Урок обобщение по теме" Атмосфера"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Коломеец Виктория Олеговна

Урок обобщения по теме " Атмосфера" предназначен для проведения во второй четверти, в 6 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «АТМОСФЕРА»

Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Атмосфера”.

Использовать игровую форму обучения для активизации мыслительной деятельности учащихся.

Совершенствовать умение аргументировать ответ, обосновывать свою точку зрения, выслушивать товарищей, соблюдая принцип толерантности.

Развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать, честно соревноваться, оказывать друг другу помощь.

Тип урока: обобщение знаний.

Оборудование: компьютерная презентация, схема для проверки розы ветров.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Мотивация учебной деятельности.

-  

Здравствуйте ребята и уважаемые гости сегодня у нас необычный урок, а для того чтобы узнать тему нашего урока давайте с вами попробуем разгадать кроссворд, ключевое слово кроссворда нам подскажет название темы

  1. Пушистая лошадка, а может бегемот,

А может просто ватка, над нами вдаль плывет ( облако)

      2.Прибор, для измерения атмосферного давления ( барометр)

      3. Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)

      4. Вода в жидком или твердом состоянии, выпадающая из воздуха или из облаков на землю (осадки)

      5. Время года, когда листья кружатся и падают с деревьев  (осень)

      6.  Самый лютый месяц зимы (февраль)

      7.Движение воздуха в горизонтальном направлении ( ветер)

      8. Гуляю в поле летаю на воле, кручу, бурчу, знать никого не хочу.

          Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю ( пурга)

      9. С неба падают крупинки, это маленькие льдинки,

          Им вообще никто не рад, потому что это …..(град)

 

Посмотрите на слайд и скажите, с какой оболочкой земли связана тема нашего сегодняшнего занятия.

Мы завершили изучение этой темы, а теперь нам нужно?

Итак, назовите цели нашего урока (называют)

Есть на все в программе мера.

Наша тема «Атмосфера»

Завершилась, как не жаль,

И теперь зовет нас вдаль

«Гидросфера»- оболочка,

только рано ставить точку:

Знания о воздушной сфере

Пригодятся детворе!

Нынче всем на удивленье

Игровое повторенье!

III.Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

Все готовы отвечать?

Ну, с чего бы нам начать?

1.Прием «Блиц – опрос»

Слайд 1

Объясните, для  примера,

Что такое атмосфера?

Как устроена она?

Для чего Земле дана?

Учащиеся рассказывают о строении атмосферы, ее значении для нашей планеты.

2. Прием « Географическая эстафета».

А теперь словарь по теме.

Чтоб сберечь урока время,

Я вам дам определенья,

Вы скажите лишь ответы.

1.Мельчайшие капельки воды, образовавшиеся в приземном слое атмосферы из насыщенного водяным паром воздуха при его охлаждении (туман)
 2.Вся вода, выпавшая из атмосферы на земную поверхность (осадки).
3.Многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности (климат)
4.Состояние тропосферы в определенное время в данном месте (погода).
5.Разность между наибольшим и наименьшим значениями температуры воздуха в течение суток, месяца или года (амплитуда).
6..Движение воздуха в горизонтальном направлении из областей высокого давления к областям низкого давления (ветер).
 7.Отношение (в %) фактического содержания водяного пара в 1 куб. м. к возможному содержанию при данной температуре (относительная влажность).
8.Скопление в атмосфере на значительной высоте мельчайших капелек воды или кристалликов льда (облака)
9.Слой атмосферы, простирающийся над тропосферой на высоту до 40-50 км. (стратосфера).
10.Наука, изучающая атмосферу (метеорология).
11.Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все расположенные на ней тела (атмосферное давление).
12.
 Прибор, с помощью которого определяют направление ветра. ( флюгер)

3.Прием «Проблемный вопрос».

Слайд 3

И теряюсь я в догадке:

Что за ветры на Камчатке?

Летом дуют они с моря,

А зимой - наоборот.

Кто мне ветры назовет?

Учащиеся называют ветры, говорят об их признаках, причинах образования.

4.Слайд 4

А теперь ответьте, дети,

Бризы, что это за ветры?

Ученики рассказывают, как образуются бризы.

5.Прием «Географический практикум».

На столе листок у вас.

Я задание дам сейчас:

начертить на нем цветок

С лепестками на восток,

Север, запад и на юг.

