Рабочая программа, 9 класс (Атанасян Л. С.)
рабочая программа по геометрии (9 класс)

Атанасян Л. С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_geometriya_1.docx32.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Конзаводская средняя школа имени В.К. Блюхера»

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

руководитель ШМО

Бронникова Л.А.

______________

«26» августа 2019г.

протокол №1

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по геометрии

9 класс

 

Составители:

Яркова Валентина Ивановна,

2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка

 

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана,  требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования.

Для обучающихся с ЗПР предполагается дополнительная коррекционно-развивающая работа, направленная на преодоление специфических трудностей характерных для  них.

Изучение геометрии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

Направление развития

Компетенции

Личностное

  • Развитие личностного и критического мышления, культуры речи;
  • Воспитание качеств личности, обеспечивающих, уважение к истине и критического отношения к собственным и чужим суждениям;
  • Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей

Метапредметное

  • Формирование представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, части общечеловеческой культуры;
  • Умение видеть математическую задачу в окружающем мире, использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • Овладение умением логически обосновывать то, что многие зависимости, обнаруженные путем рассмотрения отдельных частных случаев, имеют общее значение и распространяются на все фигуры определенного вида, и, кроме того, вырабатывать потребность в логическом обосновании зависимостей

Предметное

  • Выявление практической значимости науки, ее многообразных приложений в смежных дисциплинах и повседневной деятельности людей;
  • Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования проектирование, организация и оценка результатов образования осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:

  • формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических, особенностей здоровья обучающихся.

Таким образом, системно-деятельностный подход ставит своей задачей ориентировать ученика не только на усвоение знаний, но, в первую очередь, на способы этого усвоения, на способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. В связи с этим, во время учебных занятий учащихся необходимо вовлекать в различные виды деятельности (беседа, дискуссия, экскурсия, творческая работа, исследовательская (проектная) работа и другие), которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей, познавательной, а главное самостоятельной деятельности учеников.

Данная рабочая программа предназначена для работы по учебнику Геометрия: 7 – 9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2014. Этот учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Планируемые результаты

Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

регулятивные универсальные учебные действия:

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

познавательные универсальные учебные действия:

  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
  • формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
  • умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
  • слушать партнера;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

предметные:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;
  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  • умение измерять длины отрезков, величины углов;

умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.

Содержание учебного предмета (курса)

Условно можно выделить следующие содержательные линии «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Векторы», «Координаты». Материал, относящийся к содержательным линиям «Геометрические фигуры» и «Измерение геометрических величин» нацелен на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развить логическое мышление и показать применение этих свойств, при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также при решении практических задач. Содержание разделов «Векторы» и «Координаты» несёт в себе межпредметные знания, которые находят применение в смежных предметах.

Цели обучения

  • Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления;

Задачи обучения

  • Приобретение математических знаний и умений;
  • овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой).

Место предмета

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год. В конце изучения каждой темы предусмотрены резервные уроки, которые могут  быть использованы для решения практико-ориентированных задач, нестандартных задач по теме. Предполагается проведение 4 тематических контрольных работ и одной итоговой контрольной работы.

Ценностные ориентиры

Изучение геометрии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития

• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

• формирование у обучающихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении

• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности

3) в предметном направлении

• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Контроль результатов

Формы контроля

 I четверть  

 II четверть

III четверть

 IV четверть

 За год 

Контрольная работа

1

1

2

1

5

Практическая работа

1

2

3

Зачет

1

1

2

Проверочная работа

1

1

1

3


Тематическое планирование

урока

Тема урока

Количество часов на изучение темы

Планируемые результаты

Формы контроля

предметные

метапредметные

личностные

Тема «Векторы», 18 часов

1-2

Понятие вектора

2

Знать определение вектора, виды векторов

Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Регулятивные: вносить коррективы в способ своих действий в случае расхождения с эталоном

Познавательные: строить логические цепи рассуждений

Формирование стартовой мотивации к обучению

3-5

Сложение и вычитание векторов

3

Уметь выполнять действия над векторами, используя геометрические и аналитические модели

Коммуникативные: планировать общие способы работы

Регулятивные: составлять план и последовательность действий

Познавательные: создавать структуру взаимодействий смысловых единиц текста

Формирование положительного отношения к учению

6-8

Умножение вектора на число.

