Конспект урока: "Природопользование"
план-конспект занятия по географии (10 класс) на тему

 Гизатуллина Алия Раилевна

Цели урока:

  • Обучающиеся знают понятия «особо охраняемые природные территории», «заповедник», «национальный парк», «памятник природы», «дендрарий»; знают особенности основных разновидностей особо охраняемых природных территорий и их отличия друг от друга.
  • Обучающиеся характеризуют значение особо охраняемых  природных территорий для сохранения биологического разнообразия на Земле.
  • Обучающиеся умеют готовить краткое информационное сообщение по теме урока и выступать с этим сообщением перед одноклассниками.

Ход урока

І. Организационный момент.

Приветствие учеников. Проверка на партах оборудования и учебных материалов.

 

ІІ. Сообщение темы, цели задач урока и мотивации учебной деятельности.

География изучает географическую оболочку. Ее компоненты образовывают единственный сложный изменяющийся организм – Землю. На протяжении последних столетий на географическую оболочку постоянно возрастало. И сейчас на протяжении одного года человек добывает свыше 100 млрд тонн минеральных ресурсов, вырубает миллионы гектаров леса, использует миллиарды кубических метров воды.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodopolzovanie.docx53.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии 10 класс:

«Природопользование»

Цели урока:

  • Обучающиеся знают понятия «особо охраняемые природные территории», «заповедник», «национальный парк», «памятник природы», «дендрарий»; знают особенности основных разновидностей особо охраняемых природных территорий и их отличия друг от друга.
  • Обучающиеся характеризуют значение особо охраняемых  природных территорий для сохранения биологического разнообразия на Земле.
  • Обучающиеся умеют готовить краткое информационное сообщение по теме урока и выступать с этим сообщением перед одноклассниками.

Ход урока

І. Организационный момент.

Приветствие учеников. Проверка на партах оборудования и учебных материалов.

ІІ. Сообщение темы, цели задач урока и мотивации учебной деятельности.

География изучает географическую оболочку. Ее компоненты образовывают единственный сложный изменяющийся организм – Землю. На протяжении последних столетий на географическую оболочку постоянно возрастало. И сейчас на протяжении одного года человек добывает свыше 100 млрд тонн минеральных ресурсов, вырубает миллионы гектаров леса, использует миллиарды кубических метров воды.

ІІІ. Изучение нового материала.

С развитием географической оболочки наиболее активным фактором, влияющим на состояние всех ее компонентов, стало возникновение живой мыслящей материи, носителем которой является человек. Человек взаимодействует с компонентами географической оболочки как непосредственно (как компонент биосферы), так и опосредствованно через общественный труд как форму особого обмена вещества с природой. В результате длительного влияния деятельности человека на географическую оболочку возникла географическая среда.

Географическая среда – земная окружающая среда, часть географической оболочки, непосредственно связана с жизнью и деятельностью человека и пребывающая в состоянии постоянного взаимодействия с ним в процессе хозяйственной деятельности.

Социально-экономическая география рассматривает географическую среду, в которой проживает человек, как сферу взаимодействия общества и природы. Она называется «антропосферой».

Окружающая среда в широком смысле – это природный и материальный мир, что окружает человека. Оно включает в себя как природную среду, так и искусственную техногенную среду.

Задание 1.

Давайте вспомним, что такое природные условия и природные ресурсы?

  1. Природные условия – это совокупность компонентов географической среды (географическое положение территории, климат, рельеф, гидрографические особенности территории и т.д.), влияющие на возможности развития хозяйства и условия жизни человека.
  2. Природные ресурсы – компоненты природы, которые при данном уровне развития производительных сил используются или могут быть использованы в хозяйстве. Различают ресурсы минерального сырья, земельные, водные, климатические, биологические, рекреационные.

В природной среде человека есть прежде всего природные ресурсы – это те компоненты окружающей среды, которые используют в производстве, служат его сырьевой и энергетической базой.

Сейчас, давайте запишем себе в тетради схему «Природные ресурсы по степени исчерпаемости».

Рис. 1. Природные ресурсы по степени исчерпаемости

Также изучая географию вы ознакомились с другой классификацией природных ресурсов – по их использованию. И сейчас давайте построим схему «Природные ресурсы по их использованию».

Рис. 2. Природные ресурсы по их использованию.

Человек использует природные ресурсы в процессе природопользования – деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человечества с помощью природных ресурсов. При этом природные ресурсы могут выступать или как сырье – естественные материалы, которые  человек перерабатывает в соответствии со своими потребностями (минеральные, лесные ресурсы и т.д.), или как средство его получения (земельные ресурсы).

Следствием природопользования являются количественные и качественные изменения природных ресурсов. Особенно сильными они являются в случае нерационального природопользования – такого использования природных ресурсов, которое приводит к очень быстрому ухудшению их качества и полного исчерпания.

При нерациональном природопользовании часть природных ресурсов просто теряется. Это приводит к чрезмерной их добыче. Одновременно значительно ухудшается состояние окружающей среды, что приводит к экологическим кризисам.

Противоположностью нерационального природопользования является рациональное природопользование – изучение, освоение и  использование природных ресурсов таким образом, чтобы обеспечить по возможности более длительное время их использования и сохранялось или даже повышалось их качество.

Одним из важных условий рационального природопользования является расчет количества природных ресурсов в стране и времени, на которое хватит этих ресурсов (если они исчерпаемые). Иными словами, нам необходимо иметь данные о ресурсообеспеченности. Под этим понимают количество природных ресурсов  на каждого жителя страны или мира в целом или срок (в годах), на который хватит этих природных ресурсов при современном уровне их использования.

Давайте сейчас запишем таблицу «Обеспеченность мировых потребностей запасами полезных ископаемых».

