РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2015-2016 учебный год по геометрии основного общего образования 9 класс
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему

Федченко Светлана Николаевна

Нормативные акты и учебно - методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.

1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике.

2. Примерные (типовые) образовательные программы, рекомендованные к использованию

Министерством общего и профессионального образования.

3.Атанасян Л.С. Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных организаций. М., «Просвещение», 2015.

4. Основная образовательная программа основного общего образования  МБОУ Куйбышевской СОШ  имени Маршала советского Союза А.А.Гречко.

5. Положение о рабочих программах муниципального общеобразовательного учреждения

Куйбышевской средней общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx73.42 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Нормативные акты и учебно - методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.

1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике.

2. Примерные (типовые) образовательные программы, рекомендованные к использованию

Министерством общего и профессионального образования.

3.Атанасян Л.С. Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных организаций. М., «Просвещение», 2015.

4. Основная образовательная программа основного общего образования  МБОУ Куйбышевской СОШ  имени Маршала советского Союза А.А.Гречко.

5. Положение о рабочих программах муниципального общеобразовательного учреждения

Куйбышевской средней общеобразовательной школы.

Цели

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

Учебный процесс ориентирован на: рациональное сочетание устных и письменных видов работы как при изучении теории, так и при решении задач; сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения; оптимизированное применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов; использование современных технических средств обучения.

Общая характеристика учебного курса

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Преобразование геометрических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.

 Образовательные и воспитательные задачи обучения геометрии должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики геометрии как учебного предмета, определяющего её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизированное применение объяснительно-иллюстрированных и эвристических методов, использование технических средств, ИКТ -компонента. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов.

Основные цели курса:

  • -овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;
  • -приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
  • -освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования  выбора решений;
  • -приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;
  • -развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
  • -научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.

Задачи обучения:

  • - научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками;
  • -познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач;
  • - развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач;
  • - расширить знания учащихся о многоугольниках;
  • - рассмотреть понятия длины окружности и площади круга для их вычисления;
  • - познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами;
  • - дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве.

Место  учебного предмета в учебном плане школы.

В ООП ООО Куйбышевской СОШ за счет федерального компонента учебного плана  на изучение данного курса предусмотрено 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.

Класс 9 «А»

Содержание учебного предмета

Тема 1. «Векторы»

Раздел математики. Сквозная линия.

  • Геометрические фигуры и их свойства.
  • Измерение геометрических величин.

Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Вектор. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов.
  • Операции над векторами: умножение вектора на число, сложение, разложение.
  • Применение векторов к решению задач.

Тема 2. «Метод координат»

 Раздел математики. Сквозная линия.

  • Геометрические фигуры и их свойства.
  • Измерение геометрических величин.

Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Вектор. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов.
  • Координаты вектора.
  • Операции над векторами: умножение вектора на число, сложение, разложение по двум неколлинеарным векторам.
  • Простейшие задачи в координатах.
  • Уравнение окружности.
  • Уравнение прямой.

Тема 3 «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»

 

Раздел математики. Сквозная линия

  • Геометрические фигуры и их свойства.
  • Измерение геометрических величин.

Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Синус, косинус и тангенс углов от 0о до 180о.
  • Угол между векторами.
  • Теорема синусов и теорема косинусов. Примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
  • Формула, выражающая площадь треугольника через две стороны и угол между ними.
  • Скалярное произведение векторов.

Тема 4. «Длина окружности и площадь круга»

 Раздел математики. Сквозная линия

  • Геометрические фигуры и их свойства.
  • Измерение геометрических величин.

Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Сумма углов правильного многоугольника.
  • Длина окружности, число π; длина дуги.  
  • Площадь круга и площадь сектора.
  • Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

 

Тема 5 «Движение»

 Раздел математики. Сквозная линия

  • Геометрические преобразования.
  • Геометрические фигуры и их свойства.

Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Примеры движений фигур.
  • Симметрия фигур.
  • Осевая симметрия и параллельный перенос.
  • Поворот и центральная симметрия.
  • Материал подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки учеников.

Тема 6 «Начальные сведения из стереометрии»

 Раздел математики. Сквозная линия

  • Геометрические тела и их свойства.

Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Правильные многогранники.
  • Тела и поверхности вращения.

Тема 7 «Об аксиомах геометрии»

        Перечень контрольных работ

Номер

Тема

№1

Метод координат

№2

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Скалярное произведение векторов.

№3

Длина окружности. Площадь круга.

№4

Движение.

№5

Итоговая контрольная работа

Календарно-тематическое планирование

 Раздел программы.

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания образования

Требования к результату

Основные виды учебной деятельности  

Контроль

Дата

проведения

урока

Вводное повторение (2 ч)

1

Треугольник

1

треугольник и его элементы, виды , свойства, признаки

Знать: основной теоретический материал за курс геометрии 7 класса.

Уметь: решать соответствующие задачи

формулировать определения и понятия по данной теме, решать задачи

02.09

2

Многоугольники (определение, свойства, формулы площадей).

1

многоугольник, элементы многоугольника, свойства, признаки, площадь многоугольника

- Знать: основной теоретический материал за курс геометрии 8 класса.

Уметь: решать соответствующие задачи

формулировать определения и понятия по данной теме, решать задачи

04.09

Глава 9. Векторы (10 ч)

3

4

Понятие вектора.

2

определение вектора, виды векторов, длина вектора

-уметь изображать, обозначать вектор, нулевой вектор;

-знать виды векторов

формулировать определения и иллюстрировать понятия вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов; мотивировать введение понятий и действий, связанных с векторами, соответствующими примерами, относящимися к физическим векторным величинам.

Устный счет

Самостоятельная работа  

«Понятие вектора»

09.09

11.09

5

6

7

Сложение и вычитание векторов.

3

вектор, операции сложения и вычитания векторов

-уметь практически складывать и вычитать два вектора, складывать несколько векторов

применять векторы и действия над ними при решении геометрических задач.

Практическая работа №1

«Равенство векторов»

Практическая работа

№2

«Сложение и вычитание векторов»

Самостоятельная работа 1.2

«Сложение и вычитание векторов»

16.09

18.09

23.09

8

9

10

Умножение вектора на число.

3

вектор, правило умножения векторов, средняя линия трапеции

-уметь строить произведение вектора на число; строить среднюю линию трапеции

применять векторы и действия над ними при решении геометрических задач.

Практическая работа

№3

«Умножение векторов на число»

25.09

30.09

02.10

911

Решение задач.

1

правило сложения и вычитания векторов, правило умножения векторов

уметь на чертеже показывать сумму, разность, произведение векторов; применять эти правила при решении задач

применять векторы и действия над ними при решении геометрических задач.

07.10

12

Контрольная работа №1 «Векторы»

1

Уровень обязательной подготовки обучающегося

Знать основные понятия, связанные с векторами.

Уметь производить операции над векторами.

Уметь вычислять значения геометрических величин.

Уметь решать простые геометрические задачи с помощью векторов.

Уровень возможной подготовки обучающегося

Уметь пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира.

Уметь производить операции над векторами.

Уметь вычислять значения геометрических величин.

Уметь решать геометрические задачи координатным методом.

Уметь проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

решать задачи

Контрольная работа №1

09.10

Глава 10. Метод координат (10ч)

13

1415

Координаты вектора.

3

координаты вектора, координаты результатов операций над векторами, коллинеарные вектора

-уметь находить координаты вектора по его разложению и наоборот; определять координаты результатов сложения, вычитания, умножения на число

-уметь применять знания при решении задач в комплексе

объяснять и иллюстрировать понятия прямоугольной системы координат, координат точки и координат вектора.

