"Электронные таблицы" урок в 9 классе
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Петроева Людмила Геннадьевна

Это первый из трех запланированных уроков по этой теме. Идет работа над понятиями: книга, лист, строка, столбец, ячейка, активная ячейка, адрес ячейки, диапазон ячеек, типы величин ячейки, ссылки, виды ссылок, формулы в ячейках, автосумма.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Электронные таблицы (ЭТ)

Слайд 2

Форматирование ЭТ 1.Границы: (тип, цвет, толщина линии) 2.Ячейки: (залить цветом, форматировать текст)

Слайд 3

Операции Удаление Вставка Столбцы, строки, диапазоны, ячейки, листы, книги

Слайд 4

Задание 1. Указать: 1).адрес активной ячейки; 2).имена выделенных диапазонов:

Слайд 5

Основные типы данных в ЭТ: 1.Числа: Целый Дробный Процентный Экспоненциальный Дата Время Денежный Выравниваются по правому краю.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Электронные таблицы (ЭТ)

Слайд 2

Основные типы данных в ЭТ: 2.Текст: Буквы, цифры, пробелы, различные символы

Слайд 3

3.Формулы: Основные типы данных в ЭТ: Сложить содержимое ячеек А2 и В2. Результат поместить в ячейку С2. Результат Строка формул

Слайд 4

Формулы: Основные типы данных в ЭТ: 1.Формула начинается со знака = . 2.Формула вводится на английском языке . 3.Конец формулы обозначается клавишей Enter.

Слайд 5

Ссылки на адреса ячеек Относительные Абсолютные Смешанные А2, С8, F25, D1 $A2, A$2, C$18, $C18 $A$2, $D$1, $C$8, $F$25 При копировании знак $ замораживает номер строки (А $2 ) , номер столбца ( $F 25) или то и другое ( $A$2 ) .

Слайд 6

Копирование формул с относительной ссылкой Меняется № строки Меняется название столбца Меняется № строки и название столбца

Слайд 7

Копирование формул с абсолютной ссылкой Замороженная ссылка не изменяется!

Слайд 8

Копирование формул со смешанной ссылкой Замороженная ссылка не изменяется!

Слайд 9

Встроенные функции Математические Статистические Финансовые Дата и время Суммирование Степенная функция Квадратный корень

Слайд 10

Суммирование Формулу можно корректировать мышью или введением адресов ячеек с клавиатуры =СУММ( D3:D8)

Слайд 11

Практическая работа на ПК (по карточкам) 1 .Скопировать формулу в новую ячейку (т.е. записать новое значение формулы). 2 .Заполнить пустые ячейки, используя формулы, используя функцию суммирования. 3 .Отформатировать ЭТ, используя памятку.

Слайд 12

Обозначения столбцов: Для копирования



Предварительный просмотр:

Конспект урока в 9 классе по теме «Электронные таблицы»

                

Конспект урока в 9 классе по теме

«Электронные таблицы»

Цели урока:


Образовательные:
1.Обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий темы «Электронная таблица», полученных в 7 классе.
2.Продолжить формирование навыков работы с электронной таблицей.
3.Дать понятие о расчетных операциях в электронной таблице, показать назначение и возможности применения формул в ЭТ.


Развивающие:
1.Развитие логического мышления.
2.Развитие у учащихся навыков самоконтроля.
3.Развитие у учащихся самостоятельности.


Воспитательные:
1.Воспитание внимательности.

2.Содействовать эстетическому воспитанию школьников.

Знания, умения, навыки:

1.Знать основные элементы и основные операции в ЭТ.

2.Уметь обозначать диапазоны в ЭТ, определять тип данных в ячейке, записывать формулу в указанной ячейке с помощью копирования ее.

3.Сопоставлять диапазон ЭТ и его обозначение, копировать формулы в ячейках ЭТ.

4.Использовать функцию суммирования для определения суммы величин.

Основные понятия:

Строка, столбец, ячейка, адрес ячейки, активная ячейка, тип данных ячейки,  ссылка, относительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка.

Тип урока: комбинированный.

Методы: эвристический, объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.

Место урока в разделе курса: На данную тему отведено три урока. Это первый урок. Данная тема рассматривается впервые в 7 классе. Поэтому здесь идет повторение основных понятий.

Межпредметные связи: математика, физика, география.

