Рабочая программа для 7 класса (Макарова Н.В.)
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему

Завалишин Владимир Евгеньевич

Рабочая программа для 7 класса (Макарова Н.В.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7klassmakarova.docx33.04 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ

7 КЛАСС

Пояснительная записка


Составлена программа 7 класса основной школы по информатике в соответствии с:

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта;

- требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);

- основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования;

- авторской программой Н.В. Макаровой «Информатика.  7 класс. Базовый курс».

Хронология изучения тем по программе Н.В. Макаровой не нарушена.

  • при изучении темы «Понятие об информации»: типологизация информационных объектов; функции информации в жизни людей;
  • при изучении темы «Знакомство со средой Windows. Графический интерфейс»: способы организации диалога.
  • при изучении темы «Представление информации»: характеристика информации на основе её свойств;
  • при изучении темы «Понятие процесса и информационного процесса»: зависимость протекания информационных процессов от вида информации; информационная деятельность человека;
  • при изучении темы «Компьютер как средство обработки информации»: характеристики основных компонентов компьютера;
  • при изучении темы «Объекты векторной графики и их свойства»: создание изображений с использованием графической панели.

Предлагаемая программа не ограничивает использование определенных операционных систем и программных или аппаратных платформ. Работа учащихся может быть организована в среде как проприетарных операционных систем, так и созданных на основе лицензий свободного распространения, с использованием в качестве проприетарных, так и свободно распространяемых программных средств.

Перечень необходимых программных средств: операционная система с графическим интерфейсом:

  • клавиатурный тренажер;
  • тренажер мыши;  программа для записи данных на оптические носители;
  • программа-архиватор;
  • антивирусная программа; ¾ векторный графический редактор (возможно использование редактора, встроенного в
  • среду офисной программы);  растровый графический редактор (на разных этапах обучения используются несколько различных по сложности графических редакторов);
  • текстовый процессор;  редактор презентаций;
  • программа для создания компьютерных публикаций;
  • табличный процессор;
  • программа для обработки аудио и видеоданных и разработки поточных презентаций;
  • электронные словари и программы, предназначенные для перевода;
  • веб-браузер;
  • учебная среда программирования;
  • среду разработки программ.

Предполагаемые результаты обучения

В результате обучения учащиеся должны знать/понимать:

  • понятие информации и ее основные свойства;
  • основные формы представления информации;
  • основные виды информационной деятельности человека;
  • понятие информационного процесса;
  • понятие информационной технологии и основные этапы ее развития;
  • понятие объекта и его свойств;
  • понятие модели объекта;
  • назначение алгоритма и его определение;
  • типовые конструкции алгоритма;
  • представление алгоритма в виде блок-схемы;
  • понятия файла и папки, назначение их параметры;
  • основные действия с файлами и папками;
  • возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;
  • особенности растровой и векторной графики;
  • технологию создания и редактирования текстового документа;
  • технологию форматирования текста.
  • особенности среды ЛОГО и действующего в этой среде исполнителя-Черепашки;
  • основные команды, арифметические операции и функции в среде ЛОГО;
  • правила оформления и работы программы;
  • классификацию видов памяти компьютера;
  • понятие аппаратного обеспечения персонального компьютера;
  • классификацию устройств ввода;
  • классификацию устройств вывода;

основные характеристики и принцип действия матричных, струйных и лазерных принтеров.

В результате обучения учащиеся должны уметь:

