Рабочая программа 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс)

Терехина Елена Алексеевна

Рабочая программа 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_10-1ch19-20.docx47.47 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного естественнонаучного методического объединения учителей

рук. МО

________________Солдатова Е.В.

 «  » августа 2019 г.  

       

УТВЕРЖДАЮ

Приказ №      о.д.

от «  » августа 2019 г.

Директор МАОУ «Гимназия им. Н.В. Пушкова»

_______________________Тимошенко Н.А.

СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

___________________Матюшенко Е.Е.

«  » августа 2019г.  

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   «ГИМНАЗИЯ ИМ. Н.В. ПУШКОВА»

Рабочая программа по географии

для обучающихся 10-го класса

2019/2020 учебный год

составитель: Терехина Елена Алексеевна

                                                                                              учитель географии

г.о.Троицк в г.Москве

2019 год

  1. Пояснительная записка

1.  1. Нормативно-правовые документы

 Рабочая программа по биологии для обучающихся 10-го класса составлена согласно следующим документам: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004); Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный         приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования» (для VII-XI (XII) классов);         Постановление Федеральной службы по надзору  в сфере защиты прав потребителей и благополучия  человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении         СанПиН         2.4.2.2821-10».         «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10); Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 №03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»; Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО  РФ от 31.03.2014 №253,ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями); Учебный план на текущий год.

  1. 2 Общая характеристика учебного курса

Рабочая программа разрабона на основе  программы основного общего образования по географии «Экономическая и социальная география мира» (X-XI классы), авторской программы Домогацких Е.М .в соответствии с Государственным стандартом общего образования.  Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений (М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015). Автор - Домогацких Е.М.

 Рабочая программа ориентирована на использование учебника Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово»- РС, 2015. (Часть I).

Так как данная рабочая программа составляется по Программе Домогацких Е.М., то в ней отражены ее особенности. Программа является новой версией классического курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при своей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей. Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в новом образовательном стандарте, и является, таким образом, в наибольшей степени соответствующим современным образовательным нормам. Кроме того, учебник, написанный на основании этой программы, опирается на самые свежие статистические данные.

Во-вторых, в связи с тем, что материал делится на две части: «Общая характеристика мира»,  «Население», «Мировые природные ресурсы».  , тема «Региональная характеристика мира» перенесена во вторую часть курса и изучается в 11 классе.

В курсе 10 класса предлагаются более самостоятельные  формы обучения - лекции, семинары, практикумы. Данная авторская программа соответствует концепции развития гимназии, образовательным целям гимназии,

Изложение материала открывается короткой, но очень важной темой «Современная география», в ней речь идет о сущности современной географии вообще и социально-экономической географии в частности. Здесь рассматривается круг проблем, которые решает географическая наука, а также используемые ею научные методы.

Тема «Страны современного мира» дает представление о государственном устройстве стран и их различиях по уровню социально-экономического развития. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.

Тема «География населения мира» рассказывает о динамике численности населения и о тех непростых проблемах, от решения которых во многом зависит будущее человечества. Здесь же рассматриваются вопросы состава населения, его сложности и мозаичности и, как следствие, сложного клубка этно-религиозных проблем. Делается важный вывод о том, что причина этих конфликтов кроется как в истории отдельных стран и территорий, так и в экономической сфере жизни общества. Существующим в мире проблемам уделяется очень много внимания, ибо таковы реалии современного мира. В этой теме также реализуются межпредметные связи с  историей, обществознанием.

Следующая тема, которую для краткости можно назвать «Мировые природные ресурсы и экологические проблемы», также во многом посвящена именно проблемам, но это проблемы экологические, они – следствие современного производства. Однако, основная мысль темы такова: эти проблемы не являются неизбежностью, у человечества есть достаточно возможностей решить их или, по крайней мере, снять их остроту. Значительное место отведено стратегиям решения экологических проблем. Эта тема имеет межпредметные связи с  биологией и экологией.

