Методические разработки
план-конспект урока по геометрии (7 класс)

Анастасия Александровна Соколова

Конспект урока по геометрии для 7 кл по теме: "Свойства прямоугольного треугольника". 

Цель урока:

· обучающая - формировать три свойства прямоугольных треугольников, уметь применять свойства при решении задач;

· развивающая - развивать математическую речь, вычислительные навыки, навыки самоконтроля;

· воспитательная - воспитывать внимание, умение работать самостоятельно, развить у учащихся потребность в самовыражении через различные виды работ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

« Свойства прямоугольного треугольника»

г.

ФИО (полностью)

Соколова Анастасия Александровна

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №72

Должность

Учитель математики без категории

Предмет

геометрия

Класс

7

Тема и номер урока в теме

«Свойства прямоугольного треугольника», 1 урок (40 мин, Урок изучения нового материала)

Базовый учебник

  1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия 7 - 9 класс

Цель урока:

  • обучающая - формировать три свойства прямоугольных треугольников, уметь применять свойства при решении задач;
  • развивающая - развивать математическую речь, вычислительные навыки, навыки самоконтроля;
  • воспитательная - воспитывать внимание, умение работать самостоятельно, развить у учащихся потребность в самовыражении через различные виды работ.

Методы и приемы:

  • По способу приобретенных знаний - словесные, наглядные, практические.
  • По уровню познавательной активности - проблемный, частично-поисковый, (эвристический), проверка уровня теоретических знаний, решение познавательных задач.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Деятельность учащихся должна организовываться таким образом, чтобы обеспечивать у обучаемых внутренние цели - мотивы; потребность в поиске - важнейшей задачи обучения и воспитания, необходимо создать ситуации успеха и поиска, вызывающие положительные эмоции.

Методы обучения на уроке:

  • математические методы - моделирование, использование математического языка;
  • методы психологии - развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
  • методы педагогики - методы организации и стимулирования учебной деятельности;
  • информационные методы - демонстрация презентаций Power Point и авторских слайдов к уроку.

Оборудование: 1 компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Планируемые результаты обучения:

1)предметные: учащиеся научатся доказывать свойства прямоугольных треугольников и применять их на практике в решении текстовых задач, решать задачи по готовым чертежам.

2)метапредметные:

-регулятивные УУД: развивать умение ставить перед собой цель - целеполагание; планировать свою работу - планирование; уметь контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность своих товарищей;

-коммуникативные УУД: умение работать в парах и группе, обсуждать свойства прямоугольных треугольников;

-познавательныеУУД: формировать навыки синтеза и анализа информации, формирование логического мышления, работать с информацией;

-личностные УУД: формирование мотивации.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Этап мотивации.

#1069;тап целеполагания.

4. Этап познавательной деятельности.

5. Гимнастика для глаз.

6. Этап первичного закрепления.

7. Тестовая работа с самопроверкой по эталону.

8. Этап рефлексии и контрольно-коррекционной деятельности.

9. Дифференцированное домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята садитесь. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Сегодня . (отступ 4 клетки от последней записи)

Надеюсь у вас хорошее настроение, вы готовы к работе?

Тогда приступим.

Включение учащихся в учебную деятельность; определение содержательной рамки урока

2. Этап мотивации.

(на доске расположены различные виды треугольников (произвольный остроугольный, произвольный прямоугольный, произвольный тупоугольный, равнобедренный остроугольный, равнобедренный прямоугольный, равнобедренный тупоугольный, равносторонний,) в произвольном порядке на магнитах. При определении видов треугольников, учащимся необходимо разбить их на группы: остроугольные, тупоугольные и прямоугольные)

Фронтальная беседа.

Вопросы учащимся:

- какие виды треугольников вы знаете?

- какие треугольники называются равнобедренными?

- свойства равнобедренных треугольников?

- равносторонними, тупоугольными?

- можно ли построить тупоугольный равносторонний треугольник?

- чему равна сумма углов треугольника?

- какой треугольник называется прямоугольным?