  • определять информационный объем любого текста;
  • кодировать текст с помощью какого-либо способа.
  • приводить примеры информационной деятельности человека;
  • приводить примеры информационных процессов в обществе, в живой природе, в технике;
  • выделять объекты из окружающего мира и вести о них рассказ;
  • называть параметры, характеризующие объект,   и указывать их возможные  значения;
  • приводить примеры материальных моделей;
  • приводить примеры нематериальных моделей;
  • приводить примеры алгоритмов из разных сфер;
  • составлять алгоритмы для различных ситуаций или процессов в виде блок-схем;
  • просматривать информацию о параметрах папки и файла;
  • выполнять разными способами стандартные действия с папками и файлами;
  • создавать составной документ, используя различные технологии обмена данными;
  • создавать и редактировать любой графический объект;
  • осуществлять действия как с фрагментом, так и с рисунком в целом;
  • создавать и редактировать текстовый документ;
  • владеть  операциями редактирования текста;
  • владеть операциями форматирования текста;
  • перемещать Черепашку по рабочему полю в разных направлениях.
  • разрабатывать программы рисования графических объектов;
  • производить необходимые действия с программой;
  • объяснить отличие одного вида памяти от другого;
  • провести сравнение различных видов памяти по основным характеристикам.  
  • свободно работать на клавиатуре компьютера;
  • осуществлять физическое подключение к системному блоку любого устройства ввода  и вывода, производить его установку в компьютере;
  • ориентироваться в характеристиках  устройств вывода.

п/п

Тема урока

Основное содержание по теме

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Вид контроля, вид самостоятельной

работы

Домашнее задание

Дата

проведения

план

факт

1

Информация и ее свойства

Формы представления сведений, данные и сообщение. Количественные характеристики сообщений.

понимает сущность информации и ее

виды;

приводит примеры сообщений;  понимает сущность измерения

сообщений;

объясняет формы представления

сведений;

Контрольная работа №1 по теме «Информационная картина мира»

Тема 1.1.

Тема 1.2. Понятие о модели объекта

I четверть

I четверть

2

Информационные процессы.

Информационная инфраструктура и

информационные ресурсы. Информационная культура. Практическая работа №1

Определение времени и скорости передачи файлов

знает сущность информационных

процессов и приводит их примеры;  умеет вычислять значения

количественных характеристик

сообщений (текстовых, графических)

и ориентировочное время передачи их

средствами сетей;  имеет представление об информационной

инфраструктуру и информационные

ресурсы общества;  объясняет сущность информационной

культуры



Тема 1.3. Информационная деятельность человека

Тема 1.4. Информационные процессы.

Тема 1.5. Представление об объектах окружающего мира.

Тема 1.6. Понятие модели

I четверть

I четверть

3

Служебное программное обеспечение

Классификация программного

обеспечения.

 служебное программно еобеспечения, его назначение и виды.

знает классификацию программного обеспечения;  знает основные утилиты;  умеет использовать служебное программное обеспечение

I четверть

I четверть

4

Общие сведения об архивах и

архиваторы. Програмы-архиваторы.

Создание и раскрытие архивов.

Установка и удаление

программного обеспечения. Архивирования и разархивирования

файлов.

Практическая работа №3

Установка и удаление

программных средств

понимает суть понятия программного

обеспечения компьютера;

;  понимает необходимость архивирования

данных;  объясняет основные сведения о

архиваторы; • умеет создавать и

раскрывать архивы;

понимает суть процесса установки

и изъятие программных средств;  умеет устанавливать и удалять

программы

Контрольная работа №3 по теме «Программное обеспечение информационных технологий»

Раздел 2. Программное обеспечение информационных технологий

I четверть

I четверть

5

Основы информационной безопасности

Информационная безопасность. Компьютерные

вирусы.

Антивирусные программы, их

классификация и использование.

Меры противодействия вирусным угрозам.

правомерное использование

программных средств.

Практическая работа №4 Работа с

антивирусными программами

понимает проблемы информационной

безопасности;  понимает проблемы защиты

компьютеров от вредоносных программ; знает основные типы компьютерных

вирусов;  объясняет необходимость защиты от

компьютерных вирусов и других

вредоносных программ; ¾ знает способы защиты от вредных

программ (вирусов); • умеет

пользоваться антивирусными

программами;

понимает как создать систему

безопасной работы за компьютером;  понимает суть правомерного и

неправомерного использования

программных средств

Раздел 2. Программное обеспечение информационных технологий

I четверть

I четверть

6

Сетевые технологии

Классификация компьютерных сетей.

Топология компьютерных сетей.

Локальные сети. Доступ к общим

ресурсам локальной сети.

Использование образовательных ресурсов

Интернета. Доступ к облачным

услуг и ресурсов. Электронная почта

и правила сетевого общения.

Использование ресурсов локальной

сети.

Практическая работа №6

Использование образовательных ресурсов.

