Использование индивидуальных образовательных маршрутов на уроках географии.
статья по географии

Полкачева Екатерина Андреевна

Приоритетом современного образования в нашей стране является развитие как предметных, так и метапредметных компетентностей обучающегося, готового к продолжению образования, способного решать проблемы как личностные, так и социальные.  Споры о важности внесения изменений к подходам в образовании, необходимости поиска новых форм обучения ведутся уже давно. Большое внимание сейчас уделяется самообразованию учащихся, и поэтому на первый план выступают именно технологии самообразования: технология развивающего обучения Л.В.Занкова, технология уровневой дифференциации А.Е.Бибик, Л.Я.Зориной, М.П.Кашина, Л.М.Фридман, технология адаптивного обучения А.С.Границкой и т.д. Процесс индивидуализации образования - это процесс образовательного взаимодействия, ориентированный на интересы, активность, инициативность обучающегося и открыто-рефлексивную позицию педагога. Совместная работа педагога и обучающегося направлена на формирование предметных умений и универсальных умений (компетентностей), на получение учебных результатов в продуктивной форме.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование индивидуальных образовательных маршрутов на уроках географии.

Приоритетом современного образования в нашей стране является развитие как предметных, так и метапредметных компетентностей обучающегося, готового к продолжению образования, способного решать проблемы как личностные, так и социальные.  Споры о важности внесения изменений к подходам в образовании, необходимости поиска новых форм обучения ведутся уже давно. Большое внимание сейчас уделяется самообразованию учащихся, и поэтому на первый план выступают именно технологии самообразования: технология развивающего обучения Л.В.Занкова, технология уровневой дифференциации А.Е.Бибик, Л.Я.Зориной, М.П.Кашина, Л.М.Фридман, технология адаптивного обучения А.С.Границкой и т.д. Процесс индивидуализации образования - это процесс образовательного взаимодействия, ориентированный на интересы, активность, инициативность обучающегося и открыто-рефлексивную позицию педагога. Совместная работа педагога и обучающегося направлена на формирование предметных умений и универсальных умений (компетентностей), на получение учебных результатов в продуктивной форме.

Политика государства в области образования также придает большое значение самостоятельному поиску обучающихся. Свидетельством тому является ряд нормативно-правовых документов РФ: Ст. 50, п. 1 ФЗ РФ "Об образовании», «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» - 2020, «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики», «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

           Индивидуализация обучения – это с одной стороны - организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся. С другой - различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход [1- 208с.].

  Среди многообразия подходов к организации самостоятельной деятельности детей на уроках, в том числе и на уроках географии, внимания, на наш взгляд, заслуживают индивидуальные образовательные маршруты обучающихся. Благодаря маршрутной системе обучения, учитываются интеллектуальные способности учащегося, что позволяет выстроить путь развития и образования, максимально подходящий для данного ребенка. Важным моментом является и то, что использование индивидуальных маршрутов в обучении способствует развитию у ребенка навыков самостоятельного поиска в ходе овладения знаниями по географии.

Проектирование ИОМ – это работа с открытой системой, в которой необходимо выделить следующие компоненты:

  • концептуальный, представляющий совокупность целей, ценностей и принципов на которые опирается деятельность, осуществляемая в рамках индивидуального маршрута.
  • содержательный, включающий содержание образования, которое осваивается в процессе реализации маршрута.
  • процессуально-технологический, представляющий собой совокупность методических и технологических приемов, способов организации учебной деятельности, которые используются в процессе освоения содержания образования.

           Индивидуальный маршрут формируется во взаимодействии ученика и педагога. Степень самостоятельности учащегося зависит от возрастных особенностей и его готовности к самостоятельному планированию собственной деятельности.

Среди условий, необходимых для успешной реализации ИОМ при изучении географии можно выделить следующие:

  • поддержка ученика и помощь, оказываемая ему при реализации индивидуального образовательного маршрута путем систематического мониторинга личностных и образовательных компетенций.
  • методическое сопровождение учителя, в процессе решения конкретных учебных и профессиональных затруднений участников образовательного процесса, через систему индивидуального консультирования.

Также успешность движения каждого учащегося по ИОМ зависит от использования:

  • возможностей для выбора учащимися уровня освоения учебного содержания в соответствии с особенностями и потребностями учащихся;
  • образовательных технологий, обеспечивающих активную позицию ученика при взаимодействии с информацией и окружающим миром;
  • мониторинговой системы оценивания результатов обучения.

Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

  • особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
  • профессионализмом педагогического коллектива;
  • возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;
  • возможностями материально-технической базы школы.

Рассмотрим структуру проектирования индивидуального образовательного маршрута, которая включает в себя следующие этапы:

1. постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной подготовки),

2. самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);

3. выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,

4. конкретизация цели (выбор курсов, факультативов),

5. оформление маршрутного листа.

