Рабочая программа "Геометрия 7 класс"
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему

Преподавание ведется по учебнику    «Геометрия.  7-9 класс».   А.В. Погорелов 2-е изд., М.: Просвещение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_geometr_7.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Кому адресована программа

Данная программа адресована обучающимся общеобразовательной школы, освоившим курс математики за 6 класс и продолжающим расширять знания по предмету в 7 классе на базовом уровне. Программа ориентирована на общеобразовательные классы.

Рабочая программа составлена на основе стандарта основного общего образования, программы по геометрии  к учебнику  А.В. Погорелова  для 7 класса общеобразовательной школы под редакцией   Т.А.Бурмистровой - (М.: Просвещение).

Преподавание ведется по учебнику 

«Геометрия.  7-9 класс».   А.В. Погорелов 2-е изд., М.: Просвещение, 2011г с использованием дополнительных методических пособий для учащихся и электронных ресурсов.

Концепция программы

Основой курса является формирование  пространственного воображения  и логического мышления путем систематического изучения свойств геометрических фигур  на плоскости и  в пространстве, и применение этих свойств,  при решении задач вычислительного и конструктивного характера.  Существенная роль  при этом отводится  развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности  со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний.  

Обоснованность программы

Значимость

Курс геометрии направлен на формирование конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся, представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса, на развитие умения применять математику в реальной жизни.

Актуальность

Курс геометрии для 7 класса направлен выдвижение на первый план задачи интеллектуального развития  учащихся, создание более широкого круга математических представлений, вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Новизна 

Курс отличается переносом акцентов с формального на содержательное; формированием понятий и утверждений на наглядной основе; формированием личностно-ценностного отношения к математическим знаниям.

Образовательная область 

Курс геометрии 7  класс входит в образовательную область «Математика»

Целями и задачами изучения геометрии в основной школе являются:

  • овладение системой математических знаний  и умений, необходимых для применения в практической  деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной  жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Место и роль предмета в обучении 

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений субъектов Российской Федерации предусматривает изучение геометрии в объеме – 70 часов. Программа  по геометрии под редакцией Т.А.Бурмистровой  в основном отражает обязательный минимум, определенный стандартом основного общего образования. Однако некоторые темы авторами программы и учебника рассматриваются более глубоко, в расширенном объеме, предоставляя материал повышенной трудности, не включенный  в требования  к уровню подготовки учащихся, но дающий возможность для работы с одаренными детьми (уровень возможностей).  

Сроки реализации программы 

На изучение предмета отводится 35 учебных недель по 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год.

Основные принципы отбора материала 

Курс геометрии  нацелен на формирование математического аппарата для решения  задач  математических задач, а также задач смежных дисциплин, окружающей действительности. Усвоение коммуникативно-деятельностной направленности курса  алгебры, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде, а также одним из условий реализации эксперимента «Апробация модели «Основная школа», который реализуется на основании Программы развития школы[1].

Общая характеристика учебного процесса 

Основной формой организации учебного процесса является урок.

Развитие коммуникативных  и личностных особенностей в курсе освоения предмета будет осуществляться, в том числе, за счет  часов, отведенных на практикумы (5 часов) и проекты (2 часа), всего 7 часов, что составляет 10% от всего запланированного времени. Это позволит развивать одно из основных новообразований возраста – личностное общение и общественно-значимая деятельность. А также реализовывать  методическую тему школы «Развитие ключевых компетенций обучающихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения». 7 часов отводится на контрольные работы и итоговый тест, соответствующий форме итоговой аттестации в 9 классе.

Логические связи данного предмета с предметами учебного плана 

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики  и логики. В своей совокупности они позволяют реализовать, поставленные перед  школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах физики, информатики, технологии.

Система оценки достижений учащихся

Контроль за уровнем достижений учащихся по алгебре, проводится в форме письменных работ:  математических диктантов, самостоятельных работ, контрольных работ.

              Контрольная работа служит средством проверки  знаний по определенной теме. Тексты работы состоят из  обязательной  части, которая позволяет проверить обязательный, базовый уровень, и дополнительной - это задания повышенной трудности, которые позволяют учащимся показать свой уровень знаний по данной теме.

           Самостоятельная работа – небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений учащихся по небольшой теме курса, еще не пройденной до конца. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения учащимися способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах.

           Математический диктант позволяет проверить скорость счета, знание свойств чисел, математических понятий, символов.

Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как учебный проект. Работы обучающихся оцениваются по пятибалльной системе: «5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно).

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Из них

Контрольная работа

Урок-практикум

Урок-проект

Основные свойства простейших геометрических фигур

16

1

-

-

Смежные и вертикальные углы

8

1

1

-

Признаки равенства треугольников

14

1

1

Сумма углов треугольника

13

1

1

-

Геометрические построения

13

1

2

1

Повторение  и обобщение изученного

6

1

1

1

Всего

70

6

11

3

Содержание тем учебного курса

Основные свойства простейших геометрических фигур -16 ч                                                                  

Возникновение геометрии из практики. Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры: точка, прямая, луч, плоскость. Отрезок, ломаная. Длина отрезка и его свойства. Угол. Виды углов: прямой, тупой, острый. Величина угла и ее свойства. Равенство отрезков, углов, треугольников. Параллельные прямые. Аксиомы ,теоремы.