Применение векторов к решению задач

3

уметь:

выражать вектор через другие

Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия

Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно

Познавательные: выделять особенности разных объектов в процессе их рассмотрения

Формирование умения нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания

Практическая работа №1

9-10

Координаты вектора

2

Уметь раскладывать вектор по ортам, находить координаты вектора.

Знать правила сложения, вычитания, умножения вектора на число в координатной форме

Коммуникативные: регулировать собственную деятельность

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи

Формирование желания осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

11-12

Простейшие задачи в координатах

2

Знать формулы для нахождения координат вектора, длины вектора, расстояния между точками, координат середины отрезка.

Уметь использовать формулы при решении задач

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Регулятивные: вносить коррективы и дополнения в составленные планы

Познавательные: выделять обобщенный смысл и формальную структуру задачи

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового

Проверочная работа №1

13-15

Уравнения окружности и прямой

3

Знать уравнения окружности и прямой в общем виде.

Уметь записывать уравнения окружности и прямой для конкретных случаев

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения

Регулятивные: сличать свой способ действия с эталоном

Познавательные: выделять и формулировать проблему

Формирование навыков анализа, творческой инициативности и активности

16-17

Решение задач

2

уметь:

применять метод координат при решении геометрических задач

Коммуникативные: учиться управлять поведением партнера

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата

Познавательные: выделять обобщенный смысл и формальную структуру задачи

Формирование целевых установок учебной деятельности

18

Контрольная работа №1

1

Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности

Коммуникативные: регулировать собственную деятельность посредством письменной речи

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Контрольная работа №1по теме «Векторы»

Тема «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов», 11 часов

19-21

Синус, косинус, тангенс угла

3

Уметь определять значение тригонометрических величин с помощью полуокружности.

Знать формулы приведения

Коммуникативные: проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей позиции

Регулятивные: принимать познавательную цель, сохранять её при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи.

Познавательные: анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки

Формирование навыка работы по алгоритму

22-25

Соотношения между сторонами и углами треугольника

4

Знать теоремы синусов и косинусов

формулу для вычисления площади треугольника через две стороны и угол между ними

уметь:

применять их при решении задач

Коммуникативные: развивать умение интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие

Регулятивные: оценивать достигнутый результат

Познавательные: восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче, с выделением только существенной информации

Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения

Проверочная работа №2

26-27

Скалярное произведение векторов

2

Знать определения скалярного произведения в векторной и координатной формах, условия перпендикулярности векторов, формулы для вычисления косинуса угла между векторами.

Уметь применять теоретический материал к решению задач

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникациями

Регулятивные: предвосхищать результат и уровень усвоения

Познавательные: выбирать вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам

Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения

28

Решение задач

1

Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности

Коммуникативные: описывать содержание совершаемых действий с целью ориентации предметно-практической деятельности

Регулятивные: составлять план и последовательность действий

Познавательные: выражать структуру задачи разными средствами

Формирование потребности приобретения мотивации к процессу образования

Зачет №1

29

Контрольная работа №2

1

Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности

Коммуникативные: регулировать собственную деятельность

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Контрольная работа №2 по теме «Соотношение сторон и углов в треугольнике»

Тема «Длина окружности и площадь круга», 12 часов

30-33

Правильные многоугольники

4

Знать формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.

Уметь строить правильные многоугольники

Коммуникативные: учиться разрешать конфликты

Регулятивные: вносить коррективы и дополнения в составленные планы

Познавательные: проводить анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности

Формирование целевых установок учебной деятельности

34-37

Длина окружности и площадь круга

4

Знать формулы для нахождения площади круга, длины окружности, площади кругового сектора

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

Регулятивные: ставить учебную задачу

Познавательные: выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения задачи

Формирование устойчивой мотивации к анализу и исследованию

38-40

Решение задач

3

Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности

Коммуникативные: уметь слушать и слышать друг друга

Регулятивные: вносить коррективы и дополнения в составленные планы

Познавательные: уметь выбирать обобщенные стратегии решения задачи

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового

Зачет №2

41

Контрольная работа №3

1

Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности

Коммуникативные: регулировать собственную деятельность

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Контрольная работа №3 по теме «Длина окружности и площадь круга»

Тема «Движения», 8 часов

42-44

Понятие движения

3

Знать основные виды движений свойства движений.

