Методическая разработка
методическая разработка по географии (5 класс)

Малушина Ульяна Хайдеровна

Методическая разработка "Мастер класс для педагогов" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка48.82 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Использование метода моделирования на уроках географии»

D:\кайгал\img20.jpg

Представляю тему своего мастер класса «Метод моделирования на уроках географии в рамках реализации ФГОС ООО»

Сегодня все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках каждого учебного предмета и географии в частности призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Цель использования моделирования на уроках: развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира; формирование комплексного мышления и сближение его с процессом научного познания, подготовка школьников к самостоятельному решению возникающих перед ними задач, самостоятельное добывание знаний.

Задачи:

1.формирование географического мышления;

2.развитие деятельно-ценностного отношения к окружающей среде;

3.развитие пространственного мышления через моделирование освоение географических понятий и закономерностей;

4.развитие умений ориентироваться, проводить измерения, составлять простые карты, схемы, модели, создание географической игротеки.

Метод моделирования формирует у учащихся более высокий теоретический уровень мышления, обеспечивает качественный анализ учебного материала, осознанный поиск решения учебных проблем. Дидактическая ценность моделирования заключается в моторности восприятий, в творческой самодеятельности учащихся при изготовлении моделей.

Моделирование применяется для: мотивации учебной деятельности, при изучении нового материала, при проверке знаний, умений и их обобщения. Описательные модели дают возможность сжато излагать информацию и воспроизводить ее. Конструктивные модели больше ориентированы на применение знаний. Эвристические -на овладение новыми знаниями, обобщение и систематизацию. Опора на модели облегчает самостоятельное выполнение заданий творческого характера.

Использование приема моделирования способствует изучению темы более быстрыми темпами. Модель обеспечивает динамичность подачи информации, что позволяет снимать перегрузку учащихся.

Применяя метод моделирования на уроках географии, можно четко проследить развитие активности личности учащегося.

Для чего используется моделирование? Процесс познания окружающего – процесс в основном опосредованный. Школьники, находясь преимущественно в классной комнате, редко имеют дело с реальными (натуральными) объектами изучения. В большинстве своем они работают с их заместителями – моделями. Моделирование входит в структуру целенаправленной учебной деятельности и является необходимым элементов учебного действия.

Возможностей для такого действенного овладения предметным моделированием в школьном курсе географии немало.

       

Применение метода моделирования на уроках географии

        Современный урок географии немыслим без наглядного обучения. Советский географ, исследователь Николай Николаевич Баранский говорил, «что ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география, и в то же время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география. Поэтому на уроках географии необходимо использовать моделирование. Моделирование реализуется в рамках деятельностного подхода, столь актуального для педагогики.

        Моделирование- это построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения этих явлений.        

Модели по географии бывают:

  1. картографические – создание географических карт с помощью аппликаций.
  2. имитационные – представляют динамику изменения явлений.
  3. графические – составление схем, рисунков.
  4. модели-макеты (оврага, холма, речной долины)
  5. модели-разрезы (строение вулкана, почвенного разреза)

Использование метода моделирования:

- способствует изучению темы более быстрыми темами;

- облегчает самостоятельное выполнение заданий творческого характера;

- обеспечивает динамичность подачи информации, что позволяет снижать  учащихся;

- позволяет мотивировать активность учащихся.

- сделанные учащимися модели могут использоваться и в дальнейших уроках для слабоуспевающих учащихся как натуральные модели.

Необходимо чтобы школьники сами строили модели, сами изучали какие-либо объекты и явления с помощью моделирования, может проводиться учителем на уроке или самостоятельно дома.

        Ребята при создании моделей более полноценно изучают тему, воспроизводят особенности натурального объекта в уменьшенном виде, при этом развивается у детей абстрактное мышление и воображение, модели повышают интерес к исследуемому объекту. Такие практические работы позволяют прививать интерес к предмету, более наглядно, доступно объяснить причины и механизм проявления многих процессов на земле. Информация, полученная учащимися на таких уроках, надолго запоминается, помогают им лучше разобраться в материале.

Типичные недостатки использования моделирования в учебном процессе:

- используются только  в качестве иллюстрации теоретического материала,  а сами школьники в процессе моделирования не участвуют;

-  редкое использование моделирования;

 Мы на уроках географии создавали модели по темам:  «Строение Земли», «Вулканы».

        Задание для педагогов:  изготовить макет вулкана.

Пошаговое описание работы.

  1. Сначала  нужно взять картон  и вырезать  конус
  2. Приготовить  пластиковую бутылку размером 0,33 и к голышку бутылки прикрепить конус из картона.
  3. Для изготовления подножия Модели необходимо подготовить квадрат зелёной цветной бумаги 20/20 см и лист картона 20/20 см
  4. Наносим клей ПВА на картон, приклеиваем квадрат зеленой цветной бумаги, по центру приклеиваем бутылку с конусом
  5. Подножие Макета Вулкана готово
  6. Берем пластилин коричневого, оранжевого  и зеленого цвета, обмазываем конус пластилином, чтобы получился внешне похожий  на вулкан
  7. Модель  Вулкана готов для проведения эксперимента
  8. 8. Для опытно-экспериментальной деятельности, нам понадобится подкрашенный красной гуашью уксус и сода в небольшом количестве
  9. В жерло макета мы наливаем подкрашенный уксус, насыпаем соду, а затем Вулканизм начинается!
  10.  Наблюдаем как лава стекает по склону.

В ходе исследовательской деятельности подтвердилось: можно создать искусственный вулкан путем опытно-экспериментальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...