рабочая программа 9 класс
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему

Зайцева Елена Николаевна

рабочая программа  9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.programma_9_klass.doc252 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (приказ Минобразования России от 05.03.04 № 1089), авторской программы  Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005) и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Количество часов по учебному плану

9 класс : в год - 68

              в неделю – 2 часа

         

Компонент учебного плана (федеральный)

О внесенных изменениях в примерную учебную программу в 9 классе и их обоснование:

В авторской программе на изучение курса отводится 70 учебных часов. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения за счет уменьшения количества часов с 10 до 8 раздела V «Моделирование и формализация».

В разделе «Алгоритмизация и программирование» возможно использование цифровых образовательных ресурсов, разработанных для других  УМК  и размещенных в Интернете в свободном доступе. Практические работы проводятся на уроке в ходе изучения теоретического материала.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Обучение информатики в основной общеобразовательной школе организовано «по спирали»: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий, затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. В базовом уровне основной школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную будущую профилизацию обучения.


Образовательные результаты  предмета «Информатика и ИКТ»

Образовательные результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные , общественные и государственные потребности.

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные образовательные результаты:

  • готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения

        на смысл и ценности жизни;

  • владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями;
  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
  • умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;
  • повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты:

  • получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;
  • владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что ещё неизвестно;
  • планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование результата деятельности и его характеристики;
  • контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;
  • коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;
  • умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);
  • умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;
  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в знаково-символическую модель;
  • выбор языка представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи;
  • преобразование модели — изменение модели с целью адекватного представления объекта моделирования;
  • представление знаково-символических моделей на естественном, формализованном и формальном языках, преобразование одной формы записи в другую.

Предметные образовательные резулътаты: 

в сфере познавательной деятельности:

  • освоение основных понятий и методов информатики;
  • выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
  • выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);
  • преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
  • оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.);
  • развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
  • построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.)
  • оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;
  • осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;
  • построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);
  • выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче;
  • освоение основных конструкций процедурного языка программирования;
  • освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверка его правильности  путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;
  • умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;
  • оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);
  • вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;
  • построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
  • определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;
  • решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  • понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
  • оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
  • использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;
  • проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их разрешения;
  • приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;
  • следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
  • авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;

в сфере коммуникативной деятельности:

  • осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
  • получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
  • овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
  • соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;

в сфере трудовой деятельности:

  • определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;
  • понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
  • рациональное использование широко распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой   проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.);
  • знакомство с основными программными средствами персонального компьютера — инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);
  • умение тестировать используемое оборудование и программные средства
  • использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов
  • приближённое определение пропускной способности используемого канала связи путём прямых измерений и экспериментов;  
  • выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
  • использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);
  • решение задач вычислительного характера  путём использования существующих программных средств (специализированные расчётные системы, электронные таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма;
  • создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций;
  • использование инструментов презентационной графики при подготовки и проведении устных сообщений;
  • использование инструментов визуализации для наглядного   представления числовых данных и динамики их изменения;  
  • создание и наполнение собственных баз данных;
  • приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера;    
  • знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями    и средствами их создания;  
  • приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);
  • понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими   мерами при работе с этими средствами;
  • соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий. 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

  • создание простейших моделей объектови процессов в виде изображений и чертежей, динамических( электронных ) таблиц, программ (в том числе     в форме блок- схем);
  • проведение компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей  объектов и процессов;
  • создание информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  •  передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этнических норм.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 

Раздел I. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (15 ч)

Знать/понимать:

  • формы представления графической информации
  • характеристики растрового и векторного изображения
  • характеристики звуковой информации и форматы звуковых файлов
  • как связаны между собой количество цветов в палитре и глубина цвета, как формируется палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB
  • способы получения и редактирования цифровых фотографий: этапы создания цифрового видеофильма

Уметь:

  • редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах
  • выбрать графический редактор для создания и редактирования графического документа
  • проводить оценку качества оцифрованного звука
  • проводить захват и редактирование цифрового фото и видео

Образователные области приоритетного освоения:

  • информатика и ИКТ;
  • искусство;
  • материальные технологии.