Уметь строить образы точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях.

Коммуникативные: уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию

Регулятивные: сличать свой способ действия с эталоном

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания

Формирование познавательного интереса

Практическая работа №2

45-47

Параллельный перенос и поворот

3

Уметь применять параллельный перенос и поворот фигуры при решении задач

Коммуникативные: уметь брать на себя инициативу в организации совместного действия

Регулятивные: ставить учебную задачу

Познавательные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении

Формирование навыков организации анализа своей деятельности

Практическая работа №3

48

Решение задач

1

Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности

Коммуникативные: интересоваться чужим мнением и высказывать своё

Регулятивные: предвосхищать результат и уровень усвоения

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи

Формирование навыков работы по алгоритму

49

Контрольная работа №4

1

Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности

Коммуникативные: регулировать собственную деятельность

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Контрольная работа №4 по теме «Движение»

Тема «Начальные сведения из стереометрии», 8часов

50-53

Многогранники

4

Знать виды многогранников.

Уметь применять формулы для вычисления площади поверхности и объема

Коммуникативные: демонстрировать способность к эмпатии

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности

Формирование желания осваивать новые виды деятельности

54-57

Тела и поверхности вращения

4

уметь:

применять формулы для вычисления площади поверхности и объема

знать:

основные виды тел вращения

Коммуникативные: описывать содержание совершаемых действий с целью ориентации предметно-практической и иной деятельности

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата

Познавательные: выделять и формулировать проблему

Формирование умения контролировать процесс и результат деятельности

58-59

Об аксиомах стереометрии

2

Познакомиться с аксиомами, положенными в основу изучения курса. 

Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения

Познавательные: определять основную и второстепенную информацию

Формирование познавательного интереса

Проверочная работа №3

Повторение. Решение задач. 9 часов

60-61

Признаки равенства треугольников

2

Уметь применять полученные знания при решении задач

Коммуникативные: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

Регулятивные: сличать способ и результат своих действий с эталоном

Познавательные: устанавливать аналогии

Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения

62-64

Признаки подобия треугольников

3

Уметь применять полученные знания при решении

Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Регулятивные: выделять и осознавать уровень усвоения

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи

Формирование навыков работы по алгоритму

65-66

Площади геометрических фигур

2

Уметь применять полученные знания при решении

Коммуникативные: интересоваться чужим мнением и высказывать своё

Регулятивные: сличать свой способ действий с эталоном

Познавательные: структурировать знания

Формирование целевых установок учебной деятельности

67-68

Соотношение между сторонами и углами треугольника

2

Уметь применять полученные знания при решении

Коммуникативные: уметь брать на себя инициативу в организации совместного действия

Регулятивные: составлять план и последовательность действий

Познавательные: выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Формирование умения контролировать процесс и результат деятельности

Итоговая контрольная  работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабоча программа по математике по учебникам: : Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010; Атанасян Л.С.. Геометрия. Учебник для 7-9 классов.

Основные цели курса: 1.овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности , изучения смежных дисциплин, продолжения образования в средней школе ...

Рабочая программа по математике 9 класс, 5 часов в неделю, Макарычев Ю.Н.,под редакцией Теляковского, Атанасян Л.С. Атанасян Л.С.

Рабочая программа содержит КТП по алгебре 9 класс Макарычев Ю.Н., и геометрии 9 класс Атанасян Л.С., программа расчитана на 5 часов в неделю. Приложение контрольные работы по курсу....

рабочая программа Никольский Атанасян 8 класс по 6 часов

Никольский Атанасян 8 класс по 6 часов...

Рабочая программа по алгебре 7класс А.Г. Мордкович (ФГОС); рабочая программа по геометрии 7 класс Л.С. Атанасян

рабочая программа 7 класс А.Г. Мордкович (ФГОС)рабочая программа 7 класс Л.с. Атанасян...

рабочая программа по геометрии 10-11 класс 136 часов (10 класс-68 часов,11 класс-68 часов) УМК Л.С. Атанасян

1.Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по геометрии для средней (полной) общеобразовательной школы 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...