Изобразительное искусство и информатика
учебно-методический материал по информатике и икт (5 класс) на тему

Жукова Татьяна Геннадьевна

Одна из важнейших задач состоит не только в обучении школьников предмету, но и в воспитании гармонично развитой личности, умеющей применять свои знания на практике в любой жизненной ситуации.

Чем шире у ребенка будет диапазон возможностей для пробы и применения творческого потенциала, тем больше вероятность найти свое любимое занятие, раскрыть свой талант, проявить себя как личность. Таким образом, обязательным условием воспитания ребенка является решение задачи наиболее полного общего развития учащихся, под которыми надо понимать развитие его ума, воли, чувств.

Считаю, что решить эти задачи силами, каких — либо отдельных дисциплин очень трудно. Необходима интеграция учебных предметов, преподающихся сейчас отдельно и независимо друг от друга.

Поэтому программа кружка «Изобразительное искусство и информатика» рассчитан на   целесообразное применение возможностей компьютера в творческой деятельности, изучении основ искусства.

Как правило, изображения на экране компьютера создаются с помо­щью графических программ. Это растровые и векторные редакторы, программы создания и обработки трехмерных объектов, системы авто­матизации проектирования, настольные издательские системы и др.

Цель занятий состоит в том, чтобы дать учащимся понятие о новом инструменте художника и фотографа в современном мире. Дать  понимание принципов построения и хранения изображений, познакомить с принципами работы в конкретных графических редакторах. В результате ученики, используя программы должны уметь создавать свои неповторимые творческие работы — компьютерные рисунки.

Кружок «Изобразительное искусство и информатика» предназначен для организации внеклассной работы по предмету. Основное требование к предварительному уровню подготовки учащихся — освоение  курса по информатике в рамках общеобразовательной школы.

Кружок рассчитан на 34 учебных часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

КРУЖКА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ИНФОРМАТИКА»

Пояснительная записка

"Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее, " - писал А.Франс.

Одна из важнейших задач состоит не только в обучении школьников предмету, но и в воспитании гармонично развитой личности, умеющей применять свои знания на практике в любой жизненной ситуации.

В связи с высокими темпами компьютеризации повседневной и профессиональной жизни человека назрела реальная потребность использования компьютеров как инструментов для достижения конкретных целей, решения различного рода задач, проведения экспериментов, моделирования ситуаций, прогнозирования. Новые информационные технологии заметно повышают качество усвоения информации, ускоряют доступ к ней, позволяют применять вычислительную технику в самых разных областях деятельности человека.

Чем шире у ребенка будет диапазон возможностей для пробы и применения творческого потенциала, тем больше вероятность найти свое любимое занятие, раскрыть свой талант, проявить себя как личность. Таким образом, обязательным условием воспитания ребенка является решение задачи наиболее полного общего развития учащихся, под которыми надо понимать развитие его ума, воли, чувств.

Считаю, что решить эти задачи силами, каких — либо отдельных дисциплин очень трудно. Необходима интеграция учебных предметов, преподающихся сейчас отдельно и независимо друг от друга.

Поэтому программа кружка «Изобразительное искусство и информатика» рассчитан на   целесообразное применение возможностей компьютера в творческой деятельности, изучении основ искусства.

Как правило, изображения на экране компьютера создаются с помощью графических программ. Это растровые и векторные редакторы, программы создания и обработки трехмерных объектов, системы автоматизации проектирования, настольные издательские системы и др.

Цель занятий состоит в том, чтобы дать учащимся понятие о новом инструменте художника и фотографа в современном мире. Дать  понимание принципов построения и хранения изображений, познакомить с принципами работы в конкретных графических редакторах. В результате ученики, используя программы должны уметь создавать свои неповторимые творческие работы — компьютерные рисунки.

Ни для кого не секрет, что для получения хорошего компьютерного рисунка мало владеть техническими инструментами его создания, мало даже в совершенстве владеть каким бы то не было графическим редактором, необходимо иметь художественный вкус, владеть композиционными основами рисунка, чувствовать цвет. Только совместная работа позволит учащимся реализовать весь свой творческий потенциал в практической деятельности.