Практическая работа №7

Переписка по электронной почте

знает классификацию компьютерных

сетей;

объясняет типологии компьютерная

сетей;  понимает принципы функционирования

локальных сетей;  пользуется ресурсами локальных

сетей;  умеет пользоваться образовательными

ресурсами Интернета; • умеет

пользоваться Интернет енци-

клопедиямы;  умеет использовать основные

возможности электронной почты для

осуществление переписки;  понимает и выполняет правила

сетевого общения

Контрольная работа №4 по теме Техническое обеспечение информационных технологий».

II четверть

II четверть

7

Обработка данных в таблицах

Табличный процессор, электронные

таблицы.

Форматирование данных. Использование

формул.

интерфейс табличного

процессора. элементы электронной

таблицы (книги, листы, строки,

столбце, ячейки). ввод данных

к ячейкам, редактирование их содержимого.

Сохранение документа. копирование,

перемещения и извлечения данных.

понимает назначение и принцип

функционирования электронных

таблиц;  объясняет основные возможности,

предоставляются табличным процессором;

Раздел 3. Техническое обеспечение информационных технологий.

II четверть

II четверть

8

Абсолютные, относительные и смешанные

ссылки на ячейки и диапазоны

ячеек.

Деловая графика.

Практическая работа №8

Ввод и редактирование данных.

Практическая работа №9

Вычисления с

использованием встроенных функций

Практическая работа №10

Создание диаграмм и их анализ

работает с книгами и листами

электронных таблиц; • вводит и

редактирует данные;  умеет форматировать ячейки и

диапазоны ячеек;

использует формулы и встроенные

функции;

устанавливает объекты из других

программ;

строит диаграми

Раздел 3. Техническое обеспечение информационных технологий.

9

Компьютерное моделирование

Понятие модели. Типы моделей.

Моделирование как метод исследования

объектов, процессов, явлений. примеры

моделей. вычислительный

эксперимент. Реализация модели в

виде электронной таблицы.

Практическая работа №11

Создание средствами электронных

таблиц моделей физических явлений и

проведения над ними

вычислительного эксперимента

знает сущность понятия модели и

моделирование;

называет типы моделей и их

назначения;

понимает значение моделирования для

исследования объектов, процессов,

явлений;

умеет описывать средствами

электронных таблиц модель

физического явления (движения с постоянной

скоростью, диаграммы изменения

температуры и т.п.)

III четверть

III четверть

10

Алгоритмизация и программирование (начальный уровень)

Понятие переменной.

Алгоритмы с ветвлением.

Программирование процессов с

повторением и разветвлением.

Программирование случайных процессов.

Оформление сцены в среде

понимает сущность понятия алгоритма

и его свойств;

объясняет назначение среды

программирование;

обладает основными навыками

работы в учебной среде

программирование;

Контрольная работа №4 по теме

«Компьютерное моделирование».

III четверть

III четверть

10

Расширенные возможности, которые

обеспечивает учебная среда

программирования.

учебного программирования.

Установка свойств объектов

(на примерах оформления сцены).

Разработка диалоговых программ.

Практическая работа №12

Разработка и программирование

алгоритмов с ветвлением.

Практическая работа №13

Разработка и программирование

алгоритмов с повторением и

разветвлением.

Практическая работа №14

Разработка и выполнение проекта в

учебной среде

программирования

¾ умеет использовать генератор

случайных чисел в процессе

разработки программы;

¾ создает диалоговые программы в

среде учебного

программирование;

¾ разрабатывает простейшие программы

для решения учебных

задач

IV четверть

IV четверть


Список литературы

  1. Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2009
  2. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям

/ Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2009

  1. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Задачник  по моделированию

/ Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2009

4. Информатика. Методическое пособие для учителя. 7 класс/ Под ред. проф. Н.В.Макаровой. – СПб.:Питер, 2004

5.  Программа по информатике (системно-информационная концепция). Н.В.Макарова.- СПб.:Питер, 2008

                                                            -  для учащихся:

1.  Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2009

2.  Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/ Под ред.Н.В. Макаровой.- СПб.:Питер, 2009

  1. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс.Задачник  по моделированию/ Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...