- как называются стороны прямоугольного треугольника?

- какая сторона треугольника называется гипотенузой?

- какая сторона треугольника называется катетом?

-где используются прямоугольные треугольники в жизни?

3. Этап целеполагание

- свойства каких из перечисленных треугольников мы уже изучали? (остроугольных, равнобедренных, равносторонних).

- о свойствах каких треугольников мы знаем меньше всего? (прямоугольных)

-Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

(Свойства прямоугольных треугольников)(слайд 1)

- Какие перед нами стоят цели? (выявить свойства прямоугольных треугольников, научиться применять их на практике при решении задач).

4. Этап познавательной деятельности (объяснение нового материала)

Ребята мы с вами сегодня будем исследователями. У вас на столах для каждой группы есть задание. Вам нужно практическим путем определить взаимосвязь между сторонами и углами прямоугольного треугольника, сделать вывод о сумме острых углов с помощью линейки и транспортира. Вы работаете в группе, поэтому на выполнение задание вам дается 5 минут.

Учащиеся разделены на 3 группы. Им раздаются карточки с готовыми чертежами и соответствующими вопросами. (Приложение 1)

Вопрос№1: Чему равна сумма двух острых углов в прямоугольном треугольнике? (слайд 2)

Вопрос№2: Какая взаимосвязь между сторонами прямоугольного треугольника, у которого один из острых углов равен 30 градусов? (слайд 3)

Вопрос№3: Какая особенность у прямоугольных треугольников, в которых один из катетов равен половине гипотенузы? (слайд 4)

После того, как учащиеся приходят к какому-то выводу, представитель каждой группы выдвигает свою гипотезу. Учащиеся рассматривают свойства в учебнике и записывают в тетради.

5. Гимнастика для глаз.

Цель этапа: предупредить физическое напряжение, усталость, утомление; способствовать усилению работоспособности в конце урока.

6. Этап первичного закрепления

Решение задач на применение свойств прямоугольных треугольников: №254 из учебника.

B

Задача №254.

Дано: ΔАВС – прямоугольный, равнобедренный,

В= 90º

C

A

Найти: A, C

Решение: т.к. ΔАВС –равнобедренный,

то АВ=ВС, A =C

(по свойству равнобедренного треугольника)

A +C= 90º (по 1 свойству

прямоугольных треугольников)

Пусть A =C= х, тогда х+х=90

х=450

A =C=450

Ответ:450,450.

(Решение данной задачи проводит один учащийся у доски.)

- Ребята, а где в жизни вам встречались прямоугольные треугольники?

- Я вам подготовила несколько задач, в которых данные треугольники встречаются в нашей местность (крыша школы, Кировский мост, парус на яхте)

Практико-ориентированные задачи (слайд 6-8).

Учащиеся в группах рассуждают о решении данных задач.

7. Тестовая работа с самопроверкой по эталону.

Дан тест (2 варианта) учащихся должны вписать ответы по смыслу в предложение. Всего заданий: 12. Каждое правильное задание оценивается в 1 балл. (12 баллов). Время выполнения работы -10 минут.

Проверочный тест по геометрии в 7 классе по теме «Прямоугольные треугольники» (по Л.С.Атанасяну)

  1. вариант.

#1042; прямоугольном треугольнике сумма острых углов равна _____________________

#1042; прямоугольном треугольнике если катет равен половине гипотенузы, то угол, лежащий против этого катета, равен_______________________________

3.

Катет

Подпишите на чертеже названия сторон прямоугольного треугольника.

#1054;дин из острых углов прямоугольного треугольника в 2 раза больше другого. Найдите острые углы этого треугольника _____________________

#1054;дин из углов прямоугольного треугольника на 18 больше другого. Найти величины всех углов треугольника _____________________

#1057;уществует ли треугольник с двумя прямыми углами?______________________

#1050;ак называется сторона прямоугольного треугольника, лежащая против большего угла____________________

#1045;сли катеты одного прямоугольного треугольника соответственно равны катетом другого,то ____________________

#1042; прямоугольном треугольнике один из острых углов равен 30,а противолежащий ему катет равен 6см.Чему равна гипотенуза________________

#1053;айти углы равнобедренного прямоугольного треугольника ________

#1042;треугольнике АВС угол С равен 90,угол В равен 60,СВ =6 см.