Далее рассмотрен общий обзор мирового хозяйства. Материал этот практически неисчерпаем ввиду огромной сложности многоотраслевой мировой экономики и разнообразия форм хозяйственных отношений. Особенность предлагаемого курса состоит в небольшом количестве цифровых показателей, характеризующих отрасли мирового хозяйства. Такая позиция авторов обусловлена рядом причин:

- статистические данные постоянно изменяются, поэтому целесообразнее акцентировать внимание школьников на основных тенденциях, имеющихся на современном этапе развития международных экономических отношений;

- такой подход к изложению темы рекомендован в концепции школьного географического образования и предложен в образовательном стандарте, кроме того, именно в таком ключе рекомендуется проверять знания учащихся в ходе ЕГЭ.

В заключение темы делается вывод о неизбежности глобализации, поскольку она является закономерным этапом развития мирового хозяйства. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.

Завершает первую часть курс тема, посвященная глобальным проблемам человечества. Материал представлен одним информационно-насыщенным параграфом. Поскольку обо всех глобальных проблемах (сырьевой, демографической, экологической) уже подробно говорилось в соответствующих темах, в этом параграфе показывается взаимосвязь и взаимообусловленность всех глобальных проблем, демонстрируются возможности человечества в решении этих проблем. Программа построена с учетом принципов системности ,научности  и доступности ,а также преемственности  и перспективности  между различными разделами курса. Программа позволяет решить задачи , обозначенные в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ по географии.

     

1.3Место учебного курса в учебном плане.

Авторская программа предполагает изучение по этому учебнику 34часа . Учебный план гимназии  включает освоение курса за 10класс -34часа и в 11-ом классе 34часа.Соответственно полный курс составляет 68 часов. Учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2018-2019 учебный год.(Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г.№1067).Планирование рассчитано на 34 часа ,в неделю -1 час, что соответствует учебному плану гимназии на 2018-2019 учебный год. Программа построена с учетом принципов системности ,научности  и доступности ,а также преемственности  и перспективности  между различными разделами курса. Она позволяет решить задачи , обозначенные в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ по географии.

1.4 Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные  результаты

Метапредметные  результаты

Предметные

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира;
  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
  • творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование и развитие экологического мышления
  • формирование представлений  о закономерностях  развития  мирового  хозяйства, формирования  политической  карты  мира, размещения хозяйства и общества  
  • уметь определять и сравнивать по разным источникам информации  географические тенденции развития природных , социально –экономических процессов и явлений
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными  и социально –экономическими объектами ,процессами  и явлениями;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов ;
  • описывать мировые экономические связи;
  • использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной

Предметные результаты обучения

Обучающийся должен знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины: экономическая и социальная география, метод, географическая среда, природно-ресурсный потенциал, экологическая емкость, лесистость, марикультура, глобальные проблемы человечества, воспроизводство населения, демографический взрыв, теория демографического перехода, демографическая политика, депопуляция, нация, народ, народность, дискриминация, экономически активное население, демографическая нагрузка, урбанизация, субурданизация, агломерация, мегаполис, миграции населения, уровень жизни, мировое хозяйство, международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда (МГРТ), научно-техническая революция (НТР), «зеленая революция», монокультура, политическая карта, страна, государство, унитарное государство, федеративное государство, монархия, республика, валовый внутренний продукт, политическая география, геополитика, внешнеторговы        й оборот;
  • традиционные и новые методы географических исследований: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический, метод географического моделирования (МГМ), геоинформационные системы (ГИС) и др.;
  • особенности размещения минеральных ресурсов и  их главные месторождения, а также особенности размещения и территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных, ресурсов Мирового океана;
  • численность и динамику изменения населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения;
  • основные направления внешних и внутренних миграций;
  • проблемы современной урбанизации;
  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей, традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности;
  • географические аспекты глобальных проблем человечества.

Уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации, и территориальной концентрации, населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков;
  • составлять географические карты различной тематики для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения населения Земли; направления современных миграций населения; размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; различий в уровне экономического развития; причин возникновения и обострения, взаимосвязи глобальных проблем человечества;
  • для прогнозирования роста народонаселения Земли в целом; тенденций изменения возрастного и полового состава населения по данным об изменении прироста населения; основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
  • для нахождения географической информации (включая карты, статистические данные, информационные системы и ресурсы Интернета) в целях правильной оценки важнейших социально-экономических событий и международной жизни, тенденции их возможного развития.

