников, оживляют изучение материала и способствуют закреплению его, то во внеурочной работе, помимо известного оживления занятий и углубления знаний, они открывают возможности для развития у подростков исследовательского подхода к делу, поиска данных для решения задач.

Вместе с тем занимательность развивает интерес и любовь к географической науке, делает более жизнерадостной и энергичной деятельность учащихся, нередко вносит элементы здорового отдыха, создает у них хорошее настроение.

Занимательность используется в очередных занятиях, в походах и экскурсиях, на географических вечерах, в стенных газетах.Занимательность, если она имеет целью не развлечение школьников, выступает как средство развитие мысли, увлекать на путь раскрытия сущности особенностей многих географических предметов и явлений.

Участие в тех или иных занимательных мероприятиях требует от школьника приложения всех его творческих сил.Только при этом условии можно рассчитывать на обогащение новыми знаниями,расширение общего и географического кругозора,углубление мыслительных способностей учащихся.Добиться этого можно при умелом подборе, постепенном усложнение и увязне с картой материалов занимательной географии-задач, вопросов и т.д., постоянно побуждая учащихся к волевому напряжению, проявлению усилий.

Постановка занятий невозможна без привлечения элементов занимательности, которые помимо своей вспомогательной роли в повышении эффективности обучения, в данном случае географии являются любимым занятием подростков всех возрастов.

В связи с особым отношением уч-ся часто многие из них проявляют творческую самостоятельность в составлении различных задач для использования их в викторинах на географических вечерах, в стенгазетах.Это должно находить широкую поддержку и помощь со стороны учителя и максимально поощряться.

Опыт мой показал,что наибольший интерес школьники проявляют при составление географических загадок,ребусов,шарад и кроссвордов, раскрытие которых требует довольно серьезных усилий.Это,видимо,объясняется тем,что замысловато составленные учеником элементы занимательности вызывают у него чувство удовлетворения и даже гордости за себя,за своё умение создать что-то значительное,чувство ожидания разгадке.

Всегда, где этим увлечены многие ребята, среди них устанавливается атмосфера соревнования,борьбы за лучшее составление задач, над которыми их товарищам долго приходится ломать голову.

Большинство форм занимательной географии являются массовыми средствами воспитательного воздействия на учащихся. Каждая из них обладает присущими ей особенностями построения и содержанием, определяющим возможность использования её в соответствующих условиях внеурочных занятий, и заключает в себе в той или иной степени элементы игры.

Одним из видов занимательных заданий по географии являются задачи.Их решение требует от учеников не только знаний  материала,но и творческого подхода, проявление смекалки,логического мышления.Задачи можно применять на уроках, творческих  объединениях, на олимпиадах.

Всем известно, что наиболее интересными заданиями по географии являются кроссворды. Они вызывают у школьников интерес к изучаемой теме, выносят занимательность, заставляют глубже вникать в предмет,самостоятельно мыслить и работать с картой.Географические кроссворды можно использовать как на занятиях, так и при организации школьных викторин и вечеров, во внеурочной работе. Отвечая на вопросы кроссвордов, школьники лучше усваивают научные термины,запоминают названия географических объектов.

Одними из самых любимых у учеников заданий по географии являются тесты. Эти задания позволяют учителю быстро проверить усвоение пройденного материала, расширить кругозор учащихся.

Географические игры можно применять как на уроке, так и во внеклассных мероприятиях ,на географических вечерах. Игры дают возможность учащимся, с одной стороны, проверить, закрепить свои знания, а с другой приобрести новые, углубненно изучить карту.В игре я выявляю индивидуальеные особенности учеников, веду наблюдения за тем, насколько каждый из них способен самостоятельно или в кругу одноклассников преодолевать трудности, к чему он имеет наклонности. Материал для некоторых настольных географических игр желательно поручить приготовить самим ребятам. Изготовление настольных географических игр руками самих учащихся- очень полезное занятие.

При творческом подходе к организации уроков и внеклассных занятий учителю удается находить очень интересные для ребят занимательные приемы и формы, которые привлекают их на путь общения с умными книгами, побуждают соприкоснуться с разными областями знания. Особое место занимают среди географических игр воображаемые путешествия.Такая форма игр очень полезна тем, что она развивает воображение учащихся, пробуждает интерес к географии и воспитывает в них самостоятельность.

Разнообразие географических занимательных мероприятий имеет большое образовательно-воспитательное значение: развивать у ребят вкус к исследовательской работе, прививать любовь к природе.Очень важно, чтобы у учащихся не пропал интерес, поэтому не надо критиковать неудачные суждения, указывать на допущенные ошибки, при этом нужно обращать внимание всех на наиболее меткие суждения, логику изложения, аргументацию выводов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме " Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности"

В данной статье обобщен опыт работы по теме "Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности". Данный материал был представлен на краевом уровне и пполучил олож...

« Использование информационных технологий на уроках географии и внеурочной деятельности»

« Использование информационных технологий на уроках географии и внеурочной деятельности»Из опыта работы«Использование мультимедийных технологийна уроках географии и внеурочной деятельности».«Всякое де...

Педагогический проект по теме: «Реализация проектной деятельности по географии через внеурочную деятельность».

      Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит разв...

Экологическое воспитание школьников на уроках географии и внеурочной деятельности

Основные направления и результат работы с обучающимися по экологическому воспитанию....

Формирование картографической грамотности на уроках географии и внеурочной деятельности

Приёмы и методы работы с картой на уроках географии и внеурочной деятельности....

"Занимательная математика" программа внеурочной деятельности 5 класс для детей с ОВЗ

Программа внеурочной деятельности 5 класс для детей с ОВЗ "Занимательная математика". «Занимательная математика» составлена на основе программы для внеурочной деятельности ш...