Чему равна сторона АВ____________

12. В треугольнике АВС угол С равен 90, АВ= 15см ,СВ=7,5см .

Чему равен угол В_______________

Проверочный тест по геометрии в 7 классе по теме «Прямоугольные треугольники» (по Л.С.Атанасяну)

2 вариант

  1. В прямоугольном треугольнике катет _____________ гипотенузы
  2. В прямоугольном треугольнике катет, лежащий против угла в 30 , равен ________ гипотенузы

Гипотенуза

Подпишите на чертеже названия сторон прямоугольного треугольника.

#1054;дин из острых углов прямоугольного треугольника в 5 раз меньше другого. Найдите острые углы этого треугольника _____________________

#1054;дин из углов прямоугольного треугольника на 36 больше другого. Найти величины всех углов треугольника _____________________

6. В прямоугольном треугольнике острые углы всегда равны __________________

#1050;ак называется сторона прямоугольного треугольника, лежащая против острого угла____________________

#1045;сли гипотенуза и катет одного прямоугольного треугольника соответственно равны гипотенузе и катету другого, то ______________________

#1042; прямоугольном треугольнике один из острых углов 60, а гипотенуза равна 24 см. Найти катет треугольника , противолежащего другому острому углу __________________

10. В неравнобедренном прямоугольном треугольнике один острый угол равен 50, а другой _____________________

#1042; треугольнике АВС угол С равен 90,угол В равен 60,АВ =10 см.

Чему равна сторона ВС____________

12. В треугольнике АВС угол С равен 90, АВ= 18см ,АС=9 см .

Чему равен угол А__________________

ОТВЕТЫ.

№ вопроса

ВАРИАНТ 1

ВАРИАНТ 2

1

90

меньше

2

30

половине

3

гипотенуза, катет

катет , гипотенуза

4

60 ; 30

15 ; 75

5

36; 54; 90

27; 63

6

нет

нет

7

гипотенуза

катет

8

треугольники равны

треугольники равны

9

12см

12 см

10

45 ; 45

40

11

12 см

5см

12

60

60

Рекомендуемая шкала перевода баллов в отметку :

Баллы

0-3

4-7

8-10

11-12

Отметка

2

3

4

5

После выполнения тестовой работы выполняется проверка и самооценка учащихся по критериям выставления оценок.(слайд 9)

Для ребят, выполнившие тестовые задания раньше времени, подготовлены дополнительные задания

8. Этап рефлексии и контрольно-коррекционной деятельности. (учащиеся заполняют оценочное окно – слайд 10, приложение 3)

- какие цели мы ставили?

-достигли ли мы их?

- до сегодняшнего дня мы не знали свойств прямоугольных треугольников, а сегодня вы сами исследовали их, выдвинули гипотезу и доказали.

- оцените, насколько хорошо вы справились с поставленной задачей

- как вы оцените свою работу на уроке, к какому уровню себя отнесете?

  • Я всё понял и могу применить в свойства задачах
  • Я всё понял и не могу применить в задачах
  • Могу применить свойства в задачах частично
  • Я ничего не понял.

ОЦЕНОЧНОЕ ОКНО:

Я всё понял и могу применить в задачах свойства

Я всё понял и

не могу применить в задачах

Я ничего не понял

Могу применить свойства в задачах частично

9. Дифференцированное домашнее задание (слайд 11).

Если вы еще не уверены в своих силах, то выбираете уровень А.

Если считаете, что материал усвоен хорошо – В.

Если желаете испробовать свои силы на более сложных заданиях – уровень С.

Пункт 35: выучить все свойства и доказательство любых двух.

Уровень А - № 255

Уровень В - № 258

Уровень С - № 260


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...