Урок по теме «Ориентирование. Значение и назначение компаса.»
план-конспект урока по географии (5 класс)

Елена Петровна Вознесенская

Закрепление знаний по теме «Ориентирование. Значение и назначение компаса.»

Для закрепления материала урока подобраны разнообразные задания в том числе с использованием ИКТ и демонстрацией познавательного мультфильма по данной теме.

Отдельный блок  заданий  направлен на формирование функциональной грамотности в частности, естественнонаучной.   Материалы взяты из открытого банка заданий PISA.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

       ФИО: Вознесенская Елена Петровна

Класс: 5 Б

      УМК:  География 5-6 класс. Серия «Полярная звезда»

Предмет: География

Тема: Значение и назначение компаса

Тип урока: Урок формирования умений и навыков

Место и роль урока в изучаемой теме: это второй по теме урок, призванный закрепить знания по теме «Ориентирование», на котором происходит знакомство с компасом, историей его изобретения и его применением в повседневной жизни.

Цель: Сформировать у учащихся знания о компасе, о его роли, как величайшем изобретении человечества, помогающего ориентироваться в пространстве. Закрепить  умение определять стороны горизонта.

*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

Регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

-закрепление понятий: «ориентирование»,  «стороны горизонта»;

-понимание важности умения ориентироваться;

-усвоение понятия «компас», знакомство с  историей его изобретения, его назначением и ролью в деятельности человека;

-знакомство с навыками пользования компасом;

-умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;

-вести поиск информации, проводить ее анализ, отбирать нужную информацию;

-умение планировать свою деятельность в группе;

-давать определение понятий «компас», «стороны горизонта», «ориентирование»

- знать историю изобретения компаса;

-приобретение умения пользоваться компасом;

-самостоятельный поиск и анализ информации

-планировать и организовывать учебное

сотрудничество с учителем и одноклассниками;

-организовывать работу в группе:  умение распределять роли и  выбирать форму презентации материала;

-умение строить устное высказывание

-понимание роли и значения компаса для повседневной жизни и деятельности человека;

-развитие устойчивой познавательной мотивации  к изучаемой теме

Ход урока

п/п

Название этапа урока /

время на его проведение

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Организационный этап

1 мин.

-приветствие;

-проверка готовности учащихся к уроку

Фронтальная

-Приветствие учащихся

-визуальный контроль состояния рабочего места;

-организация внимания учащихся

-приветствие учащимися учителя;

-подготовка школьных принадлежностей к уроку

-готовность класса к работе на уроке;

-класс настроен на учебное сотрудничество с учителем

Визуальный контроль

2

Актуализация знаний

3 мин.

-мотивация учебной деятельности учащихся через прослушивание стихотворения;

-выполнение заданий по определению сторон горизонта

(Задание №1, №2, №3)

(Приложения для групп)

Фронтальная

Групповая

-учитель читает стихотворение «Четыре брата»;

-учитель способствует закреплению понятий «стороны горизонта», «ориентирование»;

-формирует умения определять стороны горизонта

-вырабатывает у учащихся навык умения планировать свою деятельность в группах;

-поясняет задания

-учащиеся слушают, анализируют текст стихотворения;

-дают определения что такое  «стороны горизонта», «ориентирова-

ние», «компас»

-распределяют роли в группах;

-определяют форму презентации материала;

-выполняют задания в группах

-учащиеся знают направления сторон горизонта;

-учащиеся верно определяют стороны горизонта;

-учащиеся владеют определениями этих понятий

-учащиеся  усвоили навык распределения ролей в группе и организовали работу в группе согласно этим ролям;

-учащиеся работают по принципам  учебного сотрудничества

-фронтальный контроль

-самопроверка по эталону;

-визуальный контроль

3.

Определение темы и целеполагание

2 мин.

-определение темы и целеполагания урока

фронтальная

-формирует у учащихся умение определить тему, цели и задачи урока

-предлагают свои варианты темы и целей урока

-деятельность учащихся показывает наличие  у них навыка целеполагания

-контроль за правильностью формулировок и коррекция высказываемых учащимися предположений

4.

Открытие новых знаний

10 мин.

-поиск, анализ и отбор информации  

Фронтальная

фронтальная

-учитель формирует устойчивую познавательную мотивацию  к изучаемой теме

-озвучивает вопросы, на которые учащимся необходимо ответить после просмотра мультфильма Фиксики. «Компас»

-просматривают мультфильм;

- ведут самостоятельный поиск, анализ информации, отбирают нужную информацию;

-выстраивают устное высказывание

-учащиеся отобрали рациональную информацию из мультфильма для построения устного ответа на поставленные учителем вопросы

- контроль правильности поиска, анализа и отбора информации, представленной в устных ответах

5.

Закрепление, систематизация и применение знаний на практике

20мин.