Раздел II. Кодирование и обработка текстовой информации (9 ч)

Знать/понимать:

  • виды и назначения редакторов текстов;
  • интерфейс текстового редактора и процессора;
  • режимы работы и систему команд текстового редактора;
  • структурные элементы текстового документа;
  • приемы внедрения объектов;
  • основы конвертирования файлов.

Уметь:

  • приводить примеры текстовых редакторов;
  • использовать различные способы работы с текстовым документом;
  • вводить, редактировать, форматировать структурные элементы текстового документа;
  • работать с рисунками, списками и таблицами в текстовом документе;
  • использовать буфер обмена и технологию OLE;
  • подготовить различные текстовые документы;
  • одновременно работать с несколькими текстовыми документами;
  • осуществлять поиск и замену, проверку правописания в тексте.

Образователные области приоритетного освоения:

  • информатика и ИКТ;
  • обществознание;
  • естественнонаучные дисциплин;
  • филология;
  • искусство.

Раздел III. Кодирование и обработка числовой информации (10 ч)

Знать/понимать:

  •  что такое электронная таблица и табличный процессор;
  •  основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
  •  какие типы данных заносятся в электронную таблицу;
  • как табличный процессор работает с формулами;
  •  основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
  •  графические возможности табличного процессора.

Уметь:

  •  открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
  •  редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
  •  выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
  •  получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  •  создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

Образователные области приоритетного освоения:

  • информатика и ИКТ;
  • ествественнонаучные дисциплины;
  • обществознание (экономика и право).

Раздел IV.  Основы алгоритмизации и  программирования (20 ч)

Знать/понимать:

  • понятие алгоритма, свойства алгоритмов, примеры алгоритмов
  • понятия исполнителя алгоритма, системы команд исполнителя, программы
  • процесс исполнения алгоритма компьютером
  • понятия транслятора, компилятора
  • классификацию и названия языков программирования
  • особенности объектно-ориентированного программирования по сравнению с алгоритмическими языками программирования
  • основные понятия проекта, формы, объекта, свойств и методов, событийной процедуры
  • этапы разработки и способ загрузки проектов
  • понятия переменной, основные типы переменных, объявление переменных
  • основные алгоритмические структуры
  • структуру функции и типы функций, синтаксис функций ввода-вывода данных
  • правила описания основных геометрических объектов, графические методы для рисования геометрических фигур

Уметь:

  • обосновывать свойства алгоритмов, приводить примеры из собственного жизненного опыта
  • представлять алгоритм в виде блок-схемы
  • изменять свойства объектов, графического интерфейса проекта и редактировать программный код, создавать свои событийные процедуры
  • применять оператор присваивания
  • описывать переменные, присваивать им значения и выводить на экран
  • выполнять арифметические операции над переменными
  • организовать диалоговые окна сообщений
  • применять функции ввода-вывода при создании собственных проектов
  • создавать простые графические редакторы
  • определять результат программы по ее описанию

Раздел V. Моделирование и формализация (10 ч)

Знать/понимать:

  • понятия моделирования, формализации, визуализации
  • основные этапы моделирования
  • принцип процесса управления, виды систем управления и различия между ними
  • формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты)
  • структуру баз данных
  • условия поиска информации; логические значения, операции, выражения, удаление и сортировка данных в реляционных БД

Уметь:

  • приводить примеры моделирования в различных областях деятельности
  • создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей
  • строить информационные модели систем управления
  • приводить примеры систем управления в технических устройствах, общественных отношениях
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных
  • сортировать данные в таблице, создавать и редактировать  форму
  • формировать запрос, используя систему управления базами данных Ms Access
  • выполнять поиск записей в готовой базе данных
  • сортировку записей в готовой базе данных

Образователные области приоритетного освоения:

  • черчение;
  • материальные технологии:
  • искусство;
  • география;
  • естественнонаучные дисциплины.

