Конспект урока география 7 класс "Канада"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Гнучая Галина Александровна

Конспект урока география 7 класс "Канада"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kanada_7_klass.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Канада (7 класс) Урок-путешествие.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

1. Образовательные: расширить и углубить знания об особенностях природы Северной Америки. Познакомить со своеобразием природы, населения и хозяйства Канады. Рассмотреть видь хозяйственной деятельности в Канаде, раскрыть их связь с природными богатствами страны и историей заселения ее европейцами;

2.Развивающие: взаимопомощь, культуру общения, учить школьников анализировать, делать выводы, самостоятельно мыслить, продолжить формирование познавательного интереса к географии;

3.Воспитательные: воспитать умение работать в коллективе, обратить внимание на экологическое состояние природных компонентов Канады.

Задачи:

1.Сформировать представление о Канаде, её  особенностях ЭГП,  хозяйства и внутренних различиях.

 2.Развивать умения и навыки самостоятельно  находить и выделять главное, умения выявлять факторы развития Канады, умения  работать с картами, дополнительным материалом;  составлять конспект в виде кластера; умение работать в группе, индивидуально, делать выводы.

 3.Продолжить воспитывать интерес к предмету география, стремление повышать мотивацию на поиск и приобретение географических знаний, толерантное отношение к  народам  мира и чувство патриотизма.

Планируемые результаты:

• личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира;

• познавательные: анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Канады ( климата, поверхностных вод);

• регулятивные: устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Канады;

• коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами, использовать речевые средства для выражения чувств, мыслей.

Форма организации: коллективная, групповая.

Оборудование к уроку: физическая карта Северной Америки, флаг Канады, атласы 7-го класса, учебник, презентация «Канада», компьютеры, интерактивная доска, проектор,

Ход урока:

I. Инициация (приветствие)

Методика «Улыбнись»

-   Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками  вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Слайд №1

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Что необходимо, чтобы сегодняшний урок стал для вас успешным?

Называют правила работы в команде: уважение, внимательность, аккуратность.

II. Актуализация  знаний. Слайд №2

-Над какой темой мы работали на прошлом уроке?(Природные зоны Северной Америки) 

-Что называется природной зоной?  (Природная зона - крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности, животного мира.)

-Откройте карту атласа «Природные зоны Северной Америки»(стр.35) какие природные зоны существуют на материке? (Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса,степи (прерии))

-Какие причины влияют на их расположение? (Географическое положение, рельеф, климат, господствующие ветры.) Ребята, вы молодцы! И все ваши знания сегодня нам пригодятся в нашем путешествии по Северной Америке.

- Какие природные зоны самые большие по площади? Чем это объяснить? (Большая часть материка лежит в умеренном и субтропическом климате, это области пониженного давления, где климат меняется по сезонам, поэтому большую часть занимают тайга и переменно-влажные леса.)

- Найдите зону тундры. Каким цветом показана это зона? А что называется тундрой? Какую часть она занимает?

а) тундра простирается от Канадского Арктического архипелага до Атлантического побережья острова Ньюфаундленда.

б) к югу от тундры расположена какая зона? (тайга).  Что себя представляет тайга?

-Какую часть занимает тайга?

Она начинается от реки Юкона и северо-западных территорий на восток через всю страну до Гудзонов залива и до залива Святого Лаврентия.

в) Южнее от тайги какая зона находится (смешанные и широколиственные леса)

- Каким цветом показаны смешанные и широколиственные леса?

- Какие растения растут в этих лесах?

Чем покрыто Тихоокеанское побережье?

Тихоокеанское побережье покрыто прекрасными хвойными лесами. Однако все природные зоны в Канаде по сравнению с Европейской Россией сдвинуты к югу, т.к. ее восточные берега омывает холодное Лабрадорское течение. Кстати, иногда даже в г. Монреале можно видеть северное сияние. Климат приблизительно такой же, как в Москве, хотя г. Монреаль, как и столица Оттава находится на широте г. Симферополя. А на широте Москвы, в Восточной Канаде уже раскинулась тундра.

Как и в России, примерно 70 % территории страны принято относить к районам севера. Но самая южная ее часть, особенно юг провинции — благодатные места, где растут виноградники, абрикосы и персики.

Северная часть не освоена человеком. Невысокие равнины — это просторы ледяных арктических пустынь, безлесных тундр.

III. Целопологание. Усвоение новых знаний. Слайд №3

Скажите, Вы любите путешествовать?

Мы с вами разобрали природные зоны Северной Америки. И сегодня отправляемся на знакомый вам материк – Северную Америку. А вы знаете, что для этого необязательно покупать путёвку и лететь через весь Атлантический океан. Достаточно окунуться в науку географию.