-формирование естественно-научной грамотности

(работа с задачами)

Групповая

-учитель формирует функциональную грамотность через решение  контекстных задач

(Приложение: задача №1, задача №2, задача №3)

-поясняет учащимся ход работы на данном этапе;

-следит за соблюдением правил работы в группах;

-заслушивает ответы выступающих

-определяют роли в группах;

выполняют задания

-выстраивают взаимодействие с одноклассни-

ками;

-выступают от групп

-слушают, принимают участие в обсуждении

-задания в группах выполнены;

-учащиеся приобрели  навык решения контекстных задач;

-соблюдены правила работы в группе;

-практически все выступающие дали верные ответы;

-развитие навыков  коммуникативной компетентности;

-формирование функциональной грамотности

-визуальный контроль

-контроль за речью учащихся;

-анализ правильности устных ответов учащихся

6.

Подведение итогов урока.

2 мин.

Рефлексия

2 мин.

-подвести итоги урока;

- определить степень усвоения учебного материала;

-дать домашнее задание

-определить степень удовлетворенно-

сти уроком

Фронтально

фронтально

-выясняет, что узнали и чему научились на уроке;

-поясняет домашнее задание;

-проводит рефлексию в форме «Роза ветров»;

-благодарит учащихся за работу на уроке

-отвечают на вопросы учителя;

-записывают Д.З.

-участвуют в рефлексии;

-отмечают на розе ветров степень удовлетворенности уроком

-на уроке достигнуты поставленные цели;

-учащиеся хорошо усвоили тему урока

-учащиеся удовлетворены ходом  урока и работой на уроке

-визуальный контроль;

-контроль записи Д.З.

-наблюдение за действиями учащихся

*Таблица заполняется с учетом этапа формирования, применения или контроля предметных знаний, действий, УУД по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы необязательно).              

** Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Повторение темы «Стороны горизонта»

Слайд 3

С Ю В Стороны горизонта располагаются в определённом порядке, поэтому, зная одну сторону, можно определить любую другую. Определите направление, указанное стрелкой. Задание

Слайд 4

С Ю В Определите направление, указанное стрелкой 1. восток; 2. северо-запад; 3. север; Ответы

Слайд 5

С помощью чего мы можем точно определить стороны горизонта?

Слайд 7

Значение слова КО́МПАС - это п рибор для определения сторон горизонта. Толковый словарь Ожегова С.И.

Слайд 9

Значение и назначение компаса

Слайд 10

Показать значение умения ориентироваться на местности. 2. Раскрыть роль компаса, как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве. Цели урока

Слайд 11

Мультфильм «Компас»

Слайд 12

Работа с заданиями

Слайд 13

Задание группам Ветеран Великой Отечественной войны, вспоминает: «На Курской дуге были и такие случаи: направление стрельбы мы определяли по звёздам, по Луне, по направлению железнодорожных рельсов». А почему нельзя было использовать показания приборов, например компаса?

Слайд 14

Первый лётчик получил задание лететь над Землёй всё время на восток, второй всё время на север. Кто из лётчиков не смог выполнить задание? Почему?

Слайд 15

Задание группам Даже самые южные из Алеутских островов покрыты тундрой. Комсомольск-на-Амуре лежит в зоне тайги. В Саратове жаркое лето (средняя температура июля +21,3˚С), холодная зима (средняя температура января -11,9˚С . В Лондоне в июле не жарко, но зато в январе не надо надевать шубы… Какой из этих пунктов самый северный? А какой самый южный?

Слайд 16

Домашнее задание Механический Магнитный Радиокомпас Астрокомпас Виды компасов

Слайд 17

Мало узнал Много узнал Понравилось Не понравилось Итог урока

Слайд 18

Правила пользования компасом: Положить компас на ровную поверхность (стол, пень, фанера); поднять предохранитель, т.е. освободить стрелку; повернуть корпус компаса так, чтобы синий конец стрелки показывал Север , а красный – Юг .

Слайд 19

Укажите, в каком направлении вы будете возвращаться домой, если известно, что в поход вы сначала пошли -на северо-запад, -потом – на запад, -а потом – на север. Задание для группы

Слайд 20

Устройство компаса корпус намагниченная стрелка предохранитель шкала

Слайд 21

пользоваться компасом, если рядом есть железные предметы; пользоваться компасом вблизи линий электропередач и во время грозы.

Слайд 22

Задание для группы



Предварительный просмотр:

Назначение и значение компаса

                                                                               Группа №1

Задание №1

На прошлом уроке мы с вами познакомились со сторонами горизонта. И сейчас я предлагаю вам   вспомнить их расположение.

Задание: Стороны горизонта располагаются в определённом порядке, поэтому, зная одну сторону, можно определить любую другую.

Определите направление, указанное стрелкой.

Задание №2

Понять, насколько необходим этот прибор,  узнать историю его возникновения и  другие сведения   о компасе,  нам помогут  Фиксики!

Посмотрите мультфильм «Фиксики. Компас». После просмотра мультфильма ответьте  на вопросы:

1. Назовите вещь, без которой нельзя выходить в море?

2. Как узнать, где находится Северный Полюс?

3. Для чего нужен компас?

4. Как сделать компас самостоятельно?

5. Что такое «спящее Чудовище» и «Дерево» и чем они являлись для Дим Димыча?