Назови его, мой друг!

(роза ветров)

Проверяются с помощью  схемы на доске

6. Работа в группах.

- Прежде чем мы начнём работу в группах, давайте вспомним правила группы.

Первая группа отгадывает, какие времена года описаны в стихотворениях:

1.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и золото, одетые леса.

А.С. Пушкин

2.

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи.

Мороз воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли.

H.A. Некpacoв.

3.

Гонимы вешними лучами.

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями.

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

А.С. Пушкин

4.

Пахнет сеном над лугами…

В песне душу веселя,

Бабы с граблями рядами

Ходят сено шевеля.

А.М. Майков

Вторая группа отгадывает об атмосферных осадках и атмосферных явлениях

1.Грянул гром нежданно, наобум-

Яростный удар и гул протяжный

А потом пронесся легкий шум

Торопливый, радостный и влажный. (С.Я.Маршак) гроза

2.Плохо только, что бывает

Вдруг такая ерунда:

В небе облако летает,

А потом возьмет растает,

Не оставив и следа.!

Я не верю чудесам,

Но такое видел сам! (С.Михалков) дождь

3.Вокруг белеющих прудов,

Кусты в пушистых полушубках

И проволока проводов

Таится в белоснежных трубках. (С.Я.Маршак) ( морозь)

4.Сегодня старый ясень сам не свой -

Как будто страшный сон его тревожит.

Ветвями машет, шелестит листвой,

А почему- никто сказать не может. (С.Я.Маршак) (ветер)

Итак, мы приглашаем представителя первой группы, второй.

7.Физкультминутка. Ребята встают у своих парт.

Поиграем вместе с вами

В голубые облака

Вы внимательно на них смотрите

И под музыку движения творите

Вы являетесь пушинками в воздушном океане. При разной температуре воздуха , вы, то поднимаетесь вверх, то опускаетесь вниз. Когда это происходит, вы покажете сейчас. Какие пушинки полетят вверх и почему, какие вниз и почему.?

0 –стоять ровно, +5 – стоять на цыпочках, +15 – стоять на цыпочках, подняв руки вверх, -2 – полуприсед, -10- присесть.

Показываю указкой в любом порядке – дети выполняют упражнения.

8. Прием «Творческая лаборатория».

С давних пор привыкли люди

Разговор вести о чуде.

В атмосфере чудеса

Происходят без конца.

Мы о них  сейчас

предоставим вам рассказ.

Сообщения учащихся, получивших индивидуальное опережающее задание, об удивительных явлениях в атмосфере.

V. Заключительное слово учителя.

Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы начинаем замечать тогда, когда нам его начинает не хватать. Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо употребить слово «дорожить». Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нем пока нормально и беспрепятственно дышим. Но все же неправда – замечаем. И даже наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой, когда промыт он майским дождем, когда облагорожен грозовыми разрядами.

Давайте не будем дышать равнодушно и буднично, чтобы не превратился воздух в горчайший дым. Пусть каждый глоток воздуха будет для нас сладчайшим и драгоценным.

( по В. Солоухину)

VI. Рефлексия.

Вот и закончилась игра-

Итоги подводить пора.

Вы, ребята, молодцы!

Потрудились от души.

Вам понравилась игра (да)

Это очень хорошо

А теперь момент пришёл

Одарить вас по заслугам

Кто трудился рядом с другом

- Ребята, у меня на столе лежат смайлики, сейчас вы ко мне подойдете и если вы считаете, что работали на пять, то берете смайлик красного цвета, если на четыре – то зелёного, на три жёлтого.

А теперь, я хочу узнать, с каким настроением вы уходите с нашего урока. Если  вам понравилось и вы довольны своей работой на уроке, то крепите смайлик на вершину горы, если вы считаете, что что-то сделали не правильно, то чуть ниже. Если вам не понравился наш урок, то крепим смайлик на подошву горы.

VI. Оценивание работы класса, учащихся.



Предварительный просмотр:

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «АТМОСФЕРА»

Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Атмосфера”.

Использовать игровую форму обучения для активизации мыслительной деятельности учащихся.

Совершенствовать умение аргументировать ответ, обосновывать свою точку зрения, выслушивать товарищей, соблюдая принцип толерантности.

Развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать, честно соревноваться, оказывать друг другу помощь.