Раздел VI. Информатизация общества (3 ч)

Знать/понимать:

  • понятия информационного общества, информатизации и компьютеризации
  • что такое информационная культура
  • перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

Уметь:

  • приводить примеры информатизации и компьютеризации в повседневной жизни
  • приводить примеры перспектив развития информационных и коммуникационных технологий

Раздел VII. Повторение, разработка проектов, резерв времени (3 ч)

Уметь:

  • использовать приобретенные знания и умения при разработке проектов для различных предметных областей

Список литературы 

Для учащихся:

  1. Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
  2. Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
  3. Информатика. Задачник-практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

Для учителя:

  1. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и КВТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
  2. Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И.  Практикум по информатике и информационным технологиям – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  3. Златопольский Д.М. Сборник задач по программированию. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007.
  4. Самылкина Н. Н. Информатика и ИКТ. Основная школа: комплект плакатов и методическое пособие.
  5. Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
  6. Соловьева Л.Ф. Информатика и ИКТ. УМК. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007.

Электронные образовательные ресурсы и цифровые образовательные ресурсы Интернет-порталов:

  • Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  • CD-ROM. Сборник обучающих курсов по информационным технологиям «КМ-Школа», 2000.
  • www.iit.metodist.ru – портал с авторскими материалами Угриновича Н.Д.
  • www.klyaksa.net – Информационно-образовательный портал для учителей информатики; 
  • window.edu.ru – Единое окно доступа к образовательным ресурсам; 

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер
  • Проектор
  • Принтер
  • Модем
  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

  • Операционная система – Windows XP, Linux.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программа разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).


Тематическое планирование

,№/№

Тема

Сроки

Основное содержание

Средства обучения

Контроль

Домашнее

Задание

Раздел I. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации– 15 часов

1-2

Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе. Кодирование графической информации.

Пространственная дискретизация. Пиксель. Разрешающая способность.  Глубина цвета. Объем видеопамяти

Презентация У9-1-1

Учебник стр.10-21

Практическая работа

3

Растровая и векторная графика

Форматы графических файлов. Область рисования Технология рисования. Инструменты рисования.

Презентация У9-1-2, редакторы GIMP и Adobe Photoshop, сканер

Учебник стр.21-31

Практическая работа

4

Знакомство с растровым графическим редактором

Технология работы со слоями. Операции редактирования рисунка. Ввод изображения с помощью инструментов графического редактора, сканера.

Редакторы GIMP и Adobe Photoshop

Учебник стр.31-34

Тренинг

5

Практическая работа № 1 «Редактирование изображения в растровом графическом редакторе»

Область рисования. Инструменты рисования. Использование примитивов и шаблонов. Слои объектов. Градиентная заливка. Группировка объектов.

Презентация У9-1-4, графический пакет

Практическая работа

6

Знакомство с векторным графическим редактором

Технология работы со слоями. Операции редактирования рисунка. Геометрические и  стилевые преобразования.

Редакторы Inkscape и Corel Draw

Учебник стр.35-37

Опрос

7

Практическая работа № 1.2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»

Использование готовых графических объектов

Приложение MS Power Point

Учебник стр.37-40

Проект

8

Растровая и векторная анимация

Анимация. Анимация в презентациях.

Редактор GIF-анимации

 

Практическая работа

9

Практическая работа № 1.3 «Создание анимации»

Использование простых анимационных объектов

10

Кодирование и обработка звуковой  информации.

Интенсивность, частота, громкость, тон. Временная дискретизация звука. Защита слуха(ТБ)

Презентация У9-1-9, Звуковой редактор Audacity

Учебник стр.41-44

Наблюдение

11

Практическая работа № 1.4 «Кодирование и обработка звуковой  информации»

Установка и изменение параметров. Интенсивность, частота, громкость, тон. Временная дискретизация звука. Композиция и монтаж

Практическая работа

12

Цифровое фото и видео.

Практическая  работа№ 1.5 «Захват и редактирование цифрового фото и видео»

Цифровая фотография. Цифровое видео. Потоковое видео.