Смежные и вертикальные углы - 8 ч

Смежные и вертикальные углы и их свойства. Биссектриса угла и её свойства.   Перпендикулярность прямых . Доказательство от противного.

Признаки равенства треугольников -14 ч

Треугольник, прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Признаки равенства треугольников: первый, второй, третий. Медиана, биссектриса и высота треугольника. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Прямая и обратная теоремы.

Сумма углов треугольника-13 ч

Параллельные и пересекающиеся прямые. Основное свойство параллельных прямых. Признаки параллельности прямых. Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника.

Признаки равенства прямоугольных треугольников. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Существование и единственность  перпендикуляра к прямой.

Геометрические построения -13 ч

Окружность и круг. Центр окружности, радиус, диаметр. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная и секущая к окружности, свойство касательной к окружности, равенство касательных, проведенных из одной точки. Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: построение треугольника по трём сторонам; угла, равного данному; биссектрисы угла; перпендикуляра к прямой, деление отрезка пополам. Понятие о геометрическом месте точек.

Повторение - 6 ч

Основные свойства геометрических фигур. Смежные, вертикальные углы. Признаки равенства треугольников. Сумма углов треугольника. Геометрические построения

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Содержание    урока

Дата

                                                             Раздел 1     Основные свойства простейших геометрических фигур

план

факт

Точка и прямая.

Понятия: геометрия, планиметрия, основные свойства точек и прямых

3.09

6.09

Отрезок. Длина отрезка.

Отрезок, концы отрезка, основное свойство расположения точек на прямой,

10.09

основные свойства измерения отрезков, расстояние между точками

13.09

Полуплоскость

основное свойство расположения точек относительно прямой на плоскости

17.09

Полупрямая

Полупрямая или луч, начальная точка полупрямой, дополнительные полупрямые

20.09

Углы. Измерение углов.

Углы: прямой, острые, тупые, развёрнутый; вершина угла, стороны угла, свойства измерения углов, транспортир

24.09

Откладывание отрезков и углов, равных данному

Основные свойства откладывания отрезков и углов, равных данному

27.09

1.10

Треугольник.

Треугольник, вершины, стороны, равные отрезки и углы, равенство треугольников,

4.10

Существование треугольника, равного данному

основное свойство простейших фигур

8.10

11.10

Параллельные прямые

Определение параллельных прямых, основное свойство

15.10

Теоремы и доказательства. Аксиомы.

Теоремы и доказательства. Аксиомы.

18.10

Решение задач по теме

Практикум Подготовка к КР

22.10

Контрольная работа

 «Основные свойства простейших геометрических фигур».

25.10

                                                                        Раздел 2        Смежные и вертикальные углы

Смежные углы. Свойство смежных углов.

Смежные углы. Свойство смежных углов (теорема). Следствия из теоремы

29.10

1.11

Вертикальные углы. Свойство вертикальных углов.

Вертикальные углы. Свойство вертикальных углов.

12.11

Перпендикулярные прямые. Доказательство от противного

Перпендикулярные прямые. Доказательство от противного, перпендикуляр к прямой, основание перпендикуляра

15.11

19.11

Биссектриса угла.

Биссектриса угла. Практикум

22.11

Контрольная работа  «Смежные и вертикальные углы».

26.11

                                                                        Раздел 3         Признаки равенства треугольников

Первый и второй признаки равенства треугольников. Использование аксиом при доказательстве теорем

Первый и второй признаки равенства треугольников.

29.11

3.12

Использование аксиом при доказательстве теорем

6.12

Равнобедренный треугольник

Равнобедренный треугольник, основание и боковые стороны, свойство углов, равносторонний треугольник Практикум

10.12

13.12

17.12

Обратная теорема

Признак равнобедренного треугольника, обратная теорема

20.12

Высота, биссектриса и медиана треугольника.

Высота, биссектриса и медиана треугольника.

24.12

Контрольная работа за 1 полугодие

27.12

Высота, биссектриса и медиана треугольника.

Высота, биссектриса и медиана треугольника.

14.01

Свойство медианы равнобедренного треугольника

Свойство медианы равнобедренного треугольника

17.01

21.01

24.01

Третий признак равенства треугольников

Третий признак равенства треугольников

28.01

31.01

Практикум

4.02

Контрольная работа  «Признаки равенства треугольников»

7.02

                                                                         Раздел 4       Сумма углов треугольника

Параллельность прямых

Анализ КР. Теорема о параллельности прямых

11.02

Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей

Секущая, внутренние односторонние и внутренние накрест лежащие углы

14.02

Признаки параллельности прямых

Признаки параллельности прямых, следствия из теоремы Проект

18.02

Свойство углов, образованных при сечении параллельных прямых секущей

Свойство углов, образованных при сечении параллельных прямых секущей, следствия из теоремы

21.02

25.02

Сумма углов треугольника

Сумма углов треугольника, следствие из теоремы

28.02

4.03

Внешние углы треугольника

Внешние углы треугольника (теорема), внутренние углы, следствие из теоремы

7.03

11.03

Прямоугольный треугольник

Прямоугольный треугольник, гипотенуза, катеты, признак равенства прямоугольных треугольников

14.03

18.03

Существование и единственность перпендикуляра к прямой.