Тип урока: обобщение знаний.

Оборудование: компьютерная презентация, схема для проверки розы ветров.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Мотивация учебной деятельности.

-  

Здравствуйте ребята и уважаемые гости сегодня у нас необычный урок, а для того чтобы узнать тему нашего урока давайте с вами попробуем разгадать кроссворд, ключевое слово кроссворда нам подскажет название темы

  1. Пушистая лошадка, а может бегемот,

А может просто ватка, над нами вдаль плывет ( облако)

      2.Прибор, для измерения атмосферного давления ( барометр)

      3. Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)

      4. Вода в жидком или твердом состоянии, выпадающая из воздуха или из облаков на землю (осадки)

      5. Время года, когда листья кружатся и падают с деревьев  (осень)

      6.  Самый лютый месяц зимы (февраль)

      7.Движение воздуха в горизонтальном направлении ( ветер)

      8. Гуляю в поле летаю на воле, кручу, бурчу, знать никого не хочу.

          Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю ( пурга)

      9. С неба падают крупинки, это маленькие льдинки,

          Им вообще никто не рад, потому что это …..(град)

 

Посмотрите на слайд и скажите, с какой оболочкой земли связана тема нашего сегодняшнего занятия.

Мы завершили изучение этой темы, а теперь нам нужно?

Итак, назовите цели нашего урока (называют)

Есть на все в программе мера.

Наша тема «Атмосфера»

Завершилась, как не жаль,

И теперь зовет нас вдаль

«Гидросфера»- оболочка,

только рано ставить точку:

Знания о воздушной сфере

Пригодятся детворе!

Нынче всем на удивленье

Игровое повторенье!

III.Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

Все готовы отвечать?

Ну, с чего бы нам начать?

1.Прием «Блиц – опрос»

Слайд 1

Объясните, для  примера,

Что такое атмосфера?

Как устроена она?

Для чего Земле дана?

Учащиеся рассказывают о строении атмосферы, ее значении для нашей планеты.

2. Прием « Географическая эстафета».

А теперь словарь по теме.

Чтоб сберечь урока время,

Я вам дам определенья,

Вы скажите лишь ответы.

1.Мельчайшие капельки воды, образовавшиеся в приземном слое атмосферы из насыщенного водяным паром воздуха при его охлаждении (туман)
 2.Вся вода, выпавшая из атмосферы на земную поверхность (осадки).
3.Многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности (климат)
4.Состояние тропосферы в определенное время в данном месте (погода).
5.Разность между наибольшим и наименьшим значениями температуры воздуха в течение суток, месяца или года (амплитуда).
6..Движение воздуха в горизонтальном направлении из областей высокого давления к областям низкого давления (ветер).
 7.Отношение (в %) фактического содержания водяного пара в 1 куб. м. к возможному содержанию при данной температуре (относительная влажность).
8.Скопление в атмосфере на значительной высоте мельчайших капелек воды или кристалликов льда (облака)
9.Слой атмосферы, простирающийся над тропосферой на высоту до 40-50 км. (стратосфера).
10.Наука, изучающая атмосферу (метеорология).
11.Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все расположенные на ней тела (атмосферное давление).
12.
 Прибор, с помощью которого определяют направление ветра. ( флюгер)

3.Прием «Проблемный вопрос».

Слайд 3

И теряюсь я в догадке:

Что за ветры на Камчатке?

Летом дуют они с моря,

А зимой - наоборот.

Кто мне ветры назовет?

Учащиеся называют ветры, говорят об их признаках, причинах образования.

4.Слайд 4

А теперь ответьте, дети,

Бризы, что это за ветры?

Ученики рассказывают, как образуются бризы.

5.Прием «Географический практикум».

На столе листок у вас.

Я задание дам сейчас:

начертить на нем цветок

С лепестками на восток,

Север, запад и на юг.

Назови его, мой друг!

(роза ветров)

Проверяются с помощью  схемы на доске

6. Работа в группах.

- Прежде чем мы начнём работу в группах, давайте вспомним правила группы.

Первая группа отгадывает, какие времена года описаны в стихотворениях:

1.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и золото, одетые леса.

А.С. Пушкин

2.

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи.

Мороз воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли.

H.A. Некpacoв.

3.

Гонимы вешними лучами.

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями.

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

А.С. Пушкин

4.