Захват и редактирование цифрового фото и видео

Презентация У9-1-10, цифровая камера. Приложение MS Movie Maker

Учебник стр.45-48

Приложение MS Movie Maker, ГР ГИМП

Практическая работа

13-14

Практическая работа № 1.6 «Захват  и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа» 

Создание видеофильма средствами операционной системы. Импорт изображений, звука и видео, раскадровка, захват с экрана. Композиция и монтаж

Приложение MS Movie Maker

Приложение MS Movie Maker

Практическая работа

15.

Контрольная работа по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»

Теоретические основы кодирования  и обработки графической и мультимедийной информации

Тест, карточки

Тестирование, зачетная практическая работа

Раздел II. Кодирование и обработка текстовой информации – 9 часов

16.

Кодирование текстовой информации. Практическая работа 2.1 «Кодирование текстовой информации».

Двоичное кодирование текстовой информации в ПК. Различные кодировки знаков.

Приложения MS Word, Open Office.org Write

Учебник стр.48-51

Практическая работа

17.

Создание документов в текстовых редакторах.

Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма и использованием базовых средств текстовых редакторов.

Текстовые редакторы. Способы создания документов. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат)

Приложения MS Word, Open Office.org Write Учебник стр.52-53

Практическая работа

18.

Ввод и редактирование документа. Практическая работа 2.2  «Вставка в документ формул и диаграмм»

Работа с фрагментами текста. Операции редактирования: копирование, перемещение и удаление фрагментов текста, поиск и замена, проверка правописания и автозамена, сохранение исправлений. Параметры страниц. Выделение изменений

Приложения MS Word, Open Office.org Write Учебник стр.54-58

Практическая работа

19.

Сохранение и печать документов.

Форматы текстовых файлов. Вставка в документ ссылок, загововков и оглавления. Параметры печати. Печать документа 

Приложения MS Word, OO.org Write

Учебник стр.59-60

20.

Форматирование документа. Практическая работа 2.3  «Форматирование символов и абзацев»

Планирование работы над текстом. Шрифт, размер, начертание и цвет символов. Выравнивание, отступы и  интервалы, абзацы

Приложения MS Word

Учебник стр.61-63

Практическая работа

21.

Создание и форматирование списков. Практическая работа 2.4   «Создание и форматирование списков»

Назначение и применение нумерованных, маркированных и многоуровневых списков. Включение в текст списков

Приложения MS Word, Open Office.org Write

Учебник стр.64-66

Практическая работа

22.

Таблицы. Практическая работа 2.5   «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»

Элементы таблицы. Операции редактирования и форматирования таблицы. Вставка в текст изображений

Приложения MS Word, Open Office.org Write Учебник стр.67-69

Практическая работа

23.

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа 2.6   «Перевод текста с помощью компьютерного словаря»

Возможности, аппаратное обеспечение и ПО компьютерных словарей и систем машинного перевода текстов. Проверка правописания, словари

Сервисы Интернета

Учебник стр.70

Практическая работа

24.

Системы оптического распознавания документов. Практическая работа 2.7 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»

Возможности, аппаратное обеспечение и ПО системы оптического распознавания документов. Этапы распознавания текстовых документов. Проверка правописания, словари.

Учебник стр.71-74

Практическая работа

Раздел III. Кодирование и обработка числовой информации – 10 часов

25.

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Практическая работа 3.1  «Перевод чисел в СС с помощью программного калькулятора»

Двоичное кодирование чисел в компьютере. Правила перевода целых чисел в СС с помощью программного калькулятора

Приложение «Калькулятор»

Учебник стр.75-79

Практическая работа

26.

Арифметические операции в позиционных  системах счисления.

Арифметические операции в позиционных  СС.

Приложение «Калькулятор»

Учебник стр.80-84

Тест

27.

Электронные таблицы (ЭТ). Таблица как средство моделирования

Объекты ЭТ: столбец, строка, ячейка, диапазон. Обозначение и  операции над объектами. Типы данных: число, текст, формулы.

ЭТ MS Excel, OO Calc

Учебник стр.85-88

28.