6. Когда и где был изобретен первый компас?

https://avatars.mds.yandex.net/get-turbo/953597/rth74396d18d6ca10dc66b2aeedf5f16954/max_g480_c12_r4x3_pd20Задание №3
Ветеран Великой Отечественной войны вспоминает: «На Курской дуге были и такие случаи: направление стрельбы нам приходилось определять по звёздам, по Луне, по направлению железнодорожных рельсов».
А почему нельзя было использовать показания приборов, например, компаса?

Справка

Курская магнитная аномалия: почему в этой местности компас «сходит с ума»

Курская магнитная аномалия считается самым большим районом по запасам железа на Земле. Его залежи составляют территорию более 160 тысяч км2. В 1773 году впервые академик П.Б. Иноходцев обнаружил странное явление: компас в пределах городов Курска и Белгорода показывал неправильные значения. Необычное поведение стрелок компаса объясняется физическими свойствами железа, которое само является природным магнитом.

Курская магнитная аномалия: почему в этой местности компас «сходит с ума»

                                           



Предварительный просмотр:

Назначение и значение компаса.

                                                                    Группа №2

Задание №1

На прошлом уроке мы с вами познакомились со сторонами горизонта. И сейчас я предлагаю вам   вспомнить их расположение.

Задание: Стороны горизонта располагаются в определённом порядке, поэтому, зная одну сторону, можно определить любую другую.

Определите направление, указанное стрелкой.

Задание №2

Понять, насколько необходим этот прибор,  узнать историю его возникновения и  другие сведения   о компасе,  нам помогут  Фиксики!

Посмотрите мультфильм «Фиксики. Компас». После просмотра мультфильма ответьте  на вопросы:

1. Назовите вещь, без которой нельзя выходить в море?

2. Как узнать, где находится Северный Полюс?

3. Для чего нужен компас?

4. Как сделать компас самостоятельно?

5. Что такое «спящее Чудовище» и «Дерево» и чем они являлись для Дим Димыча?

6. Когда и где был изобретен первый компас?

                              Задание №3

Первый лётчик получил задание лететь над Землёй всё время на восток, второй всё время на север.
Кто из лётчиков не смог выполнить задание? Почему?

                                             



Предварительный просмотр:

Назначение и значение компаса.

                                                             Группа №3

Задание №1

На прошлом уроке мы с вами познакомились со сторонами горизонта. И сейчас я предлагаю вам   вспомнить их расположение.

Задание: Стороны горизонта располагаются в определённом порядке, поэтому, зная одну сторону, можно определить любую другую.

Определите направление, указанное стрелкой.

Задание №2

Понять, насколько необходим этот прибор,  узнать историю его возникновения и  другие сведения   о компасе,  нам помогут  Фиксики!

Посмотрите мультфильм «Фиксики. Компас». После просмотра мультфильма ответьте  на вопросы:

1. Назовите вещь, без которой нельзя выходить в море?

2. Как узнать, где находится Северный Полюс?

3. Для чего нужен компас?

4. Как сделать компас самостоятельно?

5. Что такое «спящее Чудовище» и «Дерево» и чем они являлись для Дим Димыча?

6. Когда и где был изобретен первый компас?


https://avatars.mds.yandex.net/get-turbo/953597/rth74396d18d6ca10dc66b2aeedf5f16954/max_g480_c12_r4x3_pd20Задание №3


-Даже самые южные из
Алеутских островов покрыты тундрой.

-Комсомольск-на-Амуре лежит в зоне тайги.

Саратове жаркое лето (средняя температура июля +21,3˚С) и холодная зима (средняя температура января -11,9˚С .

-В  Лондоне в июле не жарко, но зато в январе не надо надевать шубы…


 С помощью карты атласа  определите:

- какой из этих пунктов самый северный?  

- какой из этих пунктов самый южный? 

        

                                                             

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме:"Лексическое значение слова"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Лексика. Лексическое значение слова", 6 класс...

Технологическая карта к интегрированному уроку по теме: «Лексическое значение понятий на уроках математики и истории»

Урок разработан учителем истории высшей категории Никитиной Е.Г. и учителем математики высшей категории Сменцовской Е.А. Сетевой урок обобщения и систематизации знаний и способов действий по тема...

Конспект урока на тему: "Биологическое значение и применение галогенов и их соединений"

Урок, презентация и приложения к открытому уроку по химии  9 класса  по УМК О.С. Габриеляна....

открытый урок по теме Ориентирование 6 класс

разработка открытого урока по обж в 6 классе по теме Ориентирование...

Конспект урока на тему "Ориентирование". 5 класс

Технологическая карта к  уроку  "Ориентирование" 5 класс предусматривает формирование УУД учащихся с помощью здоровьесберегающей технологии, технологии проблемного обучения,ИКТ....

Открытый урок по теме Штангенциркуль ШЦ-1,назначение,устройство, приемы пвботы, 6 класс.

Данный урок дан в соответствии с КТП и адаптированной рабочей программой по слесарному делу...

Урок по теме "Ракетные войска стратегического назначения".

Урок по предмету«Основы безопасности жизнедеятельности» ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Холомеев Андрей Викторович ТЕМА: «Ракетные войска стратегического назначения (РВСН)&raqu...