Пахнет сеном над лугами…

В песне душу веселя,

Бабы с граблями рядами

Ходят сено шевеля.

А.М. Майков

Вторая группа отгадывает об атмосферных осадках и атмосферных явлениях

1.Грянул гром нежданно, наобум-

Яростный удар и гул протяжный

А потом пронесся легкий шум

Торопливый, радостный и влажный. (С.Я.Маршак) гроза

2.Плохо только, что бывает

Вдруг такая ерунда:

В небе облако летает,

А потом возьмет растает,

Не оставив и следа.!

Я не верю чудесам,

Но такое видел сам! (С.Михалков) дождь

3.Вокруг белеющих прудов,

Кусты в пушистых полушубках

И проволока проводов

Таится в белоснежных трубках. (С.Я.Маршак) ( морозь)

4.Сегодня старый ясень сам не свой -

Как будто страшный сон его тревожит.

Ветвями машет, шелестит листвой,

А почему- никто сказать не может. (С.Я.Маршак) (ветер)

Итак, мы приглашаем представителя первой группы, второй.

7.Физкультминутка. Ребята встают у своих парт.

Поиграем вместе с вами

В голубые облака

Вы внимательно на них смотрите

И под музыку движения творите

Вы являетесь пушинками в воздушном океане. При разной температуре воздуха , вы, то поднимаетесь вверх, то опускаетесь вниз. Когда это происходит, вы покажете сейчас. Какие пушинки полетят вверх и почему, какие вниз и почему.?

0 –стоять ровно, +5 – стоять на цыпочках, +15 – стоять на цыпочках, подняв руки вверх, -2 – полуприсед, -10- присесть.

Показываю указкой в любом порядке – дети выполняют упражнения.

8. Прием «Творческая лаборатория».

С давних пор привыкли люди

Разговор вести о чуде.

В атмосфере чудеса

Происходят без конца.

Мы о них  сейчас

предоставим вам рассказ.

Сообщения учащихся, получивших индивидуальное опережающее задание, об удивительных явлениях в атмосфере.

V. Заключительное слово учителя.

Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы начинаем замечать тогда, когда нам его начинает не хватать. Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо употребить слово «дорожить». Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нем пока нормально и беспрепятственно дышим. Но все же неправда – замечаем. И даже наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой, когда промыт он майским дождем, когда облагорожен грозовыми разрядами.

Давайте не будем дышать равнодушно и буднично, чтобы не превратился воздух в горчайший дым. Пусть каждый глоток воздуха будет для нас сладчайшим и драгоценным.

( по В. Солоухину)

VI. Рефлексия.

Вот и закончилась игра-

Итоги подводить пора.

Вы, ребята, молодцы!

Потрудились от души.

Вам понравилась игра (да)

Это очень хорошо

А теперь момент пришёл

Одарить вас по заслугам

Кто трудился рядом с другом

- Ребята, у меня на столе лежат смайлики, сейчас вы ко мне подойдете и если вы считаете, что работали на пять, то берете смайлик красного цвета, если на четыре – то зелёного, на три жёлтого.

А теперь, я хочу узнать, с каким настроением вы уходите с нашего урока. Если  вам понравилось и вы довольны своей работой на уроке, то крепите смайлик на вершину горы, если вы считаете, что что-то сделали не правильно, то чуть ниже. Если вам не понравился наш урок, то крепим смайлик на подошву горы.

VI. Оценивание работы класса, учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)

Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное".  Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....

Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""

Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...

Серия уроков по теме "Гидроксилсодержащие производные углеводородов" (Урок обобщения и углубления знаний, лабораторная работа и урок -упражнение) с использованием учебных схем

Тип урока: комбинированный  урок систематизации знаний, умений и навыков.Цели урока: Образовательные: Обеспечить в ходе урока по...

“Сложносочинённые предложения.Обобщение” урок-обобщение по русскому языку в 9 классе.

Урок русского языка в 9 классе по теме "ССП" с использованием НРК...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний

Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...

План-конспект урока: « Teenage Fashion in the UK”/ "Мода подростков в Британии". Тип урока: урок обобщения и систематизации по страноведению

Представление о результатах:1.Личностные результаты:- воспитывать культуру общения, эстетический вкус; 2.Метапредметные результаты:-развитие регулятивных УУД;(умение планировать свои действия в с...