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа 3.2 « Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в ЭТ».

Преобразование и суммирование значений ячеек в заданном диапазоне. Изменение формата данных в ячейках.

ЭТ MS Excel, OO Calc

Учебник стр.89-90

Практическая работа

29.

Встроенные функции. Практическая работа 3.3 «Ввод математических формул  в ЭТ и вычисление по ним, представление формульной зависисмости на графике».

Назначение мастера функций. Категории функций.

ЭТ MS Excel, OO Calc

Учебник стр.91-93

Практическая работа

30.

Построение диаграмм и графиков. Практическая работа 3.4 Построение диаграмм различных типов»

Типы диаграмм. Диапазон исходных данных. Элементы области диаграммы. Ввод данных в готовую таблицу, их изменение и переход к графическому представлению

ЭТ MS Excel, OO Calc

Учебник стр.94-96

Практическая работа

31.

Базы данных в электронных таблицах. 

Понятие БД. Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей.

ЭТ MS Excel, OO Calc

Учебник стр.97-100

Опрос

32.

Базы данных «Записная книжка».

Создание записей в базе данных

ЭТ MS Excel, OO Calc

Проект

33.

Сортировка и поиск данных в ЭТ. Практическая сработа 3.5«Сортировка и поиск данных в ЭТ»

Сортировка данных в столбцах ЭТ. Сортировка записей в ЭТ. Поиск данных в готовой базе данных.. Операции сравнения.

ЭТ MS Excel, OO Calc

Учебник стр.101-103

Практическая работа

34.

Контроль знаний по теме «Кодирование и обработка числовой информации»

Кодирование и обработка числовой информации в электронных таблицах

Индивидуальные задания

Тест

Раздел IV.  Основы алгоритмизации и  программирования – 20 часов

35.

Понятие и свойства алгоритмов. Исполнители

Определение, свойства, исполнитель, система команд. Способы записи алгоритмов.

Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами

Презентация ,

Учебник стр.105-108

Тест

36.

Выполнение алгоритмов компьютером

Формальность, история развития языков программирования

Учебник стр.109-112

Сообщение

37.

Основы алгоритмического  и объектно-ориентированного  программирования. Практическая работа 4.1 «Знакомство с системами объектно-ориентированного  программирования»

Интерпретатор, компилятор, объекты: свойства и методы. Графический интерфейс проекта. Событийные процедуры. Конструктор форм

Презентация , системы программирования

Учебник стр.113-118

Опрос

38.

Переменные: тип, имя, значение. Практическая работа 4.2 Проект «Переменные»

Переменные: имя, тип, значение. Объявление переменных. Логические значения, операции и выражения

Презентация Учебник стр.119-122

Проект, тест

39.

Арифметические выражения. Практическая работа 4.3 Проект «Калькулятор» 

Элементы и состав  арифметических выражений

Обрабатываемые объекты: числа

Презентация

Учебник стр.123

Тест

40.

Строковые выражения. Практическая работа 4.4 Проект «Строковый калькулятор» 

Операция конкатенация или сложение строк. Обрабатываемые объекты: цепочки символов

Презентация

Учебник стр.

123

41.

Математические и строковые  функции . Линейная алгоритмическая конструкция

Калькуляторы, операции вырезки, замены.

Презентация

Учебник стр.123

Проект

42.

Функции даты и времени. Практическая работа 4.5 Проект «Даты и время»

Установка различных форматов

Обрабатываемые объекты: числа

Проект «Часы»

Учебник стр.124

Проект

43.

Алгоритмические конструкции: «следование», «ветвление», «выбор». Практическая работа 4.7 Проект «Отметка» 

Задачи с выбором условия

Обрабатываемые объекты: числа

Презентация , Проект «Тест»

Проект

44.

Ветвления в алгоритмах.

Задачи с выбором условия

Обрабатываемые объекты: списки и деревья, графы

Проект «Выбор цвета»

Проект

45.

Алгоритмическая структура «цикл» со счетчиком. Практическая работа 4.6 Проект «Сравнение кодов символов»

Вычислительные задачи с использование циклов

Обрабатываемые объекты: цепочки символов

 Сборник задач

Проект «Коды символов»

Тестирование

46.

Построение блок-схем с помощью конструктора

Построение блок-схем и разработка программ без компьютера

Конструктор блок-схем

47.

Алгоритмическая структура «цикл» с условием. Практическая работа 4.9 Проект «Слово-перевертыш»

Вычислительные задачи с использование циклов.

Обрабатываемые объекты: цепочки символов

 Сборник задач

Опрос

48.

Сочетание оператора цикла и условного оператора.

Задачи обработки символьных величин с использование циклов

Обрабатываемые объекты: цепочки символов

проект «Текстовый редактор»

Проект

49.

Графические возможности языка программирования бейсик.  Практическая работа 4.10 Проект «Графический редактор»

Область рисования. Перо. Кисть. Графические методы.  Цвет.

памятка «Оператор DRAW»

Листинги программ

50.

Графические возможности языка программирования бейсик.  Практическая работа 4.11 Проект «Система координат»

Система координат. Операторы графики

Демон ролики

Проект

51.

Анимация в языке программирования.

Иллюзия движения на экране. Изменение координат

Карточки

Проект

52.

Анимация в языке программирования.

Иллюзия движения на экране. Изменение координат. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм

Карточки

Практическая работа

53.

Разработка проектов

По выбору обучающихся

Карточки

54.

Контроль знаний по теме «Основы алгоритмизации и  программирования»

Базовые структуры, основные конструкции языка программирования

Контрольная работа

Раздел V. Моделирование и формализация – 8 часов

55.-56

Моделирование, формализация, визуализация.

Описательные информационные модели

Модель, материальные и информационные модели. Знаковые и табличные модели

Генеалогическое дерево, формализация и визуализация моделей. Чертежи. Двухмерная и трехмерная графика.

Презентация , таблица Менделеева

ЦОР «Живая родословная», ЦОР на сайте Учебник стр.138-152

Опрос, тест

Практическая работа

57.

Основные этапы разработки и исследования моделей   

Описательная, формализованная, компьютерная модель. Компьютерный эксперимент. Использование стандартных графических объектов  конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов 

Презентация

Учебник

стр.152-154

Практическая работа

58.

Приближенное решение уравнений. Практическая работа 5.2

Простейшие управляемые компьютерные модели.

Применение  в математике. Диаграммы.

Проект в

Проект

«Поиск решений»

59.

Построение физических и биологических моделей.

Простейшие управляемые компьютерные модели.

Применение  в физике и биологии. Диаграммы и карты

Проект

Учебник стр.155-160

Проект

60.

Построение биологических моделей.  Практическая работа 5.3 «Экспертные системы распознавания химических веществ»

Простейшие управляемые компьютерные модели.

Применение ЭТ в экспертных системах

Проект

Проект «Биоритмы»

61.

Информационные модели управления объектами. Практическая работа 5.4 «Модели систем управления»

Простейшие управляемые компьютерные модели.

Применение ЭТ в экономике и управлении. Карты

Проект

Учебник стр.161-163

Тест

62.

Контроль знаний по теме «Моделированиеи формализация»

Моделирование и формализация

Карточки, тест

тест

Раздел VI. Информатизация общества – 3 часа

63.

Информационное общество

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Индустриальное общество. Производство компьютеров. Компьютерные сети. Занятость населения в информационной сфере.

Презентация Учебник стр.165-169

Тест

64.

Информационная культура

Знание и соблюдение юридических и этических норм и правил. 

Презентация Учебник стр.169-171

Дискуссия, презентация

65.

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

Электронная подпись. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Личная информация, информационная безопасность.  Типы защиты информации.

Ресурсы Интернета

Учебник стр.171-173

Таблица

Раздел VI. Повторение, резерв времени – 3 часа

66.-67

Разработка проектов

Проектная среда по выбору учащихся

Практические работы, Итоговое тестирование

68

Итоговый контроль знаний

Все разделы

Компьютерный тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа7 класс Starlight

к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...