14.10

16.10

21.10

16

17

18

Простейшие задачи в координатах.

3

радиус-вектор, координата вектора, метод координат, координата середины отрезка, длина вектора, расстояние между двумя точками

-уметь определять координаты радиус-вектора; находить координаты вектора через координаты его начала и конца; вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками

выводить и использовать при решении задач формулы координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками

Практическая работа

«Свойство расстояний от произвольной точки плоскости до вершин прямоугольника»

Самостоятельная работа

«Простейшие задачи в координатах»

23.10

28.10

30.10

19

2021

Уравнение окружности и прямой

3

1

уравнение окружности и прямой

-знать уравнение окружности;

-знать уравнение прямой

-уметь решать задачи на применение формулы

Практическая работа

«Касательная к окружности»

Самостоятельная работа 2.2

«Уравнение окружности. Уравнение прямой»

11.11

13.11

18.11

22

Контрольная работа №2 «Метод координат»

1

Уровень обязательной подготовки обучающегося

Уметь производить операции над векторами.

Уметь вычислять значения геометрических величин.

Уметь решать простейшие геометрические задачи координатным методом.

Уровень возможной подготовки обучающегося

Уметь решать геометрические задачи координатным методом.

Уметь проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

решать задачи

Контрольная работа №1

20.11

Глва11. Соотношение между сторонами и углами треугольника (14)

23

24

25

Синус, косинус, тангенс угла.

3

единичная полуокружность, основное тригонометрическое тождество, формулы приведения

-знать определение основных тригонометрических функций и их свойства;

-уметь решать задачи на применение формулы для вычисления координат точки

Формулировать и иллюстрировать определения синуса, косинуса и тангенса углов от 0 до 180°; выводить основное тригонометрическое тождество и формулы приведения

Практическая работа

«Синус, косинус тангенс, котангенс угла»

Самостоятельная работа

«Синус, косинус тангенс угла»

25.11

27.11

02.12

26

Площадь треугольника.

1

теорема о площади треугольника, формула площади

-уметь выводить формулу площади треугольника;

-уметь применять формулу при решении задач

формулировать и доказывать теорему о площади треугольника, применять ее при решении задач

Практическая работа

«Площадь треугольника»

04.12

27

Теорема синусов.

1

теорема синусов

-знать теорему синусов и уметь решать задачи на её применение

формулировать и доказывать теорему синусов, применять ее при решении треугольников

Практическая работа

«Теорема синусов»

09.12

28

Теорема косинусов.

1

теорема косинусов

-знать вывод формулы;

-уметь применять формулу при решении задач

формулировать и доказывать теорему косинусов, применять ее при решении треугольников

11.12

29

30

31

Решение треугольников.

3

теорема синусов, теорема косинусов

-уметь находить все шесть элементов треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник

формулировать и доказывать теоремы синусов и косинусов, применять их при решении треугольников; объяснять, как используются тригонометрические формулы в измерительных работах на местности

Самостоятельная работа

«Решение треугольников»

16.12

18.12

23.12

32

33

34

Скалярное произведение векторов

3

угол между векторами, понятия скалярного произведения векторов, скалярного квадрата вектора

Знать понятие "угол между векторами", понятия скалярного произведения векторов, скалярного квадрата вектора

формулировать определения угла между векторами и скалярного произведения векторов; выводить формулу скалярного произведения через координаты векторов; формулировать и обосновывать утверждение о свойствах скалярного произведения

Устный счет

25.12

13.01

15.01

35

Решение задач

1

применять теоретические знания

использовать скалярное произведение векторов при решении задач

Самостоятельная работа 3.3

«Скалярное произведение векторов»

20.01

36

Контрольная работа №3 Соотношение между сторонами и углами треугольник

1

Уровень обязательной подготовки обучающегося

Уметь производить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами, скалярное произведение.

Уметь вычислять значения геометрических величин, в том числе: для углов от 0о до 180о определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников.