Таблица 1

Полезные ископаемые и категории запасов

Продолжительность возможного потребления, годы

1.Вполне достаточные

Алюминий

Железо

Титан

Хром

Марганец

Платина

Молибден

свыше 200

194

свыше 300

300

185

110

108

2.Относительнодостаточные

Медь

Свинец

Олово

Кобальт

Никель

Вольфрам

54

29

42

44

33

57

3.Близки к исчерпанию

Цинк

Висмут

Серебро

Ртуть

Асбест

27

30

20

20

22

В хозяйственной деятельности важно экономное использование ресурсов, дающее большой экономический эффект. Например, чтобы более эффективно использовать возобновляемые ресурсы, необходимо:

а) рационально добывать и перерабатывать природные ресурсы;

б) заблаговременно вовлекать в эксплуатацию новые неистощенные ресурсы и за счет этого ослабить использование истощенных;

в) искусственно возобновлять ресурсы, что можно делать более интенсивно, чем это делает природа;

г) находить или производить искусственные  заменители.

Охраняемая природная территории и акватории – это природные комплексы и объекты, исключённые полностью или частично из хозяйственного пользования в целях их сохранения, а также из-за особой научной, учебно - просветительской, эстетической, исторической и рекреационной ценности . 

Основные типы ООПТ:

  • Заповедники
  • Национальные парки
  • Природные парки
  • Памятники природы
  • Памятники Всемирного наследия
  • Санаторно-курортные зоны
  • Ботанические сады

УЧ. Ребята вы поделены на группы, перед каждой группой на столах есть задание и каждая группа готовит ответы.

Задание:1 группе.

  1. Что такое заповедник. Самые известные заповедники мира? Сколько их в России?
  2. Для каких целей их создали.

Заповедник – главный вид охраняемых территорий, наиболее надежно обеспечивающий охрану природы, полностью запрещена любая хозяйственная деятельность человека. 101 заповедник фед. значения.

Задание:2 группе.

  1. Что такое заказник? Самые известные заказники мира? Сколько их в России.?
  2. Чем отличаются заказники от заповедника?

    На этой территории менее строгий режим и разрешены некоторые виды хозяйственной деятельности, если они не наносят ущерб охраняемым территориям.68 федеральных заказников

Задание:3 группе.

  1. Что такое национальные парки. Самые известные национальные парки мира? Сколько их в России
  2. Чем отличается национальный парк

Здесь характерно сочетание задач охраны природы с использованием земель для контролируемого массового отдыха и туризма. В России - нац. парков 35.

Выступление групп.

IV. Закрепление изученного материала.

Задание 1.

«Игровая минутка»

Объясните утверждение: «История человечества есть ни что иное, как эволюция окружающей среды, которая вызвана самой средой» (Э. Реклю).

Задание 2.

Дайте ответы на вопросы

  1. Что такое природопользование? Каким оно бывает?
  2. Назовите признаки нерационального и рационального природопользования.
  3. Сколькими способами и в каких единицах можно определять ресурсообеспеченность?

Задание 3.

Обозначьте на контурной карте страны с высоким уровнем обеспечения разными природными ресурсами. К ним относят Россию, США, Канаду, Бразилию. С определенными ограничениями – Китай, Австралийский Союз.

Задание 4.

Проблемные вопросы.

  1. Как вы думаете, к какому виду природных ресурсов по степени исчерпаемости можно отнести поваренную соль? Обоснуйте свою точку зрения (обратите внимание на особенности образования этого вида полезных ископаемых).
  2. Можно ли довольно точно вычислить ресурсообеспеченность лесными ресурсами в годах? Обоснуйте свою точку зрения (обратите внимание на природу этого вида ресурсов).
  3. Каким образом ресурсообеспеченность страны полезными ископаемыми может возрасти, если население и добыча полезных ископаемых не уменьшится (обратите внимание на внедрение современных средств исследования земных недр)?

V. Обобщение и систематизация знаний.

Задание 1.

«Блицопрос»

  1. Что такое географическая оболочка?
  2. Какие компоненты природы вы знаете?
  3. Что такое антропогенный комплекс?
  4. Что вы знаете о естественных условиях?
  5. Как вы понимаете понятие «природные ресурсы»?

Задание 2.

Вычислите ресурсообеспеченность двух стран земельными ресурсами. Полученные данные запишите в таблицу. В каких единицах вы получили ответ?

Страна

Численность жителей, млн чел.

Запасы природных ресурсов

Ресурсообеспеченность

Земельные угодья, млн га

Леса,

млн га

земельными ресурсами

лесными ресурсами

США

307

937,3

296

Россия

144

1707,5

850

Бразилия

198

851,2

514,5

Китай

1338

959,6

115

Индия

1166

328,8

64

Австралийский Союз

21

768,7

106,7

Япония

127

37,2

25,3

Задание 3.

Дайте ответы на вопросы.

  1. Определите понятие «географическая среда». Как она соотносится с географической оболочкой?
  2. Расскажите о взаимосвязях основных элементов природы и общества.
  3. Что такое невозобновляемые и возобновляемые природные ресурсы?
  4. Что подразумевают под понятием «исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы»?
  5. Что входит в исчерпаемые природные ресурсы?

Задание 4.

Запишите в виде схемы какие бывают классификации природных ресурсов.

VI. Итог урока.

Прием «Микрофон»

Дети пятью предложениями расскажите, чему вы научились на уроке.

VIII. Домашнее задание.

§ 11 конспект. Приготовить презентацию на тему: «Природные ресурсы моей области».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Природопользование. (Технологическая карта)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Природопользование.Учебник 8 класс. География.Природа и народы России.  Н.Н.Петрова,Н.А.Максимова. Издательство «Мнемозина».8. Цель  урока:-  сформироват...