Предметные результаты обучения

  1. Содержание учебного курса

п/п

Название темы

Содержание программы

Введение   

Географическая наука

Тема «Географическая наука », в ней речь идет о сущности современной географии вообще и социально-экономической географии в частности. Здесь рассматривается круг проблем, которые решает географическая наука, а также используемые ею научные методы.

Страны современного мира

Тема «Страны современного мира» дает представление о государственном устройстве стран и их различиях по уровню социально-экономического развития. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.

География населения мира

Тема «География населения мира» рассказывает о динамике численности населения и о тех непростых проблемах, от решения которых во многом зависит будущее человечества. Здесь же рассматриваются вопросы состава населения, его сложности и мозаичности и, как следствие, сложного клубка этно-религиозных проблем. Делается важный вывод о том, что причина этих конфликтов кроется как в истории отдельных стран и территорий, так и в экономической сфере жизни общества. Существующим в мире проблемам уделяется очень много внимания, ибо таковы реалии современного мира. В этой теме также реализуются межпредметные связи с  историей, обществознанием.

Мировые природные ресурсы и экологические проблемы

«Мировые природные ресурсы и экологические проблемы», также во многом посвящена именно проблемам, но это проблемы экологические, они – следствие современного производства. Однако, основная мысль темы такова: эти проблемы не являются неизбежностью, у человечества есть достаточно возможностей решить их или, по крайней мере, снять их остроту. Значительное место отведено стратегиям решения экологических проблем. Эта тема имеет межпредметные связи с  биологией и экологией.

Мировое хозяйство и научно-техническая революция

В этой теме рассматривается понятие о мировом хозяйстве . Основные этапы развитя мирового хозяйства.Международное географическое разделение труда.Понятие НТР. Основные черты НТР .Пути развития техники и технологии. Воздействие НТР на сдвиги в структуре хозяйства .Факторы размещения производства.

Характеристика отраслей мирового хозяйства

В данной теме  рассмотрен общий обзор отраслей  мирового хозяйства. Материал этот практически неисчерпаем ввиду огромной сложности многоотраслевой мировой экономики и разнообразия форм хозяйственных отношений. Особенность предлагаемого курса состоит в небольшом количестве цифровых показателей, характеризующих отрасли мирового хозяйства. Такая позиция авторов обусловлена рядом причин:

- статистические данные постоянно изменяются, поэтому целесообразнее акцентировать внимание школьников на основных тенденциях, имеющихся на современном этапе развития международных экономических отношений;

- такой подход к изложению темы рекомендован в концепции школьного географического образования и предложен в образовательном стандарте, кроме того, именно в таком ключе рекомендуется проверять знания учащихся в ходе ЕГЭ.

В заключение темы делается вывод о неизбежности глобализации, поскольку она является закономерным этапом развития мирового хозяйства. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.

 Глобальные проблемы современности

Завершает первую часть курса тема, посвященная глобальным проблемам человечества. Материал представлен одним информационно-насыщенным параграфом. Поскольку обо всех глобальных проблемах (сырьевой, демографической, экологической) уже подробно говорилось в соответствующих темах, в этом параграфе показывается взаимосвязь и взаимообусловленность всех глобальных проблем, демонстрируются возможности человечества в решении этих проблем. Программа построена с учетом принципов системности ,научности  и доступности ,а также преемственности  и перспективности  между различными разделами курса. Программа позволяет решить задачи , обозначенные в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ по географии.

п/п

Название темы

Кол-во часов

Практические работы

Тестовые работы

Введение  

1

Страны современного мира

4

1

1

География населения мира

7

1

1

Мировые природные ресурсы и экологические проблемы

11

1

1

Мировое хозяйство и научно-техническая революция

2

Характеристика отраслей мирового хозяйства

8

1

1

 Глобальные проблемы современности

1

ВСЕГО

34

4

4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

        

п/п

Плановые сроки

Наименование раздела  и тем

Тип урока

Часы

Коррекция

I  полугодие

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1.

03.09-07.09

   

Экономическая и социальная география в системе географических наук

урок-объяснения нового

1

Тема 2. Страны современного мира   (4 часа)                                                                                                                              

2.