Существенно меняется деятельность учителя по подготовке и планированию учебных занятий. Для выстраивания индивидуальных маршрутов ему следует вначале структурировать нелинейным образом содержание программы. Важно наглядно представить равновозможные учебные последовательности разворачивания содержания учебного предмета, не противоречащие системе научного знания. Таким средством являются маршрутно-логические схемы разделов. Схема обычно включает несколько горизонтальных строк. Темы, расположенные на одной горизонтали, независимы друг от друга. Тема, расположенная по вертикали ниже, может иметь зависимость от темы, расположенной выше. Зависимости обозначены стрелками [7, c. 34-36].

В маршрутно-логической схеме представлены структурно-логические связи между темами, показана очерёдность их освоения или же относительная независимость.

Опираясь на учётные таблицы выполнения учащимися программы [7, с. 122-129] и маршрутно-логические схемы, учитель с учениками составляют ориентировочные индивидуальные планы-заказы на разные периоды: год (или полугодие), четверть, месяц. Получается своеобразная матрёшка: план-заказ на предстоящее полугодие раскрывается в плане на четверть (причём не на все, а только на предстоящую), а четвертной план, в свою очередь, является основой для подготовки плана следующего месяца. Планы обычно оформляются таблицей: по вертикали располагается список учеников, а напротив фамилии указываются темы (либо блоки, если охватываемый период больше четвертного). Чем больше срок, тем обобщеннее представляется содержание обучения и результаты деятельности школьников.

План-заказ на месяц используется для составления индивидуальных маршрутов на предстоящие занятия. Темпы изучения курса неодинаковые (кто-то ещё только приступает к какому-либо разделу, а его товарищ переходит к следующему), многие ученики берут дополнительные темы и задания, поэтому их учебные маршруты сильно отличаются друг от друга. Это позволяет учесть индивидуальные особенности и возможности каждого школьника, а также обеспечить их сотрудничество благодаря распределению между ними разных учебных тем, заданий и позиций.

На основе собственной информации и пожеланий ученических рефлексивных групп учительская кооперация анализирует прожитый день и планирует, кого из учеников на предстоящем занятии учителю стоит обучить, проверить по той или иной теме (индивидуально либо в составе группы), кому целесообразно поработать в малой группе, паре или одному; определяется содержание учебной работы и способ её выполнения. Вначале учитель-предметник готовится индивидуально, а затем согласует полученный проект занятия с учительской кооперацией. В ходе занятия план конкретизируется и корректируется совместно с учащимися [7, с. 96-104].

План учебного занятия может быть оформлен следующим образом (см. табл. 1). Левый столбец – список всего учебного коллектива, а в клетках по горизонтали напротив фамилии ученика указывается каждый шаг учащегося. Кратко записываются задание и вид учебного взаимодействия в паре или группе: учится у кого-либо новой теме; учит другого хорошо усвоенному ранее материалу; совместно изучает некоторую тему; обсуждает с кем-либо определённый вопрос; тренирует или тренируется; осуществляет проверку правильности выполненных товарищем заданий или комментирует кому-то логику и ход решения своих заданий и вопросов; слушает лекцию; выполняет контрольную работу и т.п. Время выполнения заданий, обозначенных в каком-либо столбце, не является неодинаковым. Последовательность шагов ученика тоже не жесткая, многие из них можно оперативно поменять местами.

Таблица 1

Фрагмент плана учебного занятия

Белоусов С.

У. Дальний Восток

С. Байкал-жемчужина Сибири

ВПТ с Елизарьевым. Русская равнина

С. Тест

Елизарьев А.

СО № 2. Уральские горы. ОК

ВПТ с Коновым. Русская равнина

П с Тихоновым. Дальний Восток

У. Западно-Сибирская равнина

Кононов С.

СО № 1. Русская равнина. Презентация

ВПТ с Елизарьевым. Северный Кавказ

С. Байкал-жемчужина Сибири

П с Тыквенко. Восточная Сибирь

Сизоненко Н.

СО № 1. Русская равнина. Презентация

П с Тихоновым. Дальний Восток. Презент.

С. Байкал – жемчужина Сибири

ВПТ со Спивак. Северный Кавказ

Удобно использовать условные обозначения:

1. Например, со-бытийная ситуация:  «С» – учащийся работает самостоятельно, «У» – с учителем, «СО» – в сводном отряде, «П» – в паре.

2. Методики и средства учебной работы: «ВПТ» – взаимопередача тем, «ОК» – опорный конспект, «Л» – лекция и т.п.

Тема, самостоятельно изученная школьником, но другими учениками ещё не освоенная, подлежит обязательной проверке учителем, в ходе которой корректируются и дополняются знания и умения, даётся допуск на её передачу. Только тот ученик может обучать чему-либо, принимать зачёт, если сам успешно усвоил материал.

В специальных учётных таблицах фиксируется информация о том, какую тему тот или иной ученик изучает в данный момент, с какими результатами он усвоил предыдущие, какие виды учебной работы выполнял. При этом используются разные символы, например: «» – приступил к выполнению задания; «∟» – изучил тему, требуется проверка; «+» – изучил тему, проверился; «» – передал (проверил). Кроме того, можно вместо знака плюс выставлять оценки в баллах, указывать (через дробь) формы взаимодействия, методики учебной работы (см. табл. 2).

