Урок "Аксиомы стереометрии"
план-конспект урока по геометрии (10 класс) по теме

Опыт преподавания геометрии показывает, что для многих обучающихся наибольшие затруднения вызывают стереометрические задачи. При знакомстве с аксиомами стереометрии пространственные представления студентов развиты очень слабо. Начальные сведения по стереометрии имеют абстрактный характер, усвоение материала строится на заучивании.  Учащиеся теряют интерес к предмету, и многие из них считают стереометрию трудным  предметом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Геометрия, 1 курс, Стереометрия, тема урока  «Стереометрия. Аксиомы стереометрии»

        Ковалёва В.С.,  преподаватель математики

Введение

Пояснительная записка к использованию разработки урока

«Стереометрия, Аксиомы стереометрии, некоторые следствия из аксиом ».

Используется учебник  Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.«Геометрия, 10 – 11» 2007 года. В системе уроков по теме это - вводный урок по теме «Стереометрия».

 Количество часов, отведенных учебным планом техникума на изучение всей темы темы (38 часов, «Аксиомы стереометрии» -4 часа), обязывает учителя искать и находить средства, уплотняющие содержание учебного материала.  Одним из таких средств является мультимедийная презентация материала. Назначение мультимедийного компонента этого урока – активизировать познавательную деятельность учащихся, создать условия для целостного восприятия изученного.

Изучение темы начинается с рассмотрения материала об аксиомах стереометрии. Все сообщаемые учащимся сведения излагаются на наглядной основе путем обобщения очевидных или знакомых им геометрических фактов. Мультимедийное сопровождение урока, разработанное студентами, вызывает повышенный интерес к содержанию материала, представленного на слайдах, обеспечивает устойчивое внимание.

Данная тема является опорной для дальнейшего изучения всего геометрического материала. В ней формируется  представления о стереометрии как раздела геометрии, изучающего фигуры в пространстве, основных понятиях и взаимосвязях между ними, дается логическое строение стереометрии. Для обучающихся аксиоматический метод выступает как форма предъявления учебного требования: доказывать все предложения, опираясь на аксиомы и ранее доказанные теоремы.

Стереометрия соединяет пространственное представление со строгой логикой, способствует развитию логического мышления. Она и сама по себе очень интересна, так как имеет яркую историю, уходящую в глубь веков и связанную с именами знаменитых ученых, например, Пифагора, Эвклида, Архимеда, Аполлония и многих других. Стереометрия изучает математические объекты, широко применяемые в архитектуре, скульптуре, живописи. Поэтому предваряет урок историческая справка, подготовленная учащимся.

Тема урока:

«Стереометрия.  Аксиомы стереометрии,

некоторые следствия из аксиом»

 «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,

но, ради Бога, размышляйте, и,

хотя криво – да сами».

Г. Лессинг 

Вам предстоит сегодня  много рассуждать, делать выводы.

Девиз  урока:  "Добываем  знания  сами!"

Цели:

  • Создать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися   представления о стереометрии как разделе геометрии, изучающего фигуры в пространстве, основных понятиях и взаимосвязях между ними, дать логическое строение стереометрии.
  • Содействовать осознанию студентами ценности изучаемого предмета;
  • Содействовать развитию у обучающихся умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
  • Содействовать развитию логического мышления, творческих способностей студентов.
  • Содействовать развитию навыков сопоставления, анализа, обобщения самостоятельной деятельности.
  • Воспитывать целеустремлённость, умения доводить дело до конца.
  • Воспитание  чувства радости от проделанной работы.

     Тип урока – по основной дидактической цели урок изучения нового материала;

                      по основным этапам учебного процесса – комбинированный (ознакомление с материалом на основе знаний, полученных за курс основной школы, установление связей и закономерностей, применение полученных знаний на практике).

Вид урока - урок формирования новых знаний и умений.

Форма урока: классический урок с применением мультимедийных презентаций

Оборудование:

 компьютер и проектор, презентации,

каркасные модели куба, модели плоскостей, прямых.