-А какие страны располагаются в Северной Америки? (Канада, США, Мексика)

- Из этих стран одна находится на одной широте с нашей страной Россией.

Что это за страна?(Канада)Найдите на карте столицу Канады? Слайд №4

-Чему мы с вами сегодня научимся?

Сегодня мы с вами познакомимся со страной Северной Америки — Канадой.(столица Оттава) Научимся описывать страну в целом, т.е. начиная с географического положения, и заканчивая видами хозяйственной деятельности, обусловленными наличием природных богатств. Слайд №5

-Найдите на карте географические координаты Оттавы-45с.ш., 75 з.д.

Канада находится на материке Северной Америки, граничит с США на юге, и располагается с Запада на восток по всему материку в северной части.

-Что вы знаете об этой стране?

-Если вы посмотрите на атлас вы сможете сделать вывод (например по площади)

Канада — самое большое по территории государство зарубежного мира.

Площадь страны 10 млн.кв. км, уступает лишь России.

Канада - вторая по площади страна мира, а численность населения небольшая.

-Чем можно объяснить данный факт? (посмотрите 1 абзац на стр.226)

(Канада – северная страна, суровые климатические условия)

Эти природные условия могут повлиять  на хозяйственную деятельность, на особенности проживания, на культуру и т.д.

-А какими океанами омывается Канада? На западе? (Тихий океан) На востоке?(Атл.океан) На севере?(Сев.лед.океан)

-Назовите течения, омывающие Канаду (Лабрадорское холодное течение).

Расстояние основной материковой части Канады от Тихого до Атлантического океана – 5400км.

Вывод:Высокие широты, близость к Северному Ледовитому океану, холодное Лабрадорское течение формируют суровый климат Канады.

- Найдите крайние точки материка, определите их координаты с севера на юг и с запада на восток. Слайд №6

Северная — мыс Мёрчисон, 71°с.ш. 94°з.д.

Южная — мыс Марьято, 7°с.ш. 80° з.д.

Западная — мыс Принца Уэльского, 65°с.ш., 168°з.д

Восточная — мыс Сент-Чарльз, 52° с.ш. 55°з.д.

-Северную часть Канады занимают Арктическая зона.

-Западную часть занимают горы Кордильер.

- На юге востока в ее пределы частично входят Аппалачи. На юге Канады более равнинная зона где на тысячи километров тянутся таёжные леса. По внешнему виду они напоминают нашу северную тайгу. В них растут американские породы ели, лиственницы, клены, сосны, дающие ценную древесину. Население здесь занимается в основном заготовкой и переработкой древесины. Леса-богатство этой страны. Канадская древесина и бумага известны во многих странах мира.

 Слайд №7

- На государственном флаге Канады лист какого растения изображен на флаге? (клен) 

-Ребята, а кто знает, что означают цвета на флаге?

-Красные полосы на канадском флаге символизируют Атлантический и Тихий океаны, между которыми расположена Канада. А белый цвет напоминает об арктических снегах на севере страны, а кленовый лист — давняя эмблема Канады.

Вывод: Несмотря на то, что здесь проживают коренные народы, основное влияние на символику страны оказали франкоканадцы и англоканадцы.

Природа Канады имеет много общего с нашей страной. Сравните климатические пояса и природные зоны России и Канады. Что общего в их природе?

Общее: северное полушарие, есть климатические пояса-арктические, субарктические и умеренные пояса. Общее соседнее государство США. Оба государства омываются водами трех океанов.

Различное: Россия в восточном полушарии, Канада в западном. Климат России более суровый, более континентальный.

Слайд №8 Недра Канады. Канада богата полезными ископаемыми. Особенно велики запасы руд никеля и меди, цинка и железа, золота и платины. Есть и руды радиоактивных металлов. Разведены значительные месторождения нефти и природного газа.

Слайд №9 Реки. Исключительно велики запасы гидроэнергии. На реках построены крупные гидроэлектростанции, дешёвая энергия которых широко используется при выплавке цветных металлов.

Слайд №10 Промышленность. На заводах Канады изготавливают самую разнообразную продукцию – автомобили и сельскохозяйственные машины, реактивные самолеты и океанские суда. Прибрежные воды Атлантического и Тихого океанов богаты рыбой.

Слайд №11 А теперь обратимся к атласу. Откройте карту атласа «Народы и плотность населения мира». стр.22

Какие народы проживают в Канаде? Можно ли отнести Канаду к числу многонациональных стран?

-Канада-страна многонациональная за счет переселенцев из разных государств мира.