Таблица 2

Табло учёта прохождения блока «Районирование России»

Ф. И. ученика

Темы

Районирование

Русская равнина

Северный Кавказ

Уральские горы

Западно-Сибирская равнина

Вост. Сибирь

Байкал

Дальний Восток

Рассохина А.

+ / Л

• / С

 5 / ВПТ

Сизоненко Н.

+ / Л

• / У

+ 4 / С

 5 / П

Фролов С.

+ / С

5 / П

 5 / П

 5 / П

5 / П

5 / С

5 / П

 / С

Форма контроля качества знаний и умений определяется индивидуально: одному предлагается выполнить письменное задание (например тест), другому – поработать с географической картой, а с третьим проводится устный опрос. Дата текущего контроля также устанавливается индивидуально по мере прохождения учеником курса. Для текущего и рубежного контроля ученику предлагаются только те вопросы и темы, которые изучались им в контролируемый период. Определить, какие знания и умения подлежат контролю, помогает специальный журнал, который используется вместо традиционного журнала [8]. В нём отражается индивидуальная учебная траектория ученика.

По одной и той же теме готовится несколько вариантов дидактического материала. Например, тему «Рельеф Африки» ученик может изучать по методике А.Г. Ривина или методике, обратной ривинской, используя план-вопросник, или посредством объяснения учителя. Для каждой формы учебной работы готовится свой дидактический материал. Чтобы быстро находить нужный материал, желательно по мере его подготовки заполнять матрицу учебных источников. Если по каким-либо вопросам нет удачного материала для самостоятельной работы учащихся, то первичное обучение осуществляет непосредственно учитель (в составе группы или индивидуально).

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута зависит:

  1. от осознания всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
  2. от осуществления психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки в ИОМ
  3. от активного включения учащихся в деятельность по созданию ИОМ
  1. от организации рефлексии как основы коррекции ИОМ.

Список литературы.

1. Артемова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. - 2008. - №6. - С. 47-54.

2.  Бордовская Н.В. Технологии выбора индивидуального образовательного маршрута // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. № 1. С. 40-44.

3. К вопросу об обучении школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута (Консультант: профессор кафедры начального образования Есенкова Т.Ф.:[Электронный ресурс].- http://uipk.narod.ru/diskons/nach/nach_4doc

4. Кунаш М.А Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ/ М.А.Кунаш.-Волгоград: Учитель, 2013. – с.6.

Логинова, Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб-ка журнала «Методист».-2006.-№9.-С.4-7.

5. Маничкина, З.И. Индивидуальные познавательные маршруты как способ развития личности ребенка в условиях УДОД / З.И. Маничкина, Н.П. Садомова //Дополнительное образование и воспитание. - 2006. -№11. - С.23-27.

6. Новые модели обучения в малочисленных сельских школах: институциональные системы обучения на основе индивидуальных учебных маршрутов и индивидуальных образовательных программ учащихся: методическое пособие / В.Б. Лебединцев, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, Г.В. Клепец; под ред. В.Б. Лебединцева. – Красноярск, 2010. – 152 с.

7. Об утверждении журналов для разновозрастных учебных групп: приказ агентства образования администрации Красноярского края № 485 от 07.07.2006.

8. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.- с.208.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей...

Организация учебной деятельности на уроках математики и информатики с использованием индивидуального образовательного маршрута через личностно – ориентированный подход, способствующий развитию познавательной и творческой активности

Проблемой внедрения индивидуального образовательного маршрута в урочную и внеурочную деятельность я занимаюсь уже 7  лет.   Начиная с 2007 года,  в классах, где я преподавала...

Модель организации работы с одаренными детьми с использованием индивидуальных образовательных маршрутов

В данной статье представлена апробационная модель организации работы с одаренными детьми с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, а также разработана примерная структура "дневни...

"Модульная учебная программа подготовки к ОГЭ по русскому языку с использованием индивидуального образовательного маршрута."

6-й РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСпрофессионального мастерства педагогов, реализующих на практике«Инновационные педагогические модели индивидуально-личностного развития обучающихся в контексте ФГОС и п...

Составление и использование индивидуальных образовательных маршрутов детей педагогами дополнительного образования (Грисюк В.В.)

рекомендации для педагогов дополнительного образования;схема самоанализа воспитанника, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту;формы занятий;формы подведения итогов;образец составлен...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКЕ с использованием индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ)

Выполнил: Захарченко Данила Вячеславович СП ДЮСШ ГБОУ СОШ №9 г. Кинеля самарской обл.Раздел: Тяжелая атлетикаТема урока: Обучение технике тяжелоатлетических упражнений: рывок классический, хват толчко...

Использование индивидуального образовательного маршрута в работе с одарёнными детьми

        Использование индивидуального образовательного маршрута является одной из форм работы с одарёнными детьми, педагогической поддержки личностного, жи...