Место в образовательном процессе

Кружок «Изобразительное искусство и информатика» предназначен для организации внеклассной работы по предмету. Основное требование к предварительному уровню подготовки учащихся — освоение  курса по информатике в рамках общеобразовательной школы.

Кружок рассчитан на 34 учебных часа.

Цели и задачи:

•  ознакомить с основными принципами построения и хранения изображений;

• изучить форматы графических файлов и целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;

• рассмотреть применение основ компьютерной графики в различных графических программах;

• научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ;

• научить выполнять обмен графическими данными между различными программами.

Образовательные результаты

Учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать:

• особенности, достоинства и недостатки растровой графики;

• особенности, достоинства и недостатки векторной графики;

• методы описания цветов в компьютерной графике — цветовые модели;

• способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;

• методы сжатия графических данных;

• проблемы преобразования форматов графических файлов;

• назначение и функции различных графических программ.

В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:

1) создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторной программы, а именно:

•   создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);

•   выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование,  вращение, зеркальное отражение и др.);

•   формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;

•   закрашивать рисунки, используя различные виды заливок;

•   работать с контурами объектов;

•   создавать рисунки из кривых;

•   создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объектов;

•   получать объёмные изображения;

•   применять различные графические эффекты (объём, перетекание, фигурная подрезка и др.);

•  создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории;

2) редактировать изображения, а именно:

•  выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов;

•   перемещать, дублировать, вращать выделенные области;

• редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;

•   сохранять выделенные области для последующего использования;

•   раскрашивать чёрно-белые эскизы и фотографии;

•   применять к тексту различные эффекты.

Список литературы

  1. Залогова Л.А. Практикум по компьютерной графике. Учебное пособие. - Бином. 2001.
  2. Фролов М. Самоучитель. Учимся рисовать на компьютере. ЛБЗ - Бином. 2002.
  3. Элективный курс «Компьютерная графика» А.М.Сергеев –ОИУУ
  4. «Информационные технологии» М.С.Цветкова

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема занятия

Дата проведения

1

Ведение. Рисуем на компьютере

2

Конструирование и живопись. Рисунок «Витраж»

3

Форма и объем. Рисуем натюрморт

4

Самостоятельная работа

5

Художники - пейзажисты.

6

Рисуем пейзаж на тему «Осень»

7

Самостоятельная работа

8

Методы представления графических изображений

9

Сравнение растровой и векторной графики

10

Цвет в компьютерной графике

11

Сохранение изображений

12

Программы векторной и растровой графики

13

Форматы графических файлов

14-15

Составление    сюжетной    иллюстрации   в   растровом редакторе

16

Работа в векторном графическом редакторе

17

Создание рисунков в векторном графическом редакторе

18

Работа с фотографиями

19

Наложение слоев

20

Редактирование иллюстраций

21

Составление коллажа

22

Презентационная графика

23-24

Составление презентации

25

Выставка работ

26-27

Поиск информации в Интернете на заданную тему

28-29

Посещение виртуальных музеев (Интернет)

30

Итоговое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие во 2 классе Изобразительное искусство и информатика «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА»(народные промыслы)

Интегрированное занятие  во 2 классе Изобразительное искусство и информатика «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА»(народные промыслы)...

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...

Интегрированный урок изобразительного искусства и информатики в 8 классе "Проектирование мозаики"

Тема урока: Проектирование мозаики Планируемые образовательные результаты:       Предметные:- в познавательной сфере сформировать представление о мозаике, как о виде...

Конспект интегрированного урока ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ИНФОРМАТИКИ и ИКТ, тема «Изображение предметного мира – натюрморт».

Интегрированный урок изобразительного искусства и   информатики и ИКТТема урока: «Изображение предметного мира - натюрморт»Класс /возраст: 6 класс.Формы работы: фронтальная, индивидуаль...

Интегрированный урок в 5 классе по изобразительному искусству и информатике и ИКТ.

Тема урока: Единство формы и декора игрушек. В программе "Изобразительное искусство" в разделе «Язык изобразительного искусства и художественный образ» учащиеся продолжают з...