10.09-14.09

Типы стран современного мира

урок-объяснения нового

1

3

17.09-21.09

Многообразие стран современного мира. Практическая работа№1 « Государственный строй и административно-территориальное устройство».

практическая работа

1

4.

24.09-28.09

Развитые и развивающие страны

комбинированный

1

5.

01.10-05.10

Тестовая работа №1 «Политическая карта мира"

проверка ЗУН

1

Тема 3. География населения мира ( 7 часов)                                                                                                                                

6.

08.10-12.10

Численность  и динамика населения мира          

комбинированный

1

7.

15.10-19.10

Половозрастной состав населения  и трудовые ресурсы. 

 Практическая работа .№2 « Работа с половозрастной пирамидой».

практическая работа

1

8.

22.10-26.10

Расовый и этнический состав населения

комбинированный

1

         9.

05.11.-09.11

Религиозный состав населения .Этнорелигиозные конфликты.

комбинированный

1

        10.

12.11-16.11

Размещение населения и его миграции

практическая работа

1

        11.

19.11-23.11

Сельское и городское население

комбинированный

1

12.

26.11-30.11

Тестовая работа №2 «Население мира»

проверка ЗУН

1

Тема 4. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (11 часов)

13.

03.12-07.12

История взаимоотношений между природой и обществом

урок-объяснения нового

1

14.

10.12-14.12

Природопользование и экологические проблемы

урок-объяснения нового

1

15.

17.12-21.12

Практическая работа .№3 «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира».

практическая работа

1

16

24.12-28.12

География минеральных природных ресурсов.

урок-объяснения нового

1

II  полугодие

17.

09.01-11.01

Исчерпаемые  невозобновимые ресурсы

комбинированный

1

18.

14.01-18.01

Исчерпаемые  возобновимые ресурсы

комбинированный

1

19.

21.01-25.01

Неисчерпаемые ресурсы

урок-объяснения нового

1

20.

28.01-01.02

Ресурсы Мирового океана

комбинированный

1

21.

04.02-08.02

Другие виды природных ресурсов

комбинированный

1

22.

11.02-15.02

Пути решения экологических проблем

комбинированный

1

23.

18.02-22.02

Тестовая работа № 3 "Мировые природные ресурсы"

проверка ЗУН

1

Тема 5. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2 часа)                                                                                

24.

25.02-01.03

Формирование мирового хозяйства

урок-объяснения нового

1

25.

04.03-08.03

Современная эпоха НТР и мировое хозяйство

урок-объяснения нового

1

Тема 6. Характеристика отраслей мирового хозяйства  (8 часов)                                                                                            

26.

    11.03-15.03

Топливно-энергетический комплекс.  Практическая работа №4 «Основные грузопотоки  угля, нефти и природного газа».

практическая работа

1

27.

18.03-22.03

Мировая металлургия.

комбинированный

28.

01.04-05.04

Машиностроение мира

комбинированный

1

29.

08.04-12.04

Мировая химическая и лесная промышленность . \

урок-объяснения нового

1

30.

15.04-19.04

Сельское хозяйство.

урок-объяснения нового

1

31.

22.04-26.04

Мировой транспорт . Тестовая работа №4 «Отрасли мирового хозяйства»

проверка ЗУН

1

32.

29.04-03.05

Международные экономические отношения

1

33.

06.05-10.05

Международная торговля услугами

комбинированный

1

 Тема 6. Глобальные проблемы современности (1 час)

34.

13.05-17.05

Глобальные проблемы и их взаимосвязь

Проблемные задачи, дискуссия

1

Учебно-методическое обеспечение:

учебник  Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово»- РС, 2015. (Часть I).

Атлас: Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Изд-во Дрофа, 2015.

Контурные карты: Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Изд-во: Дрофа, 2015.

Дополнительная литература 

Методические пособия для учителя:Жижина Е. А., Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии: экономическая и социальная география мира. – М.: ВАКО, 2010.

Поурочное планирование « Экономическая и социальная география мира». Г.Н.Элькин 

География. 10-11 классы. Программа базовая и углубленная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...