Оборудование: компьютеры Celeron, мультимедийный проектор.

Программное обеспечение:  процессор MS Excel 97/2000/XP.

Базовый учебник:  Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ», изд.»БИНОМ», 2011г.

Дифференциация:

  1. Для сильных учеников – заполнить таблицу и отформатировать ее вид.
  2. Для слабых учеников – заполнить таблицу.

Ход урока.

1.Актуализация знаний. (3-4 мин)

        Вступительное слово учителя: «Чтобы обрабатывать большое количество информации, необходимо представить ее в удобной форме. Таблица – это наиболее удачный вид расположения информации. С таблицами мы знакомились в 7-м классе, когда рассматривали информационные модели. Там же, выполняя практические работы, мы использовали возможности работы с таблицей».

2.Формирование новых понятий. (25 мин)

У каждого ученика конспект с пропусками. При изучении нового материала учащиеся вписывают пропущенные понятия.

        «Сегодня мы рассмотрим электронные таблицы (ЭТ). Но сначала предлагаю вопрос для размышления: «Чем похожи игра «Морской бой»,  шахматы и ЭТ?» Ответ на этот вопрос прошу дать в конце урока».

        Далее работа по презентации:

1.Главное отличие ЭТ от таблиц на бумаге: При изменении исходных данных в электронной таблице автоматически меняются зависимые величины (от цены зависит стоимость и ИТОГО).

2.Где используется ЭТ? В математике при построении графиков функций. В географии для построения диаграмм. В физике для выполнения расчетов в лабораторных работах.

3.Какие программы позволяют работать в ЭТ?

Microsoft Excel, OpenOffice.orgCalc.

4.Основные элементы ЭТ: строка, столбец, ячейка, активная ячейка, адрес ячейки, лист, книга. (Ученики отмечают в своих конспектах эти элементы).

5.Диапазоны ячеек: в столбце, в строке, прямоугольный. (Подписывают диапазоны в конспекте).

6.Как можно изменить внешний вид таблицы? Форматирование: границы, толщина и цвет линии; заливка ячейки, форматирование текста.

7.Основные операции над элементами ЭТ: удаление и вставка.

8.Устная работа: назвать диапазоны, изображенные на рисунке слайда.

9.Основные типы данных в ЭТ:

        Числа: целый, дробный, процентный, экспоненциальный. (Выравниваются по правому краю ячейки). Специальный вид: дата, время, денежный. (Примеры в конспект).

        Текст: буквы, цифры, пробелы, специальные знаки. (Выравниваются по левому краю ячейки). (Примеры текста в конспект).

        Формулы: состоят из адреса ячеек, чисел и математических действий между ними. (Примеры в конспект).

10.Правила записи формулы: 1.Формула начинается со знака =;

                                        2.Адреса ячеек пишутся латинскими буквами;

                                        3.Конец формулы отмечается клавишей Enter.

Что означает формула =А2+В2, размещенная в ячейке С2?

Содержимое ячеек А2 и В2 сложить, а результат разместить в ячейке С2. Посмотреть формулу можно в Строке формул.

11.Виды ссылок на адреса ячеек:

Относительные, абсолютные, смешанные.

Значение знака $: для замораживания столбца, или строки, или того и другого.

(Привести примеры ссылок в своем конспекте.)

12.Копирование относительной ссылки:

вертикально (меняется номер строки),

горизонтально (меняется имя столбца),

по диагонали (меняется номер строки и имя столбца).

13.Копирование абсолютной ссылки: адреса заморожены, поэтому при копировании во всех трех направлениях, они не меняются.

14.Копирование смешанной ссылки:

        Замороженная ссылка не меняется, а относительная может меняться в зависимости от направления копирования. (Посмотреть варианты).

15.В ЭТ есть группы встроенных функций:

математические, статистические, финансовые, дата и время.

Среди математических: суммирование, степенная функция, квадратный корень.

16.Как можно использовать функцию суммирования: используя кнопку Автосумма.        

В результате беседы получился опорный конспект по теме.                

3.Формирование умений и навыков. (12мин)

Практическая работа на ПК:

1.Заполнить столбец Всего учеников, копируя в ячейке D4 формулу =СУММ(В4:С4) вниз до D14.

2.Вычислить значения ячеек В16, С16 и D16, используя кнопку Автосумма.

3.Отформатировать таблицу по образцу.

4. Итоги урока. (3-4 мин.)