Слайд №12 Население. Канада — это удивительная страна: на улицах городов и сел можно услышать речь на самых разных языках. Население Канады составляет 30 млн.человек.

В Канаде живет не менее ста этнических групп. Из Франции переехало всего 10 тыс.человек, сейчас там около 10 млн. человек. Большинство франко-канадцев друг другу родственники, хотя и не очень близкие, но помнящие свое родство.

-Какие интересные факты вам известны о населении Канады?

Например, людей по фамилии Грамбле в северной Америке 300 тыс. человек, все они происходят от одного французского иммигранта, приехавшего 350 лет назад и имевшего 16 сыновей. Может поэтому франко-канадцы между собой на «ты».

-Кроме англо - канадцев и франко- канадцев, здесь проживает и коренное население. Слайд №13 Канадскую Арктику населяют эскимосы, что на их языке означает «люди», сейчас их 50 тыс. Жилище эскимосов называют иглу. В 1999 году была организована федеральная территория НУНАВУТ, что означает «Наша земля», на которой полновластными хозяевами стали эскимосы.

Во время ритуальных церемоний надевают на пальцы крошечные маски, которые изображают их предков.(музыка и танец).

До прихода европейцев жили на юге Канады и индейские племена. Их земли были плодородны, леса богаты дичью и зверем, а реки и озера —рыбой. В лесах и теперь стоят причудливые столбы, вырезанные индейцами из цельных деревьев, которым они поклонялись. На них изображены глазастые чудовища, разные звери, которых индейцы считали своими покровителями и которым поклонялись. Их называют тотемные столбы.

Помимо коренных народов здесь живут, приехавшие в основном в ХХ веке, народы Европы, Азии, Африки. Особенно много немцев, китайцев, украинцев, русских — более 200 тыс.человек.

Экология:

В Канаде огромное внимание уделяется охране природы.

Канада — первая страна, которая подписала Венскую Конвенцию о защите озонового слоя планеты в июне 1986 года.

 В 1995-97 годах ООН называла Канаду лучшей страной в мире для проживания человека.

Огромные неосвоенные человеком территории, особенно в тундре и в горных районах страны, составляют 70% всей земли Канады и представляют 20% всей нетронутой дикой природы Земли.

Великие Озера остаются главным источником свежей воды в Канаде. Четыре из пяти озер Канада делит с США. Соглашение о качестве воды в Великих Озерах, подписанное между Канадой, Онтарио и США, помогает улучшить экологическую обстановку и предотвратить загрязнение внутренних вод материка.

Однако, данные ученых показывают, что в одних только Великих Озерах обнаружено около тысячи разнообразных токсичных химических веществ, которые попадают туда вместе со сточными водами и кислотными дождями. Питьевая вода в крупных городах не пригодна к употреблению, поэтому многие жители предпочитают пользоваться фильтрами.

Другая серьезная проблема — сохранение и защита богатого животного и растительного мира Канады. Несмотря на все старания правительства и экологических организаций, исчезли такие виды, как ньюфаундлендский волк, морская норка, калан, черноногий хорек, лабрадорская гага, дикая индейка, странствующий голубь, гремучая змея. Кроме того, из-за вырубки лесов была уничтожена значительная доля естественной среды обитания некоторых видов флоры и фауны, что поставило их под угрозу исчезновения.

Канада — является одной из стран, которые первыми подписали Киотский протокол — соглашение о регулировании выбросов в атмосферу парниковых газов.

В целом, экологическая обстановка в Канаде считается хорошей для такой промышленно развитой страны, но и там на первое место выдвигаются проблемы охраны окружающей среды и сохранения богатого природного мира для потомков.

Поэтому размеры и количество национальных парков, заповедников и других охраняемых государством территорий растут с каждым годом. Мы продолжим путешествие по национальным паркам Канады. Слайд №14-15

IV. Закрепление и проверка знаний. Обобщение и систематизация.

Групповая работа

Задание: Приведите доказательства того, как географическое положение и рельеф страны повлияли на климат Канады.

Группа № 1: Географическое положение Канады (атлас, стр. 36; учебник, стр.130)

Ответьте на вопросы:

  1. Открыть физическую карту «Физическая карта Северной Америки». В каких широтах располагается основная территория государства? (500-800–е северные широты);
  2. Какие океаны, заливы и проливы омывают страну? (Тихий океан, Атлантический и Северный Ледовитый океаны, море Бофорта, море Баффина, Девисов пролив, Гудзонов залив);
  3. Назовите течения, омывающие Канаду (Лабрадорское холодное течение).

Вывод: Высокие широты, близость к Северному Ледовитому океану, холодное Лабрадорское течение формируют суровый климат Канады.

