Рабочая программа учебной дисциплины Информатика и ИКТ
рабочая программа по информатике и икт на тему

Агеева Ирина Владимировна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебной дисциплины Информатика и ИКТ  

код, специальность 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов

1 курс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_informat_ekologi_1_kurs.docx63.41 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Кемеровской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Анжеро-Судженский политехнический колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины Информатика и ИКТ

код, специальность 20.02.01 Рациональное использование

природохозяйственных комплексов

Анжеро-Судженск

2014

Рабочая программа учебной дисциплины Информатика и ИКТ разработана в соответствии с примерной программой рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию ФИРО (Протокол 24/1 от 27 марта 2008г.), разработанной в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»  (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 20.02.01  Рациональное использование природохозяйственных комплексов.

РАССМОТРЕНА

на заседании МК 15.02.01(151031)

Протокол № ____

от «__» _________ 20___ г.

Председатель МК

________________/ Н.Н. Палий

       Подпись                        

УТВЕРЖДЕНА

зам. директора по УР

__________________ О.В. Акимова

«_______» ______________ 20___г.

Разработчик: И.В. Агеева, преподаватель математики и информатики и ИКТ

Рецензент: Пушкарева Л.В. - преподаватель информатики ГБОУ СПО «Анжеро-Судженский горный техникум»

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

информатика и ИКТ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с примерной программой, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию ФИРО (Протокол 24/1 от 27 марта 2008г.), по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен  уметь:

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • распознавать информационные процессы в различных системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

знать:

  • различные подходы к определению понятия «информация»;
  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный, знать единицы измерения информации;
  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
  • назначение и функции операционных систем.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

1.4.  Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 113 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  78 часов;

самостоятельной работы обучающегося 35 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

113

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

практические занятия

46

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

  • работа над конспектом лекций
  • изучение нормативных материалов
  • подготовка к практическим занятиям
  • выполнение индивидуальных заданий
  • ответы на контрольные вопросы по теме
  • подготовка рефератов, сообщений
  • решение задач, построение алгоритмов, диаграмм, создание словарей  

35

3

1

8

7

1

9

6

Промежуточная  аттестация в форме  дифференцированного зачета


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.  Информационная деятельность человека

7

Тема 1.1.

Основные понятия и определения информатики

Содержание учебного материала

1.Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

2.Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов. Правовая охрана программ и данных. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.

4

1,2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Работа с конспектом лекций.

2. Ознакомление с нормативными документами.

3. Сообщение на тему: "Правонарушения в информационной сфере и их предупреждения".

3

Раздел 2. Информация и информационные процессы

46

Тема 2.1. Кодирование информации, системы счисления

Содержание учебного материала

1.Подходы к понятию и измерению информации. Информационные объекты различных видов.

2

1,2

Практические занятия

1. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.    Дискретное представление графической, текстовой, звуковой информации.

2. Представление информации в двоичной системе счисления.

4

3

Тема 2.2. Основы логики и логические основы компьютера

Содержание учебного материала

1. Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Компьютер как исполнитель команд.

2

1,2

Практические занятия

1.Алгоритмы и способы их описания. Примеры построения алгоритмов.

2. Основные алгоритмические конструкции и  их описание средствами языков программирования.

3. Программная реализация алгоритма. Алгоритмические структуры «следование», «выбор» и «цикл».

4. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели.

8

2,3

Тема 2.3. Компьютер и программное обеспечение. Сервисные программы

Содержание учебного материала

1. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.

2

Практические занятия

1.Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.

2. Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов.

4

2,3

Тема 2.4. Глобальная сеть Интернет. Электронная почта

Содержание учебного материала

1. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, фразам.  Комбинации условия поиска.

2

1,2

Практические занятия

1. Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.

Электронные библиотеки. Словари в Интернете.

2. Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров.

4

2,3

Тема 2.5. Автоматические и автоматизированные системы управления

Содержание учебного материала

1.Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.

2. АСУ различного назначения. Жизненный цикл, структура,  функции АСУ.  Примеры оборудования с числовым программным управлением. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике.

4

1,2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектом лекций.

Выполнение домашних заданий.

Индивидуальное задание по темам.

Написание алгоритмов.

Подготовка сообщений, рефератов.

12

Контрольная работа по разделу "Информация и информационные процессы".

2

3

Раздел 3.  Средства информационных и коммуникационных технологий

8

Содержание учебного материала

1.Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.

2. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.

4

1, 2

Практические занятия

1. Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Файловая система, виды файлов. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

2

2,3

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа над конспектом лекций.

Выполнение индивидуальных заданий.

2

Раздел 4. Технология создания и преобразования информационных объектов

36

Тема 4.1. Обработка текстовой информации

Содержание учебного материала

1.Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

2.Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

4

1,2

Практические занятия

1.Использование систем проверки орфографии и грамматики.

2.Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов.

4

2,3

Тема 4.2.

Табличный процессор

Содержание учебного материала

1. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.

2

1,2

Практические занятия

1.Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения вычислений.

2.Построение диаграмм и графиков. Решение задач.