Уровень возможной подготовки обучающегося

Уметь пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира.

Уметь производить операции над векторами.

Уметь вычислять значения геометрических величин.

Уметь решать геометрические задачи, применяя тригонометрические функции и скалярное произведение.

Уметь проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

решать задачи

Контрольная работа №2

22.01

Глава 12.Длина окружности и площадь круга (12ч)

37

38

Правильные многоугольники.

2

правильный многоугольник, вписанная и описанная окружность

-уметь вычислять угол правильного многоугольника по формуле;

-уметь вписывать окружность в правильный многоугольник и описывать

формулировать определение правильного многоугольника; формулировать и доказывать теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него

Практическая работа

«Построение правильных многоугольников»

Самостоятельная работа  «Правильные многоугольники»

27.01

29.01

39

40

41

42

43

Нахождение сторон правильного многоугольника через радиусы описанной и вписанной окружностей.

5

площадь правильного многоугольника, его сторона, периметр, радиусы вписанной и описанной окружностей

-уметь решать задачи на применение формул зависимости между R, r, an;

-уметь строить правильные многоугольники

выводить и использовать формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности; решать задачи на построение правильных многоугольников

03.02

05.02

10.02

12.02

17.02

44

45

46

Длина окружности и площадь круга.

3

длина окружности, площадь круга, площадь кругового сектора

-знать формулы для вычисления длины окружности и площади круга;

-уметь выводить формулы и решать задачи на их применение

объяснять понятия длины окружности и площади круга; выводить формулы для вычисления длины окружности и длины дуги, площади круга и площади кругового сектора

Практическая работа

«Длина окружности и площадь круга»

19.02

24.02

26.02

47

Решение задач

1

длина окружности, площадь круга, площадь кругового сектора

применять теоретические знания

применять изученные  формулы при решении задач

Самостоятельная работа

«Длина окружности и площадь круга»

02.03

48

Контрольная работа №4.  Длина окружности и площадь круга

1

 Уровень обязательной подготовки обучающегося

Уметь пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мир.

Уметь распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение.

Уметь изображать геометрические фигуры; Выполнять чертежи по условию задачи.

Уметь вычислять длины дуг окружности, длину окружности, периметры и площади правильных многоугольников, площади круга и сектора.

 

Уровень возможной подготовки обучающегося

Уметь проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы.

Уметь решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин(используя при необходимости справочники и технические средства.

Уметь выполнять построения правильных многоугольников.

решать задачи

Контрольная работа №3

04.03

Глава 13. Движения (8ч)

49

50

Понятие движения.

2

отображение плоскости на себя осевая и центральная симметрия

-знать , что является движением плоскости

знать какое отображение на плоскости является осевой симметрией, а какое центральной

Объяснять, что такое отображение плоскости на себя

и в каком случае оно называется движением плоскости; объяснять, что такое осевая симметрия, центральная симметрия

Практическая работа

«Осевая и центральная симметрия»

09.03

11.03

51

52

53

Параллельный перенос и поворот

3

параллельный перенос и поворот

-знать свойства параллельного переноса; -уметь строить фигуры при  параллельном переносе на вектор .

Объяснять параллельный перенос и поворот

Практическая работа

«Параллельный перенос.Поворот»

16.03

18.03

23.03

54

55

Решение задач

2

уметь строить фигуры при повороте на угол

обосновывать, что эти отображения плоскости на себя являются движениями; объяснять, какова связь между движениями и наложениями; иллюстрировать основные виды движений, в том числе с помощью компьютерных программ.

Самостоятельная работа

«Движение»

25.03

06.04

56

Контрольная работа №5 «Движения»

1

 Уровень возможной подготовки обучающегося

Уметь решать геометрические задачи, используя свойства геометрических преобразований: центральная и осевая симметрия, параллельный перенос, поворот.

Уметь решать геометрические задачи на построение.

решать задачи

Контрольная работа №4

08.04

Итоговое повторение курса планиметрии 9 класса (12 ч)

57

58

59

60

Повторение. Треугольники.

4

треугольник и его элементы, виды , свойства, признаки

-знать все об треугольниках, применять при решении задач

решать задачи

13.04

15.04

20.04

22.04

61

62

63

Повторение. Решение задач в координатах.

3

координаты вектора, метод координат

-уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца;

- уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками

решать

задачи  в координатах.

27.04

29.04

04.05

64

65

66

Повторение.Многоугольники

3

теорема синусов, теорема косинусов

- уметь находить все элементы треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник

решать задачи

Самостоятельная работа «Геометрические фигуры и их свойства»

06.05

11.05

13.05

67

Итоговая контрольная работа.

1

-уметь применять все полученные знания за курс геометрии 9 класса

решать задачи

Контрольная работа

18.05

68

68

Решение тренировочный вариантов ГИА

2

20.05

25.05

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебная литература:.

1.Атанасян Л.С. Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных организаций. М., «Просвещение», 2015.

 2.Рабочие тетради по геометрии для 9 класса.  К учебнику Л.С. Атанасяна

Электронные учебные пособия:

  1. Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС»,, 2002.
  2. Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.
  3. Мультимедийное пособие «Живая геометрия». Наглядные чертежи геометрических фигур и геометрических тел. В данной среде возможны быстрые изменения в чертежах и рисунках, что позволяет сделать чертеж подвижным, наглядным, более понятным.
  4. Электронные учебники. (Образовательная коллекция.Плпниметрия 7-9) Используются в качестве виртуальных лабораторий при проведении практических занятий, уроков введения новых знаний. В них заключен большой теоретический материал, много тренажеров, практических и исследовательских заданий, справочного материала.На любом из уроков возможно использование компьютерных устных упражнений, применение тренажера устного счета, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает вычислительные навыки, так как позволяет осуществить иной подход к изучаемой теме.

Учебно-методическая литература (дополнительная литература):

  1. Бурмистрова Т.А. Геометрия  7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2009.
  2. Зив Б.Г. Задачи  по геометрии. 7-11 классов. – 1995,624с.
  3. Шарыгин И.Ф. Геометрия 7-9 кл. – М.: Дрофа, 1997. – 352с.
  4. Дорофеев Г. В. и др.  Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике.  М., «Дрофа», 2001.
  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010// «Вестникобразования» -2002- № 6 - с.11-40.
  6. Концепция математического образования (проект)//Математика в школе.-  2000. – № 2. – с.13-18.
  7. Стандарт основного общего образования по математике//«Вестникобразования» -2004 - № 12 - с.107-119.

        Наглядные пособия:

  • Демонстрационные таблицы по темам курса.

Технические средства обучения:

  • Мультимедийная система.

Результат и система их оценки

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  • сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

предметные:

Уровень обязательной подготовки выпускника

Как проверить, что выпиленная из листа фанеры фигура является прямоугольником?

  • Начертите три неразвернутых угла и обозначьте каждый из них одним из трех способов.
  • С помощью транспортира найдите градусные меры углов треугольника АВС. (Задан чертеж треугольника АВС).
  • В равностороннем треугольнике АВС проведены биссектрисы АК и АМ, которые пересекаются в точке О. Найдите углы треугольника АОМ.
  • Докажите, что в равнобокой трапеции диагонали равны.
  • Разделите данный отрезок пополам с помощью циркуля и линейки.

Уровень возможной подготовки выпускника

  • В ромбе высота, проведенная из вершины тупого угла, делит его сторону пополам. Найдите:  а) углы ромба;  б) его периметр, если меньшая диагональ равна 3,5 см.
  • Хорда окружности пересекает ее диаметр под углом  30о и делится им на части, равные  12 см  и  6 см.  Найдите расстояние от середины хорды до диаметра.
  • Дан луч ОА.  Постройте фигуру, центрально-симметричную ему относительно точки  О. Что это за фигура?
  • Как расположены относительно друг друга две окружности  (О1; R1) и (О2; R2), если  О1О2 = 2 см, R1 = 4 см  и R2 = 6 см?
  • Постройте треугольник по стороне, опущенной на нее высоте и прилежащему к ней углу.