Ответ на вопрос, поставленный в начале урока:  в игре «Морской бой», шахматах и в ЭТ используется один и тот же способ обозначения местоположения корабля, шахматной фигуры и ячейки в ЭТ.

Домашнее задание: повторить конспект.

Рефлексия: положить в корзинку квадратик зеленого цвета, если урок был интересен, и черный, если урок не понравился.

          



Предварительный просмотр:

Памятка для практической работы № 1.

Образец отформатированной ЭТ:

Команды для форматирования:

Объединить и поместить в центре

Границы

Выбрать размер шрифта

Выравнивание по левому краю

Выравнивание по центру

Выравнивание по правому краю

Полужирный

Курсив

Подчеркнутый

Цвет заливки

Цвет шрифта

Денежный формат

Увеличить разрядность

Уменьшить разрядность

Памятка для практической работы № 1.

Образец отформатированной ЭТ:

Команды для форматирования:

Объединить и поместить в центре

Границы

Выбрать размер шрифта

Выравнивание по левому краю

Выравнивание по центру

Выравнивание по правому краю

Полужирный

Курсив

Подчеркнутый

Цвет заливки

Цвет шрифта

Денежный формат

Увеличить разрядность

Уменьшить разрядность



Предварительный просмотр:

1.Заполнить таблицу:

Направление копирования показать стрелками: ,

Ячейка

Её формула

Новая ячейка

Направ

ление копирования

Формула в новой ячейке

А4

=B2+C3

A5

D5

=F4*7+12

E5

B15

=3/C6 – E2

D15

E24

=2,5+M7

E26

C4

=A2 – D3

D5

F20

=B5/A3

H22

M6

=$C2+6

N6

M6

=$C2 – 4

M8

C2

=$A$5+1

D3

B7

=A2 / $D3

C7

A6

=D$1 – 3*$B1

A8

D5

=$B$3+0,1*$C3

D7

F7

=C$6 – $B$4

H7

E17

=A$2 / B$6

F18

B3

=9 + $C7

D7

G6

=$B5 – 6*$C2

G8

H12

=C4 / 2+B$7

H15

1.Заполнить таблицу:

Направление копирования показать стрелками: ,

Ячейка

Её формула

Новая ячейка

Направ

ление копирования

Формула в новой ячейке

А4

=B2+C3

A5

D5

=F4*7+12

E5

B15

=3/C6 – E2

D15

E24

=2,5+M7

E26

C4

=A2 – D3

D5

F20

=B5/A3

H22

M6

=$C2+6

N6

M6

=$C2 – 4

M8

C2

=$A$5+1

D3

B7

=A2 / $D3

C7

A6

=D$1 – 3*$B1

A8

D5

=$B$3+0,1*$C3

D7

F7

=C$6 – $B$4

H7

E17

=A$2 / B$6

F18

B3

=9 + $C7

D7

G6

=$B5 – 6*$C2

G8

H12

=C4 / 2+B$7

H15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок на тему "Конструирование программного продукта в электронных таблицах" 8 класс

содержит конспект урока, презентацию и раздаточный материал, подходит для урока-проверки умений учащихся работать в электронных таблицах...

Конспект урока "Работа с электронными таблицами" 9 класс

Конспект урока составлен с использованием технологии проетирование учебного процесса, разработанного ученым - методистом В. М. Монаховым. Эта технология обеспечивает реализацию следующих принципо...

Занимательный русский(электронный тест) 7 класс.

Тестовая работа  выполнена в табличном редакторе EXELи содержит несколько листов: титульный,где дана основная информация,лист регистрации, где учащиеся заполняют ячейки  своими данными...

Интегрированный урок по алгебре и информатике. Тема урока: “ Квадратные уравнения. Электронная таблица”. 7 класс

Цели: воспитывать дисциплинированность, стремление к современной    организации трудовой деятельности; развивать умение применять знания в нестандартных ситуациях; сформи...

электронные тесты по теме «Электронные таблицы», 9 класс

Данный электронный ресурс используется для проверки и закреплению знаний по теме «Электронные таблицы»  в 9 классе.Место урока в разделе курса:  на данную тему отведено 5 уроков. Тестировани...


 

Комментарии

Кошелева Елена Сергеевна

Отличная разработка. Я только поменяла версию ЭТ на более новую - 2016 года. Спасибо!