учебник «Геометрия» под редакцией Атанасяна

Таблицы «Аксиомы и стереометрия»,  рабочая тетрадь, чертёжные

Этапы урока:

  • Проверка готовности учащихся группы к занятиям.
  • Сообщение темы урока и его целей
  • Историческая справка (сообщение учащегося, сопровождаемое презентацией и викториной)
  • Изучение новой темы в сопровождении презентации, каркасных моделей куба, параллелепипеда.
  • Возникшая проблема учащихся и её разрешение (презентация учащихся)
  • Аксиомы стереометрии
  • Закрепление      коррекция знаний: фронтальный опрос и программированное тестирование
  • Применение аксиом стереометрии (выступление учащегося)
  • Домашнее задание

№  тема слайда

Содержание работы

Действия учителя

Действия

студентов

I. Проверка готовности учащихся группы к занятиям.

1. Организационный момент

Установочная беседа.

Слушают преподавателя, психологический настрой

2. Актуализация знаний

Знакомство учащихся с целью и задачами урока.

Слушают преподавателя

II. Изучение новой темы

1.Вступительная беседа по теме

Учитель о геметрии

Слушают преподавателя 

Слайд

1 - 6

7 - 8

 2.Историческая справка. Сообщение  учащегося «Из истории Начал геометрии»

а) Пифагор

б) Платон, Демокрит

в)Аристотель, Евклид

г)Лобачевский, Больян, Риман

2(а) Викторина

ответьте на вопросы

а) уч-ся  1

б) уч-ся  2

в) уч-ся  3

г) уч-ся  4

уч-ся  1

Слайд

1 - 6.

3.Что такое геометрия?

 Введение в стереометрию

Часть1

Во время хода презентации идет обсуждение ключевых понятий

Учащиеся принимают активное участие в обсуждении

Опорный конспект

Логическое строение геометрии

Записи в тетради

Каркасные модели куба

Плоскость?

Работа с моделями куба

Учитель

На каждом столе каркасная модель куба. Учащиеся отвечают на вопросы,

Вывод:

Плоскости могут вступать во взаимодействие с другими элементами фигур и друг с другом

Слайд

7-8

Геометрические фигуры

Часть1

Записи в тетради

Слайд

9-11

Задание студентам ПРОЧТИ ЧЕРТЕЖ

Часть1

Работа со слайдом

Отвечают на вопросы и ведут записи в тетради

Слайд

12

Понятия об аксиомах

Часть1

беседа

Участие в обсуждении

Слайд

13

учебник

Повторение аксиом планиметрии

Работа с учебником (анализ текста учебника и предложенных чертежей)

Слайд-заданиеЧасть1

Опрос-беседа

Отвечают на вопросы

Слайд

14

АКСИОМЫ СТЕРЕОМЕТРИИ

Аксиома 1

Часть1

обсуждение

Участие в обсуждении,

Записи в тетради

СЛАЙДЫ

4. ПРОБЛЕМА!!!

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ работа учащихся

Стол и табурет

Учащиеся

5 и 6 

дают сообщение о своей работе

Слайд

5. Аксиомы плоскости.

-аксиома1

-обсуждение вопроса: как проверить «ровности» укладки тротуарной плитки

-Аксиома 2

Часть 2

Учитель

Подводит учащихся к формулировке аксиом

Учащиеся пытаются сделать вывод работы и сформулировать утверждение

Слайд

Две плоскости имеют общую точку?

Аксиома 3

Часть 2

Обсуждение смысла аксиомы 3

Участие в обсуждении

Записи в тетради

III. Закрепление

слайд

Фронтальный опрос

Коррекция знаний

Часть 2

Даются задания учащимся

Учащиеся отвечают

excel

Программированный тест

Учащиеся выполняют тест и получают оценки

слайд

Заключение

Применение аксиом стереометрии

Часть 2

Выступление студента

Домашнее задание

Учитель дает пояснения к домашнему заданию

Учащиеся записывают домашнее задание

Рефлексия

Учащиеся оценивают себя и урок

Итог урока:

Данный урок мы готовили и провели вместе.

Над темой урока поработали дополнительно, предварительно нашли материал, который позволил нам более наглядно посмотреть на вопросы теории.