Теорема о существовании и единственности перпендикуляра к прямой, расстояние от точки до прямой

21.03

Практикум

1.04

Контрольная работа   «Сумма углов треугольника».

4.04

                                                                         Раздел 5       Геометрические построения

Задачи на построение. Построение треугольника с данными сторонами

Анализ КР Построение треугольника с данными сторонами

8.04

  1.  

Построение треугольника с данными сторонами

11.04

Построение угла, равного данному

Построение угла, равного данному

15.04

Построение биссектрисы угла. Деление отрезка пополам

Построение биссектрисы угла. Деление отрезка пополам

18.04

22.04

Построение перпендикулярной прямой

Построение перпендикулярной прямой

25.04

Геометрическое место точек

Геометрическое место точек, теорема

29.04

Метод геометрических мест.

Проект Метод геометрических мест.

2.05

 Решение задач по теме «Геометрические построения».

Подготовка к КР

6.05

Контрольная работа  «Геометрические построения».

9.05

                                                                         Раздел 6        Повторение курса геометрии 

Основные свойства простейших геометрических фигур

13.05

Смежные и вертикальные углы  

16.05

Признаки равенства треугольников  

20.05

Сумма углов треугольника

23.05

Геометрические построения

27.05

Итоговая контрольная работа  

30.05

Требования к уровню подготовки

В результате изучения геометрии в 7 классе ученик должен

 знать / понимать:

  • существо понятия математического доказательства; некоторые примеры доказательств;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.

уметь:

  • Пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира
  • Распознавать изученные геометрические фигуры, различать их взаимное расположение
  • Изображать изученные геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач
  • Вычислять значение геометрических величин: длин и углов.
  • Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения
  • Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования
  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения простейших практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (использую при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Перечень учебно-методического обеспечения

Методические и учебные пособия

  1. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11 кл., Д.: Дрофа, 2011г.
  2. Погорелов А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений, - М.: Просвещение, 2011г.
  3. Гусев В.А., Медяник А.И. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. – М.: Просвещение, 2011г.
  4. Б.Г.Зив, В.М. Мейлер .Дидактические материалы по геометрии для 7- класса-М.: Просвещение 2011г.
  5. Е.М. Рабинович .Задачи и упражнения по готовым чертежам ,Геометрия 7-9,М.: «Илекса»,  2008г.

Оборудование и приборы

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Экран
  4. Чертежные инструменты
  5. Тематические таблицы
  6. Документ - камера

Дидактические материалы

  1. Дидактические материалы. Математика 7 класс. Л.П.Евстафьева, А.П. Карп, М.:Просвещение, 2010г.
  2. Гусев В.А., Медяник Б.Г.Зив, В.М. Мейлер .Дидактические материалы по геометрии для 7- класса-М.: Просвещение 2010г.
  3. Е.М. Рабинович .Задачи и упражнения по готовым чертежам ,Геометрия 7-9,М.: «Илекса»,  2008г.
  4. Гусев В.А., Медяник А.И. Рабочая тетрадь  для 7 класса. – М.: Просвещение,  2011г.

Электронные ресурсы

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-cjllection.edu/ru
  2.  http;//математическая школа.рф, http://edugalaxy.intel.ru, http://rechu gia.ru
  3. Электронная база видеоуроков, презентаций, тестов по математике на сайте «Уроки математики», urokimatematiki.ru

Список литературы, использованной при подготовке программы

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  2. Примерные программы основного общего образования.  Геометрия  7-9 классы  – М: Просвещение, 2011г.
  3. Контроль и оценка результатов обучения в средней школе: Письмо МО и ПО РФ от 19.11.1998 № 1561/14-15
  4. Погорелов А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений, - М.: Просвещение, 2011г.

Список литературы, рекомендованной для учащихся

  1. Погорелов А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений, - М.: Просвещение, 2011г.
  2. Гусев В.А., Медяник Б.Г.Зив, В.М. Мейлер .Дидактические материалы по геометрии для 7- класса-М.: Просвещение 2010г.
  3. Е.М. Рабинович .Задачи и упражнения по готовым чертежам ,Геометрия 7-9,М.: «Илекса»,  2008г.
  4. Гусев В.А., Медяник А.И. Рабочая тетрадь  для 7 класса. – М.: Просвещение,  2011г.


[1] Программа развития школы «Апробация модели «основная школа» утверждена педсоветом школы Протокол №10 от 28.05.2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа7 класс Starlight

к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...