Для выявления и сравнения результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются данной программой, будет проводиться контроль знаний и умений учащихся. Основная цель контроля состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, через призму которых рассматриваются недостатки в осуществлении учебной деятельности, пробелы в знаниях; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений учащихся.

       Контроль знаний учащихся осуществляется в виде:

  • контрольных работ – используются при фронтальном, текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений учащихся по достаточно крупной и полностью изученной теме программы;
  • устного опроса – проводится преимущественно на первых этапах обучения, когда требуется систематизация и уточнение знаний учащихся;
  • тестов – задания свободного выбора ответа и задания, где ввод ответа определенным образом ограничен. Тесты дают точную количественную характеристику не только уровня достижения учащегося, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.;
  • зачетов – проверяется знание учащимися теории;
  • математических диктантов;
  • самостоятельных работ.

       Отметки учащимся ставятся за работу на уроке, за выполнение различных проверочных работ, домашних заданий. Четвертные отметки ставятся как среднее арифметическое всех отметок за четверть. Годовая оценка – совокупность оценок за четверть с учетом годовой контрольной работы.

Результатом освоения образовательной программы является государственная итоговая  промежуточная аттестация.

Освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией. 

1.Оценка письменных работ обучающихся по математике:

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в  логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Оценка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущена одна ошибка или есть два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах, графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Оценка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере;
  • работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

     Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задача, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.Оценка устных ответов обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «требования к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

3.Общая классификация ошибок.

     При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения;
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания, алгоритмы при решении задач;
  • неумение делать выводы и обобщения;
  • неумение читать и строить графики;
  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  • потеря корня или сохранение постороннего корня;
  • отбрасывание без объяснений одного из них;
  • равнозначные им ошибки;
  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
  • логические ошибки.

К негрубым ошибкам относятся:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;
  • неточность графика;
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                    СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                                                   Заместитель директора по УВР

методического совета                                                                                                       ____________________Ф.И.О

МБОУ Куйбышевской СОШ                                                     (подпись)

от _________________№1

   имени А.А.Гречко                                                                                                                    __________________

_______________________

(подпись руководителя МС,Ф.И.О.)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в 8 классе основного общего образования, базовый уровень на 2012 - 2013 учебный год

Рабочая программа составлена на основе программ:Алгебра. 7-9 классы, авторы-составители И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. - 2 изд., испр. и доп. - М.:Мнемозина, 2009.Программы общеобразовательных учр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Технология» 8 класс основное общее образование, базовый уровень Составлена на основе авторской общеобразовательной программы «Технология» (авторы: М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д Симоненко) по направлению «

Пояснительная записка. Рабочая программа  разработана на основе Примерных программ по технологии Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования, авторской програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Технология» 9 класс основное общее образование, базовый уровень Составлена на основе авторской общеобразовательной программы «Технология» (авторы: М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д Симоненко) по направлению «

Пояснительная записка. Рабочая программа  разработана на основе Примерных программ по технологии Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования «Технология. Cель...

Рабочая программа предмета "История" для 8 класса Основного общего образования на 2015-2016 учебный год. С использованием ФГОС

Программа ориентирована на учебники: Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М.  «Новая история 1800-1917гг.- М.: Просвещение, 2013г. и А. А. Данилова,  Л. Г. Косулина «История России. 19 век – М.: ...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...

«Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования»

Структура программы развития универсальных учебных действий (УУД) сформирована в соответствии с ФГОС и включает цели, понятия и характеристики УУД, планируемые результаты развития компетентности обуча...