Рефлексия

Домашнее задание: теория (п1-2) №1(перечертите чертеж и ответы запишите с помощью символики) №№3,10,13

Дополнительно (для желающих)

тема исследования «Способы задания плоскости»

Литература:

  • http://www.photosight.ru
  • http://www.college.ru/mathematics/courses/.html
  • СD «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: Геометрия-11 класс»
  • Учебник. Геометрия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 7-е издание 1999 г.Авторы. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Л.С.Киселева, Э.Г.Поздняк.
  • Книга для учителя. С.М.Саакян, В.Ф.Бутузов. Изучение геометрии в 10-11 классе. Методические рекомендации к учебнику. Москва «Просвещение» 2001г.

Заключение:

Опыт преподавания геометрии показывает, что для многих обучающихся наибольшие затруднения вызывают стереометрические задачи. При знакомстве с аксиомами стереометрии пространственные представления студентов развиты очень слабо. Начальные сведения по стереометрии имеют абстрактный характер, усвоение материала строится на заучивании.  Учащиеся теряют интерес к предмету, и многие из них считают стереометрию трудным  предметом.

Трудности в изучении стереометрии вызваны тем, что зрительное восприятие геометрических объектов не всегда соответствует тем закономерностям, которыми этот объект обладает. Отображение пространственных фигур в виде чертежа на листе бумаги приводит к тому, что очень многие закономерности представляются в искаженном виде.

Современные мультимедийные средства предоставляют широкие возможности для построения изображений геометрических фигур. Работа студентов при подготовке к уроку: выполненные сообщение об ученых – математиках, небольшие исследовательские работы  развивает навыки самостоятельного мышления,  повышает самооценку учащегося,  выявляет заинтересованность и потребность в получении дополнительных знаний,  пробуждает интерес к научной деятельности,  формирует положительное и ответственное отношение к учебе, при этом прослеживается тенденция к росту успеваемости.



Подписи к слайдам:

В гостях у деда Когда мы встречаем гостейВыносим стулья и табуреты из дома
Я очень люблю бывать в деревне Любимый табурет деда Почему?Да потому, что остальные, если поверхность на которых они стоят не ровная, качаются! Это не очень удобно. Почему табурет деда такой устойчивый?
проблема
Математика – царица всех наук
Нам давно известно, что Поэтому возникла ЦЕЛЬ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ Обосновать с помощью математических фактов, в чем причина устойчивости этого табурета?
Провести классификацию табуретов по разным признакам. Определить, что способствует устойчивости табурета. Выявить математические факты, которые могли бы объяснить устойчивость табурета.
Как мы действовали Первым делом, мы рассмотрели разные табуреты, Как мы действовали
смотрели, приглядывались… Табурет
Вид сиденья
Количество ножек
Круглое
Квадратное
Прямоугольное
Овальное
Три
Четыре
Треугольное

Как мы действовали
И провели классификацию Как мы действовали
Качали на неровном.
Качали на ровном полу.
Затем мы их качали. только табурет с тремя ножками с любой формой сиденья никогда не качается
И увидели, что почему табурет именнос тремя ножками не качается?
И опять мы задумались, Заглянув в учебник… «Г Е О М Е Т Р И Я»10-11 класс под редакцией Атанасяна Мы нашли тему:«Аксиомы стереометрии» Три точки, не лежащие на одной прямой, всегда определяют единственную плоскость.
Потому и не качается!!!
Аксиома плоскости Через три точки, не лежащие на одной прямой, проходит единственная плоскость. Тайна табурета деда найдена! Будем учиться математике, чтобы понимать окружающий нас мир.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет стереометрии.Аксиомы стереометрии.

Материал к уроку геометрии в 10 классе....

Предмет стереометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии.

Предмет стереометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии....

Предмет стереометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии

Разработка урока по теме "Основные понятия и аксиомы стереометрии"...

Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии

План - конспект урока "Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии".Раздаточный материал и презентация "Аксиомы стереометрии"....

Презентация. Стереометрия. Аксиомы стереометрии 10 класс

Данная презентация предназначена в помощь учителю для интерактивного представления материала....

Урок геометрии в 10 классе по теме "Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии"

Предлагаемый  Вашему вниманию материал содержит методическую разработку первого в учебном году урока геометрии в 10 классе. В ней Вы найдёте исторические сведения о возникновении науки стереометр...