Группа № 2: Рельеф Канады (атлас, стр. 4-5, 36; учебник, стр. 130)

Ответьте на вопросы:

  1. Открыть карту «Физическая карта Северной Америки». Какой характер рельефа преобладает в Канаде? (равнинный)
  2. Открыть карту «Строение земной коры». Чем можно объяснить преобладающие формы рельефа в стране? (в основании материка лежит Северо-Американская платформа)
  3. Назовите основные формы рельефа Канады (Великие равнины, Центральные равнины, на востоке северные отроги Аппалачей).
  4. Почему в Канаде самое большое число рек и озер в мире? (рельеф на севере Канады  - результат деятельности ледника)

Вывод: Канада в большей степени подвержена влиянию Северного Ледовитого океана и Атлантического, так как с запада она закрыта от воздушных масс Тихого океана Кордильерами.

Для закрепления заполним таблицу, используя карты атласа и текст учебника. 

Слайд №16

№ п/п

Природные зоны

Природные ресурсы

Добыча

Производство

Выращивание и разведение

Экологические проблемы

1

арктические пустыни

-

-

-

-

2

тундра и лесотундра

рыбные ресурсы

золото, урановые руды, железные руды

-

-

-

3

тайга

гидроэнергетические, лесные, рыбные ресурсы

нефть, газ, медные руды, железные руды

бумага, производство металлов, самолетостроение, автомобилестроение, рыбный промысел

пшеница, крупный рогатый скот

вырубка лесов, нарушение почв

4

Смешанные леса

лесные ресурсы

платина

производство металлов, бумага, химическая продукция (удобрения)

пшеница, свиноводство

вырубка лесов, нарушение почв

5

лесостепи и прерии

почвенные ресурсы

калийные соли, нефть, природный газ

химическая продукция

пшеница, крупный рогатый скот

нарушение почв

Вывод: Природные условия повлияли не только на размещение населения Канады, но и на хозяйственную деятельность, которая сконцентрирована, в основном, на юге страны. Это дает дополнительные возможности для экономических связей с США.

Проверка ( Взаимопроверка)

V. Рефлексия. (подведение итогов урока). Домашнее задание. Слайд №17

Предлагаю вам познакомиться с этим материалом еще дома, прочитав § 46 стр. 225 — 228 ответить на вопросы 1-4

А теперь, давайте подведем итог урока.

С какой страной вы познакомились?(Страна Канада является одной из стран с самой большой территорией в мире)

- Где расположена Канада? (в Северной Америке)

-Какова природа этой страны? (северная страна, суровые климатические условия)

-Как называется столица? (Оттава)

-Что нового для себя вы узнали на уроке?

-Пригодятся ли эти знания вам в жизни?

Выставление оценок с комментированием.

Резервное время:Географическая разминка

Сопоставь и назови: «Самое- самое Северной Америки»

-Самый высокий водопад в Северной Америки… (Ниагарский)

- Самая длинная река Северной Америки ….(Миссури)

- Самая высокая точка Северной Америки….(гора Мак-Кинли)

- Самая низкая точка Северной Америки  ….(Долина Смерти)

- Самый большой речной бассейн  в Северной Америки у реки…(Миссисипи)

- Самая протяженная пещера в Северной Америки …(Мамонтова пещера)

- Северная Америка самый …….  Материк (контрастный)

Сегодня на уроке я узнал….

В путешествии меня удивило….

Урок дал мне для жизни….

Мне захотелось

Лист контроля по теме  «Канада»

1.

Какое значение для тебя имеют знания, умения, полученные на уроке?

  очень важное

  важное

  не очень важное

2.

Как ты оцениваешь полученные сегодня знания?

  глубокие

  осознанные

  неосознанные

3.

С каким настроем ты изучал материал?

  было интересно

  не очень интересно

  не интересно вообще

4.

Как оцениваешь свою деятельность?

  отлично

  хорошо

  удовлетворительно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии в 7 классе о теме "Как мы будем изучать географию в 7 классе".

Конспект урока географии в 7 классе " Как мы будем изучать географию в 7 классе" составлена  по учебнику А.И.Алексеева "География.  Страны и континенты. 7 класс", УМК "Полярная зве...

Конспект урока географии в 5 классе по теме "География: древняя и современная наука" в рамках УМК "Сферы"

Тип урока: Вводный урок.Общая дидактическая цель урока: Создание условий для формирования  представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека....

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...

Конспект урока географии в 8 классе "Как география изучает хозяйство"

На  конкретных примерах  учащиеся знакомятся с понятиями "условия" и "факторы размещения" предприятий. Работая в группах, применяют полученные знания при решении проблемн...