4

2,3

Тема 4.3. Система управления базами данных

Содержание учебного материала

1. Представление об организации баз данных  и  системах управления базами данных.

2

1,2

Практические занятия

1.Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

2.Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ.

4

2,3

Тема 4.4. Компьютерные презентации

Содержание учебного материала

1. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.

2

1

Практические занятия

1.Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций.

2

2,3

Самостоятельная работа обучающихся

Работа над конспектом лекций.

Выполнение индивидуальных заданий.

Работа со словарями и справочниками.

Подготовка к практическим занятиям.

Оформление мультимедийных презентаций.

Работа над проектом (Проектирование и создание базы данных).

Подготовка рефератов.

12

Раздел 5. Телекоммуникационные технологии

16

Тема 5.1. Компьютерные сети

Содержание учебного материала

1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

2

1,2

Практические занятия

1.Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.

2.Методы  создания и сопровождения сайта.

3.Средства создания и сопровождения сайта.

6

2,3

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов.

Подготовка к практическим занятиям.

6

Итоговая контрольная работа

2

3

Всего:

Максимальная нагрузка – 113ч

Обязательная аудиторная- 78ч.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и информационно-коммуникационных технологий.

Оборудование учебного кабинета:

  1. Рабочее место преподавателя;
  2. Компьютерные столы рабочих мест обучающихся.

Технические средства обучения:

  1. Персональные компьютеры;
  2. Мультимедийный проектор;
  3. Интерактивная доска;
  4. Комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете, в единую сеть.

Программное обеспечение дисциплины:

  1. Операционная система Windows XP;
  2. Офисных пакет прикладных программ;
  3. Программные средства для создания электронных учебно-методических пособий, тестовые оболочки;
  4. Flash player, Adobe Reade, архиватор.

  1. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Гейн А.Г., Ливчак А.Г. и др.  Информатика и ИКТ. учеб 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни/ А.Г. Гейн, Ливчак А.Г. И др.- 2-е изд.-М.: Просвещение, 2012.-272с.
  2. Гейн А.Г. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. 10-11 классы: базовый и профил. уровни/ А.Г. Гейн.-М.: Просвещение, 2010.-157с.
  3. Немцова Т.И., Назарова Ю.В. Н50 Практикум по информатике/Под ред. Л.Г. Гагариной. Ч.1.-М.:ИД" ФОРУМ":ИНФРА-М, 2011.-320с.
  4. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов/ И.Г. Семакин, Е.к. Хеннер.- 8-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.-246с.
  5. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д. Угринович.-9-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.-213с.

Дополнительные источники:

  1. Гохберг, Г. С. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст] :  учебник для студ. сред. проф. образования / Г. С. Гохберг, А. В. Зафиевский, А. А. Короткин. – 3-е изд. Стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 208 с.
  2. Михеева, Е. В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной  деятельности [Текст] :  учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е. В. Михеева. – 6-е изд. Стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 256 с.
  3. Струмпэ, Н. В. Оператор ЭВМ. Практические задания [Текст] : учеб. пособие для нач. проф. образования / Н. В. Струмпэ. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 112 с.
  4. Гребенюк, Е. И. Технические средства информатизации [Текст] : учеб. пособие для сред. проф. образования / Е. И. Гребенюк, Н. А. Гребенюк. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://katalog.iot.ru
  2. http://www.on-line-teaching.com/
  3. http://comp-science.narod.ru/
  4. http://psbatishev.narod.ru/
  5. http://dooi2004.narod.ru/kopilka.htm
  6. http://www.infojournal.ru/journal.htm
  7. http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 
  8. window.edu.ru
  9. Портал "ВСЕОБУЧ"


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • распознавать информационные процессы в различных системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

  • оценка результатов выполнения практических работ
  • анализ выполнения самостоятельной работы
  • оценка защиты реферативной работы
  • оценка результатов индивидуального контроля в форме составления конспектов
  • устный контроль
  • тестовый контроль

Знания:

  • различные подходы к определению понятия «информация»;
  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный, знать единицы измерения информации;
  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
  • назначение и функции операционных систем.

  • оценка результатов выполнения практических работ
  • анализ выполнения самостоятельной работы
  • оценка защиты реферативной работы
  • оценка результатов индивидуального контроля в форме составления конспектов
  • устный контроль
  • тестовый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информатика и ИКТ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫИнформатика и ИКТдля специальности естественно-научного профиля...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА И ИКТ

Рабочая программа по предмету информатика....

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для специальности 111801 Ветеринария

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для специальности 111801 ВетеринарияОбязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов....

Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика и информационно- комуникационные технологии в профессиональной деятельности" для специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис» (базовая подготовка)

Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика и информационно - коммуникационые технологии в профессиональной деятельности"для  специальностиспециальности 43.02.11 «Гостиничный сервис»...

Рабочая программа учебной дисциплины Информатика и ИКТ для специальностей среднего профессионального образования (технический профиль)

Рабочая программа разработана в соответствии с примерной программой дисциплины (ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008), «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательног...