Разработка урока
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему

Солдаева Мария Владимировна

Позиционные системы счисления. Развёрнутая и свёрнутая форма записи чисел

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta_uroka.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока в 8 классе

«Позиционные системы счисления. Развёрнутая и свёрнутая форма записи чисел»

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

8

Тема урока

Позиционные системы счисления. Развёрнутая и свёрнутая форма записи чисел (2 урок из 27 темы ««Математические основы информатики»)

Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. У обучающихся будут сформированы: 

-интерес к информатике и ИКТ;

-стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам; 

2. Ученик получит возможность:

-повышать свой  образовательный уровень и продолжать  обучение с использованием средств и методов информатики и ИКТ;  

- формировать умение слушать, формулировать и аргументировать своё мнение;

-совершенствовать коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности.

  1. Обучающийся научится:

-выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

-действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

-самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем.

  1. Обучающийся получит возможность  научиться:

- анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых  ресурсов;

-извлекать необходимую информацию из полученной информации (выделять общее и особенное).

1.Обучающиеся научатся

понимать и правильно использовать различные термины («арифметические операции», «системы счисления»);

- выполнять арифметические операции в различных системах счисления;

        2.Обучающиеся получат возможность

- расширить знания о системах счисления.

Решаемые учебные проблемы

Сформировать представления о непозиционных и позиционных системах счисления. 

Основные понятия, изучаемые на уроке

  • система счисления
  • цифра
  • алфавит
  • позиционная система счисления
  • основание
  • развёрнутая форма записи числа
  • свёрнутая форма записи числа

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедийное оборудование, персональные компьютеры для обучающихся

Методическое назначение средств ИКТ

Обучающее (демонстрация материалов при изучении темы), контролирующее (электронный тест)

Аппаратное и программное обеспечение

Персональные компьютеры с выходом в Интернет с установленной ОС Windows, мультимедийный проектор, прикладная программа Microsoft PowerPoint

Образовательные интернет-ресурсы

Демонстрация к лекции (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/58ada0e5-fc12-42b1-9978-7a583b483569/view/),

Обучающий модуль LearningApps.org (http://learningapps.org/1496108, http://learningapps.org/651656)

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Активизация познавательной деятельности.

Актуализация полученных ранее знаний по разделу Мотивация к изучению новой темы.

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, сегодня мы с вами будем размышлять, думать, считать, возможно, и ошибаться, и ошибаться не раз, но не бойтесь ошибаться. «Кто на многое отваживается, тот неизбежно во многом и ошибается».

Повторение (разминка) (Слайд 2)

Прочитайте шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкновенная девочка» и попробуйте разгадать загадку поэта. В какой системе счисления по вашему мнению записаны числа? Почему? Выпишите упомянутые в стихотворении числа и переведите их в десятичную систему счисления.

Ей было тысяча сто лет,
Она в
сто первый класс ходила,
В портфеле по
сто книг носила.
Все это правда, а не бред.

Она ловила каждый звук
Своими
десятью ушами,
И
десять загорелых рук
Портфель  и поводок держали.

Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато
стоногий.

И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

Ребята переводят числа в десятичную систему счисления и читают стихотворение:

Ей было 12 лет,
Она в
5  класс ходила,
В портфеле по
четыре книги носила.
Все это правда, а не бред.

Она ловила каждый звук
Своими
двумя ушами,
И
две загорелые руки
Портфель  и поводок держали.

Когда, пыля двумя ногами,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато
четырехногий.

И двое темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

(Слайд 3)Ответьте на вопросы:

  1. Какие из чисел записаны с ошибкой и почему?

1577,  12002,  1348,  19548,  1А,6716

  1. Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть записаны числа: 10, 21, 201, 1201
  2. Какой цифрой заканчивается четное двоичное число?
    Какой цифрой заканчивается нечетное двоичное число?

(ответы показывать после каждого вопроса)

Формируемые УУД

Познавательные (общеучебные – работа с информацией)

Коммуникативные (учебное сотрудничество, умение слышать и слушать, построение речевых высказываний)

Длительность этапа

5-7 мин

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Коммуникативная

Методы обучения

Дискуссия

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Интерактивный комплекс

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная

Функции/роль учителя на данном этапе

Учитель-дирижёр

Основные виды деятельности учителя

Проверяет готовность обучающихся к уроку;

Выдвигает проблему;

Создаёт эмоциональный настрой;

Побуждает к высказыванию своего мнения

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Формирование навыка выполнять арифметические операции в различных системах счисления.

Расширение знаний о системах счисления.

Объяснение нового материала

1. Скажите, пожалуйста, а какие действия можно выполнять с числами? (обучающиеся называют: «сложение», «вычитание», «умножение», «деление» и т.д.) Как можно назвать все эти действия? (арифметические операции). Вот мы и отгадали название новой темы (арифметические операции в позиционных системах счисления) (слайд 4). Тема записывается в тетрадь.

Правила выполнения основных арифметических операций в любой позиционной системе счисления подчиняются тем же законам, что и в десятичной системе.

 Начнем со сложения и вычитания в десятичной системе счисления. (слайд 5)Обучающиеся открывают демонстрацию к лекции (Ресурс 1, Таблица 1)

При сложении цифры суммируются по …… (разрядам отвечает ученик), и если при этом возникает переполнение разряда, то …….(производится перенос в старший разряд.) Переполнение разряда наступает тогда, когда величина числа в нем становится равной или большей основания системы счисления.

Примеры выполняются  в тетрадях и проверяются на слайдах. (слайды 6 - 8)

При вычитании из меньшей цифры большей …….(в старшем разряде занимается единица) которая при переходе в младший разряд будет равна основанию системы счисления (слайд9)  

Примеры выполняются  в тетрадях и проверяются на слайдах. (слайды 10 - 12)

При умножении многозначных чисел в различных позиционных системах применяется алгоритм перемножения чисел в столбик, с учетом основания системы счисления. (слайд13)

Деление в любой позиционной системе производится по тем же правилам, как и деление углом в десятичной системе, то есть сводится к операциям умножения и вычитания. (слайд14)

Примеры выполняются  в тетрадях и проверяются на слайдах. (слайд 15)

Арифметические операции в перечисленных системах можно выполнять, используя программу Калькулятор (слайд16)  

Формируемые УУД

Познавательные (логические),

Регулятивные (контроль – волевая саморегуляция)

Коммуникативные (учебное сотрудничество, умение слышать и слушать, построение речевых высказываний)

Длительность этапа

20-25

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Познавательно-продуктивная деятельность;

Коммуникативная.

Методы обучения

Объяснение,

Групповая дискуссия,

Частично-поисковый,

Метод иллюстрации.

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Интерактивный комплекс

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная,

Групповая.

Функции/роль учителя на данном этапе

Учитель-дирижер, тьютор, консультант.

Основные виды деятельности учителя

Формулирует проблему;

Озвучивает тему и цель урока;

Уточняет понимание учащимися поставленной цели;

Подводит обучающихся к выводу;

Побуждает к высказыванию своего мнения;

Создаёт эмоциональный настрой;

Обеспечивает мотивацию выполнения заданий.

ЭТАП 3. Практикум

Формируемые УУД

Регулятивные (контроль-волевая саморегуляция)

Для того, чтобы вы могли применить полученные навыки и оценить степень овладения ими выполните тренировочное задание.

Самостоятельная работа 

Интерактивное задание (Ресурс 2, Таблица 1)  

Для тех, кто справился с тренировочными заданиями, подготовлен тест. Прошу зайти в СЭДО школы по адресу http://tashtasosh1.smartlearn.ru/. Ввести свой логин и пароль. Курс – Информатика (2-9) и выбрать тему нашего урока.

Выполните тест:

Арифметические операции в позиционных системах счисления

Длительность этапа

8-10

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Учебно-познавательная,  

Оценочная,  

Коррекционная

Методы обучения

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Интерактивный комплекс, персональный компьютер ученика с выходом в Интернет

Формы организации деятельности учащихся

Индивидуальная

Функции/роль учителя на данном этапе

Учитель - консультант

Основные виды деятельности учителя

Уточняет понимание учащимися изученной темы;

Осуществляет индивидуальный и выборочный контроль;

Создаёт эмоциональный настрой;

Обеспечивает мотивацию выполнения заданий;

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся.

ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

2

Запишите домашнее задание

Домашнее задание: (Ресурс 3, Таблица 1))  записать в дневники

Вот и подошел к завершению наш урок.  Подведем его итоги (слайд17). Прочтите начало фраз, выберите наиболее близкое вам высказывание и продолжите его (3-4человека)

  1. Сегодня на уроке самым познавательным для меня было …
  2. Меня удивило, что …
  3. Полученные сегодня на уроке знания я могу применить …

Формируемые УУД

Личностные (смыслообразование)

Коммуникативные (умение слышать и слушать)

Регулятивные (оценка своей деятельности)

Приложение к технологической карте урока

Тема урока:

Арифметические операции в позиционных системах счисления 

Таблица 1.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Арифметические операции в позиционных системах счисления

Демонстрация к лекции.

Презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/58ada0e5-fc12-42b1-9978-7a583b483569/view/

2

Интерактивный задачник, раздел "Системы счисления"

Решение задач на отработку темы "Системы счисления"

Интерактивное задание

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fc77f535-0c00-4871-b67c-fa2ecf567d46/view/

3

Домашнее задание N 12

Бланк-задание. Фрагмент рабочей тетради. Закрепление знаний; формирование умений.

Текст с иллюстрациями

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/45c8a8d0-6ff2-49b4-9060-977b8c4337e0/view/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...